Автор: r**********@yandex.ru, 25 Ноября 2011 в 11:15, курс лекций
Маркетинг – это процесс планирования и воплощения замысла, ценообразования, продвижения и реализации идей, товаров и услуг посредством обмена, удовлетворяющего цели отдельных лиц и организаций.
Маркетинг – это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.
Нужда – это чувство, ощущаемое человеком, нехватки чего-либо.
Потребность – это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.
Говорить о подобных решениях и альянсах в России, вероятно, ещё преждевременно. Они требуют наличие брендов, обладающих не только стабильной потребительской базой и стабильными объёмами продаж, но и сформировавшимся восприятием, ценностями, понятными и принимаемыми потребителем. В России пока ещё большинство брендов, выигрывающих конкурсы и являющихся гордостью своих владельцев, на самом деле не более чем хорошо развивающиеся торговые марки, приобретающие некоторые черты и свойства брендов. При этом в наибольшей степени эти черты и свойства проявляются у, так называемых, «советских брендов» («Столичная», «Ява», «Прима», «Лакомка», «Жигулёвское», «Волга», «Чай со слоном»). Некоторые авторы отмечают, что эти бренды были созданы и искусственно навязаны потребителю в условиях нерыночной экономики, в стерильной среде, лишённой конкуренции. Тем не менее, то, что эти бренды выжили и развиваются в изначально чуждой и враждебной маркетинговой среде, доказывает, что заложенные ценности воспринимаются потребителем столь же стабильно. Более того, это говорит о расширении потребительской базы за счёт потребителей, лишённых пресловутой ностальгии, на которую ссылаются скептики.
Важнейшим компонентом создания архитектуры брендов является формирование структуры портфеля брендов компании. Данная задача состоит из собственно выбора архитектурного решения, выбора принципа группировки брендов в компании и решения о возможной глубине и ширине расширения бренда. Рассмотрим основные варианты архитектурных решений.
Дэвид Аакер разделяет все возможные варианты архитектуры брендов на 2 основных типа - House of Brands (компания брендов) и Branded House (компания-бренд). В целом можно утверждать, что первый подход в большей степени популярен у европейских и американских компаний, второй же наиболее срко реализуется японскими и корейскими корпорациями. Второй подход создания «мегабрендов» также весьма популярен у большинства российских руководителей.
В рамках
концепции Branded House наиболее распространенным
является решение, когда вся продукция
компании выпускается под одним
брендом, при этом часто он же является
и корпоративным брендом. Наиболее
яркими примерами такого решения являются
такие бренды, как Mercedes, BMW, Sony, Virgin. Имеющиеся
суббренды (Sony Walkman или Virgin Megastore) носят
откровенно второстепенный, явно дескриптивный
характер. Все усилия маркетинга и развития
направляются на закрепление позиций
бренда.
Лекция№12
Бренд- это имя,
влияющее на покупателей, поэтому выбор
имени бренда является очень важным,
ведь именно название бренда произносят,
пишут, оно у всех на слуху. В экономической
среде, где потребители ориентируются
на бренды, нейминг играет неоспоримо-важную
роль.
Нейминг -
это процесс разработки
специалистами ликвидного
названия компании,
бренда.
Идентифицировать, выделить из ряда других аналогичных товаров и услуг - вот - первоначальная функция названия. Имя бренда должно отличаться от других, должно быть оригинальным. Таким образом, индивидуальность является главенствующим атрибутом названия. Зачастую, производители товара хотят, чтобы имя их продукта было описательным, ведь прочитав название, покупатель сразу понимает, что за товар перед ним. Важно помнить, что бренды не описывают товары, они их различают. В названии важно все: благозвучность, ассоциации, простота запоминания, уникальность, поэтому при создании имени бренда особое внимание уделяется психолингвистическим аспектам.
Давайте проанализируем механизм воздействия коммерческого названия. В названии люди воспринимают два самостоятельных аспекта: смысл и впечатление.
Г. Чармэссон утверждает: «Впечатление, производимое названием, психологи называют энграмой. Под этим термином подразумевается влияние, которое название оказывает на человека, независимо от объекта, которому принадлежит. Впечатление складывается из ощущений человека, который впервые слышит или читает незнакомое слово -- т.е. набор букв из которых это слово состоит, звуков, а также эмоциональных образов, которые эти буквы и звуки вызывают.»
Психология и социология помогает изучать типичного покупателя, понять, что он хочет слышать в названии, какие слова помогаю создать у него положительное мнение о товаре. Психологические особенности потребителя, та структура «психологического пространства», в которую должен быть включен новый бренд, намного важнее, чем социально-демографические.
Не для кого
не секрет, что люди предпочитают общаться
с похожими на себя людьми, «с людьми своего
круга», поэтому новый бренд должен быть
включен в «свой круг». Для того, чтобы
бренд был включен в «свой круг», его имя
(а также оформление) должно порождать
у потенциальных потребителей те ожидания,
которые предъявляются данной социально-демографической
группой к соответствующим товарам (услугам,
местам обслуживания и т.д.)
Процесс создания коммерческого имени.
Рассмотрим, непосредственно, процесс создания коммерческого имени: первая стадия заключается в определении послания, которое должно быть передано. Вторая- это перевод послания в форму коммерческого названия.
С точки зрения психологов, алгоритм выбора названия нового товара в упрощенном виде может быть следующим:
1. Определить основные психологические характеристики типичного представителя группы потенциальных потребителей товара, для которого мы разрабатываем название, описать его ценностные ориентации и так называемые социальные нормы регуляции поведения. После чего следует все полученные данные рассмотреть с точки зрения нужд и потребностей человека, которые должны быть удовлетворены представленным на рынок товаром. Поскольку товар может удовлетворять одновременно многие потребности (функциональные, информационные, эстетические и др.), это должно учитываться при формулировке требований к новому названию.
2. Подобрать
(или придумать) несколько
3. Оценить варианты названия по двум критериям: 1) адекватность органам восприятия названий (зрению и слуху), а также психическим процессам человека (памяти, вниманию, мышлению, эмоциям, речи, мотивации и пр.); 2) адекватность социально-психологическим и личностным критериям (чувству собственного достоинства и высокой самооценке покупателя, употребляющего данное название в общении с членами своей референтной группы).
Для создания имен
брендов имеется всего два
источника: слова актуальной лексики
конкретного языка, а также создание
искусственного слова (в том числе использование
аббревиатур или заимствование из иностранных
языков). При любом пути генерации имени
бренда полученные слова проходят первичный
отбор по лингвистическим, содержательным
и юридическим критериям.
Критерии названий
2. Содержательные критерии:
3. Юридический критерий
Лекция№13
Нigh-tech-маркетинг (маркетинг высоких технологий) – особый вид, отличный от традиционного маркетинга, что обусловлено особенностями самого рынка. Маркетинг высоких технологий находится на стыке неопределенностей.
Вот главные особенности маркетинга высоких технологий, которые и выделяют его в особый вид маркетинга.
1. Технический
аспект: играет в high-tech ключевую
роль при том, что инновации имеют короткий
жизненный цикл; в традиционном маркетинге
техника вторична и имеет длинный жизненный
цикл.
2. Индустрия и рынок: high-tech
– быстро меняются, традиционные – устойчивы.
3. Клиенты: в high-tech – не имеют
достаточных знаний и сталкиваются с трудностями
в оценке продукта; в традиционных сегментах
– обладают знаниями и возможностью рациональной
оценки продукта.
4. Конкуренты: в первом случае
часто неизвестны или непредсказуемы,
высока вероятность угрозы от новичков;
во втором – известны, а высокие входные
барьеры "защищают" от новых сильных
игроков.
5. Партнерство: в первом случае
может дать уникальные конкурентные преимущества
и установить рыночный стандарт; во втором
– дает определенные ресурсы.
6. Маркетинговые
исследования: в первом случае могут
быть нерелевантны, большую роль играет
мнение "лидера мнения"; во втором
– высокорелевантны, почти всегда важно
мнение массового потребителя.
7. Планирование: в первом случае
трудно и возможно лишь на краткосрочный
период; во втором – предсказуемо на долгий
период.
8. Маркетинг в организации:
в первом случае основан на кросс-функциональном
взаимодействии и коммуникациях; во втором
– обеспечивается функциональным отделом.
9. Продукт: в high-tech разработки
диктуются производителем, а маркетинг
выделяет важность "дружественного"
дизайна; во втором – разработки диктуются
рынком, превалирует интригующий дизайн.
10. Цена: в первом случае ценообразование
отличается сложностью (и нередко искушением
демпинга); во втором – наличием стандартов
калькуляции.
11. Продажи: в первом случае
необходим тесный контакт производителя
с потребителем; во втором допускаются
различные варианты.
12. Коммуникации: в high-tech требуется
обучение рынка, а брендирование используется
как инструмент борьбы с опасениями/сомнениями
клиентов; во втором – акцент делается
на преимущества продукта, а брендирование
используется как инструмент повышения
интереса покупателей.
Чтобы стать перспективным high-tech маркетологом надо:
Лекция №14
Термин «лицензия» в переводе с латинского означает разрешение совершать какие-либо действия и в связи с этим используется в различных сферах.
Лицензиар – продавец лицензии.
Лицензиат – покупатель лицензии.
Лицензионные платежи (цена лицензии) подразделяются на периодические (роялти) и единовременные (паушальные).
ЛИЦЕНЗИОННОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ - возмещение за предоставление прав на использование лицензий, "ноу-хау" и др., являющихся предметом лицензионного соглашения.
Существуют следующие виды ЛИЦЕНЗИОННОГО ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ: