Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 12:01, курсовая работа
Для достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- определена роль и значение ассортиментной политики в повышении эффективности работы организации;
- изучено ситуационное положение Речицкого райпо на рынке, проведена оценка сильных и слабых позиций на рынке;
-проведен анализ ассортимента Речицкого райпо и методов его формирования
-определены основные направления совершенствования ассортиментной политики райпо.
Введение 3
1. Роль и значение ассортиментной политики в повышении эффективности работы организации 6
2. Ситуационное положение Речицкого райпо на рынке, оценка сильных и слабых позиций на рынке 17
3. Анализ ассортимента Речицкого райпо и методов его формирования 26
4. Основные направления совершенствования ассортиментной политики Речицкого райпо 40
Заключение 51
Список использованной литературы 54
Приложения 57
Таким
образом, формирование ассортимента —
деятельность по составлению набора товаров,
позволяющего удовлетворить реальные
и прогнозируемые потребности, а также
достигнуть целей, определенных руководством
торговой организации. Формирование ассортимента
не может быть абстрагировано от конкретной
торговой организации и должно базироваться
на заранее выбранных целях и задачах,
обусловливающих направления развития
ассортимента. Это определяет ассортиментную
политику организации. Ассортиментная
политика является одним из основных элементов
маркетинговой деятельности торговых
организаций. Большая доля успеха в конкурентной
борьбе принадлежит именно правильно
подобранному торговому ассортименту.
2. Ситуационное положение Речицкого райпо на рынке, оценка сильных и слабых позиций на рынке
Речицкий районный союз потребительских обществ создан в 1920 году. В результате реорганизации системы с 01.01.1996 года он преобразован в районное потребительское общество (райпо). Общество является правопреемником всех потребительских обществ и их союзов, действующих на территории Речицкого района с 1920 года. Речицкое райпо входит в состав Гомельского областного союза (Облпотребсоюз) и республиканского потребительского союза (Белкоопсоюз). Высшим органом управления райпо является собрание уполномоченных пайщиков. Исполнительным органом является правление райпо.
Главной целью Речицкого райпо является получение прибыли в результате осуществления хозяйственной деятельности для удовлетворения социальных, экономических и культурных интересов членов потребительского общества. Речицкое райпо объединяет в себе следующие отрасли: торговля, общественное питание, заготовки, транспорт, производство. Рассмотрим основные показатели хозяйственно-финансовой деятельности Речицкого райпо за последние три года.
Таблица 2.1
Основные показатели хозяйственной деятельности Речицкого райпо по основному виду деятельности – торговля за 2005-2007 гг.
Показатели | Годы | Темп
роста (%)
Отклонение +,- | |||
2005 | 2006 | 2007 | 2006 г. к 2005 г. | 2007 г. к 2005 г. | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. Розничный товарооборот, млн.р. | |||||
1.1. В действующих ценах | 25727 | 31738 | 39384 | 123,4 | 153,1 |
1.2. В сопоставимых ценах | 25727 | 29773 | 32958 | 115,7 | 128,1 |
2. Оборот общепита, млн.р. | |||||
2.1. В действующих ценах | 5977 | 6945 | 8226 | 116,2 | 137,6 |
2.2. В сопоставимых ценах | 5977 | 6515 | 6884 | 109,0 | 115,2 |
3. Заготовительный оборот, млн.р. | |||||
3.1. В действующих ценах | 2815 | 2185 | 3461 | 77,6 | 122,9 |
3.2. В сопоставимых ценах | 2815 | 2050 | 2896 | 72,8 | 102,9 |
Продолжение табл.2.1
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
4.
Валовые доходы от |
4680 | 5728 | 7075 | 122,4 | 151,2 |
5. Валовые расходы на реализацию, млн.р | 5472 | 8259 | 10121 | 150,9 | 185,0 |
6. Прибыль (убыток) от реализации, млн.р | 371 | 564 | 432 | 152,0 | 116,4 |
7.1 торговли | 124 | 117 | 337 | 94,4 | 271,8 |
7.2. общепита | 75 | 52 | 21 | 69,3 | 28,0 |
7.3 заготовок | 29 | 31 | 45 | 106,9 | 155,2 |
8. Рентабельность, %: | |||||
итоговая | 7,93 | 9,85 | 6,11 | 1,92 | -1,82 |
торговли | 0,48 | 0,37 | 0,86 | -0,11 | 0,37 |
общепита | 1,25 | 0,75 | 0,26 | -0,51 | -1,00 |
заготовок | 1,03 | 1,42 | 1,30 | 0,39 | 0,27 |
По данным Министерства статистики, индексы потребительских цен составили: в 2006 году 106,6%, в 2007 году 112,1%. Как видно из данных табл. 2.1 в Речицком райпо за последние три года наметилась тенденция роста основных показателей хозяйственной деятельности. Розничный товарооборот в 2006 году по сравнению с 2005 годом увеличился на 23,4%, а в 2007 году по сравнению с 2005 годом – на 28,1%. В сопоставимых ценах по сравнению с 2005 годом в 2006 году розничный товарооборот возрос на 15,7%, а в 2007 году на 28,1% соответственно. Увеличение произошло и с оборотом по общепиту и в заготовках. Валовые доходы от хозяйственной деятельности также увеличились на 51,2% в 2007 году по сравнению с 2005 годом. Далее проведём SWOT-АНАЛИЗ по Речицкого райпо, который позволит выявить его сильные и слабые стороны. Сначала проведём анализ возможностей и угроз со стороны поставщика. Данные представлены в табл. 2.2.
Таблица 2.2
Возможности и угрозы со стороны поставщиков
Возможности | Угрозы |
1.
Стабильные надежные отношения
с поставщиками.
2. Установление
контактов с новыми |
1. Сокращение
зарубежных поставщиков.
2. Невыгодные условия поставки. |
Из данных табл.2.2 можно сделать вывод, что Речицкое райпо имеет стабильные налаженные отношения с поставщиками. Политика, проводимая в райпо по отношению к поставщикам, состоит в том, чтобы как можно более полно удовлетворить требования клиентов. К постоянным поставщикам Речицкое райпо проявляет внимательное отношение и индивидуальный подход. Райпо наряду со стремлением сохранить благоприятные отношения с существующими поставщиками осуществляет поиск новых. Далее оценим возможности и угрозы со стороны конкурентов. Данные представлены в табл. 2.3.
Таблица 2.3
Возможности и угрозы со стороны конкурентов
Возможности | Угрозы |
1. Лидерство в конкуренции по основным группам товаров. | 1. Со стороны частных и зарубежных организаций. |
2. Лидерство в конкуренции по обслуживанию сельской местности и малых населённых пунктов. | 2. Со стороны товаров-заменителей. |
Основную угрозу для Речицкого райпо представляют отечественные организации, предлагающие более дешевые товары и широкий ассортимент товаров. Поэтому в райпо необходимо проводить постоянный анализ основных конкурентов и тенденций развития отрасли. Немаловажное значение в условиях конкуренции принадлежит изучению потребителей и их лояльности к Речицкому райпо и их товарам и услугам. Потребитель независим в своем выборе, однако можно повлиять на его мотивацию и поведение, если предлагаемое изделие (услуга) рассчитаны на удовлетворение нужд и ожиданий потребителя. Нужды потребителя реальны, и предложение действительно полезных товаров принесет прибыль. Полученная потребителем выгода способствует получению экономического эффекта организацией на рынке. Основным фактором, на котором необходимо сконцентрироваться райпо, является потребности потребителя. Задача состоит в том, чтобы выявить потребности и удовлетворить их лучше, чем конкуренты.
Оценим возможности и угрозы со стороны потребителей. Данные представлены в табл. 2.4.
Таблица 2.4
Возможности и угрозы со стороны потребителей
Возможности | Угрозы |
1.
Установление долговременных отношений
с потребителями за счет индивидуального
подхода.
2. Поиск новых поставщиков. 3. Наличие постоянных рынков сбыта. |
1. Снижение спроса
на товары.
2. Изменение потребностей. 3. Появление товаров-заменителей. |
Следует отметить, что Речицкое райпо имеет постоянные рынки сбыта товаров. Райпо стремится сохранить своих постоянных потребителей за счет предоставления привлекательных условий покупки и поставки своих товаров. Отношения с потребителями можно охарактеризовать, как возможности Речицкого райпо.
Далее проведём анализ контактных аудиторий Речицкого райпо. Среди них важное место занимают отношения с финансовыми кругами. Речицкое райпо тесно сотрудничает с таким банками, как ОАО «Белагропромбанк» и АСБ «Беларусбанк», которые предоставляют ему возможность получения кредита. В райпо отсутствуют связи с общественностью, так как их создание и развитие требует значительных финансовых средств.
Внутренние
контактные аудитории. Собственные сотрудники
также способны оказывать огромное воздействие
на деятельность РЕчицкого райпо, причем
это воздействие не всегда положительное.
В организации существует профком, который
отстаивает интересы работников. Возможности
и угрозы со стороны контактных аудиторий
представлены в табл. 2.5.
Таблица 2.5
Возможности и угрозы со стороны контактных аудиторий
Возможности | Угрозы |
Государственная
поддержка.
2.Развитие позитивного имиджа. |
1. Отсутствуют связи с общественностью. |
Контактные аудитории практически не влияют на деятельность Речицкого райпо. Райпо имеет поддержку со стороны государства, что можно выгодно использовать в развитии позитивного имиджа в глазах общественности. В Речицком райпо слабо развиты связи с общественностью, что является отрицательным фактором. Следовательно, райпо необходимо развивать систему PR.
Организация постоянно ощущает влияние на себе не только факторов микросреды, но и факторов макросреды. Возможности и угрозы со стороны макросреды представлены в табл. 2.6.
Таблица 2.6
Возможности и угрозы со стороны макросреды
Возможности | Угрозы |
1. Развитие
отрасли торговли, расширение емкости
рынка.
2. Увеличение потенциальных покупателей, в т.ч. зарубежных. Появление новых источников денежных средств. 4. Развитие рынков сбыта продукции, поиск новых поставщиков. 5.Расширение ассортимента, диверсификация. 6. Применение различных достижений НТП. |
1. Повышение
штрафов и выплат за нарушение
норм охраны окружающей среды,
техники безопасности.
2. Угроза повышения цен на услуги, товары. 3. Зависимость от поставщиков. 4. Ужесточение конкуренции. |