Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 20:49, курсовая работа
«Физическая культура» и «спорт» рассматриваются в настоящей работе, во-первых, в широком смысле, как способ бытия человека в качестве социального существа, как система не генетически наследуемого социального опыта. С этой точки зрения физическая культура и спорт образуют материальную и духовную среду, способствующую физическому и духовному формированию и совершенствованию человека. Во-вторых, в социальном плане, как конкретная сфера жизни общества (сфера физической культуры и спорта), включающая в себя физкультурно-оздоровительную, учебно-тренировочную, соревновательную и другого рода деятельность, развлечения, досуг, а также деятельность, их обеспечивающую (финансирование, право, управление, развитие материально-технической базы, коммуникация, научно-исследовательская работа, подготовка и переподготовка кадров и т.п.).
На поле и в процессе реализации этого личностного выбора встречаются, налаживают свои отношения и функционируют все остальные субъекты маркетинга услуг физической культуры и спорта. Таким образом, личность, являясь центральным субъектом маркетинга соответствующих услуг, объединяет вокруг себя асе остальные субъекты рынка.
Несмотря
на свое центральное положение, личность
является наименее защищенным и информированным
среди всех субъектов маркетинга.
Отсюда — личность конечного потребителя
(в том числе и потенциального)
услуг физической культуры и спорта
должна быть в центре внимания и
маркетинговых усилий (в том числе
коммуникационного и
Однако надо учесть, что большое число потребителей услуг физической культуры и спорта составляют молодые люди, учащиеся, которые, в силу своего положения, находятся на иждивении семьи. Таким образом, последняя также (пусть косвенно и опосредованно) выступаете качестве субъекта-потребителя услуг физической культуры и спорта.
С точки зрения маркетинга, в функции семьи входит:
— оплата предоставляемых услуг.
К числу промежуточных потребителей услуг физической культуры и спорта также относятся фирмы, предприятия, учреждения и организации различных форм собственности и ведомственной принадлежности, включая в этом качестве и органы управления, приобретающие данные услуги для использования в своей деятельности. Чтобы впредь не было разночтений в понимании перечисленных терминов, приведем их определения.
Фирма - хозяйствующий субъект, который производит товары, оказывает услуги с целью удовлетворения общественных потребностей
Под организациями физкультурно-спортивного профиля будем понимать некоммерческие структуры — хозяйствующие субъекты, которые оказывают соответствующие услуги населению, при этом не имеют извлечение прибыли в качестве главной цели своей деятельности и не распределяют прибыль между участниками.
К некоммерческим организациям физкультурно-спортивного профиля следует, в первую очередь, отнести спортивные клубы, секции, группы, созданные на базе общеобразовательных школвысших учебных заведений, предприятий различных форм собственности, а также по территориальному принципу.
Основными
видами коммерческих предприятий физкультурно-
К числу некоммерческих организаций следует относить и учреждения — виды государственных организаций либо аппараты общественных организаций, которые создаются для выполнения определенного рода деятельности и финансируются из бюджета либо за счет средств общественной организации.
Рассмотрим субъекты, формирующие предложение, оказывающие и продающие услуги физической культуры и спорта.
В роли таковых субъектов в первую очередь выступают спортивные клубы, секции и группы как общественные объединения, которые могут создаваться на предприятиях и в учреждениях самого разного профиля и различных форм собственности, в различных типах учебных заведений (общеобразовательных школах, вузах и др.), а также по территориальному признаку.
К субъектам-производителям услуг физической культуры и спорта относятся также учреждения дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности: детско-юношеские клубы физической подготовки (ДЮКФП), государственные и муниципальные детско-юношеские спортивные, спортивно-технические школы (ДЮСШ, ДЮСТШ), специализированные детско-юношеские спортивные и спортивно-технические школы олимпийского резерва (СДЮШОР, СДЮСТШОР).
В ряду субъектов-производителей услуг физической культуры и спорта можно выделить предпринимательские организации физкультурно-спортивной направленности; коммерческие группы, секции, клубы и др., функционирующие на базе учебных заведений [общеобразовательных школ, кафедр физического воспитания вузов, образовательных (высших и средних) учреждений физической культуры и спорта и др.], учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности (ДЮСШ, СДЮШОР и др.), физкультурно-спортивных сооружений (бассейнов, стадионов, спортивных комплексов и др.) и физкультурно-оздоровительных центров. К ним также могут быть отнесены спортивные клубы профессионального спорта, функционирующие и учрежденные в различных организационно-правовых формах, характерных для коммерческих организаций.
Услуги физической культуры и спорта предоставляют также сами физкультурно-спортивные сооружения, осуществляющие физкультурно-спортивную работу с населением как на коммерческой, так и на некоммерческой основе.
Маркетинговые функции предприятий и организаций, оказывающих и продающих услуги физической культуры и спорта населению, весьма обширны. Перечислим лишь основные из них:
1) проведение исследования рынка,
— выявление реальных и потенциальных потребителей услуг физической культуры и спорта данной организации;
— изучение конкурентной среды и возможностей сотрудничества с конкурентами на предмет выполнения их (размещения у них своих) заказов, объединения рекламных усилий, повышения уровня маркетинговой подготовки персонала и др.;
2) разработка
стратегии и планов
3) формирование
и производство адекватного спросу предло-
жения своих услуг:
4) формирование
ценовой политики предприятия или орга-
низации [формирование цены, адаптация
цен к условиям рынка
(наценки и скидки), учет восприятия рынком
ценовых измене-
ний и воздействий, ценовая борьба с конкурентами
и др.];
5) выполнение коммуникационных функций:
— осуществление личных (телефонных, персональных и др.) контактов с потенциальными и реальными потребителями всех типов, а также посредниками, и продажа им своих услуг;
Таковы основные маркетинговые функции субъектов предложения услуг физической культуры и спорта. Однако отечественным производителям, длительное время находившимся под контролем и диктатом государственных органов управления, большинство из перечисленных функций не знакомы и не освоены ими на практике.
Отсюда вытекает вывод о необходимости поддержки маркетинговых усилий таких организаций, о целесообразности объединения всевозможных сил и средств в этом направлении. Одним из путей выхода из сложившейся ситуации является, по нашему мнению, подготовка в вузах специалистов нового типа — спортивных маркетологов, введение дисциплины «маркетинг в физкультурно-спортивной деятельности» в программу подготовки и переподготовки (в том числе на факультетах повышения квалификации) специалистов по физической культуре и спорту.
Таким
образом, высшие учебные заведения,
занимающиеся подготовкой физкультурно-
Посреднические структуры на рынке услуг физической культуры и спорта пока еще находятся в стадии формирования, они только разворачивают свою маркетинговую активность.
Основные объекты маркетинговой деятельности в сфере физической культуры и спорта:
1. Спортивные товары. К спортивным товарам традиционно
относят спортивную одежду, обувь, оборудование,
питание для спортсменов.
Товарный ассортимент спортивного питания включает четыре ассортиментные группы: минеральные напитки, электролитические напитки, продукты, восполняющие затраты энергии, продукты, поставляющие белки и витамины.
2. Услуги физической культуры и спорта.
3. Спортивные организации, предприятия,
учреждения (как уже
существующие, предлагаемые к продаже,
так и проектируемые).
Примером
может служить маркетинг
Другим примером является борьба за право строительства крупнейших спортивных сооружений.
6. Идеи. Маркетинг
идей преимущественно преследует цель
раз-
работки, претворения в жизнь и контроля
за выполнением про-
грамм, с помощью которых добиваются восприятия
какой-либо
целевой группой общественной идеи или
движения, например
международной кампании "Спорт для
всех".
К идеям
также можно отнести
Несмотря на то что маркетинг имеет дело со всеми упомянутыми категориями объектов, физическая культура и спорт более нем наполовину — сфера услуг.
Под услугами в концепции маркетинга понимается огромное разнообразие видов деятельности, работ и занятий.
Услуги — объекты продажи в виде действий, выгод или удовлетворения потребностей.
Услуги
физической культуры и спорта относятся
к категории социально-