Наведем подходы к
определению конкурентоспособности организации (табл.1.11). Заметим, что понятие конкурентоспособности
непосредственно связано со сроком „конкурентноздатна
организация”, который можно трактовать
как преимущество товаров (услуг) предприятия
над аналогами в конкретных сегментах
рынка в определенный период времени по
потенциалу разрабатывать, производить
и продавать конкурентноздатні товары
(услуги) в будущем, достигнутое без вреда
финансовому состоянию организации.
Г. Хейс, С. Уилрайт
и Д. Кларк, выделяют четыре основных уровня конкурентоспособности предприятия [295]:
- Руководство предприятий первого уровня рассматривает организацию управления как что-то внутренне нейтральное. Свою роль руководители предприятия видят лишь в том, чтобы выпускать продукцию, не заботясь ни о каких сюрпризах для конкурентов и потребителей. Они уверены в конструкции и техническом уровне своей продукции, организации сбыта и эффективности рекламы. Такой подход приносит успех, если предприятие сумеет найти свою рыночную нишу, которая убережет его от немедленной конкуренции. Но если предприятие перерастает нишу, ему неминуемо придется вступать в конкурентную борьбу с другими производителями и заботиться о создании конкурентных преимуществ;
- Компании второго уровня конкурентоспособности стремятся к тому, чтобы их предприятия полностью отвечали стандартам, установленным их основными конкурентами, - техническим приемам, технологиям, методам организации производства ведучих предприятий отрасли. Они следуют тем же принципам и подходам в управлении качеством продукции и трудом, но некоторым компаниям использования стереотипов не добавляет конкурентоспособности, и в условиях заострения конкурентной борьбы они от них начинают отходить.
- Компании третьего уровня конкурентоспособности достигают успеха в конкурентной борьбе, благодаря не столько функции производства, сколько функции управления, качества, эффективности управления и организации производства, в самом широком смысле. Такие компании на многие годы опережают своих конкурентов;
- Компании четвертого уровня конкурентоспособности бросают вызов любому конкуренту по всему свету в любом аспекте производства или управления; это предприятия мирового класса.
Компании третьего и
четвертого уровней конкурентоспособности
являются «стратегически важными предприятиями»,
или «стратегическими предприятиями».
Конкурентоспособность
отрасли определяется наличием у нее технических,
экономических и организационных условий
для создания, производства и сбыта (с
расходами не выше интернациональных)
продукции высокого качества, которое
удовлетворяет требованиям конкретных
групп потребителей [1; 2]. Конкурентоспособность
отрасли предусматривает наличие конкурентных
преимуществ перед аналогичными отраслями
за рубежом, которые могут выражаться
в наличии рациональной отраслевой структуры;
группы высококонкурентных фирм-лидеров,
которые подтаскивают другие предприятия
отрасли к своему уровню; настроенной
опытно-конструкторской и прогрессивной
производственно-технологической базы,
развитой отраслевой инфраструктуры,
гибкой системы научно-технического, производственного,
материально-технического и коммерческого
сотрудничества, как внутри отрасли, так
и с другими отраслями в стране и за ее
пределами, эффективной системы распределения
продукции. Конкурентоспособность отрасли
достигается как за счет конкурентных
преимуществ ее компаний, так и системы
их взаимодействия.
Конкурентоспособность
экономики - очень сложное, многоаспектное понятие,
которое не имеет общепризнанного универсального
определения. Как привило, трактуется
как концентрированное выражение экономических,
научно-технических, производственных,
управленческих, маркетинговых и других
возможностей, которые реализовываются
в товарах и услугах, которые успешно противостоят
конкурирующим с ними зарубежным товарам
и услугам как на внутреннем, так и на внешних
рынках. Но это лишь одна, наиболее видимая
сторона понятия. Другая сторона - это
преимущества системы государственного
и общественного строя страны, политико-правовой
организации и регуляции всех сторон общественной
жизни общества, способность государства
обеспечить устойчивое, динамическое
развитие национальной экономики и связано
с этим материальное благосостояние членов
общества, которое не уступает мировым
стандартам. Чтобы иметь конкурентноздатну
экономику, необходимо создать конкурентноздатне
общество, которое владеет бесспорными
преимуществами в разных областях человеческой
деятельности.
Как можно понять из анализа приведенных
определений, основными признаками конкурентоспособности
как одного из критериев эффективности
экономического субъекта есть:
- относительный (сравнительный) характер – конкурентоспособность
проявляется только через сравнение характеристик
экономического субъекта с характеристиками
других субъектов данного рынка;
- релевантный характер критерия конкурентоспособности,
который значит, что траектория движения
данного экономического субъекта (его
конкурентная позиция) относительно других
субъектов может быть определена только
в пределах релевантной внешней среды;
- часовой характер (динамическая) критерия конкурентоспособности
характеризует положение субъекта в конкурентном
поле в координатах времени как результат
его конкурентной деятельности.
- Основные составляющие конкурентной среды
Неотъемлемой составляющей
рыночной экономики является создание и развитие конкурентной среды
- совокупность внешних относительно конкретного
предприятия факторов, которые влияют
на конкурентное взаимодействие предприятий
соответствующей отрасли. В то же время
конкурентная среда является динамической
за темпами, глубиной, масштабностью изменений
на отдельных конкретных рынках, элементом
экономической жизни.
Конкурентная
среда — это результат и условия
взаимодействия большого количества субъектов
рынка, который определяет соответствующий уровень экономического соперничества
и возможность влияния отдельных экономических
агентов на рыночную в общих чертах ситуацию.
Важным является то, что конкурентная
среда образуется не только и не столько
собственно субъектами рынка, взаимодействие
которых вызывает соперничество, но в
первую очередь - отношениями между ними.
Модель пяти
сил конкуренции Портера (в 1980 г.) является наиболее распространенным,
мощным инструментом для систематической
диагностики основных конкурентных сил,
которые влияют на рынок, оценки степени
влияния каждой из них и определение характера
конкурентной борьбы на данном рынке.
Согласно
классической модели конкурентная среда
формируется под воздействием таких конкурентных сил, как:
- соперничество между конкурирующими продавцами одной отрасли;
- конкуренция со стороны товаров, которые производятся фирмами других отраслей, и что является достойными заменителями (субститутами), а также конкурентоспособные по цене;
- угроза входа в отрасль новых конкурентов;
- экономические возможности и торговые возможности поставщиков;
- экономические возможности и покупательные способности покупателей.
Пять факторов
конкуренции отбивают тот факт, что
конкуренция в отрасли не сводится
лишь к игре между предприятиями, которые уже закрепились
на рынке. Покупатели, поставщики,
товары, - заменители и претенденты на
вход к отрасли — это "конкуренты"
предприятия на определенном рынке, которые
играют разную роль в зависимости от обстоятельств. [225, с.22].
Охарактеризуем детальнее
составные модели [1; 6; 225; 264;288]. Среди всех конкурентных
сил наибольшее влияние осуществляет конкуренция среди организаций
одной отрасли. Каждая из конкурирующих фирм производителей
разных версий одного и того же товара
или услуги данной рыночной ниши, осуществляя
деятельность, стремится укрепить и расширить
свои позиции на рынке.
Основными чертами такой
межфирменной конкурентной борьбы является:
- борьба за более выгодную рыночную позицию (стремление каждого завоевать свою рыночную нишу потребителя);
- конкурентные стратегии, какие фирмы-соперники, могут сформировать и пути, какие они могут найти для реализации стратегий разные;
- новые конкурентные условия могут приниматься время от времени одним или многими соперникам; частота изменений зависит от рыночного успеха, а длительность конкурентных усилий - от стратегии фирм-соперников;
- фирма должна весомые причины выбирать конкурентные стратегии, которые в равной степени не могут быть несимитированными и необойденными; предлагая покупателям то, которое не может быть быстро, легко и дешево продублировано, фирма получает не только рыночный успех, но и уникальный конкурентный результат, который может быть выражен в получении сверхдохода;
- межфирменное соперничество приносит одним фирмам успех, другим – поражение; стратегический успех может предоставить фирме возможность влиять и даже контролировать направление действий рыночных сил и конкурентных усилий; результатом акций и контракций является создание новых условий рыночного спроса и предложения, но сами они, контролируя рыночную ситуацию, могут быть подчинены конкретным рыночным событиям; стратегии фирм-конкурентов влияют на рынок, а рынок в свою очередь на выбор тех стратегий, которые могут быть применены с определенным ожидаемым успехом только в данных условиях конкретного рынка.
Конкуренция со
стороны товаров, которые производят
фирмы других отраслей, которые являются
заменителями и конкурентные с точки
зрения цены.
При разработке стратегий предприятия обязаны учитывать
заменители, которые выступают как сила,
которая определяет ценовую политику
предприятия, политику в области обновления
продукции. Конкурентные силы, которые
возникают в следствие наличия заменителей
товара, сталкивают продавцов за следующими
причинами:
- цены и доступность товаров-заменителей создают ограничение для цен производителей, что в свою очередь ограничивает потенциальную величину прибыли (заменители не только ограничивают прибыли в обычные периоды, но и уменьшают неожиданные доходы, яки фирма получает в периоды процветание);
- несмотря на то, что производитель может выделить товар качеством, снизить цены за счет уменьшения расходов или иным способом дифференцировать свой товар от заменителя, он все же стоит перед риском уменьшения роста продажа и прибылей в результате соответствующих мероприятий, осуществляемых конкурентами; чем сильнее чувствительность продажа товара от цен заменителей, тем сильнее зависят фирмы от соперника;
- конкуренция со стороны заменителей зависит от того, насколько легко покупке могут отдать им преимущество (такая угроза товаров-заменителей становится реальнее, чем больше: количество эффективных заменителей товара; объем производства товаров-заменителей; разница в ценах между изделием-оригиналом и товарами-заменителями в интересах последних).
В наибольшем внимании
нуждаются товары-заменители, которые
являются чувствительными к тенденциям,
которые улучшают их ценово-качественное
противостояние с отраслевым товаром
и те, которые производятся в отраслях, которые обеспечивают наибольшие
прибыли.
Угроза появления
в отрасли новых конкурентов. Появление новых конкурентов
приводит к перераспределению (уменьшение)
долей рынка предприятий отрасли,
которая тянет за собой заострение
конкуренции и, как следствие — уменьшение
цен и снижение рентабельности. Серьезность
такой угрозы зависит от двух факторов: уровня "входного барьера"
в отрасль (совокупность экономических,
технических и организационных условий
для создания нового производства) и реакции
действующих предприятий на появление
новых конкурентов.
Барьеры, которые препятствуют
вхождению в отрасль:
- производственный эффект масштаба (минимальные расходы на производство конкретного товара достигаются при определенном (оптимальному) объеме его выпуска; если его не достигнуто, конкурент испытывает дополнительные расходы, которые снижают его конкурентоспособность);
- вкус потребителей (потребители обычно выбирают товары известных фирм, что для компаний, которые входят на рынок, требует дополнительных расходов на рекламу товара, продвижения, улучшения сервиса, новых гарантий, снижения цен, которое уменьшает прибыльность);
- значительная потребность в капитале (капитал нужен не только для организации деятельности, и для текущей работы (оплата труда работников, приобретения сырья, материалов, но др.); чем больший капитал необходимо, тем меньше желающих взяться за новое дело, освоить новый рынок);
- доступ к каналам распределения (в существующих организациях сложились каналы распределения, отношения с дилерами, потому новичок должен создавать все опять или предусмотреть лучшие условия для распространителей товара, который требует повышенных расходов);
- сложность доступа к производственному опыту и секретов производства (старые предприятия накопили опыт производства продукции, использует «ноу-хау»; сравнительно с ними новичок попадает в невыгодные условия);
- преимущества уже действующих предприятий, которые обеспечивают им низшие расходы производства (преимущества расположения предприятия, доступ к наилучшим или более дешевым источникам ресурсов, связки, с научными организациями и тому подобное);
- государственная политика регуляции (государственные органы могут осложнить деятельность нового предприятия на рынке, вводя жесткие требования из охраны окружающей среды или любым другим образом);
- консерватизм существующей системы поставок. (новое предприятие должно оплатить определенную цену за переориентацией существующей системы поставок на себя, что на практике означает создание благоприятных условий поставок, что увеличивает себестоимость и цену конечной продукции);
- факторы, которые определяют высокий уровень себестоимости у предприятий, которые входят в отрасль и не связанные с масштабом производства (высокая защищенность современных технологий, которые используются в отрасли, патентами, лицензиями и другими исключительными правами; затруднен доступ к сырью, которое используется; занятость наиболее выгодных с точки зрения рыночной конъюнктуры географических регионов; высокие профессиональные навыки и квалификация, которые необходимы для производства отраслевой продукции).
Экономические
возможности и торговые способности
поставщиков. Поставщики влияют на конкурентную борьбу
с помощью двух средств: цены и качества
товаров, которые поставляются. Условия,
за которых это влияние ощутимо увеличивает
интенсивность конкуренции сводится к
следующим обстоятельствам:
- небольшое количество поставщиков, которое должно возможность определять политику поставок, выбирать наиболее выгодные позиции снабжения, отказать нежелательным клиентам;
- отрасль потребляет незначительную часть продукции, которую производят поставщики и потому изменение цен на данную продукцию не существенно влияет на себестоимость и цену конечных изделий, которые производятся в отрасли;
- продукция, которую поставляют, играет важную роль в конечном изделии, которое выпускается потребителем; это обстоятельство закрепляет зависимость потребителя от поставщика;
- отсутствие эффективных заменителей продукции, которая поставляется, уменьшает возможность выбора и уменьшает уровень требований за характерами изделий, которые поставляются;
- высокая степень дифференциации продукции является следствием высокого уровня специализации, которая осложняет для потребителя поиск других поставщиков аналогичной продукции;
- низкий уровень вертикальной интеграции у потребителя, при котором он не в состоянии производить на своих мощностях продукцию, которую закупает и вследствие этого, высокая зависимость от внешних поставок.
М.Портер отмечает
то, что труд следует также ставить
в один ряд с поставщиком, причем
с таким, которое имеет значительное
влияние во многих отраслях [225]. Существует весомое
эмпирическое свидетельство в интересах
того, что редкие высококвалифицированные
работодатели і/або тесно объединена рабочая
сила, заключив соглашение, могут навредить
получению потенциальных прибылей в отрасли.
Существенными замечаниями при оценивании
рабочей силы является степень ее организации
и возможности роста предложения редких
разновидностей рабочей силы. Там, где
рабочая сила тесно сплочена или предложение
редких трудовых ресурсов содержится
на одном уровне, влияние рабочей силы
будет значительным. Условия, которые
определяют влияние поставщиков часто
бывают за пределами контроля фирмы, однако,
как в случае с влиянием покупателей, фирма
может порой улучшить свое положение через
эффективную стратегию.
Экономические
возможности и торговые способности
покупателей. Покупатели в свою очередь влияют на
силу конкуренции отрасли. Конкуренция
со стороны покупателей выражается в:
давлению на цены с целью их снижения;
требованиях высшего качества продукции;
требованиях лучшего обслуживания. Потребители
сталкивают интересы предприятий, которые
конкурируют между собой, с помощью специальных
средств влияния на рынок. Влияние каждой
важной группы покупателей зависит от
определенных характеристик рыночного
положения этой группы и относительной
важности объема закупок на рынке сравнительно
с общим бизнесом.