Лидерство. Управление персоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 11:23, аттестационная работа

Описание работы

Основная цель работы сводится к тому, чтобы
изучить понятия и сущность лидерства, провести анализ взаимоотношений между
руководителем и подчиненными, и дать рекомендации для повышения
результативности труда предприятия в целом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.................................3

1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ЛИДЕРСТВА.................5

1.1 ПОНЯТИЯ И СУЩНОСТЬ ЛИДЕРСТВА.................5
1.2 СТИЛИ РУКОВОДСТВА........................7
1.3 СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ ЛИДЕРСТВА................16
2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ОСНОВЕ ХЛЕБОКОМБИНАТА
«РАССВЕТ»...............................23
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ................23
2.2 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПРЕДПРИЯТИЕМ.........25
2.3 МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ.....30
3. СИТУАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ЭФФЕКТИВНОМУ ЛИДЕРСТВУ.......34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................40

Работа содержит 1 файл

выпуск.docx

— 62.46 Кб (Скачать)

следственную связь  между тем, что произошло, и тем, что люди считают причиной

происшедшего. Атрибутивный подход к лидерству исходит из того, что выводы

лидера в равной мере, как и поведение последователей, обусловлено реакцией

лидера на поведение  последних. Наблюдая за работой подчиненных, лидер

получает информацию о том, как она выполняется. В  зависимости от этого он

делает свои выводы о поведении каждого из работников и выбирает стиль своего

поведения таким  образом, чтобы адекватно реагировать  на поведение

подчиненного. Например, если лидер приписывает плохие результаты работы

подчиненного его  лености, то за этим может последовать  выговор. Если же лидер

считает, что виной  являются внешние по отношению к  подчиненному факторы,

например, резко возросший  объем работы, то лидер постарается  решить проблему

по-другому.

Рассматриваемый подход предполагает, что знание причин, создавших  ситуацию,

усиливает лидерское  понимание и способность предсказать  реакцию людей на

ситуацию. Концепции  и модели, разработанные на этой основе, пытаются ответить

на вопрос, почему люди ведут себя так, а не иначе. При  этом учитывается то,

что в большинстве  случаев лидер не имеет возможности  непосредственно

наблюдать за работой  подчиненного.

В рамках данного  подхода лидер главным образом  выполняет работу

информационного процессора. Он ведет поиск информационных подсказок,

помогающих ему  ответить на вопрос, почему-то или иное происходит. Найденное

таким образом объяснение причин направляет его лидерское  поведение.

Определение лидером  причин поведения подчиненного базируется на трех

составляющих: личность, сама работа, организационное окружение  или

обстоятельства.

В поиске причин лидер  пытается получить три различных  вида информации о

поведении подчиненного, степень отличия, последовательность и степень

уникальности. Первое - связано с желанием руководителя понять связь между

поведением и работой  с той точки зрения, насколько  данное поведение можно

приписать отличительным  особенностям задания. Во-вторых, лидера интересует

то, насколько подчиненный  последователен в проявлении данного  поведения или

как часто  такое  поведение у него проявляется. И, наконец, лидер учитывает,

насколько другие подчиненные  ведут себя таким же образом. То есть, является

ли данное поведение  уникальным, характерным для одного подчиненного или

наблюдается у многих.

На описанный выше процесс определения лидером  причин случившегося влияют

атрибутивные регуляторы или помехи, искажающие его восприятие и заставляющие

лидера быть непоследовательным в своем поведении. Чем больше поведение

подчиненного видится  лидеру, как результат его личностных характеристик

«внутренние причины», тем больше лидер возлагает на подчиненного

ответственности за результаты. В этом случае отдельные  черты личности

подчиненного становятся атрибутивными помехами.

Исследования свидетельствуют, что руководителям свойственно  приписывать успех

в работе у женщин внешним причинам, а неудачи внутренним. По-другому

рассуждают руководители в отношении работников мужского пола.

Данная модель атрибутивного  лидерства имеет существенные отличия  от раннее

рассмотренных традиционных моделей, являющихся излишне описательными  и,

главное, не отвечающих на вопрос, почему.

В модели имеются  две важные связки. Первая связка отражает стремление лидера

определить причины  плохой работы. Этот поиск регулируется тремя типами

информации о поведении  подчиненного: отличительные особенности,

последовательность  и степень уникальности. Вторая связка отражает ответное

лидерское поведение, являющееся следствием того, что, по мнению лидера,

является причиной плохой работы. Взаимосвязь между  установленными лидером

причинами результатов  работы и его последующим поведением определяется тем,

кто, по мнению лидера должен нести ответственность за происшедшее. Если лидер

считает, что причины  носят внутренний характер, то ответственность, по его

мнению, должен, нести  подчиненный, и к нему принимаются  соответствующие меры.

Приводимые ниже результаты исследований по данной модели представляют большой

практический интерес:

·         подчиненные склонны видеть причины  их плохой работы вне, а

руководители- в подчиненных;

·         руководители, склонные отдавать предпочтение внутренним причинам

при объяснении плохой работы подчиненных, обычно проявляют  большую

пунктуальность и  направляют свое воздействие непосредственно  на подчиненных;

·         плохая работа подчиненного в прошлом, согласно всем трем типам

информации, скорее всего, приведет к выявлению руководителем  внутренних

причин;

·         серьезность сложившейся ситуации приводит руководителя, скорее всего  к

выявлению внутренних причин и к высокой степени  пунктуальности в

ответных мерах;

·         уклонение «с объяснением» подчиненного от ответственности или его

извинения за случившееся  делает руководителя менее суровым  и пунктуальным в

ответном поведении;

·         неизменный уровень выполнения работы переключает внимание

руководителя с  причин, связанных со способностями  подчиненного, на причины,

имеющие отношение  к количеству прилагаемых усилий [13, c. 97].

Последующие исследования показали, что в рамках данной модели, скорее всего,

происходит не воздействие  лидера на поведение подчиненного, а взаимодействие

между лидером и  подчиненным, то есть подчиненный своей  реакцией на меры

руководителя оказывает  влияние на последующее поведение  последнего.

При этом в зависимости  от эффективности лидерства, спираль  отношений лидер

последователь может  раскручиваться вверх «отношения дают большой эффект» или

вниз «отношения дают меньший эффект». Последнее  может, в конечном счете,

привести к разрыву  отношений между участниками: увольнению работника или

уходу руководителя.

     Концепция  харизматического лидерства.

Имеются две противоположные  позиции формирования имиджа лидера. Одна отрицает

вообще какое-либо влияние лидера на организационную  эффективность, а другая -

ведет к лидерской  харизме и попытке последователей приписать лидеру почти

магические, а в  отдельных случаях божественные качества.

Харизма является формой влияния на других посредством личностной

привлекательности, вызывающей поддержку и признание  лидерства, что

обеспечивает обладателю харизмы власть над последователями. Как источник

лидерской власти харизма  относится к власти примера, связанной  со

способностью руководителя влиять на подчиненных в силу своих  личных качеств и

стиля руководства. Харизма дает руководителю преимущества эффективнее

оказывать свое влияние  на подчиненных. Многие считают, что  получение харизмы

связано со способностью лидера находить своих обожателей и  почитателей и даже

менять их состав в зависимости от ситуации. Другие определяют харизму как

набор специфических  лидерских качеств. Последнее легло  в основу

рассматриваемой ниже концепции харизматического лидерства,  являющейся, по

сути, продолжением концепции атрибутивного лидерства  и строящейся на

комбинации качеств  и поведения лидера.

Харизматическим  считается тот лидер, который  в силу своих личностных качеств

способен оказывать  глубокое воздействие на последователей. Лидеры этого типа

испытывают высокую  потребность во власти, имеют сильную  потребность в

деятельности и  убеждены в моральной правоте  того, во что они верят.

Потребность во власти мотивирует их в стремлении стать  лидерами. Их вера в

свою правоту деятельным передает людям чувство того, что  он способен быть

лидером. Эти качества развивают такие черты харизматического поведения, как

моделирование роли, создание образа, упрощение целей  «фокуса простые и

драматического характера  цели», упор на большие ожидания, проявление

доверительности у  последователей импульса к действиям.

Исследования свидетельствуют, что у харизмы есть негативная сторона,

связанная с узурпацией личной власти или полным фокусом  лидера на самого

себя, и позитивная - связанная с упором на разделяемую  власть и тенденцией к

делегированию части  ее последователям [20, c. 134]. Это помогает объяснить

разницу между такими лидерами, как Гитлер, Ленин, Сталин и такими, как

Сахаров, Мартин Лютер  Кинг и им подобные. В целом харизматическому лидеру

приписывают наличие  уверенности в себе, высокой чувствительности к внешнему

окружению, видения  решения проблемы за пределами статус-кво, умения свести

это видение до уровня, понятного последователям и побуждающего их к

действиям; неординарного  поведения в реализации своего видения.

Модели харизматического лидерства различаются количеством  стадий развития

самой харизмы и  отношений с последователями. Считается, что вначале

необходимо развить  чувствительность к обнаружению  проблемы, на которую можно

было бы обрушиться с критикой. Затем необходимо развить  в себе видение

идеализированных  путей решения этой проблемы. В  видение должно быть включено

что-то новое, ранее  ни кем не предлагавшееся и относительно которого кажется,

что оно может  немедленно продвинуть решение проблемы.

Следующий шаг связан со способностью лидера передать значение своего видения

посредством межличностной  коммуникации «публикации, речь, жесты, позы и т.п.»

последователям таким  образом, чтобы это произвело  на них сильное впечатление

и стимулировало  к действиям. Далее лидеру для  сплочения последователей вокруг

себя важно развить  отношения доверия с ними, проявляя такие качества, как

знание дела, умение добиваться успеха, принятия на себя риска  и совершение

неординарных действий или поступков. На заключительном этапе  лидер обязан

продемонстрировать  способность к реализации своего видения через

делегирование полномочий последователям. Это возможно сделать, ставя

последователям напряженные  и значимые задачи, привлекая их к участию в

управлении, ослабляя бюрократические путы, вознаграждая их за результаты

соответствующим образом.

Исследование практики деловых организаций показало, что  в обычной ситуации

Информация о работе Лидерство. Управление персоналом