Маркетинг в спорте

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 20:49, курсовая работа

Описание работы

«Физическая культура» и «спорт» рассматриваются в настоящей работе, во-первых, в широком смысле, как способ бытия человека в качестве социального существа, как система не генетически наследуемого социального опыта. С этой точки зрения физическая культура и спорт образуют материальную и духовную среду, способствующую физическому и духовному формированию и совершенствованию человека. Во-вторых, в социальном плане, как конкретная сфера жизни общества (сфера физической культуры и спорта), включающая в себя физкультурно-оздоровительную, учебно-тренировочную, соревновательную и другого рода деятельность, развлечения, досуг, а также деятельность, их обеспечивающую (финансирование, право, управление, развитие материально-технической базы, коммуникация, научно-исследовательская работа, подготовка и переподготовка кадров и т.п.).

Работа содержит 1 файл

работа.docx

— 184.75 Кб (Скачать)

На  поле и в процессе реализации этого  личностного выбора встречаются, налаживают свои отношения и функционируют  все остальные субъекты маркетинга услуг физической культуры и спорта. Таким образом, личность, являясь  центральным субъектом маркетинга соответствующих услуг, объединяет вокруг себя асе остальные субъекты рынка.

Несмотря  на свое центральное положение, личность является наименее защищенным и информированным  среди всех субъектов маркетинга. Отсюда — личность конечного потребителя (в том числе и потенциального) услуг физической культуры и спорта должна быть в центре внимания и  маркетинговых усилий (в том числе  коммуникационного и информационного  характера) субъектов предложения, а также обязательным полноправным участником маркетинговой деятельности и совершаемых сделок.

Однако  надо учесть, что большое число  потребителей услуг физической культуры и спорта составляют молодые люди, учащиеся, которые, в силу своего положения, находятся на иждивении семьи. Таким образом, последняя также (пусть косвенно и опосредованно) выступаете качестве субъекта-потребителя услуг физической культуры и спорта.

С точки зрения маркетинга, в функции семьи входит:

  • участие в формировании спроса молодого поколения (в частности, мотивов и стимулов к занятиям физической культурой и спортом) на услуги физкультурно-спортивных предприятий и организаций;
  • самодеятельный анализ рынка услуг физической культуры и спорта (предприятий и организаций, предоставляющих данные услуги, ассортимента, качества, сервиса, объема, режима, мест оказания услуг, цен, персонала, требований к потенциальным и реальным потребителям и др.);
  • выполнение информационно-посреднических функций: ведение переговоров с производителями услуг физической культуры и спорта (включая согласование условий оказания и потребления услуг, размеров к порядка оплаты и др.), информирование физкультурно-спортивных предприятий и организаций о предъявляемом спросе, информирование детей о предъявляемых к ним требованиях со стороны субъектов предложения и др.;
  • установление «своих» требований к качеству услуг физической культуры и спорта с позиции соблюдения интересов ребенка, участие в оценке качества физкультурно-спортивных услуг;
  • участие в формировании цепы на услуги в процессе переговоров с производителями услуг физической культуры и спорта (в том числе возможности получения скидок и льгот);
  • участие в формировании общественно-бытового канала коммуникаций — привлечение соседей, друзей, членов семьи, коллег, их и собственных детей как реальных или потенциальных клиентов предприятий и организаций спортивного профиля;
  • формирование благоприятного общественного мнения о спортивной организации и ее услугах ("public relations");

— оплата предоставляемых услуг.

К числу промежуточных потребителей услуг физической культуры и спорта также относятся фирмы, предприятия, учреждения и организации различных форм собственности и ведомственной принадлежности, включая в этом качестве и органы управления, приобретающие данные услуги для использования в своей деятельности. Чтобы впредь не было разночтений в понимании перечисленных терминов, приведем их определения.

Фирма - хозяйствующий субъект, который производит товары, оказывает услуги с целью удовлетворения общественных потребностей

Под организациями физкультурно-спортивного профиля будем понимать некоммерческие структуры — хозяйствующие субъекты, которые оказывают соответствующие услуги населению, при этом не имеют извлечение прибыли в качестве главной цели своей деятельности и не распределяют прибыль между участниками.

К некоммерческим организациям физкультурно-спортивного  профиля следует, в первую очередь, отнести спортивные клубы, секции, группы, созданные на базе общеобразовательных  школвысших учебных заведений, предприятий различных форм собственности, а также по территориальному принципу.

Основными видами коммерческих предприятий физкультурно-спортивной направленности, получившими распространение в Российской Федерации, являются спортивные клубы профессионального спорта, физкультурно-оздоровительные центры и др.

К числу  некоммерческих организаций следует  относить и учреждения — виды государственных организаций либо аппараты общественных организаций, которые создаются для выполнения определенного рода деятельности и финансируются из бюджета либо за счет средств общественной организации.

Рассмотрим субъекты, формирующие предложение, оказывающие и продающие услуги физической культуры и спорта.

В роли таковых субъектов в первую очередь  выступают спортивные клубы, секции и группы как общественные объединения, которые могут создаваться на предприятиях и в учреждениях самого разного профиля и различных форм собственности, в различных типах учебных заведений (общеобразовательных школах, вузах и др.), а также по территориальному признаку.

К субъектам-производителям услуг физической культуры и спорта относятся также учреждения дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности: детско-юношеские клубы физической подготовки (ДЮКФП), государственные и муниципальные детско-юношеские спортивные, спортивно-технические школы (ДЮСШ, ДЮСТШ), специализированные детско-юношеские спортивные и спортивно-технические школы олимпийского резерва (СДЮШОР, СДЮСТШОР).

В ряду субъектов-производителей услуг физической культуры и спорта можно выделить предпринимательские организации физкультурно-спортивной направленности; коммерческие группы, секции, клубы и др., функционирующие на базе учебных заведений [общеобразовательных школ, кафедр физического воспитания вузов, образовательных (высших и средних) учреждений физической культуры и спорта и др.], учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности (ДЮСШ, СДЮШОР и др.), физкультурно-спортивных сооружений (бассейнов, стадионов, спортивных комплексов и др.) и физкультурно-оздоровительных центров. К ним также могут быть отнесены спортивные клубы профессионального спорта, функционирующие и учрежденные в различных организационно-правовых формах, характерных для коммерческих организаций.

Услуги  физической культуры и спорта предоставляют  также сами физкультурно-спортивные сооружения, осуществляющие физкультурно-спортивную работу с населением как на коммерческой, так и на некоммерческой основе.

Маркетинговые функции предприятий и организаций, оказывающих и продающих услуги физической культуры и спорта населению, весьма обширны. Перечислим лишь основные из них:

1) проведение исследования рынка,  которое подразумевает:

— выявление  реальных и потенциальных потребителей услуг физической культуры и спорта данной организации;

  • выявление характера и конкретных параметров спроса (целевых установок, проблем, требований, запросов и пожеланий) клиентов в отношении услуг физкультурно-спортивных предприятий и организаций;
  • сегментирование рынка реальных и потенциальных потребителей и выбор сегментов рынка, которые предприятие или организация может обслужить лучше всего и на которых сосредоточит свои основные усилия;

 —  изучение конкурентной среды  и возможностей сотрудничества с конкурентами на предмет выполнения их (размещения у них своих) заказов, объединения рекламных усилий, повышения уровня маркетинговой подготовки персонала и др.;

  • изучение существующих и потенциальных каналов продвижения и продаж услуг предприятия или организации (посредников, заказчиков, каналов связи и распространения рекламы и др.) с точки зрения возможности и целесообразности их использования; если необходимо, организация новых каналов сбыта;
  • изучение возможностей привлечения дополнительных бюджетных и внебюджетных средств и др.;

2) разработка  стратегии и планов маркетинговой  деятельности предприятия или организации;

3) формирование и производство адекватного спросу предло- 
жения своих услуг:

  • оказание населению физкультурно-спортивных услуг, соответствующих выявленным параметрам спроса как по содержанию И объему, так и по ассортименту и качеству, а также оказание воздействий, формирующих устойчивый интерес и потребность личности в систематическом потреблении данных услуг;
  • производство и оказание сопутствующих и дополнительных услуг;

4) формирование ценовой политики предприятия или орга- 
низации [формирование цены, адаптация цен к условиям рынка 
(наценки и скидки), учет восприятия рынком ценовых измене- 
ний и воздействий, ценовая борьба с конкурентами и др.];

5) выполнение коммуникационных функций:

  • осуществление рекламной деятельности (выбор адресатов рекламы, носителей, содержания, форм и режимов подачи рекламных сообщений);
  • организация благоприятного общественного мнения («public relations*);

— осуществление личных (телефонных, персональных и др.) контактов с  потенциальными и реальными потребителями  всех типов, а также посредниками, и продажа им своих услуг;

  1. организация и совершенствование продаж и форм оплаты физкультурно-спортивных услуг потребителям, построение каналов сбыта;
  2. поиск посредников по продвижению на рынок и продаже услуг физической культуры и спорта;
  3. участие в заключении и содействие выполнению сделок по услугам физической культуры и спорта;
  4. маркетинговая подготовка персонала для эффективной работы на рынке.

Таковы  основные маркетинговые функции  субъектов предложения услуг физической культуры и спорта. Однако отечественным производителям, длительное время находившимся под контролем и диктатом государственных органов управления, большинство из перечисленных функций не знакомы и не освоены ими на практике.

Отсюда  вытекает вывод о необходимости  поддержки маркетинговых усилий таких организаций, о целесообразности объединения всевозможных сил и средств в этом направлении. Одним из путей выхода из сложившейся ситуации является, по нашему мнению, подготовка в вузах специалистов нового типа — спортивных маркетологов, введение дисциплины «маркетинг в физкультурно-спортивной деятельности» в программу подготовки и переподготовки (в том числе на факультетах повышения квалификации) специалистов по физической культуре и спорту.

Таким образом, высшие учебные заведения, занимающиеся подготовкой физкультурно-спортивных кадров, должны сыграть решающую роль в становлении маркетинга в сфере  физической культуры и спорта, а перед персоналом (в основном, тренерско-преподавательским коллективом) организаций и предприятий Физкультурно-спортивной направленности стоит задача практическойи творческой реализации всего потенциала маркетинга в данной сфере.

Посреднические структуры на рынке услуг физической культуры и спорта пока еще находятся в стадии формирования, они только разворачивают свою маркетинговую активность.

Основные объекты  маркетинговой деятельности в сфере  физической культуры и спорта:

1. Спортивные товары. К спортивным товарам традиционно 
относят спортивную одежду, обувь, оборудование, питание для спортсменов.

 Товарный ассортимент спортивного питания включает четыре ассортиментные группы: минеральные напитки, электролитические напитки, продукты, восполняющие затраты энергии, продукты, поставляющие белки и витамины.

2. Услуги физической культуры и спорта.

3. Спортивные организации, предприятия, учреждения (как уже 
существующие, предлагаемые к продаже, так и проектируемые).

Примером  может служить маркетинг спортивных клубов профессионального спорта (преимущественно по игровым видам спорта) и школ (гимнастическая школа Ольги Корбут, школа фигурного катания Ирины Родниной и др.).

  1. Персоналии. К ним, прежде всего, относятся знаменитости — известные спортсмены и специалисты в области спорта.
  2. Территории. Наиболее ярким примером служит маркетинговая деятельность по завоеванию городом права на проведение крупнейших международных спортивных соревнований, в первую очередь — Олимпийских игр.

Другим  примером является борьба за право  строительства крупнейших спортивных сооружений.

6. Идеи. Маркетинг идей преимущественно преследует цель раз- 
работки, претворения в жизнь и контроля за выполнением про- 
грамм, с помощью которых добиваются восприятия какой-либо 
целевой группой общественной идеи или движения, например 
международной кампании "Спорт для всех".

К идеям  также можно отнести интеллектуальную собственность работников и коллективов физической культуры и спорта — изобретения, патенты, программы, методики обучения и тренировки и др.

Несмотря  на то что маркетинг имеет дело со всеми упомянутыми категориями объектов, физическая культура и спорт более нем наполовину — сфера услуг.

Под услугами в концепции маркетинга понимается огромное разнообразие видов деятельности, работ и занятий.

Услуги — объекты продажи в виде действий, выгод или удовлетворения потребностей.

Услуги  физической культуры и спорта относятся  к категории социально-культурных, поскольку нацелены на удовлетворение духовных, интеллектуальных потребностей и содействуют поддержанию нормальной жизнедеятельности индивида. Потребление социально-культурных услуг способствует физическому и духовному совершенствованию человека, восстановлению и укреплению его здоровья, рациональной организации свободного времени, получению положительных эмоций, социализации и социальной интеграции, самосовершенствованию и самоутверждению личности и т.п.

Информация о работе Маркетинг в спорте