Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:40, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ рынка пассажирских авиаперевозок на примере ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии».
Поставленная цель определила следующие основные задачи исследования:
анализ маркетинговой структуры компании
анализ перспектив развития рынка пассажирских авиаперевозок
Введение
Глава 1. Теоретические основы маркетинга в сфере услуг
1.1 Маркетинг услуг: самостоятельная сфера или часть маркетинга материально-вещественных товаров
1.2 Определения услуги
1.3 Классификация услуг
1.4 Модели маркетинга в сфере услуг
1.5 Особенности использования принципов маркетинга на рынке авиапассажирских перевозок
Глава 2. Характеристика ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии»
2.1 Профиль компании ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии»
2.2 Историческая справка о компании
2.3 Стратегия и развитие ОАО «Аэрофлот–российские авиалинии»
2.4 Основные показатели деятельности компании в 2008 году
2.5 Риски и SWOT – анализ
2.6 Организация маркетинга в авиакомпании
Глава 3. Анализ маркетинговой деятельности ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии»
3.1 Планирование маркетинга и стратегия развития
3.2 Потребители услуг ОАО «Аэрофлот»
3.3 Социальная деятельность компании
3.4 Аэрофлот – Бонус и Sky Team
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
В 1991 году, после распада
Советского Союза, в бывших союзных
республиках и регионах России были
созданы собственные
эксплуатировать зарубежную технику. Первыми машинами иностранного производства стали взятые в лизинг А310-300 консорциума "Эрбас Индастри". Через два года появились Боинги 767-300ER, отвечающие самым жестким требованиям по экологии и шумам.
В 1994 году в авиакомпанию поступили новые отечественные пассажирские самолеты третьего поколения Ил-96-300 для межконтинентальных рейсов, полностью отвечающие стандартам ИКАО по шумам. В конце 1995 года Аэрофлот взял в лизинг грузовой самолет ДС-10-30Ф для эксплуатации на маршрутах большой протяженности.
2.3 Стратегия и
развитие ОАО «Аэрофлот –
Миссия компании
Миссия Аэрофлота заключается в наиболее полном и безопасном обеспечении одной из фундаментальных свобод человека – свободы передвижения.
Стратегические цели
Главная стратегическая цель – построить компанию международного класса, основываясь на лучших традициях гражданской авиации России.
Для достижения этой цели Аэрофлот стремится:
Укреплять свое лидирующее
положение в гражданской
Обеспечить доставку пассажиров в большинство крупных городов мира, создавая удобную для пассажиров и экономически оправданную собственную сеть маршрутов и сотрудничая с авиакомпаниями-партнерами
Предоставлять пассажирам стабильное качество сервиса на уровне или выше уровня конкурентов
Достичь уровня производственных и экономических показателей авиакомпаний, входящих в Ассоциацию Европейских Авиакомпаний
Создать эффективную систему отношений внутри компании
Основные направления развития
Позиции на рынке
Аэрофлот намерен укреплять свое лидирующее положение в гражданской авиации России, прежде всего, за счет расширения присутствия на внутреннем рынке и рынке перевозок между Россией и странами СНГ. Это предполагает как увеличение частот на имеющихся маршрутах, так и выход на новые направления.
На рынке международных
пассажирских перевозок развитие компании
связано с расширением
Сеть маршрутов
Аэрофлот строит свою сеть маршрутов с ориентацией на бизнес-пассажиров. Это предполагает прямые маршруты, высокую частоту рейсов (не менее 5-7 раз в неделю на маршрут), удобное для бизнесменов расписание.
Основные принципы развития сети маршрутов - концентрация на наиболее доходных сегментах рынка, повышение стыкуемости сети, расширение сотрудничества с российскими и иностранными авиакомпаниями (код-шеринг, интерлайн) для увеличения количества направлений и частот, предлагаемых пассажирам.
Парк воздушных судов
Стратегия Аэрофлота в области развития флота предусматривает оптимизацию типоразмерного ряда в соответствии с сетью маршрутов, сокращение количества типов используемых семейств пассажирских самолетов с 10 до 4 с целью сокращения расходов, переход на современные топливо-эффективные и более комфортабельные типы воздушных судов.
В рамках этой стратегии Аэрофлот осуществляет реструктуризацию парка воздушных судов иностранного производства: самолеты Б737, А310 и Б777 заменены на самолеты семейства А320 и Б767. После завершения проекта парк иностранных самолетов Аэрофлота будет состоять из 18 самолетов семейства А320 и 9 самолетов Б767.
Провозные емкости, необходимые
Аэрофлоту для удовлетворения растущего
спроса на авиаперевозки, будут обеспечены
путем поддержания высокого уровня
исправности существующего
За последние два года компания значительно повысила исправность своего парка. Все имеющиеся самолеты поставлены на крыло. Задача – поддержание исправности на уровне не менее 80% по российским воздушным судам и не менее 90% по иностранным воздушным судам.
Аэропорт
Необходимым условием сохранения и усиления рыночных позиций Аэрофлота является создание в аэропорту "Шереметьево" хабового узла международного уровня, обеспечивающего возможность формирования «стыковочных» волн, удобные пересадки и высокое качество обслуживания пассажиров. Аэрофлот ставит перед собой задачу обеспечить ввод в строй нового терминала Шереметьево-3 в 2009 г.
Продукт
Наиболее приоритетной задачей
Аэрофлот считает обеспечение
В ближайшие 2-3 года Аэрофлот намерен коренным образом повысить качество обслуживания пассажиров. Планирует перейти на двухклассную компоновку воздушных судов с улучшенным бизнес классом. Новая концепция сервиса, опробованная на ряде пилотных направлений, будет распространена на все рейсы. Предполагается провести специальные тренинги бортпроводников и другого персонала, контактирующего с клиентами, внести значительные изменения в меню, расширить ассортимент развлекательных программ на борту.
Стратегическую важность имеет развитие брэнда компании. Программа ребрэндинга призвана визуально закрепить положительные перемены, происходящие в компании, придать внешнему облику Аэрофлота новые, более современные и привлекательные черты. Новый имидж компании будет базироваться на ключевых ценностях, таких как внимание к людям, надежность и российский характер Аэрофлота.
Компания планирует развивать программу поощрения постоянных клиентов «Аэрофлот-Бонус», интегрируя ее с аналогичными программами других авиаперевозчиков, а также компаний, работающих в банковском, гостиничном и туристическом бизнесах.
Грузовые перевозки
Стратегия развития грузового
бизнеса предусматривает
Аэрофлот полностью отказался
от использования устаревших самолетов
Ил-76. Для увеличения объемов перевозок
компания постепенно заменит самолеты
ДС-10 на самолеты большей вместимости
с последующим расширением
Повышение экономической эффективности
Стратегическая цель Аэрофлота
в области экономической
Аэрофлот также намерен увеличивать доходы от прочих видов деятельности, расширяя спектр услуг другим авиакомпаниям, в частности, по обучению авиационного персонала, техническому и наземному обслуживанию воздушных судов.
Основными рычагами снижения
затрат являются оптимизация парка
воздушных судов –
Развитие персонала
Персонал – ключевой актив
компании. Главные задачи Аэрофлота
в области управления персоналом
- предоставление сотрудникам привлекательных
возможностей профессионального развития
и конкурентоспособной оплаты труда,
обеспечение социальной защиты сотрудников,
привлечение в компанию наиболее
квалифицированных сотрудников
с потенциалом
2.4 Основные показатели деятельности компании в 2008 году
18 апреля 2008 года, Москва. –
ОАО «Аэрофлот – российские
авиалинии» подвело итоги
В марте 2008 года авиакомпания перевезла 723,7 тыс. пассажиров (в том числе на чартерных рейсах 1,4 тыс. пассажиров), выполнила 2 млрд 127 млн пассажирокилометров. Процент занятости пассажирских кресел в марте составил 68,8%, процент коммерческой загрузки 54,7%.
По сравнению с показателями 2007 года объемы работ в марте увеличились по всем показателям:
по перевозке пассажиров 19,7% (+119,1 тыс. пассажиров),
по пассажирообороту 14,4% (+267,7 млн пассажирокилометров).
объем перевозок пассажиров на международных воздушных линиях увеличился на 10,7% (+42,9 тыс. пасс.),
на внутренних линиях – на 37,7% (+76,2 тыс. пасс.).
За три месяца 2008 года Аэрофлот перевез 1 млн 993 тыс. пассажиров, выполнено 5 млрд 879 млн пассажирокилометров. Процент занятости пассажирских кресел составил 66,0%, коммерческая загрузка 52,0%.
По сравнению с показателями 2007 года объемы работ за первый квартал увеличились:
по перевозке пассажиров на 16,8% (+286,8 тыс. пассажиров),
по пассажирообороту на 11,3% (+596б7 млн пкм).
Аэрофлот базируется в Москве, в международном аэропорту Шереметьево. Будучи крупнейшим российским авиаперевозчиком, перевозит более 8 млн человек в год, а вместе с дочерними компаниями – свыше 10 млн.
Аэрофлот осуществляет собственные рейсы в 96 пунктов 49 стран. Контролирует более 45% российского рынка регулярных международных перевозок. Опережающими темпами наращивает свою долю на внутренних воздушных линиях, которая составляет 12,5%, а с учетом дочерних авиакомпаний – 17%.
2.5 Риски и SWOT – анализ
Важнейшим фактором успешной
деятельности компании является умение
руководства чувствовать рынок
и ориентироваться на него. Перед
компанией стоят две основные
задачи: позаботиться о себе и видеть
окружающую действительность. Позаботиться
о себе – это значит навести
порядок в технологиях
Одним из механизмов решения
задачи наведения порядка является
внедрение управленческого
В целях повышения
Таблица 2. SWOT – анализ
Преимущества |
Недостатки |
Сильная команда управляющих |
Возможная потеря права на сборы за пролет иностранных самолетов над российской территорией |
Широко известный бренд |
Коэффициент загрузки рейсов ниже среднего по конкурентам, входящим в Международную ассоциацию воздушного транспорта |
Членство в Sky Team |
Преобладание в самолетном парке российских машин с низкой топливной эффективностью |
Внедрение технологии электронного билета и других IT-услуг для увеличения числа пассажиров и сокращения издержек |
Концентрация акционерного капитала в руках нескольких крупных инвесторов, действия которых могут вразрез с интересами миноритариев |
Модернизация и повышение
топливной эффективности |
Низкая ликвидность акций |
Приоритетное развитие наиболее прибыльных маршрутов: среднемагистральных внутренних и длижнемагистральных международных |
|
Открытие терминала « |
|
Возможности |
Угрозы |
Благоприятные перспективы российской экономики |
Усиление конкуренции |
Рост спроса на авиаперевозки |
Резкое замедление экономического роста |
Консолидация отрасли |
Дефицит квалифицированных кадров, включая летный состав |
Постепенная отмена квот в российских аэропортах |
Рост цен на авиационное топливо |
Высокие ставки пошлин и НДС на импорт авиатехники |
Из проведенного анализа слабых и сильных сторон ярко выделяются следующие риски:
Устойчиво высокие цены на
авиационный керосин могут
Резкое снижение темпов роста экономики и частного потребления может замедлить рост спроса физических лиц на услуги авиаперевозчиков
Усиление конкуренции со стороны иностранных компаний, способных предложить потребителям услуги более высокого качества по умеренным ценам, может привести к сокращению доли российских авиаперевозчиков