Маркетинг в спорте

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 20:49, курсовая работа

Описание работы

«Физическая культура» и «спорт» рассматриваются в настоящей работе, во-первых, в широком смысле, как способ бытия человека в качестве социального существа, как система не генетически наследуемого социального опыта. С этой точки зрения физическая культура и спорт образуют материальную и духовную среду, способствующую физическому и духовному формированию и совершенствованию человека. Во-вторых, в социальном плане, как конкретная сфера жизни общества (сфера физической культуры и спорта), включающая в себя физкультурно-оздоровительную, учебно-тренировочную, соревновательную и другого рода деятельность, развлечения, досуг, а также деятельность, их обеспечивающую (финансирование, право, управление, развитие материально-технической базы, коммуникация, научно-исследовательская работа, подготовка и переподготовка кадров и т.п.).

Работа содержит 1 файл

работа.docx

— 184.75 Кб (Скачать)

Характеристики и типы услуг физической культуры и спорта.

Можно выделить множество критериев классификации, на основе которых формируется большой  массив типологических рядов услуг физической культуры и спорта.

Степень материальности. Услуги физической культуры и спорта могут быть материальными, например услуги торговли и проката спортивного инвентаря, но большинство услуг этой сферы относятся к категории нематериальных. Их результатом может быть как приобретение клиентом знаний, умений и навыков в новом для пего виде двигательной активности, так и повышение квалификации в «своем» виде спорта.

Стоимостные характеристики. По всех случаях услуги физической культуры и спорта подразделяются на платные — оплачи

ваемые  населением, предприятиями, учреждениями и организациями; формально бесплатные для клиента — оплачиваемые из государственного (федерального, регионального муниципального) бюджета, государственных внебюджетных фондов, негосударственных источников финансирования (благотворительных пожертвований и взносов предприятий, общественных организаций и частных лиц) и др.; частично оплачиваемые клиентом (примером может служить льготное приобретение услугфизической культуры и спорта отдельными категориями населения, например пенсионерами, учащимися и др.).

Услуги  физической культуры и спорта можно  также классифицировать по параметрам их качества.

Уровень качества услуги может быть оценен по предоставляемым документам. В этом случае выделяют услуги, имеющие один из перечисленных уровней качества, а именно [91]: международно признанный, высший отечественный, стандартный государственный, признанный отдельными структурами, предусмотренный уставом или договором, соответствующий требованиям деятельности или конкретного заказчика.

Критерием классификации может являться наличие сертификата качества. Услуги физической культуры и спорта могут быть сертифицированными и несертифицированными.

Услуги  физической культуры и спорта различаются по степени соответствия их уровня качества ожиданиям и конкретным потребностям клиентов. Это могут быть услуги, обладающие высоким, выше среднего, средним, нижесреднего и неприемлемым уровнем качества.

Услуги  физической культуры и спорта могут быть классифицированы по ассортиментным признакам. В основе данной классификации лежат, с одной стороны, такие параметры ассортимента, как широта, глубина и степень соответствия запросам потребителей, с другой стороны, базой для сравнения является схожесть целевой направленности, содержание и характер функционирования услуг.

По  целевой направленности (в зависимости  от характера проблем клиента) может быть сформировано большое количество разнообразных групп услуг физической культуры и спорта. Так, например, можно выделить услуги, преимущественно направленные па обучение двигательным действиям, воспитание физических способностей, оптимизацию режима двигательной активности, укрепление здоровья, формирование (изящной - у женщин, атлетической — у мужчин) фигуры, организацию активного отдыха и многое другое, а также способствующие облегчению потребления и повышению ценности основной услуги (сюда относятся в основном сопутствующие и дополнительные услуги).

Широта  ассортимента услуг физической культуры и спорта формируется прежде всего за счет различий в их содержании: по принадлежности к той или иной отрасли услуг; по направлению физической культуры: по профилю подготовки (виду спорта).

По  принадлежности к отрасли услуг различают, например, услуги образования, здравоохранения, коммуникативно-информационные и социально-бытовые услуги, услуги шоу-бизнеса, спортивного страхования и др.

По направлению физической культуры и спорта выделяют услуги общеподготовителыного (базовой и фоновой физической культуры) и специализированного направления физической культуры (услуги профессионально-прикладной, оздоровительно-реабилитационной физической культуры к услуги спорта).

По  профилю подготовки (виду спорта) можно привести ряд классификаций. Например, существуют жесткие, формально закрепленные классификации услуг:

  • непосредственно по видам спорта — баскетбол, синхронное плавание, хоккей на траве и др.;
  • по признаку сезонности — услуги зимних (лыжные гонки, конькобежный спорт и др.) и летних (плавание, гимнастика, велоспорт и др.) видов спорта;
  • по критерию включенности в программу Олимпийских игр -услуги олимпийских (бокс, тяжелая атлетика и др.) и неолимпийских (спортивные танцы, минифутбол и др.) видов спорта; и т.п.

Этот  список не исчерпывается приведенными примерами, поскольку в теории физической культуры приняты и другие классификации видов спорта, в основе которых лежат особенности выполняемых двигательных действий.

Глубина ассортимента услуг физической культуры и спорта может быть оценена, например, по уровню предполагаемых спортивных достижений: базовый спорт — предварительная подготовка (подготовка к обучению, первые шаги в освоении основ техники и тактики); базовый спорт - начальная подготовка; спорт высших достижений (начальная спортивная специализация, уг-

лубленная спортивная подготовка, спортивное совершенствование, высшее спортивное мастерство).

По степени соответствия ассортимента запросам потребителей производится предоставление услуг физической культуры и спорта по конкретным (в том числе индивидуальным) заказам; разработка и предоставление услуг по специализированным, целевым программам, адаптированным к требованиям конкретных групп потребителей (заказчиков); предоставление типовых услуг.

По содержанию можно выделить услуги однородного (одно-предметного) (урок плавания, сеанс спортивного массажа, консультация тренера-преподавателя и т.п.) и комбинированного содержания (например, применение спортивных игр во вводной, спортивного плавания в основной и посещение сауны в заключительной части занятия).

Можно выделить такой критерий, как форма оказания услуг. Здесь традиционно выделяют урочные и неурочные, организованные и самостоятельные, регулярные и эпизодические, индивидуальные, групповые и массовые формы оказания и потребления услуг физической культуры и спорта.

Наиболее  важным, на наш взгляд, педагогическим критерием классификации рассматриваемых  услуг по ассортиментному признаку является наличие или отсутствие выполнения физических упражнений.

В этом случае услуги физической культуры и  спорта могут подразделяться на связанные  и не связанные с выполнением  физических упражнений.

К услугам, связанным с выполнением физических упражнений, относятся физкультурно-спортивные услуги. К основным видам физкультурно-спортивных услуг обычно причисляют организованные формы занятий физическими упражнениями и видами спорта с различными целями (например, повышение уровня физической подготовленности, приобретение или повышение объема специальных знаний, двигательных умений и навыков, технико-тактнческое совершенствование визбранном виде спорта, активный отдых и др.). Физкультурно-спортивные услуги составляют основной массив услуг физической культуры и спорта и. как никакие другие услуги данной сферы, способствуют физическому, духовному, социальному преобразованию человека, совершенствованию его физических, интеллектуальных, нравственных, волевых и других качеств.

К категории услуг физической культуры и спорта, не связанных с выполнением физических упражнений, относятся сопутствующие и дополнительные услуги.

Среди сопутствующих услуг в сфере  физической культуры и спорта можно  выделить: оздоровительные (пользование  банями, саунами, спортивный массаж и  т.п.), интеллектуальные (методические, консультационные, информационные и др.), социально-бытовые (торговля и прокат предметов спортивных экипировки и инвентаря, товаров для отдыха и др.) услуги; услуги аренды физкультурно-спортивных сооружений (спортивных залов, кортов, плавательных дорожек и т.п.) и помещений спортивной базы; зрелищные услуги (организация и проведение спортивных соревнований, спортивных шоу и т.п.); обеспечение безопасности занятий - присутствие дежурного инструктора и спасателей (обычно — в бассейне); услуги спортивного страхования; и др.

В сфере  физической культуры и спорта реализуются  такие варианты дополнительных услуг (т.е. услуг, не связанных с основным заказом), как анамнез; различные виды тестирования; медицинские, консультационные, информационные услуги; обеспечение безопасности (услуги охранных агентств); социально-бытовое обслуживание (сеть кафе, столовых, предоставление камеры хранения особо ценных вещей, услуги охраняемой автостоянки, присмотр за детьми и т.п.); сдача в аренду помещений спортивной базы, и др.

Ассортимент услуг физической культуры и спорта, связанных с выполнением физических упражнений, во многом определяется параметрами избранного педагогического процесса, На этой основе может быть сформировано бесконечно большое количество типологических рядов услуг физической культуры и спорта.

По  основным методическим направлениям оказания услуг физической культуры и спорта выделяют строгую регламентацию физических упражнений, использование упражнений в игровой форме, применение упражнений в соревновательной форме.

Базой для классификации основного  массива услуг физической культуры и спорта могут служить параметры и сочетания нагрузок и отдыха при выполнении физических упражнений. При этом внешние нагрузки могут быть стандартными и переменными (прогрессирующими, убывающими, варьирующими), непрерывными и интервальными и др. Виды отдыха между нагрузками бывают полными и неполными, активными и пассивными, и др. По интенсивности нагрузки различают услуги физической культуры и спорта, предусматривающие выполнение физических упражнений максимальной, субмаксималыной, большой и умеренной мощности.

Услуги  физической культуры и спорта могут  подразделяться на группы по признаку их преимущественной направленности на развитие отдельных двигательных способностей. Это могут быть услуги, подразумевающие выполнение физических упражнений силовой, скоростно-силовой, скоростной направленности, а также на выносливость, гибкость, координацию, точность, равновесие, расслабление и др.

По  структурному признаку выполняемых  упражнений можно выделить услуги видов  спорта с ациклической (прыжки в  воду и на батуте, лыжный фристайл и  др.), циклической (плавание, лыжные гонки  и др.) и смешанной (некоторые виды легкой атлетики (прыжки и метания с разбега), гимнастические упражнения и др.) структурой движений.

Безусловно, предложенный перечень далеко не полон, однако, для того чтобы привести хотя бы основные критерии классификации услуг физической культуры и спорта, базирующиеся на параметрах избранного педагогического процесса, нам придется описать все стороны теории физической культуры и виды деятельности, связанные с выполнением разнообразнейших физических упражнений, изложить основные требования к построению, содержанию, методам и организации процессов развития физических способностей, обучения двигательным действиям и тренировки в избранном виде спорта. Но мы не ставим перед собой такой задачи, поскольку не имеет смысла дублировать в настоящей работе весь перечень идей и основных положений, составляющих «золотой фонд» науки о физической культуре и спорте и изложенных в учебниках, учебных пособиях и статьях, опубликованных в разные годы.

В качестве заключения к данному разделу  отметим, что услуги физической культуры и спорта представляют собой сложные  многоаспектные объекты маркетинговой деятельности, которые могут быть описаны по широчайшему спектру критериев, основными из которых, безусловно, являются группы социальных, экономических и педагогических критериев классификации.

 

 

 

 

 

1.3 Проблемное  содержание и особенности маркетинговой  деятельности в сфере услуг  физической культуры и спорта.

 

Проблемное содержание маркетинговой  деятельности предприятий, учреждений и организаций сферы услуг физической культуры и спорта может быть охарактеризовано посредством ответов на следующие традиционные для маркетинга услуг вопросы . На какою клиента ориентироваться, кто составит контингент потребителей? Какие услуги производить и предлагать на рынке? Какого качества? Сколько? Кто будет их оказывать? Где? Когда? По какой цене и па каких условиях?

Адаптируя эти вопросы к сфере услуг  физической культуры и спорта, можно  выделить следующие основные проблемы маркетинговой деятельности предприятий и организаций физкультурно-спортивной направленности:

  1. параметры спроса, характеристики и приоритеты в отношении потенциальных и реальных потребителей:
  2. разнообразие ассортимента оказываемых услуг (но типам основных, сопутствующих и дополнительных услуг; по ширине, полноте, глубине, степени соответствия запросам потребителей; параметрам избранного педагогического процесса; и др.);
  3. уровень и параметры качества оказываемых услуг;
  4. педагогические технологии (реализуемые программы, методы, формы, средства, методики, методические приемы обучении и тренировки, включая методы и формы контроля и оценки и т.п.), применяемые в рамках физкультурно-массовой и учебно-спортивной работы;
  5. объем (в том числе длительность) и режимы (начало оказания, степень регулярности, график) оказания услуг;
  6. место оказания услуг (тин предприятия, учреждения, организации, физкультурно-спортивного сооружения, с учетом места его расположения);
  7. цены на услуги, условия и формы оплаты, адаптация цен;
  8. коммуникации: реклама (выбор адресатов, носителей, каналов распространения, содержания, форм и режимов подачи сообщений), организация благоприятного общественного мнения, личные контакты (персональные, телефонные), и др.;
  9. характеристики и приоритеты в отношении персонала, оказывающего услуги физической культуры и спорта.

Информация о работе Маркетинг в спорте