Маркетинг в отраслях и сферах деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 22:49, курс лекций

Описание работы

Хозяйственная деятельность человека включает в себя 2 составляющие:
1. предметы труда – то, на что направлен труд человека, что составляет материальную основу готового продукта;
2. средства труда – то, чем человек воздействует на предмет труда, создавая готовый продукт.

Работа содержит 1 файл

МОСД лекции.doc

— 176.50 Кб (Скачать)

    – анализ рынка и прогнозирование  его конъюнктуры;

    – взаимосвязь с внешними источниками, обеспечивающими предприятие кадрами;

    – анализ кадрового потенциала и уровня его использования;

    – прогнозирование и планирование потребности в персонале;

    – формирование рыночных стратегий управления персоналом;

    – коммуникационную деятельность;

    – управление процессами кадрового обеспечения.

    Маркетинг кадрового обеспечения – это  вид деятельности, направленной на достижение оптимального соотношения между спросом и предложением рабочей силы с целью удовлетворения потребностей в труде субъектов трудовых отношений посредством обмена и обеспечивающей рентабельную работу предприятия и эффективное развитие общества в целом.

    Специфический характер товара «рабочая сила» определяет необходимость корректировки концепций традиционного маркетинга при их использовании на рынке труда. Можно выделить следующие основные концепции маркетинга кадрового обеспечения.

    1. Концепция эффективного формирования профессиональной рабочей силы. Согласно данной концепции маркетинговые усилия должны быть направлены на достижение высокой «серийности» и создания условий для соединения способностей к труду со средствами производства через всевозможные виды занятости. Потребители ориентируются на такой товар «рабочая сила», который широко доступен и продается по низким ценам. Эта концепция актуальна на рынке с низкой покупательской способностью основной части реальных и потенциальных покупателей и предполагает значительные расходы на содействие занятости населения (профессиональную ориентацию, подготовку, переориентацию, переобучение, распределение и т.п.).

    2. Концепция продвижения  товара «рабочая  сила». Согласно данной концепции для соединения способности к труду со средствами производства необходимо проведение соответствующих маркетинговых мероприятий. К ним можно отнести организацию рекламы, создание благоприятных условий для организации занятости и др.

    3. Концепция совершенствования  товара «рабочая сила». Согласно данной концепции потребители ориентируются на такой товар «специфическая рабочая сила», который в наибольшей степени соответствует высшему уровню по своим потребительским свойствам и может дать наибольший эффект. Маркетинговые действия направлены на формирование потребительской стоимости рабочей силы и ее непрерывное совершенствование. Данная концепция приобретает особую актуальность, когда предложение рабочей силы превышает спрос на нее.

    4. Ценовая концепция. Согласно данной концепции повышение цены рабочей силы само по себе может привести к большей трудовой отдаче. Работники с высокой заработной платой, как правило, дорожат работой и соответственно стараются не нарушать трудовую и технологическую дисциплину, а, наоборот, стараются повысить свои трудовые показатели. Роль маркетинга заключается в определении уровня цены товара «рабочая сила», при котором предприятие будет иметь наибольший эффект.

    5. Концепция традиционного  маркетинга. Согласно данной концепции залогом достижения целей рыночными субъектами является определение потребностей целевых потребителей и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и продуктивными способами, чем у конкурентов. На уровне предприятий маркетинговая деятельность должна быть направлена на изучение внешней и внутренней маркетинговой среды предприятия, на воздействие на коллектив предприятия с целью повышения его маркетинговой компетенции и на создание имиджа предприятию.

    6. Концепция социального  маркетинга. Данная концепция сводится к тому, что в связи с развитием общества и общественных отношений работодатели вынуждены учитывать социальные требования, предъявляемые к рабочим местам, уровню заработной платы и содействовать занятости населения. Маркетинговая деятельность должна быть направлена на изучение макросреды предприятия и степени ее воздействия на занятость и обеспечение связей предприятия с внешними источниками занятости населения.

    7. Концепция самореализации  личности. Согласно данной концепции оптимальное соединение способностей к труду со средствами производства может быть достигнуто не только в результате воздействия на товар «рабочая сила», но и благодаря активной жизненной позиции личности. В условиях рыночной экономики каждый индивид должен сам определить свое положение в обществе, для чего он должен оценить свои потенциальные возможности (здоровье, природные дарования, знания, умения и т.п.) и, чтобы их максимально использовать как для личного благополучия, так и для благополучия общества в целом, мобилизовать свою энергию и инициативу, личную предприимчивость, занять активную жизненную позицию. 

2. Информационное обеспечение  и маркетинговые  исследования 

на  рынке труда 

    Маркетинговое исследование рынка труда – это  сбор и анализ информации о проблемах, связанных с согласованием спроса и предложения рабочей силы с целью уменьшения неопределенности в процессе принятия кадрового управленческого решения.

    Конкретным  результатом маркетинговых исследований являются разработки, которые используются при выборе реализации кадровой стратегии и тактики субъектами рынка труда.

    В маркетинге кадрового обеспечения  необходимо использовать методы, позволяющие:

    – накапливать, систематизировать и  анализировать как вторичную, так  и первичную информацию о состоянии  рынка труда, и прежде всего информацию о трудовых ресурсах, способах формирования и развития персонала, стимулирования трудовой деятельности, конкурентах, состоянии окружающей маркетинговой среды и др.;

    – синтезировать информацию, моделировать ситуации, прогнозировать изменения, производить экспертную оценку перспективности тех или иных кадровых решений, включая стратегию и тактику;

    – экспериментальным путем получать рыночные оценки и искать оптимальные  кадровые решения;

    – в соответствии с полученной информацией  планировать и корректировать маркетинговую деятельность, управлять рыночным поведением предприятия, способствовать согласованию спроса и предложения рабочей силы.

    Исследование  рынка труда включает в себя комплекс маркетинговых проблем и проблемных блоков, среди которых структура, состояние и перспективы развития рынка труда в целом, а также основных его составляющих: спроса, предложения и механизмов их управления, среди которых ценообразование, формы и методы регулирования распределения рабочей силы, коммуникационная деятельность.

    Одним из важнейших маркетинговых исследований, имеющих прикладное значение, является сегментация рынка труда.

    Углубленное исследование рынка труда предполагает необходимость его рассмотрения как дифференцированной структуры  в зависимости от предложения рабочей силы и спрос на нее. Это в широком смысле определяет понятие рыночной сегментации.

    Рыночная  сегментация представляет собой, с  одной стороны, метод для нахождения частей рынка и определения объектов, на которые направлена маркетинговая деятельность предприятий, с другой стороны – это управленческий подход к процессу принятия предприятием решений на рынке. Рыночная сегментация – основа для правильного сочетания элементов маркетинга, и проводится она с целью максимального приспособления к условиям рыночной ситуации с максимальной выгодой для предприятия.

    Сегментация рынка труда представляет собой  процесс разбивки предложения рабочей  силы и спроса на нее на группы (сегменты), одинаково реагирующие на один и  тот же побудительный мотив занятости.

    Объектами сегментации на рынке труда являются наемные работники и предприятия (работодатели).

    Сегментация позволяет конкретно оценивать  состояние рынка труда по каждой категории работников с точки зрения деятельности и безработицы, конкуренции между наемными работниками и работодателями.

    Процесс сегментирования на рынке труда  требует проведения следующих основных мероприятий: разбивка рынка на сегменты; выбор целевых сегментов рынка; позиционирование – обеспечение предложению конкурентного положения на рынке труда и разработка детального комплекса маркетинга. 

3. Управление маркетингом  рабочей силы 

    Маркетинг на рынке труда выступает как  управляющая и управляемая система. Основными субъектами маркетингового управления здесь являются наемные работники, работодатели, государственные и негосударственные службы занятости, миграции населения, профессиональные учебные заведения, профессиональные союзы. Объектами маркетинга на рынке труда являются: рабочая сила (трудовые услуги) и рабочие места.

    Управление  маркетингом – значит построить систему его организации и проведения маркетинговых мероприятий, чтобы обеспечить максимум эффекта при минимизации расходов на маркетинг.

    Любая фирма функционирует в условиях динамично меняющихся факторов внешней  среды. Выявить, проанализировать эти  изменения и суметь приспособить управление персоналом к новым условиям – главная задача управления маркетингом рабочей силы.

    Процесс управления маркетингом рабочей  силы состоит из следующих этапов:

  1. Анализ рыночных возможностей, который предполагает:

    а) маркетинговые исследования, включающие сбор маркетинговой информации о состоянии рынка труда;

    б) анализ маркетинговой среды;

    в) анализ потребителей рабочей силы.

    2. Отбор целевых рынков рабочей  силы, который включает:

    а) замеры объемов спроса на рабочую  силу;

    б) сегментирование рынка рабочей  силы;

    в) выбор целевых сегментов;

    г) позиционирование предложения на рынке  труда.

    3. Разработка комплекса маркетинга  персонала, предполагающего:

    а) определение требований к товару «рабочая сила»;

    б) определение стоимости конкретной рабочей силы;

    в) обеспечение персоналом (отбор персонала  для профессионального выполнения функций маркетинга, обучение, организация труда, стимулирование по результатам выполнения маркетинговых функций);

    г) организацию коммуникаций (реклама, организация благоприятного общественного мнения, личные контакты, стимулирование занятости).

    4. Претворение в жизнь маркетинговых  мероприятий, которые реализуются  через разработку стратегии, планирование, организацию маркетинга и проведение маркетингового контроля.

Информация о работе Маркетинг в отраслях и сферах деятельности