Маркетинг персонала в организации: современные методы и формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 11:47, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучить теоретическую и практическую значимость темы на конкретном примере.

Объектом работы является деятельность и структура предприятия ООО «Керамика- Синтез».

Предметом исследования является маркетинг персонала в организации.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3

Глава 1.Теоретические аспекты и современное состояние
маркетинг- персонала………………………………………...……………..... 5

1.1. Основные понятия и сущность маркетинг- персонала в организации.. 5

1.2.Принципы построения маркетинг- персонала………………………… .11

1.3.Современные методы и формы маркетинг- персонала……………….. .15

Глава 2. Анализ состояния и форм обучения персонала на предприятии ООО «Керамика- Синтез»……………………………………………………………

2.1 Общая характеристика предприятия ООО «Керамика- Синтез»……. .20
2.2. Анализ маркетинг- персонала на предприятии ООО «Керамика- Синтез»…………………………………………………………………………26

Заключение…………………………………………………………………… 37

Список литературы……………………………………………………………39
Приложение

Работа содержит 1 файл

гот курсовая распечатать.doc

— 364.50 Кб (Скачать)

Таблица 1.1.

Пути привлечения  персонала и ситуация на рынке  труда.

Ситуация  на рынке труда Пути привлечения  персонала
Уравновешенная (П1). (А2), (П2), (A3), (А4)
Благоприятная (П1), (П2)
Напряженная (П1), (А1), (A3), (А4)
Низкие  затраты на приобретение персонала (П2), (А1), (А2), (А4)
Высокие затраты на приобретение персонала (П1), (A3), (А4)

  

  Перечисленные варианты путей привлечения персонала связаны с внешними источниками покрытия потребности в кадрах. Собственная организация может рассматриваться в качестве внутреннего источника. Путями покрытия потребности в персонале в данном случае являются:

- перемещение сотрудников из одного подразделения в другое, причем оно может происходить либо с соответствующим переобучением , либо без него;- перемещение сотрудников на более высокий иерархический уровень организации (как правило, с получением дополнительного образования или квалификации);

- формирование новой функциональной роли сотрудника в рамках прежнего рабочего места при соответствующем дополнительном обучении.

  Для изучения всех необходимых факторов, влияющих на формирование направлений маркетинговой деятельности, специалисту необходима информация, от качества и полноты которой зависит результативность анализа ситуации на рынке труда. Источниками информации для маркетинг- персонала могут являться:

-учебные программы и планы выпуска специалистов в учебных заведениях;

- учебные программы дополнительного обучения в коммерческих учебных центрах и для курсов переобучения при биржах труда;

- аналитические материалы, публикуемые государственными органами по труду и занятости (такие материалы могут готовиться также по заявкам организаций);

- информационные сообщения служб занятости (бирж труда);

- специализированные журналы .

  Уже не  для кого не секрет, что обученный  персонал становится конкурентным  преимуществом компании и эффективным  ресурсом для достижения ее стратегических целей.

     Несмотря на то, что тема обучения персонала не нова, руководителей и менеджеров по персоналу по-прежнему интересует: как построить оптимальную для организации систему, которая позволит достигать поставленных целей и минимизировать затраты.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2.Принципы  построения маркетинг- персонала

    В последнее время в работе с персоналом стал преобладать предпринима-тельско - рыночный подход, при котором труд, его условия и рабочие места рассматриваются как продукты маркетинга. Западноевропейские компании используют методы маркетинга в управлении персоналом с 70-х годов. В существующих в зарубежных организациях подходах к определению состава и содержания задач маркетинга персонала следует выделить два основных принципа:

 Первый принцип  предполагает рассмотрение задач  персонала- маркетинга в широком  смысле.

    Под маркетингом персонала в данном случае понимается определенная философия и стратегия управления человеческими ресурсами3. Персонал (в том числе и потенциальный) рассматривается в качестве внешних и внутренних клиентов организации. Целью такого маркетинга является оптимальное использование кадровых ресурсов путем создания максимально благоприятных условий труда, содействующих повышению его эффектив-ности, развитию в каждом сотруднике партнерского и лояльного отношения к фирме.

     Фактически - это “продажа” фирмы своим  собственным сотрудникам. Принцип  маркетинга персонала в его  широком толковании опирается  на рыночное мышление, что отличает  его от традиционных административных концепций управления кадрами.

    Второй  принцип предполагает толкование персонал -маркетинга в более узком смысле —как особую функцию службы управления персоналом4. Эта функция направлена на выявление и покрытие потребности предприятия в кадровых ресурсах.

   Эта деятельность относительно обособлена от др. задач кадровой работы и                                                                 включает в себя: анализ внешних и внутренних факторов, определяющих направления маркетинговой деятельности; разработку и реализацию мероприятий по направлениям персонал - маркетинга.

  Направления маркетинговой деятельности в области персонала включают в себя: 
- разработку профессиональных требований к персоналу; 
- определение качественной и количественной потребности в персонале; 
- расчет затрат на приобретение и дальнейшее использование персонала; 
- выбор источников и путей покрытия потребности в персонале.  
   Маркетинг - персонала как вид деятельности, направленный на удовлетворение запросов и потребностей путем обмена, непосредственно связан с понятиями нужда, потребность, запрос, обмен, рынок, спрос, товар, сделка, договор, управление маркетингом, менеджер (управляющий) по маркетингу, концепция маркетинг- персонала и др. Знание специалистами, руководителями фирм основ маркетинг- персонала - важное условие эффективности функционирования организации

  Главное отличие между вышеназванными принципами выделения задач персонал -маркетинга заключается в следующем. Широкое толкование маркетинга персонала подразумевает его отнесение к одному из элементов кадровой политики организации, реализуемому через решение комплекса задач службы управления персоналом (разработка целевой системы, планирование потребности, деловая оценка, управление карьерой, мотивацией и т.п.).

   В узком смысле маркетинг персонала5 предполагает выделение определенной специфической деятельности службы управления персоналом, причем эта деятельность относительно обособлена от других направлений работы кадровой службы. Следует отметить, что оба рассмотренных принципа не противоречат определению маркетинга персонала, данному в

начале раздела. Ниже представлены положения, характеризующие маркетинг персонала как специфическую, относительно обособленную функцию службы управления персоналом организации.

  Маркетинговая деятельность в области персонала представляет собой комплекс взаимосвязанных этапов по формированию и реализации плана персонал - маркетинга. Общая методология маркетинга персонала базируется на основных положениях теории “производственного” маркетинга.                                    Исходную информацию для определения направлений маркетинговой деятельности, формирования плана персонал - маркетинга и мероприятий по его реализации дает анализ внешних и внутренних факторов. Такой анализ —отправная точка маркетинговой деятельности.       

   Под внешними факторами6 понимаются условия, которые организация как субъект управления, как правило, не может изменить, но должна учитывать для правильного определения качественной и количественной потребности в персонале и оптимальных источников покрытия этой потребности.  

    К  внешним факторам, определяющим  содержание персонал- маркетинга, можно  отнести следующие факторы, представленные  в Приложении 1.

   Перечисленные  выше факторы по отношению к организации являются внешними, т.е. в значительной степени не зависящими от ее действий. Их нужно рассматривать как внешнюю среду организации в области персонал- маркетинга. Учет этой среды позволяет избежать крупных ошибок при отработке направлений маркетинговой деятельности.

  Под внутренними факторами7 понимаются такие, которые в значительной

степени поддаются  управляющему воздействию со стороны  организации.

  Основные  внутренние факторы представлены в Приложение 2.                                                            Полный и точный учет всех внутренних факторов определяет уровень и особенности реализации основных направлений маркетинговой деятельности в области персонала.

   Персонал-маркетинг- это комплекс мероприятий по отбору специфического “товара”- кадров, способных обеспечить достижение целей и задач организации. 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Современные методы и формы маркетинг- персонала.

    Методы управления персоналом8 (МУП) – способы воздействия ли коллективы и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации. Наука и практика выработали три группы МУП: административные, экономические и социально-психологические

    Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувств долга, стремление человека трудиться в определенной организаций культура трудовой деятельности. Эти методы воздействия отличав прямой характер воздействий: любой регламентирующий и административный акт подлежит обязательному исполнению. Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления.

   Экономические и социально-психологические методы носят косвенный характер управленческого воздействия. Нельзя рассчитывать на автоматическое действие этих методов и трудно определить силу их воздействия на конечный эффект.

     С помощью экономических методов осуществляется материальное стимулирование коллективов и отдельных работников. Они основаны на использовании экономического механизма управления.

     Социально-психологические методы управления основаны на использовании социального механизма управления (система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и т. п.). Специфика этих методов заключается в значительной доле использования неформальных факторов, интересов личности, группы, коллектива в процессе управления персоналом.

     
   Методы управления персоналом можно также классифицировать по признаку принадлежности к общей функции управления: методы нормирования, организации, планирования, координации, регулирования, мотивации, стимулирования, контроля, анализа, учета. Более подробная классификация МУП по признаку принадлежности к конкретной функции управления персоналом позволяет выстроить их в технологическую цепочку всего цикла работ с персоналом. По этому признаку выделяются методы: найма, отбора и приема персонала; деловой оценки персонала, профориентации и трудовой адаптации персонала, мотивации трудовой деятельности персонала, организации системы обучения персонала, управления конфликтами и стрессами, управление безопасностью персонала, организации труда персонала, управления деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением перепала, высвобождения персонала.

    Метод управления9 — это метод воздействия субъекта управления на объект управления для практического осуществления стратегических и тактических целей системы управления. Целью системы управления является достижение конкурентоспособности выпускаемой продукции, выполняемой услуги, организации и других объектов на внешнем или внутреннем рынке.

     В настоящее время в научной литературе раскрываются и применяются на практике три группы методов управления: административные (организационные или организационно-распорядительные); экономические и социально-психологические. Эти группы методов управления чаще всего рассматриваются как дополняющие друг друга.

     Нам представляется, что общепринятая классификация методов управления не в полной мере отражает их сущность. Например, любой нормативный акт как атрибут административного метода управления, кроме административно-правовых, решает и социально-экономические вопросы, а реализация нормативного акта требует применения знаний в области психологии. Вместе с тем результаты экономического управления чаще всего отражаются или фиксируются в нормативных (административных) документах. Экономические вопросы неправомерно рассматривать в отрыве от социальных и, наоборот, социальные — в отрыве от экономических и правовых вопросов.

    В основание классификации методов управления, на мой взгляд, следует положить иной признак — степень свободы объекта управления в связи с воздействием на него субъекта. Индивидуум как объект управления может иметь следующие степени свободы:

а) ограниченную свободу, при которой субъект  управления принуждает зависимый объект выполнять планы или задания;

б) мотивационную  свободу, при которой субъект  управления должен найти обоснованные мотивы, побуждающие объект управления к выполнению планов или заданий;

в) высокую степень  свободы, при которой субъект  управления должен с использованием логики и психологии формировать  метод воздействия на относительно независимый объект управления, ставя во главу угла изучение психологического портрета управляемой личности и тенденции ее развития.                Для объекта управления в этом случае удовлетворение первичных физиологических потребностей не является приоритетным, для него важнее удовлетворение высших потребностей (самореализация, самовыражение).

      Исходя из рассмотренных степеней свободы объекта методы управления целесообразно подразделять на три группы: принуждения, побуждения, убеждения.                                                                                                        Методы принуждения— субстанция управления10. Низкое качество субстанции — законодательных и нормативных актов — приведет к низкому качеству последующих компонентов системы управления. Если идеология, политика, право не будут иметь комплексного обоснования, то экономика и психология ничего не сделают в области развития любых систем. Субстанция управления должна быть высшего качества.

Информация о работе Маркетинг персонала в организации: современные методы и формы