Курс лекций по "Управлению качеством"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 19:01, курс лекций

Описание работы

Менеджмент качества является специализированным видом управленческой деятельности. К таким специализированным видам управленческой деятельности относятся: управление качеством, управление финансами, управление персоналом, управление проектами, управление инновациями, управление маркетингом и др. Для достижения каждой поставленной цели определяется политика предприятия в данной сфере, разрабатывается комплекс мер воздействия на исполнителей и через них на средства производства.

Работа содержит 1 файл

Конспект лекций по курсу «управление качеством».doc

— 1.32 Мб (Скачать)
Функции научно-технической комиссии в системе УкрСЕПРО.

Разработка и внесение предложений относительно взаимодействия с национальными и международными организациями по стандартизации.

Функции органов по сертификации продукции  в системе УкрСЕПРО.
  • Разработка организационно-методической документации, установление схемы и порядка сертификации определенного типа продукции.
  • Аккредитация по поручению Госстандарта испытательных лабораторий (центров).
  • Аттестация производства.
  • Технический надзор за сертифицированной продукцией.
  • Выдача сертификатов соответствия и аттестатов производств
Функции органов по сертификации систем качества в системе УкрСЕПРО.
  • Разработка организационно-методической документации по сертификации систем качества.
  • Сертификация систем качества.
  • Аттестация производств (по поручению Госстандарта).
  • Технический надзор за сертифицированными системами качества.
  • Выдача сертификатов на системы качества
Функции испытательных лабораторий  в системе УкрСЕПРО.
  • Проведение сертификационных испытаний.
  • Оформление протоколов испытаний. 
  • Участие в аттестации производств и техническом контроле за сертифицированной продукцией (по поручению Госстандарта).
Задачи экспертов-аудиторов в  системе УкрСЕПРО.

Выполнение отдельных работ, связанных  с сертификацией продукции

Функции научно-методического и  информационного центра в системе  УкрСЕПРО.
  • Анализ возможностей предприятий и организаций выполнять функции органов по сертификации продукции, испытательных лабораторий (центров).
  • Представление Госстандарту предложений по аккредитации организаций в системе УкрСЕПРО
  • Разработка проектов законодательных актов в области сертификации.
Функции Территориальных центров  стандартизации, метрологии и сертификации в системе УкрСЕПРО.
  • Проведение  (по поручению Госстандарта) инспекционного надзора за выполнением требований системы УкрСЕПРО.
  • Проведение  (по поручению органов по сертификации продукции) технического надзора за сертифицированной продукцией.
  • Методическая и техническая помощь предприятиям при подготовке к аккредитации их испытательных лабораторий (центров), сертификации продукции, систем качества и аттестации производств.
Функции Украинского учебно-научного центра  по стандартизации, метрологии и сертификации в системе УкрСЕПРО.

Обучение и повышение квалификации специалистов в области сертификации.

Негосударственная система сертификации (на примере представительства TUV).

Организации, входящие в Ассоциацию технического надзора TUV (Technische Uberwachungsvereine) своей основной целью поставили удовлетворение потребностей единого европейского внутреннего рынка.

В 1990-ом году была создана организация  по сертификации TUV CERT с целью сертификации систем качества, продукции и аттестации специалистов. Головной офис TUV CERT находится в городе Бонн, в Германии. За время своего существования организацией TUV CERT было выдано более чем 8.500 сертификатов на системы качества по стандарту ISO серии 9000 в 60 странах мира. Организация TUV CERT является одной из ведущих организаций по сертификации, не только в Германии, но и во всей Европе. Организация TUV CERT входит в состав ISO. Члены ISO признают сертификаты друг друга равноценными. Организация TUV CERT занимается исключительно сертификацией. Такая направленность деятельности связана с разделением консультативной и сертифицирующей деятельности. Это является основным условием аккредитации TUV CERT, как органа по сертификации.

Крупнейший консультативный орган -  фирма TUV RHEINLAND. Фирма TUV RHEINLAND является ведущей организацией Германии в области технического надзора и консультации. Фирма создана 100 лет назад как независимая частная фирма, центром которого является Приреймская Организация по техническому надзору с местонахождением в г. КельнФирма имеет международную сеть, филиалы и представительства в 21-й стране мира

Одними из наиболее важных услуг, оказываемых  фирмой TUV RHEINLAND является создание систем качества и консалтинг в области качества.

В рамках выполнения основных задач  фирма TUV RHEINLAND проводит следующие работы:

1.   Подготовка к построению  системы качества.

1.1. Подготовка руководителей предприятия.  Цель подготовки - формирование взглядов руководителей предприятия в вопросах  обеспечения качества, внедрения и функционирования системы качества, сертификации системы качества.

1.2. Изучение организационной структуры  предприятия, оценка деятельности  и процессов предприятия. Установление  общих пунктов отдельных сфер деятельности, внедряемых в систему качества. Определение задач и распределение ответственности.

1.3. Сопоставление деятельности  и процессов предприятия с  требованиями стандарта. Определение  корректирующих действий, необходимых  для дальнейшей работы.

1.4. Разработка графика для создания  системы качества.

1.5. Подготовка специалистов предприятия.  Возможен выбор из следующих  направлений обучения:

    • Стандарты ISO серии 9000.
    • Построение системы качества.
    • Документация  системы качества.
    • Обеспечение качества в области маркетинга.
    • Обеспечение качества закупок.
    • Планирование и развитие качества, регулирование методов проектирования.
    • Затраты на качество.
    • Измерительные и испытательные средства.
    • Аудит качества, подготовка аудиторов.
    • Сертификация системы качества.
    • Сертификация продукции.
    • Информационные обеспечение системы качества.
    • Анализ выявленных дефектов.
    • Всеобщее управление качеством (TQM).
    • Ответственность изготовителя.
    • Контроль и испытания.
    • Психология производственных отношений. Теория мотивации.
    • Метрология и техника измерений.

2. Разработка документации системы  качества.

2.1 Составление документации, содержащей  указания по обеспечению качества  изделий и производства. К такой  документации относятся рабочие  указания, технологические предписания (схемы технологических процессов) и указания по испытанию.

2.2 Составление документации, описывающей  систему качества. К такой документации  относятся «Руководство по качеству»,  методики системы качества.

3.   Разработка элементов функционирования  системы качества. К таким элементам относятся:

3.1. Проведение внутренней аудиторской  деятельности

3.2. Выбор и оценка поставщиков  и подрядчиков.

3.3. Разработка системы условных  обозначений.

3.4. Разработка порядка обслуживания  документации .

3.5. Планирование и регулирование и контроль качества

4.   Оценка поставщика предприятия  на основании разработанной фирмой TUV RHEINLAND системы требований.

  1. Составление документов предприятия. Фирма TUV RHEINLAND берет на себя составление Устава и других документов предприятия, их переработку и актуализацию, в соответствии с действующими юридическими правилами.

 

В связи с тем, что среди украинских предприятий растет интерес к  внедрению систем качества по стандартам ISO серии 9000, сейчас формируется отечественный контингент специалистов, квалифицированно занимающихся вопросами практической разработки систем качества  и обучения в области качества.

Примером является отечественный  консультационно-методический центр  СЕРТИКОМ (тел. 227-88-39). Деятельность центра связана с негосударственной системой сертификации.  С помощью  ООО СЕРТИКОМ предприятие-заказчик имеет возможность подготовить систему качества к сертификации представительством зарубежного органа по сертификации и обучить сотрудников. Профессиональная деятельность ООО СЕРТИКОМ связана с TUV RHEILAND и другими органами по сертификации по следующим направлениям:

  • Оценка действующих на предприятии методов организации деятельности структурных подразделений с учетом их взаимодействия и распределения полномочий, соответствия требованиям стандарта ISO 9001 и планирование необходимых доработок.
  • Анализ находящейся в обращении документации предприятия, ее систематизация, оформление и составление программы доработки согласно положениям стандарта ISO 9001.
  • Консультирование руководящего персонала предприятия по темам:
  • требования стандартов ISO серии 9000, их составные элементы в практическом приложении;
  • этапы и особенности разработки, внедрения и функционирования системы качества на предприятии;
  • правила сертификации систем качества в Украине и на европейском рынке;
  • оценка состояния предприятия на соответствие требованиям ISO 9000 и составление перечня необходимых работ для построения системы качества
  • Разработка системных и производственных методик качества и других рабочих документов системы.
  • Разработка и оформление “Руководства по качеству”.
  • Консультационная поддержка в доработке имеющихся на предприятии рабочих инструкций и других внутренних руководящих документов с их надлежащим оформлением согласно требованиям ISO 9000.
  • Инструктаж и консультирование руководящего и исполнительного персонала  в теоретическом и практическом освоении принципов функционирования системы качества на предприятии.
  • Содействие в непосредственном внедрении системы качества на предприятии и необходимой корректировке руководящих документов.
  • Организация проведения внутреннего аудита с необходимым документированием.
  • Оказание помощи в планировании и организации проведения корректирующих действий и улучшающих мер по результатам аудитов, устранению недостатков и совершенствованию системы.
  • Разработка практических методик статистической обработки и анализа данных с индивидуальной привязкой к деятельности предприятия.
  • Проведение обучающих семинаров для специалистов предприятия по теоретическому и практическому освоению функционирования систем качества согласно стандартам ISO серии 9000, в т. ч. по лицензии TUV Rheiland Akademie.

Процедуры сертификации системы качества.

Сертификацию системы качества проводят на основании решения органа по сертификации продукции, если это  предусмотрено схемой сертификации продукции, или по инициативе предприятия-производителя.

Схема сертификации системы качества в системе УкрСЕПРО .

  • Предприятие подает заявку в аккредитованный орган по сертификации систем качества.
  • Орган по сертификации систем качества высылает предприятию анкету и перечень материалов, необходимых для проведения предварительной оценки системы качества
  • Предприятие-заказчик заполняет анкету, подготавливает необходимые материалы и подает их в орган по сертификации систем качества. По результатам анализа полученных материалов и дополнительных данных о качестве продукции, полученных от независимых источников (общества потребителей, территориальных отделений Госстандарта и др.), комиссия готовит письменный вывод о целесообразности дальнейшей проверки
  • В случае позитивного решения комиссия  отправляет заказчику заключение и проект договора на проведение последующей проверки и оценки системы качества. В случае негативного решения в заключении приводятся причины отказа и перечень выявленных несоответствий системы качества требованиям нормативных документов.
  • Заключительную проверку и оценку системы качества проводит комиссия, проводившая предварительную оценку по разработанной ею схеме. При сертификации системы качества проверке подлежат следующие ее элементы:
  • организационная структура; ;
  • административные и рабочие процедуры;
  • человеческие и материальные ресурсы, оснащение;
  • документация.
  • В течение месяца комиссия обрабатывает результаты и готовит окончательное заключение, два экземпляра которого передает предприятию-заявителю.
  • На основании сделанных в отчете выводов орган по сертификации систем качества оформляет и регистрирует сертификат установленного образца и выдает его предприятию-заявителю   или   предлагает   предприятию-заявителю   в установленный срок устранить замечание и обратиться с повторной заявкой на проверку лишь тех элементов системы качества, относительно которых были сделанные замечания.

Срок действия сертификата системы  качества устанавливается органом  по сертификации и не превышает 3 лет. Для продления срока действия сертификата предприятие должно обратиться с заявлением в орган сертификации по той же схеме. Орган по сертификации может аннулировать или приостановить действие сертификата в следующих случаях: при обнаружении несоответствий установленным требованиям, при долговременных непоставках продукции, при невыполнении финансовых обязательств перед органом по сертификации, в случае официальной просьбы производителя.

Информация о работе Курс лекций по "Управлению качеством"