Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 19:01, курс лекций
Менеджмент качества является специализированным видом управленческой деятельности. К таким специализированным видам управленческой деятельности относятся: управление качеством, управление финансами, управление персоналом, управление проектами, управление инновациями, управление маркетингом и др. Для достижения каждой поставленной цели определяется политика предприятия в данной сфере, разрабатывается комплекс мер воздействия на исполнителей и через них на средства производства.
Обработка экономических показателей производится со следующими целями:
Руководящие указания по экономическим аспектам деятельности в области качества даны в стандарте ISO 9004. Указания стандарта касаются подходов к сбору, предоставлению и анализу финансовых данных по деятельности в области качества. Выбор подхода к управлению экономикой качества зависит от поставленных задач в области качества и особенностей системы финансовой отчетности. Существует множество подходов к сбору, предоставлению и анализу финансовых данных по деятельности в области качества (см. Рис. 25). Стандартом ISO 9004 рекомендуются три подхода:
Рис. 25 Основные подходы к управлению финансовой деятельностью в области качества.
Эти три подхода, как указано в руководствах стандарта ISO 9004, могут быть использованы не только в чистом виде, но в различных сочетаниях между собой. Не исключено использование других подходов, либо возможных комбинаций. В каждом из трех подходов рассматриваются две основные финансовые группы: затраты на управление качеством и убытки вследствие низкого качества. Рассмотрим особенности каждого из подходов.
Подход заключается в
Управление стоимостью низкого качества осуществляется по схеме «от обратного», по сравнению с управлением затратами на качество. Цикл управления стоимостью низкого качества: калькуляция стоимости низкого качества ® установление причин возникших несоответствий ® классификация причин несоответствий по величине причиненного ущерба ® установление приоритетов среди причин несоответствий ® устранение причин несоответствий в соответствии с установленной очередностью ® последующая калькуляция стоимости низкого качества. Управление стоимостью низкого качества направлено на определение необходимости дополнительных затрат на качество и выявление проблем хронического характера, не охваченных системой качества. Ущерб от проблем хронического характера может быть незначителен на протяжении малого промежутка времени, Но эти проблемы приводят к значительным экономическим потерям за счет регулярного характера. К стоимости низкого качества относятся потери, вызванные тем, что предприятием не реализованы потенциальные возможности. Иногда стоимость низкого качества трудно определить количественно, но она может быть очень существенной (например, потеря престижа фирмы). Характеристиками стоимости низкого качества является также уменьшение объема реализации продукции, или несоответствие между планируемыми и реальными экономическими показателями. Примерами стоимости низкого качества являются потеря доверия потребителя, утрата возможности получения дополнительной выгоды для потребителя, организации или общества, а также расточительное использование ресурсов и материалов. Косвенные издержки вследствие низкого качества могут быть очень значительными. Было подсчитано, что простой системы главного компьютера в компьютерной системе в Калифорнийском Американском банке, в течение 24 ч, окажет существенное отрицательное влияние на финансовые операции банка. Простой в течение 48 ч нанесет ущерб экономике Калифорнии, а простой в 72 ч окажет влияние на валовой национальный продукт США.
Подход, основанный на определении убытков в результате неудовлетворительного качества наиболее эффективен в уже построенной и функционирующей системе качества. С помощью подхода можно выявить неэффективные виды деятельности и определить мероприятия по внутреннему усовершенствованию системы.
Деятельность любой
Согласно определению
Процесс-это совокупность
Управление качеством может быть реализовано путем воздействия на процессы. Это относится, прежде всего, к тем организациям, в которых возможно однозначно выделить процессы и определить присущие каждому процессу ресурсы и деятельность.
Финансовая отчетность с точки зрения затрат на процессы включает затраты двух видов:
Каждый из этих двух видов затрат может стать источником экономии. Подход эффективен в функционирующей системе качества, при реализации системы TQM ( в цикле «поиск процессов, которые могли бы быть улучшены ® плановое усовершенствование процессов® самооценка»). Такая форма финансовой отчетности применяется при реализации программы постоянного улучшения качества и помогает управлять программами капиталовложений в улучшение и обеспечение качества.
В Табл. 10 представлен сравнительный анализ целевой направленности основных подходов к управлению финансовой деятельностью в области качества.
Подходы к управлению финансовой деятельностью в области качества | |
Подход |
Цель подхода |
Управление затратами на качество |
Построение и оценка эффективности системы качества. Внедрение новых методов управления качеством. |
Управление стоимостью низкого качества |
Устранение причин возникших несоответствий, Усовершенствование системы качества. |
Управление затратами на процессы |
Построение и функционирование системы TQM. Усовершенствование процессов и деятельности, устранение несоответствий процессов и деятельности. |
Табл. 10 Целевая направленность основных подходов к управлению финансовой деятельностью в области качества.
Рассмотрим более подробно наиболее распространенный подход к управлению финансовой деятельностью в области качества – управление затратами на качество.
Управление затратами на качество, как отмечалось выше, является наиболее распространенным и часто используется при построении системы качества по требованиям стандартов ISO серии 9000. Затраты на качество включают все расходы, связанные с качеством, и подразделяются на две общие группы - затраты, вызванные несоответствиями, и затраты на предупреждение и выявление несоответствий.
Стандарт ISO 8402 дает следующее определение:
Затраты, связанные с качеством
(затраты на качество)- затраты, возникающие
при обеспечении и
Затраты на качество, как показано на рис 33 подразделяются на:
Рис. 26. Структура затрат на качество
Затраты на управление качеством (капиталовложения) сводятся к затратам на предупреждающие действия и затратам на выявление несоответствий методом оценки качества (испытания, контроль, исследования).
Группа затрат, вызванных дефектами, считается убытками, и подразделена на две подгруппы: затраты на устранение несоответствий в процессе производства; и затраты, связанные с удовлетворением рекламаций потребителей, вызванных несоответствием готовой продукции.
В стандарте ISO 9004-1 приведены следующие составляющие затрат на качество:
Рассмотри подробно каждую составляющую затрат на качество.
Диапазон мероприятий, направленных на обеспечение качества и предупреждение дефектов очень широк. К их числу относятся такие мероприятия, как построение системы качества по требованиям стандартов ISO серии 9000, построение системы всеобщего управления качеством (TQM), внедрение системы статистической обработки данных браке и несоответствиях, проведение дней качества и др. Структура и величина затрат на предупреждающие действия изменяется в зависимости от используемых средств обеспечения качества. Построение системы качества по требованиям стандартов ISO серии 9000 связано со значительными затратами, среди которых можно выделить следующие:
Функционирование системы