Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 20:49, курсовая работа
«Физическая культура» и «спорт» рассматриваются в настоящей работе, во-первых, в широком смысле, как способ бытия человека в качестве социального существа, как система не генетически наследуемого социального опыта. С этой точки зрения физическая культура и спорт образуют материальную и духовную среду, способствующую физическому и духовному формированию и совершенствованию человека. Во-вторых, в социальном плане, как конкретная сфера жизни общества (сфера физической культуры и спорта), включающая в себя физкультурно-оздоровительную, учебно-тренировочную, соревновательную и другого рода деятельность, развлечения, досуг, а также деятельность, их обеспечивающую (финансирование, право, управление, развитие материально-технической базы, коммуникация, научно-исследовательская работа, подготовка и переподготовка кадров и т.п.).
1. Концепция маркетинга в сфере физической культуры и спорта.
1.1 Рынок услуг физической культуры и спорта и его особенности.
«Физическая культура» и «спорт» рассматриваются в настоящей работе, во-первых, в широком смысле, как способ бытия человека в качестве социального существа, как система не генетически наследуемого социального опыта. С этой точки зрения физическая культура и спорт образуют материальную и духовную среду, способствующую физическому и духовному формированию и совершенствованию человека. Во-вторых, в социальном плане, как конкретная сфера жизни общества (сфера физической культуры и спорта), включающая в себя физкультурно-оздоровительную, учебно-тренировочную, соревновательную и другого рода деятельность, развлечения, досуг, а также деятельность, их обеспечивающую (финансирование, право, управление, развитие материально-технической базы, коммуникация, научно-исследовательская работа, подготовка и переподготовка кадров и т.п.). И, в-третьих, с экономической точки зрения, как отрасль непроизводственной сферы, вид общественно полезной деятельности по оказанию населению различного рода услуг. Эта деятельность осуществляется предприятиями, учреждениями, организациями различных форм собственности и ведомственной принадлежности, а также частными лицами.
Услуги
отрасли «физическая культура и
спорт» (условимся в дальнейшем называть
их услугами физической культуры и
спорта) обладают рядом отличительных характерис
Услуги нематериальны, неосязаемы до момента их приобретения. Покупатель услуги вынужден верить продавцу «на слово». Кроме того, потребитель после приобретения, например, зрелищных, образовательных или консультационных услуг располагает знаниями, впечатлениями, ощущениями, но не имеет вещественных доказательств покупки.
Чтобы убедить клиента
Физическая культура и спорт, являясь отраслью непроизводственной (социальной) сферы или сферы услуг, вносят свой весомый вклад в развитие современного общества.
Все выше перечисленное доказывает, что физическая культура и спорт в социальном плане представляют собой чрезвычайно мощный системообразующий фактор консолидации и развития общества как в национальном, так и в межнациональном масштабах.
Рынок услуг физической культуры и спорта обладает рядом особенностей. Основные их них таковы,
Специфика
рынка отрасли «физическая
• Следующая особенность рынка обусловлена тем, что сфера физической культуры и спорта — область преимущественно некоммерческой (нонпрофитной) деятельности. Деньги в этой сфере появляются преимущественно не на основе коммерции, а на основе привлечения средств заинтересованных доноров: органов власти, ведающих бюджетными средствами, общественных и благотворительных организаций, различных фондов, спонсоров и др.
• В физической культуре и спорте, как в сфере преимущественно некоммерческой деятельности, субъект платежеспособного спроса нередко не совпадает с непосредственным потребителем. Так, типичные потребители услуг в сфере физической культуры и спорта — дети, подростки, учащаяся молодежь. Работа с ними признана в качестве приоритетного направления государственной молодежной политики. Однако в большинстве случаев потребляемые услуги оплачиваются не ими, а частично — родителями, частично — за счет бюджетных средств, средств благотворительных фондов, заинтересованных спонсоров и т.п. Таким образом, очевидно, что в сфере физической культуры и спорта действуют как минимум два рынка: рынок потребителей и рынок доноров. При этом не всегда можно с уверенностью утверждать, какой из этих рынков первичен. В ряде случаев вначале определяются виды работ с потребителями, затем ищутся доноры для поддержки этих работ; нередки также ситуации, когда потребители подбираются для обеспечения интересов доноров, изъявивших желание оплатить определенные виды работ с потребителями.
•Физическая культура и спорт наряду с такими отраслями социальной сферы, как здравоохранение, образование, социальное и пенсионное обеспечение, подвержены активному вмешательству государства в процесс производства и потребления соответствующих услуг.
Основные причины государственного вмешательства:
Во-первых, мировая экономическая история богата примерами, характеризующими попытки обеспечить развитие отраслей социальной сферы исключительно па основе свободного рынка. Итогом таких отношений является ситуация, получившая наименование проблемы «неполного рынка», когда лишь наиболее обеспеченная часть населения имеет достаточный доступ к социально-культурным услугам, а подавляющее большинство лишено такой возможности. Избежать проблемы «неполного рынка» в сфере физической культуры и спорта позволяет государственное регулирование.
Во-вторых, в сфере физической культуры и спорта присутствует значительный нерыночный сектор, в том числе государственные организации и учреждения — детско-юношеские клубы физической подготовки (ДЮКФП), детско-юношеские спортивные и спортивно-технические школы (ДЮСШ, ДЮСТШ, СДЮШОР, СДЮСТШОР, ШВСМ и др.), образовательные учреждения физкультурно-спортивной направленности (техникумы, колледжи, факультеты и вузы физической культуры и т.п.), спортивные клубы, секции и группы, функционирующие на базе предприятий, учреждений различных форм собственности, в различных типах учебных заведений и др. Более того, именно государственные организации и учреждения занимают доминирующее положение в отрасли.
В-третьих, физическая культура и спорт есть сфера производства и потребления социально-культурных услуг, являющихся общественным благом и призванных удовлетворять не только индивидуальные, но и общественные потребности, в первую очередь в оздоровлении нации, национальной безопасности, трудовых ресурсах, качественном досуге, борьбе с социальными пороками и др. Имея основной целью решение важной социальной задачи обеспечения нормальных условий жизнедеятельности отдельных лиц, социальных институтов и общества в целом, государство, регулируя деятельность отрасли «физическая культура и спорт», стремится обеспечить доступность физкультурно-спортивных услуг для всех слоев населения независимо от их доходов.
В-четвертых,государственное вмешательство также обусловлено наличием позитивных внешних эффектов, к которым относятся выгоды, выпадающие на долю отдельных лиц и социальных институтов, непосредственно не участвующих в рыночных сделках по услугам физической культуры и спорта. Например, внешний эффект от деятельности организаций и учреждений физкультурно-спортивной направленности проявляется в сокращении Уровня заболеваемости, увеличении продолжительности жизни и активного периода жизнедеятельности человека, повышении работоспособности, социальной интеграции, перспективном развитии социальных институтов (семьи, школы, здоровья человека, культуры, межличностных и социальных отношений, труда, власти, вооруженных сил, права и др.). Рыночные отношения, сужая поле участников сделок по услугам физической культуры и спорта, нивелируют этот эффект, делая участие государства в проектировании и строительстве рыночных отношений в сфере физической культуры и спорта необходимым.
Государственное
регулирование отрасли «
— государственная собственность на факторы производства;
1.2 Субъекты и объекты маркетинга в сфере физической культуры и спорта.
Основными участниками рыночных, а следовательно, и маркетинговых отношений в сфере физической культуры и спорта являются (рис. 1):
Центральным субъектом маркетинга является личность. Именно личность является единственным конечным потребителем услуг физической культуры и спорта.
Основное отличие личности от остальных потребителей состоит в том, что она приобретает услуги физической культуры и спорта не только и не столько для извлечения материальной и иной выгоды, а лично для себя, для удовлетворения собственных потребностей (в движении, познании, достижениях, общении, совершенствовании своего физического «Я» и др.).
Кроме
того, личность является персонифицированным материальн
Однако функции личности как субъекта маркетинговой деятельности не сводятся к роли «губки» для впитывания перечисленных и иных результатов потребления данных услуг. Личность в состоянии осуществить и осуществляет самостоятельный выбор спортивных дисциплин для своих будущих занятий, уровня достижений в избранном виде двигательной активности, места, форм, объема и режима потребления услуг, не исключая и участие в выборе тренера-преподавателя; в большинстве случаев личность самостоятельно оплачивает покупку услуг. Кроме того, конечный потребитель производит выбор всего комплекса условий для реализации приобретенного потенциала.