Маркетинг поребительских товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является освоение методики проведения маркетингового исследования.
Задачи курсовой работы:
1) оценка конкурентоспособности исследуемого товара;
2) проведение рыночного исследования запросов потребителей и сегментация; по характеристикам покупателей – пользователей;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
1. Выбор и описание товара……………………………………………………..4
1.1. Оценка товара по параметрам………………………………………....4
1.2. Хар-ка рынка сбыта товара………………………………………….....4
1.3. Хар-ка результатов потребления…………………………………........6
2. Маркетинговые исследования товарного рынка……………………………7
2.1. Модель графической сегментации рынка………………………….....7
2.2. Выбор целевого сегмента……………………………………………….9
3. Оценка конкурентоспособности товара…………………………………….11
4. Позиционирование товара «пылесос»…………………………………….....20
5. Разработка ценовой политики………………………………………………..22
6. Организация товародвижения и реклама…………………………………...26
6.1. Управление товарными запасами…………………………………….26
6.2. Упаковка………………………………………………………………...26
6.3. Отгрузка и транспортировка………………………………………….27
6.4. Обслуживание покупателей…………………………………………..28
6.5. Реклама пылесоса……………………………………………………...28
Заключение…………………………………………………………………………32
Список литертуры……………………………………………………………….....37
Приложения………………………………………………………………………...38

Работа содержит 1 файл

Маркетинг потребительских товаров.doc

— 746.00 Кб (Скачать)

По телеканалу НТВ: в сериале «Возвращение Мухтара» рекламу будут давать 4 раза в неделю (по будням), за исключением летних месяцев;

В журнале «Cosmopolitan» и «4х4» - рекламу будут давать ежемесячно.

В Интернете рекламу будут давать в течение года.

 

 

 

Заключение

В заключении можно сделать выводы о проделанной работе и полученными в ходе её выполнения результатах. В процессе работы было рассмотрено 7 основных разделов: 1) выбор и описание товара; 2) маркетинговые исследования рынка; 3) оценка конкурентоспособности товара; 4) позиционирование товара; 5) разработка ценовой политики; 6) организация товародвижения; 7) реклама.

По данным разделам была освоена методика проведения маркетингового исследования.

В первом разделе для исследований было выделено три модели пылесоса: LG V – C5716SU, SAMSUNG VS – 6714HNS Beige, PANASONIC MC – CG465SR79. Выбранные модели схожи по техническим требованиям  и цене. Далее была проведена оценка этих пылесосов по таким параметрам, как: уровень качества, материал изготовления, вес, диапазон рыночной цены, конкурентоспособность пылесоса и другие. Также пылесосы были оценены в процессе потребления.

Затем, было проведено исследование рынка сбыта пылесосов. Модели всех пылесосов были классифицированы по уровню цены, по основной технической характеристике, в данном случае, по потребляемой мощности (Вт), по принципу уборки, по виду фильтрационного устройства. А также были указаны современные тенденции, которые применяют производители пылесосов. По уровню цены пылесосы были разделены по трехуровневой шкале: низкая (1000-5000 руб.). Пылесосы этой ценовой категории являются наиболее покупаемыми. Пылесосы низкой ценовой категории отличаются средним уровнем качества. Невысокая мощность всасывания: 200-400 Вт, небольшое число дополнительных функций, фильтр, в основном, сменный (многоразовый). Пылесосы этой ценовой категории предназначены для сухой уборки. Средняя (5000-10000 руб.). Пылесосы, относящиеся к этой ценовой категории, достаточно высокого качества. Многие из пылесосов средней ценовой категории предназначены для сухой и влажной уборки. Большое количество функций, которые могут выполнять пылесосы (большой радиус действия, 8-9 ступенчатая система фильтрации). Имея невысокую потребляемую мощность, пылесосы средней ценовой категории имеют высокую мощность всасывания (370-440 Вт). Много дополнительных насадок (например: для мытья окон). Высокая (10000 руб. и выше). Пылесосы этой ценовой категории предназначены для сухой и влажной уборки. Некоторые модели имеют  возможность мытья горячей (+50 градусов), холодной водой и паром (до 120 градусов), имеют компактную паровую систему. Также могут уничтожать разнообразные виды загрязнений, насекомых, бактерии. Пылесосы этой категории имеют высокое качество, высокий уровень экологичности и безопасности. Большое количество насадок (у некоторых моделей их количество  достигает 18 штук). Таким образом, выбранные мною модели пылесосов относятся к низкой ценовой категории.

По потребляемой мощности пылесосы также были классифицированы по трехуровневой шкале: низкая потребляемая мощность 1200-1500 Вт. К этой категории относится одна из выбранных мною моделей - SAMSUNG VS – 6714HNS Beige потребляемой мощностью 1400 Вт. Средняя потребляемая мощность 1500-1800 Вт. К этой категории относятся 2 выбранные мною модели: LG V – C5716SU – потребляемая мощность 1600 Вт., PANASONIC MC – CG465SR79 – потребляемая мощность 1800 Вт. Высокая 1800 – 2100 Вт. Вообще, потребляемая мощность, Вт - максимальная мощность, потребляемая мотором пылесоса. Практически у всех современных моделей пылесосов имеется переключатель мощности, который позволяет выбрать оптимальный режим работы пылесоса в зависимости от степени загрязнения поверхности и от материала покрытия.

По принципу уборки: все пылесосы предназначены для сухой уборки, либо – для влажной. Пылесосов, предназначенных для сухой уборки большое количество. Эти пылесосы чаще используют потребители, поэтому рынок пылесосов, предназначенных для сухой уборки гораздо шире. Выбранные модели LG V – C5716SU, SAMSUNG VS – 6714HNS Beige, PANASONIC MC – CG465SR79 относятся для сухой уборки. Для влажной уборки применяют моющие пылесосы. В моющих пылесосах вместо пылесборника используется резервуар для чистой воды и резервуар для использованной воды. Моющий пылесос достаточно громоздок и тяжел по сравнению с обычным.

Фильтрационные устройства, которые используют в пылесосах, это водные и сменные (многоразовые). В курсовом проекте были указаны минусы и плюсы каждого из фильтрационных устройств. Выбранная модель LG V – C5716SU имеет водный фильтр. Выбранные модели SAMSUNG VS – 6714HNS Beige, PANASONIC MC – CG465SR79 имеют сменные фильтры.

Затем, были указаны современные тенденции, т.е., что нового используют при производстве пылесосов.

В заключении первого раздела была дана характеристика результатов потребления пылесосов фирм LG, Samsung и Panasonic.

Во втором разделе были проведено маркетинговое исследование рынка. Для этого была построена модель графической сегментации рынка. Сегмент рынка, принятый к обслуживанию, на графике был выделен штриховкой.

Исходя из имеющейся статистической информации, личного опыта и собранных первичных данных, рынок пылесосов был сегментирован по трем признакам: уровень месячного дохода на человека (руб.), искомые выгоды и покрытие. Выбранные модели пылесосов ориентированы на уровень месячного дохода на человека 5-8 тыс. руб., ковровое покрытие (короткий ворс), и выгоду, которую ожидают потребители, - цену. Таким образом, был выбран целевой рынок.

В третьем разделе была оценена конкурентоспособность каждой выбранной модели пылесоса. Расчет показателя конкурентоспособности пылесоса проводился на основе построенного «дерева оценки» потребительских свойств. Так, на первом уровне «дерева целей» указаны такие свойства пылесоса, как технико-экономические характеристики, удобство в использовании, внешний вид, гарантия и каналы сбыта. Для исследования пылесосов были собраны первичные данные на основе анкеты. Образец анкеты указан в курсовом проекте. Данные опроса потребителей были занесены в таблицу ранжирования. Сначала, используя ранговый метод, определилась солидарность группы экспертов. Для каждой цели уровень солидарности экспертов высокий. На основе таблицы ранжирования определились коэффициенты предпочтительности свойств (веса, подцелей). Так, самыми важными из техническо-экономических характеристик для потребителей являются мощность всасывания – 21%, цена – 16%, потребляемая мощность – 15%; в удобстве использования важным является наличие регулировки мощности всасывания – 20%, простоты ухода – 17% и количество насадок – 16%; во внешнем виде значение размера пылесоса важнее цвета и материала облицовки и составляет 48%.

Благодаря этим исследованиям, были получены оценки уровня конкурентоспособности каждой модели пылесоса. В результате, наиболее конкурентоспособным является модель А (LG V-C5716SU). Она превосходит модели Б (SAMSUNG VS – 6714HNS Beige) и В (PANASONIC MC – CG465SR79) по технико-экономическому уровню, по уровню удобства в использовании, однако уступает модели Б по внешнему виду, что является резервом дальнейшего улучшения потребительских свойств модели А (LG V-C5716S).

В четвертом разделе было проведено позиционирование пылесоса на основе двух схем. Так, была разработана новая модель пылесоса на основе предложенных для улучшения характеристик. В новом пылесосе уменьшен уровень шума до 63 дБ, мощность всасывания увеличена до 440 Вт, а потребляемая мощность осталась прежней невысоко, т.к. известно, чем больше мощность всасывания и меньше потребляемая мощность, тем качество пылесоса лучше. При этом цена стала более низкой – 2800 руб.

В пятом разделе была разработана ценовая политика и ценовая стратегия фирмы, производящей новую модель пылесоса, т.к. ценовые стратегии являются неотъемлемой честью стратегий в области разработки товара, его качества, распространения и продвижения. В данном случае, т. к. пылесос находится на стадии выведения на рынок, фирмой, производящей исследуемый пылесос, была  применена  стратегия прочного внедрения на рынок, т.е. фирма установила на свою новинку сравнительно низкую цену в надежде на привлечение большого числа покупателей и завоевание большой доли рынка. Установлению низкой цены благоприятствуют следующие условия: 1) рынок пылесосов очень чувствителен к ценам, и низкая цена способствует его расширению; 2) с ростом объемов производства его издержки, а также издержки по распределению пылесоса сокращаются; 3) низкая цена непривлекательна для существующих и потенциальных конкурентов.

В шестом разделе была разработана организация товародвижения. Было рассмотрено, как правильно управлять товарными запасами, какая должна быть упаковка у пылесоса. Выяснено, что пылесосы доставляются к нам такими видами транспорта, как железнодорожный и автомобильный. А в настоящее время при отгрузке пылесосов фирмы чаще всего прибегают к одновременному использованию двух или более видов транспорта. Используют рельсовый контрейлер, т.е. перевозку с использованием железнодорожного и автомобильного транспорта. Такой вид транспорта обходится дешевле автомобильных перевозок и в то же время обеспечивает гибкость и удобство. Также было рассмотрено обслуживание покупателей в магазинах нашего города.

В завершении работы была разработана реклама для новой модели пылесоса. Выбраны и обоснованы такие рекламные средства, как телевидение и журналы. Составлен сценарий ролика для телевидения и рекламное сообщение для журналов. В заключении был составлен график использования рекламы.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.      В.А. Абчук, Азбука маркетинга  Изд.2 – СПб.: «Союз», 2010. -149с.

2.      Беляев, В.И. Маркетинг: основы теории и практики : учебник/В.И. Беляев.-4-е изд., перераб. и доп.-М. : КНОРУС,2010.-680с.

3.      Голубков, Е.П. Маркетинговые исследования: теория, практика и методология. - М.: Финпресс, 2009.-416с.

4.      Гольцов А.В. Перспективы использования стратегического маркетинга на предприятии / Маркетинг. 2008.

5.      Котлер, Ф.Основы маркетинга.-Спб. : Коруна, Литера Плюс,2007.-697с.

6.      Мониторинг товарных рынков. Бородко Т.Л., Беляцкий Н.П.// журнал «Маркетинг в России и за рубежом», №5,2010.

7.      Попов Е.В. Теория маркетингового исследования: Изд-во УГТУ.2007.

8.      Способы оценки и мониторинга степени удовлетворенности потребителя. Федотов В.В.//Журнал «Методы менеджмента качества», № 9, 2008.

9.      Титова, Н.Е., Кожаев, Ю.П. Маркетинг: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2008.

10. И. Манн, Практический маркетинг – СПб.: «Питер», 2010.-с.83

11. Абсолютная продажа, или базовые мотивы покупки/ Зоткин А.Ю. M., 2005. URL: http://www.aup.ru/books

12. Бренд как основа успешного современного бизнеса/ Зоткин А.Ю. M., 2009. URL: http://www.aup.ru/books

13. Материалы с сайта URL: http://www.irvispress.ru Официальный сайт Самсунг URL: http://www.samsung.com/ru/

14. Создание рекламных концепций и образов как часть стратегического управления маркетингом предприятия/ Зоткин А.Ю. M., 2008.
Факультативный прикладной курс по маркетингу для студентов экономических вузов. URL: http://www.aup.ru/books

15. Bibliotekar.ru/biznes-42/18.htm

 

 

Приложения

 

Таблица 1 - Оценка пылесоса по параметрам

 

№ п/п

Наименование параметра

Модели товара

А (LG V – C5716SU)

Б (SAMSUNG VS – 6714HNS)

В (PANASONIC MC – CG465SR79)

1.

Оценка объективных параметров товара

 

 

 

1.1

Уровень качество (высокий, низкий, средний)

средний

средний

средний

1.2

Материал изготовления

пластмасса

пластмасса

пластмасса

1.3

Цвет

вишневый

бронзовый

серебристый

1.4

Вес модели (кг.)

4,3

5,3

4,5

1.5

Диапазон рыночной цены (руб.)

2800-3000

3100-3200

3500-3600

1.6

Общий вид (современность, продуманность, компактность, т.е. впечатления от модели с эстетической точки зрения)

модель современная и продуманная

модель современная и продуманная

модель современная и компактная

1.7

Уровень сложности конструкции и ее особенности по сравнению с другими моделями изделия

Средний

Средний

Средний

1.8

Основные технические характеристики моделей

1.8.1 Потребляемая энергия (Вт)

1.8.2 Мощность всасывания (Вт)

1.8.3 Рабочее напряжение (В)

1.8.4 Уровень шума (дБ)

1.8.5 Емкость мешка для пыли (л)

1.8.6 Вес (кг)

1.8.7 Размеры

 

 

1600

 

400

 

220

 

75

 

2

 

5

280×420×250

 

 

1400       

 

400

 

230

 

68

 

2

 

5,3

275×390×245

 

 

 

1800

 

370

 

230

 

70

 

2

 

4,5

280×425×260

1.9

Частота дефектов при покупке товара

средняя

низкая

низкая

2.

Оценка рыночных параметров товара

 

 

 

2.1

Конкурентоспособность товара

высокая

высокая

высокая

2.2

Удобство покупки и транспортировки

среднее

среднее

среднее

2.3

Привлекательность упаковки

средняя

средняя

средняя

3.

Оценка товара в процессе потребления

 

 

 

3.1

Частота возникновения поломок в процессе эксплуатации

средняя

низкая

низкая

3.3

Особенности ухода

1 раз в 6 месяцев проверять, не забиты ли мусором трубки, гибкий шланг и чистящая насадка. Проверять контейнер для пыли, при необходимости освобождать его.

По мере загрязнения вспомогательного фильтра промывать его в теплой воде и тщательно высушить. Менять мешок для пыли по мере его загрязнения.

Осматривать ежемесячно щетку для пола, очищать от загрязнений и волокон. Корпус пылесоса протирать мягкой тканью, смоченной в воде. Очищать защитный фильтр двигателя с помощью воды. Заменять мешок для пыли по мере его загрязнения.

3.4

Качества товара, способствующие покупке и потреблению

Небольшой размер пылесоса, средняя потребляемая мощность, достаточно высокая мощность всасывания, наличие турбо-щетки

Небольшие размеры пылесоса, достаточно высокая мощность всасывания, наличие турбо-щетки, высокий радиус действия.

Небольшой вес пылесоса, наличие 3 л. мешка для пыли, наличие 4-х различных насадок (для мебели, пола  и т.д.).

3.5

Качества товара, препятствующее покупке и потреблению

Небольшая емкость мешка для пыли

Небольшая емкость мешка для пыли, сменный фильтр.

Сменный фильтр, максимальная цена.

3.6

Качества товара, которые больше всего нравятся потребителям

Большая мощность всасывания за минимальные деньги

Невысокий уровень шума, радиус действия 13 м.

Наличие 2-х позиционной щетки.

 

Таблица 2 – Характеристика результатов потребления

№ п/п

Наименование параметра

Фирмы-изготовители

LG

SAMSUNG

PANASONIC

1

2

3

4

5

1.

Уровень обеспеченности товаром

30%

40%

10%

2.

Сроки физического износа товара.

 

 

 

 

- нормативный (лет)

5

7

5(7)

 

- фактический (лет)

10

12

12

3.

Срок морального износа товара (цен)

2-3

2-3

2-3

4.

Уровень удовлетворенности покупкой

(не удовлетворен, удовлетворен,

весьма удовлетворен)

% к числу обследованных.

не удовл. -   5%

удовл. – 80%

весьма уд. – 15%

 

не удовл -   3%

удовл – 70%

весьма уд. – 27%

 

не удовл -   3%

удовл – 65%

весьма уд. – 32%

 

5.

Уровень соответствия товара ожиданиям потребителя (не соответствует, в основном соответствует, превышает).

не соот- 5%

в осн.с- 90%

превышает- 5%

не соот-т 2%

в осн.с- 90%

превышает 8%

не соот-т 2%

в осн.с- 90%

превышает 8%

6.

Желание повторить покупку (отсутствует, присутствует, процент к числу обследованных покупателей).

отсутствует 30%

присутствует 70%

отсутствует 20%

присутствует 80%

отсутствует 15%

присутствует 85

7.

Желание купить вместо одного товара что-то новое (отсутствует, присутствует, процент к числу опрошенных).

отсутствует 50%

присутствует 50%

отсутствует 10%

присутствует 90%

отсутствует 10%

присутствует 90%

8.

Рекомендации и предложения по усовершенствованию данного товара, высказанные потребителями.

Уменьшить уровень шума.  Изменить дизайн крышки на насадке. Изменить внешний вид пылесосов.

Улучшить фильтрационное устройство.

Зажим для шланга сделать более прочным.

 

Улучшить внешний вид пылесосов, изменить дизайн. Увеличить мощность всасывания.

Информация о работе Маркетинг поребительских товаров