Маркетинг в отраслях и сферах деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 22:49, курс лекций

Описание работы

Хозяйственная деятельность человека включает в себя 2 составляющие:
1. предметы труда – то, на что направлен труд человека, что составляет материальную основу готового продукта;
2. средства труда – то, чем человек воздействует на предмет труда, создавая готовый продукт.

Работа содержит 1 файл

МОСД лекции.doc

— 176.50 Кб (Скачать)
ign="center">    3. Особенности рынков  в комплексе агромаркетинга. 

    Сельскохозяйственное  производство имеет ряд специфических  особенностей, которые влияют на рыночную ситуацию, поведение фермеров, функционирование аграрного рынка и смежных отраслей.

    1. Переплетение производственно-экономических  процессов с природно-биологическими  процессами.

    2. Естественной особенностью сельского  хозяйства является его сезонность.

    3. Длительность производственного  цикла.

    4. Неустойчивость по отношению  к погодным условиям.

    5. Различия в плодородии земли.

    Маркетинговая сфера агробизнеса неоднородна  с точки зрения рыночных характеристик. Можно выделить 4 типа рынков.

    1. рынок сырьевых продовольственных  товаров (мукомольная, крупяная, сахарная отрасли) характеризуется  относительной однородностью продукции,  высоким уровнем стандартизации, реализация товаров крупными  партиями;

    2. рынок продовольственных товаров  высокой степени переработки. Продукция здесь неоднородна, ассортимент очень широк (табачные, кондитерские изделия, консервы, колбасные изделия и т.д.). Неоднородность по сортам, качеству, взаимозаменяемости в потреблении порождает сильную конкуренцию и сравнительно небольшую вариацию в ценах;

    3. рынок относительно однородной  продукции с низкой степенью  переработки (свежее и охлажденное  мясо, молочные продукты и т.д.). Чем ниже уровень переработки, тем меньше возможностей дифференциации продукции, а следовательно и цен, интенсификации рекламы;

    4. рынок продовольственного сервиса.  Он включает все формы массового  питания от небольших буфетов до дорогих ресторанов. Этот рынок весьма специфичен и неоднороден. В нем можно выделить несколько подгрупп с различным уровнем монополизации и рекламы, с ценообразованием, варьирующим от свободного, рыночного до монопольного.

Тема 3. МАРКЕТИНГ В СТРАХОВАНИИ  

    1. Понятие страхования.

    2. Анализ страхового рынка в  России.

    3. Особенности маркетинга в страховании.  

    1. Понятие страхования. 

    Страхование – это система отношений по защите имущественных интересов  физических и юридических лиц  при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, которые формируются из уплачиваемых или страховых взносов (страховых  премий).

    Главные стороны – страховщик (юридические  лица, имеющие лицензии на осуществление  страхования соответствующего вида) и страхователь (физические и юридические  лица).

    К объектам страхования относятся  различные имущественные интересы страхователей:

    – интересы, связанные с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением страхователя (личное страхование);

    – интересы, связанные с владением, пользованием, распоряжением имуществом страхователя (имущественное страхование);

    – интересы, связанные с возмещением страхователем причиненного им вреда личности или имуществу физического лица, а также вреда, причиненного юридическому лицу (страхование ответственности).

    Нельзя  страховать:

    – страхование противоправных интересов;

    – страхование убытков от участия в играх, лотереях и пари;

    – страхование расходов, к которым  лицо может быть принуждено в целях  освобождения заложников.

    Независимо  от формы страхование осуществляется путем заключения договора. Страховой  договор определяет взаимные обязательства  сторон.  

    2. Анализ страхового  рынка в России. 

    Страховой рынок в России представляет собой  функционирование конкурирующих между  собой различных страховых обществ, страховых компаний.

    Деятельность  страховых компаний регламентируется Федеральным законом «О страховании» от 27 ноября 1992 г. № 4015-1.

    Государственные органы страхового надзора России выделяют следующие основные виды страхования: обязательное и добровольное страхование.

    Добровольное  страхование в свою очередь подразделяют на:

    – личное страхование;

    – страхование имущества;

    – страхование ответственности.

    На  страховом рынке в России наблюдаются  следующие тенденции:

    1. Рост обязательного страхования  по сравнению с добровольным.

    2. Параллельно со снижением доли  добровольного страхования в  общем объеме страховой премии изменяется и его структура. Уменьшается доля добровольного страхования и растет доля обязательного.

    3. Рынок имущественного страхования  следует за рынком личного  страхования с отрывом в год.   

    3. Особенности маркетинга в страховании. 

    В сфере страхования маркетинг отражает предметно целевой подход к управлению ресурсами страхового фонда, находящимися в распоряжении каждого страховщика.

    Основные  принципы маркетинга в страховании:

    – тщательное, всестороннее изучение рынка  сбыта страховых полисов исходя из имеющихся страховых интересов, желаний и предпочтений страхователей;

    – целенаправленное воздействие на рынок  страхователей в целях формирования платежеспособного спроса на страховые  услуги;

    – приспособление текущей деятельности страховой компании к требованиям страхового рынка.

    Рынок страховых компаний традиционно  классифицируется по следующим признакам: страховые продукты и клиенты (страхователи).

    Задачи  маркетинга в страховании:

    – выявление новых видов страховых  услуг, которые страховая компания может предложить физическим и юридическим лицам;

    – определение доли рынка клиентуры, разработка стратегии конкуренции;

    – тип и способ проведения желаемой рекламы, ее интенсивность;

    – разработка программы создания благоприятных  условий реализации страховых услуг и определение стоимости такого рода проектов.

    Управление  маркетингом осуществляется прежде всего через создание маркетинговой  системы страховой компании, которая  включает в себя три элемента:

    1. организационно-управленческий –  служба по организации маркетинга;

    2. исследовательско-методический и  организационные приемы и процедуры  исследования поведения данного  страховщика в рыночной среде;

    3. программно-контрольный – целевые  программы деятельности страховщика.

    Цикл  маркетинга в страховании включает в себя:

  1. ситуационный анализ – информация о потенциале страховой компании и пределах его использования;

    2. маркетинговый анализ – изучение  внешней и внутренней среды;

    3. стратегическое планирование –  достижение поставленных целей  с ориентацией на эффективное  использование всех ресурсов страховой компании;

    4. тактическое планирование – разработка  конкретных задач на ближайший  период в соответствии со спросом  на страховые услуги;

    5. маркетинговый контроль – контроль  за выполнением плана.  

    Тема 4. БАНКОВСКИЙ МАРКЕТИНГ  

    1. Характеристика банковской деятельности.

    2. Особенности банковского маркетинга.

    3. Элементы банковского маркетинга.

    4. Маркетинговые исследования как  средство достижения основной  цели банковской деятельности. 

    1. Характеристика банковской  деятельности. 

    Коммерческий  банк, выступая сегодня в Российской Федерации как юридическое лицо, самостоятельный агент, производит и реализует банковский продукт, оказывает различные услуги, удовлетворяет  общественные потребности, на основе полученной прибыли способствует реализации социальных и экономических интересов акционеров и служащих банка.

    По  своей природе банки как элементы рыночной структуры являются конкурирующими предприятиями. Главная цель их деятельности – обеспечить финансовое посредничество и деловые услуги. Они аккумулируют свободные денежные средства у населения, различных предприятий, государства, а затем направляют их на финансирование накопления реального капитала. Посредничество представляет собой процесс продажи финансовых ресурсов, а деловые услуги способствуют организации платежей и финансовых инвестиций.

    Продукт деятельности банка – это формирование платежных средств (денежной массы), а также разнообразные услуги в виде предоставления кредитов, гарантий, поручительства, консультаций и т.д. Услуги бывают пассивного (услуги по сбору средств от клиентов – вклады) и активного (активное распределение собранных средств на удовлетворение потребностей клиентов в данных ресурсах – кредиты) характера. 

    2. Особенности банковского  маркетинга. 

    Маркетинговая деятельность в банковской сфере направляется прежде всего на изучение кредитных ресурсов, анализ финансового состояния клиентов, привлечение вкладов в банки и т.д. Она предполагает ориентацию на реальные потребности клиента, на удовлетворение его спроса.

    Предмет банковского маркетинга – процессы, имеющие место внутри банка и вне его – на микроэкономическом уровне применительно к финансовому рынку.

    Субъекты  банковского маркетинга – коммерческие банки, маркетинговые отделы и фирмы, маркетологи, клиенты банка.

    Объекты – продуктовый ряд, конкуренты, потребители банковских услуг, виды коммуникаций и систем доставки, динамика потребительского спроса и уровня рыночного риска.

    Основные  функции банковского маркетинга:

    1. анализ окружающей среды и  сбор информации о рынках капитала и его сегментах;

    2. изучение и планирование продуктового  ряда;

    3. определение и регулирование  цен на банковский продукт;

    4. управление потребительским спросом;

    5. планирование и организация сбыта  услуг;

    6. реклама;

    7. обеспечение социальной ответственности.

    Приемы банковского маркетинга:

    1. общение с клиентурой;

    2. обеспечение рентабельной деятельности  банка;

    3. обеспечение преимуществ и уникального  сервиса;

    4. материальная заинтересованность  служащих банка в его успешной  деятельности.

    Методы проведения маркетинговых мероприятий классифицируются по способу общения с клиентами: реальными и потенциальными.

Информация о работе Маркетинг в отраслях и сферах деятельности