Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 15:12, курс лекций
Курс лекций по маркетингу
Для
успешного развития рынка, необходимо
учитывать географические и природные
факторы. В 60-х годах проявилось растущее
беспокойство общественности по поводу
того, что промышленная деятельность
разрушает природу. Изменения в
окружающей среде сказываются на
качестве товаров, предъявляемых рынку.
Серьёзные проблемы возникают и
при истощении природных
Наиболее
драматичной силой, определяющей людские
судьбы, являются научно-технические
факторы. Отношение к научно-
На маркетинговых решениях сильно сказываются события, происходящие в политической среде. Политические факторы слагаются из правовых норм и уклада» государственных учреждений и влиятельных групп общественности. С течением времени растёт число законодательных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность. Руководитель маркетинга должен хорошо знать федеральные законы, а так же законы местных субъектов государства, охраняющие добросовестность конкуренции, интересы потребителей.
Немаловажное значение для развития маркетинга имеют социальные и культурные факторы. Люди растут в конкретном обществе, которое формирует их основные взгляды, ценности и нормы поведения.
Основные факторы маркетинговой микросреды предприятия (фирмы) и их состояние применительно к российским предприятиям.
Маркетинговая микросреда представляет силы, имеющие отношение непосредственно к данной фирме. Это её отношения с конкурентами, поставщиками, маркетинговыми посредниками, клиентами (заказчиками) и многочисленными контактными аудиториями (группами лиц, общественными организациями и т.д.), проявляющими реальный интерес или оказывающими влияние на деятельность фирмы.
Любое предприятие сталкивается с конкуренцией и занимается исследованиями с целью выявления конкурентов. Предприятие, которое не удовлетворяет нужды клиентов, обречено на неудачу.
Предприятие, работающее на рынке, сталкивается кроме прямых конкурентов ещё и, по меньшей мере, с четырьмя видами конкурентов - это:
В России, ввиду слабости механизмов государственного регулирования монополий и антимонопольного законодательства, в прямой конкуренции характерен неконкурентный тип поведения предприятий - стремление к торговой монополии через сговор, ставка на монопольную сверхприбыль путём искусственного создания дефицита товаров и т.д.
В качестве поставщиков могут выступать предприятия, фирмы и отдельные лица, обеспечивающие данное предприятие и его конкурентов различными видами ресурсов, необходимых для производства конкретных товаров и услуг. Задачей маркетинга является всестороннее изучение поставщиков, их политик и адекватное реагирование на всякие изменения с их стороны.
Предприятие может выступать, по крайней мере, на пяти типах клиентурных рынков (клиенты, заказчики и потребители). К клиентурным рынкам относятся:
5. Международный рынок - покупатели за рубежами страны, включая зарубежных потребителей, производителей, промежуточных продавцов и государственные учреждения.
Каждому
типу рынка присущи свои специфические
черты, которые продавцу необходимо
изучать. Предприятие, которое разобралось
в том, как реагируют потреби гели
на различные характеристики товара, цены,
рекламные аргументы и т.п., будет иметь
значительное преимущество перед конкурентами.
Тема 5
Сегментация рынка
Выходя с товаром на рынок, производитель хорошо осведомлен о потребительных свойствах своих изделий (услуг). Вместе с тем покупатели в общем по-разному используют этот товар, а главное - приобретают его, исходя из разных мотиваций. Поэтому естественным представляется разбивка покупателей (сегментация) по этим мотивациям и иным признакам (демографическим, социальным и т. д.), а затем только - предложение товара, созданного при максимальном учете этих признаков. Теоретически такой подход наиболее эффективен, на практике же приходится сталкиваться с целым рядом ограничений, искажающих приведенную идеальную картину.
Сегмент рынка - часть рынка или группа потребителей, или товаров, или фирм-производителей, или конкурентов, обладающими одним или несколькими общими признаками
Если
фирма считает внутренний рынок
(или его маленькую часть) основой
своей деятельности, а на внешний
выходит ради получения небольших
дополнительных доходов, нет смысла
ломать голову и усложнять себе жизнь
дробной сегментацией. Нужно относиться
к рынку как к единому целому
и применять стратегию недиффер
Иное
дело, когда фирма заметно
Наконец,
если фирма считает внешнюю торговлю
своим главным занятием, она прибегает
к стратегии дифференцированног
Например, можно выделить сегменты, в которых люди отличаются своим семейным положением:
- молодые люди, не состоящие в браке и живущие отдельно от родителей;
- люди, недавно вступившие в брак и не имеющие детей;
- молодые супружеские пары с детьми дошкольного возраста;
- зрелые супружеские пары без детей (дети живут отдельно);
- пожилые супружеские пары (дети живут отдельно); одинокие пенсионеры.
Ясно,
что при очень большом числе
сегментов приспособление к требованиям
каждого может оказаться
Поэтому относительно товаров индивидуального использования всегда следует устанавливать достаточно крупные сегменты. Рекомендуется также (в соответствии с товаром) сосредоточивать маркетинговые усилия на тех 20% сегментов, которые способны обеспечить 60-80% прибыли фирмы. Нет смысла рассматривать сегменты, относительно которых нет достоверной информации (или ее получение сопряжено с непропорционально большими усилиями и затратами), а также такие, которые невозможно четко ограничить по тем или иным показателям (что, по сути, эквивалентно утверждению, что данный сегмент невозможно количественно измерить и определить его емкость).
В частности, одной из "мер" является реакция на новый товар. По имеющимся данным, потребители (покупатели) делятся на пять категорий в своем отношении к новым товарам: суперноваторы, новаторы, обыкновенные, консерваторы, суперконсерваторы.
Суперноваторы, составляющие примерно 2,5% потенциальной емкости рынка, -люди, склонные к риску и эксперименту. По своим доходам они относятся к верхней группе, обладают высоким социальным статусом, живут в городе.
Новаторы - примерно 13,5% потенциальной емкости рынка. Характеристики их в общем те же, что и суперноваторов, но они менее склонны к риску, более осторожны в поступках.
Обыкновенные (примерно 34%) не имеют той страсти к лидерству, как представители двух первых групп. Они основательны, стараются не рисковать. Многие из них проживают
в сельской местности. Для них всех характерна активность в общественной жизни.
Консерваторы, составляющие также примерно 34%, довольно противоречивы: с одной стороны, не одобряют новшеств, принятых суперноваторами и новаторами, с другой -охотно подражают обыкновенным. Среди этой группы много пожилых людей, а также лиц с низкими доходами, занятых на работах, считающихся малопрестижными.
Суперконсерваторы (около 16%) принципиально против любых изменений, сохраняют приверженность привычкам и модам своей молодости. Могут принадлежать к слоям с самыми разными доходами - от высшего до низшего. Как правило, лишены эстетического чутья, творческого воображения.
Три первые группы, занимающие около 50% потенциальной емкости рынка, способны, как показывают исследования, обеспечить до 92% объема продажи новых товаров фирмы.
В
качестве примеров других возможных
сегментаций товаров
социальный статус и т. д. и т. п.
По
отношению к товарам
Иностранные специалисты подразделяют такие предприятия на государственные и частные как требующие разных подходов к коммерческим отношениям с ними.
Сегментацию
внутри отрасли экономики рекомендуют
вести на основании размеров предприятий,
определяемых числом занятых: в зависимости
от этого фактора изменяется способ
закупки этими предприятиями
сырья, машин и оборудования, точнее,
этим занимаются в общем разные лица.
Если для малых фирм характерно принятие
решения о закупках, производимое
высшими руководителями, то в крупных
этим занимаются руководители отделов,
а то и групп (узкоспециализированных
на определенной номенклатуре товаров).