Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 15:12, курс лекций
Курс лекций по маркетингу
Другими сферами применения маркетинга являются личности, организации, объекты недвижимости.
Основные этапы развития маркетинга в Европе
Принято выделять четыре ярко выраженных этапа развития маркетинга в Европе.
1 .Этап начался в конце XIX в. и продолжался до начала XX в. Это - эпоха массового производства, характеризующаяся становлением машинного производства, изобретениями генератора постоянного тока, электродвигателя, двигателя внутреннего сгорания, автомобиля, которые легли в основу технологий производства товарных классов.
Производственная концепция (подход) наиболее характерна для эпохи массового производства. Она исходит из того, что потребители ориентируются на товары, которые широко распространены и продаются по доступным ценам. Предприятие направляло свои усилия на обеспечение высокой серийности и реализацию своей продукции всеми способами и через все имеющиеся каналы сбыта. Этот подход на данном этапе развития маркетинга был обоснован тем, что:
• Основная часть потребителей имела сравнительно низкие доходы;
• Спрос превосходил предложение;
• Расходы на производство нового продукта были существенными. Однако существовали и резервы для их сокращения. Таким образом, снижение издержек производства и цен на продукцию обеспечивали успех на рынке.
2. Этап развития маркетинга (1930-1950 гг.) именуется эпохой насыщения спроса и характеризуется стремительным ростом объёмов и номенклатуры производимой продукции и расширения ассортимента (диверсификации). Для этого периода развития маркетинга характерен торговый подход (концепция интенсификации коммерческих усилий), при котором главное внимание уделяется продвижению товаров от производителя к потребителю. Торговый подход основывается на убеждении, что главное состоит в том, чтобы продать товар, не задумываясь о последующей удовлетворённости покупателя, а также о возможности приобретения им данного и/или другого товара, производимого данной фирмой, в будущем.
3. Этап развития маркетинга (1960-1980 гг.) носит название эпохи современного маркетинга и научно-технического прогресса. Он характеризуется ростом культуры потребителя. На этом этапе происходит становление социально-этического маркетинга, трансформирующегося в предпринимательскую деятельность. Социальный подход (или социально-этичный маркетинг, концепция интеллигентного потребления, человеческая концепция, общественно ответственный маркетинг) добавляет к торговому и собственно маркетинговому подходам то, что достижение целей потребителя и предприятия не может рассматриваться в отрыве от последствий производства и потребления тех или иных товаров для общества в целом.
4.Этап развития маркетинга (с 1980г. до сегодняшних дней) носит название эпохи новой европейской цивилизации. Его характерной чертой является глобализация, открытость экономики, сверхдинамичные процессы изменений в науке и технике, открытие и широкое использование в маркетинге новых информационных технологий, позволяющих унифицировать маркетинговые процессы. На этом этапе начинает действовать развитый социально-этический маркетинг.
В России переход к рыночным отношениям сопровождался не ростом, а стремительным спадом производства всех видов товаров. Маркетинг в этой связи начал распространяться на те сферы услуг. Такими сферами стали банковская деятельность, образование, медицинская и юридическая практика — в основном сфера услуг. Это в значительной мере повлияло на качественные характеристики маркетинговой деятельности, так как отсутствовал необходимый опыт работы специалистов, занятых ею в сфере производства товаров.
Ещё
одной важной особенностью является
наполнение рынков продукцией импортного
производства далеко не лучшего качества.
Т.о. маркетинг в России начался
с торговой концепции в худшем
смысле её проявления.
Тема 3 Задачи и принципы маркетинга
Маркетинг невозможно понять, не разобравшись в том, «что он делает». К его основным функциональным задачам можно отнести следующие задачи:
Принципы маркетинга
Виды спроса в маркетинге
Спрос - количество товара которое хотят и могут приобрести покупатели по данной цене в данное время.
1.
Отрицательный спрос. Рынок
если
большая его часть
и алкоголиков. Задача маркетинга - проанализировать, почему рынок испытывает неприязнь к товару и может ли программа маркетинга изменить негативные отношения рынка посредством переделки товара, снижения цен и более активного стимулирования.
2.
Отсутствие спроса. Целевые потребители
могут быть не
3.
Скрытый спрос. Многие
4.
Падающий спрос. Рано или
5.
Нерегулярный спрос. У многих
организаций сбыт колеблется
на сезонной, ежедневной и даже
почасовой основе, что вызывает
проблемы недогрузки и
6.
Полноценный спрос. О
7.
Чрезмерный спрос. У ряда
8.
Нерациональный спрос.
Тема 4 ФАКТОРЫ МАКРОСРЕДЫ И МИКРОСРЕДЫ МАРКЕТИНГА.
К факторам маркетинговой макросреды относят: демографические, экономические, природные (экологические), научно технические, социальные, политические, экологические.
Демография - это наука, изучающая население с точки зрения его численности, плотности и т.д.
Состояние демографических факторов оценивается по данным переписи населения, в которых указывается: пол, возраст, место рождения, родной язык и гражданство, образование, национальность, состояние в браке, источники средств жизни, наличие работы.
Для занимающихся маркетингом, демографическая среда представляет большой интерес, т.к. рынки состоят из людей.
Сегодняшнее
состояние демографических
Состояние экономических факторов определяется, прежде всего, ориентацией экономики на структуру хозяйства. Россия на сегодняшний день характеризуется переходной экономикой, т.е. стоит вопрос о том, в какую группу стран мы можем попасть в ближайшее будущее. Пока, по большинству экономических показателей (Внутренний валовой продукт -ВВП, ВВП на душу населения, производительность труда в обрабатывающей промышленности и т.д.), отражающих экономическое состояние, Россия тяготеет к слаборазвитым странам.
Следующий показатель, влияющий на экономику, - состояние финансовой системы в стране. Оно определяется соотношением статей в структуре государственного бюджета, его характером (дефицит или профицит), фактическим исполнением за предшествующие периоды, как в целом, так и по отдельным статьям (что особенно важно), состоянием банковской системы, её устойчивостью, состоянием национальной валюты, уровнем инфляции (Инфляция - процесс обесценения денег, снижения их покупательной способности, проявляющийся в общем росте цен), конвертируемостью денежной единицы, покупательной способностью населения. Для рынка очень важна покупательная способность населения, на которой сказываются экономические спады, высокий уровень безработицы, растущая стоимость получения кредитов. Все эти показатели применительно к нашей экономике можно охарактеризовать как неустойчивые и низкие.