Маркетинг в отраслях и сферах деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 22:49, курс лекций

Описание работы

Хозяйственная деятельность человека включает в себя 2 составляющие:
1. предметы труда – то, на что направлен труд человека, что составляет материальную основу готового продукта;
2. средства труда – то, чем человек воздействует на предмет труда, создавая готовый продукт.

Работа содержит 1 файл

МОСД лекции.doc

— 176.50 Кб (Скачать)

    Различают активный (активная реклама, презентации, конференции, личное общение с клиентами, анкетирование) и пассивный (публикации о банковских услугах, эмблема и девиз банка) банковский маркетинг.

    Маркетинговая деятельность банка имеет следующие  особенности:

    – заключается в специфике самого продукта (переводные счета, чековые  счета, депозиты, займы, кредиты);

    – осуществляется на рынке денежных ресурсов и обеспечивает получение прибыли на основе ускорения денежного оборота;

    – направлена на удовлетворение потребностей по осуществлению вкладов и получению  кредитов;

    – связана с получением доходов  в виде процентных ставок за предоставляемые  услуги. 

    3. Элементы банковского маркетинга. 

    Элементы  банковского маркетинга рассматриваются в разрезе 4Р:

    1. Товар – банковские операции:

    – кредитные услуги;

    – депозитные операции;

    – осуществление денежных расчетов и  платежей;

    – операции с ценными бумагами и инвестиционная деятельность;

    – предоставление консультационных и  аудиторских услуг.

    2. Рынок:

    – рынок конкретных банковских услуг (кредитный, операциональный, кредитно-операциональный, инвестиционный);

    –   рынок клиентов банка (юридические/физические лица, корпорации, правительственные органы).

    3. Цена:

    – установление целей ценообразования (максимизация прибыли, удержание позиции  на рынке и др.);

    – оценка роста;

    – анализ структуры затрат;

    – изучение цен на продукты конкурентов;

    – выбор метода ценообразования;

    – учет факторов, влияющих на уровень  цен;

    – окончательное установление цен.

    4. Прибыль:

    – бухгалтерская прибыль– сумма общей  выручки банка за вычетом его  внешних издержек;

    – экономическая прибыль – это  бухгалтерская прибыль за вычетом  суммы внутренних издержек, произведенных в процессе самостоятельного использования собственных ресурсов. 

    4. Маркетинговые исследования  как средство достижения  основной цели  банковской деятельности.

    Система маркетинговых исследований включает:

    – выявление проблем и формулирование целей исследования;

    – классификация источников информации;

    – сбор информации;

    – анализ информации;

    – представление результатов исследования.

    Таблица 1 – Изучаемые факторы в процессе маркетингового исследования

Изучаемый фактор Показатели 
1. Обслуживаемый рынок 1. Рыночные характеристики.

2. Показатели  услуг (требования потребителей).

3. Показатели  конкуренции.

4. Характеристики  среды.

2. Сбыт  и продвижение продукта банковской  деятельности 1. Способ сбыта  продукта (посредники, филиалы банка,  функции филиалов банка, условия реализации услуг).

2. Продвижение  продукта.

3. Общий  уровень цен 1. Соотношение  цен и качества.

2. Степень  влияния ценового фактора на  экономические показатели банковской  деятельности.

3. Последствия  изменения цен конкурента.

4. Анализ конкурентоспособности банка 1. Информация  о клиентах (реальных и потенциальных).

2. Комплексная  система анализа конкурентов.

3. Анализ  кредитоспособности клиентов.

 
 

 

    

    Тема 5. МАРКЕТИНГ В ОБРАЗОВАНИИ  

    1. Понятие образовательной услуги.

    2. Особенности маркетинга в образовании. 

    1. Понятие образовательной  услуги. 

    Образовательная услуга – это комплекс учебной  и научной информации, передаваемой гражданину в виде суммы знаний общеобразовательного и специального характера, а также  практических навыков для последующего применения.

    Образовательные услуги создаются в процессе научно-педагогического  труда, являющегося в свою очередь  разновидностью научного труда. Результатом  научно-педагогического труда является научный продукт. Результат научно-педагогического труда может быть назван образовательным продуктом. Образовательный продукт – это часть интеллектуального продукта, адаптированная к соответствующему сегменту образовательных услуг.

    Образовательная услуга есть результат учебной, управленческой и финансово-хозяйственной деятельности учебного заведения, направленной на удовлетворение производственного спроса на подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочей силы и спроса индивидов на получение профессии или квалификации, переквалификации. 

    2. Особенности маркетинга в образовании. 

    Целевой результат маркетинговой деятельности в образовании – это обеспечение  рентабельности через наиболее эффективное  удовлетворение потребностей:

    1. личности в образовании (для  извлечения доходов);

    2. учебного заведения – в развитии и благосостоянии сотрудников;

    3. фирм – в росте кадрового  потенциала;

    4. общества в расширенном воспроизводстве  интеллектуального труда.

    Предмет маркетинга в образовании – это философия, стратегия и тактика отношений и взаимодействий потребителей и производителей образовательных услуг и продуктов в условиях рынка.

    Субъекты  маркетинга образовательных услуг:

    1. личность – полученные знания использует для создания каких-то благ, для зарабатывания средств жизни, для удовлетворения собственных потребностей в познании.

    2. организации. Они выполняют функции:

    –  информирование образовательных учреждений, посредников и отдельных личностей  о предъявляемом спросе;

    – установление требований к качеству образовательной услуги;

    – предоставление работы выпускникам, обеспечение условий их эффективного использования;

    – возмещение затрат на подготовку специалистов.

    3. образовательные учреждения выполняют следующие функции:

    – обучение студентов, т.е. оказание им услуг  по приобретению знаний, умений и навыков;

    – производство и оказание сопутствующих  образовательных услуг, воспитание студентов;

    – оказание информационно-посреднических услуг.

    4. посреднические структуры (биржи труда, службы занятости, образовательные фонды) выполняют следующие функции:

    – накопление, обработка, анализ и продажа информации о рынке образовательных услуг;

    – рекламная деятельность на рынке  образовательных структур, юридическая  поддержка;

    – формирование каналов сбыта, заключение сделок;

    – участие в финансировании участников на рынке образовательных  услуг.

    5. государство, органы управления выполняют следующие функции:

    – создание и поддержание имиджа в  образовании;

    – финансирование государственных образовательных  учреждений;

    – предоставление вузам налоговых  льгот;

    – установление перечней профессий и специальностей;

    – стандартизация образования;

    – правовая защита;

    – подготовка кадров для системы образования  по маркетингу.

    Для образовательной услуги как объекта необходимо отметить две стороны:

    – их нельзя заранее заготовить, спланировать, ожидая спрос. Знания устаревают;

    – естественное для человека забывание  полученной информации.

    В условиях рыночной экономики ассортимент  образовательной услуги может существенно  меняться, так как вузы должны учитывать  требования рынка. В образовании  этим целям служат: учебные планы и учебные программы, информация о методах, формах и условиях оказания услуги, сертификаты, лицензии, дипломы.

    Проблемное  содержание маркетинга образовательной  услуги можно понять, ответив на следующие вопросы:

    1. Кого учить? Абитуриенты делятся на три группы:

    – сдает усложненный вступительный  экзамен (например, из 5 предметов) –  бюджетники;

    – направленные на учебу кооперативными организациями;

    – принимаются без экзаменов по конкурсу аттестатов – коммерческая основа обучения.

    2. Зачем и чему учить? Необходимо найти четкое соотношение между общекультурными, фундаментальными, специальными и прикладными знаниями.

    3. Сколько времени учить? Срок обучения – 5 лет, экстернат, сокращенный срок обучения, дистанционное образование.

    4. Где учить? В университете, его филиалах, в России ил за рубежом.

    5. Как учить?

    – форма обучения (очная, заочная, смешанная, вечерняя);

    – технология обучения (традиционная, игровая);

    – технология оценки знаний (текущий, поэтапный, результирующий режимы).

    6. Кто будет учить? Профессорско-преподавательский состав формирует имидж вуза?

    7. С помощью чего учить? Определяются типы и направления использования учебно-методических средств, дидактических материалов, учебников и учебных пособий, способов контроля знаний, программированного обучения, его компьютеризации и т.д.     

Тема 6. МАРКЕТИНГ В РЕКЛАМНОМ БИЗНЕСЕ  

    1. Реклама: понятие, цели, задачи, функции,  виды и средства.

    2. Рынок рекламы.

    3. Участники рекламного процесса.

    4. Маркетинговая основа создания  рекламного продукта.

     

    1. Реклама: понятие,  цели, задачи, функции,  виды и средства. 

Информация о работе Маркетинг в отраслях и сферах деятельности