Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 19:01, курс лекций
Менеджмент качества является специализированным видом управленческой деятельности. К таким специализированным видам управленческой деятельности относятся: управление качеством, управление финансами, управление персоналом, управление проектами, управление инновациями, управление маркетингом и др. Для достижения каждой поставленной цели определяется политика предприятия в данной сфере, разрабатывается комплекс мер воздействия на исполнителей и через них на средства производства.
Затраты на оценку качества так же, как и затраты на предупреждающие действия определяются руководством, и зависят от выбранных методов управления качеством. Кроме того, они зависят от специфики выполняемой деятельности. Модель системы обеспечения качества, построенная согласно с требованиями стандартов ISO серии 9000 предполагает контроль соблюдения требований стандарта. К затратам на оценку качества могут относятся затраты на функционирование службы контроля, службы метрологического обеспечения (затраты на внешние метрологические службы) и внутренних лабораторий, затраты на составление методик контроля и протоколов выполнения процедур контроля, затраты на поддержание испытательного и контрольного оборудования в рабочем состоянии (профилактическое обслуживание). Объектами контроля могут быть продукция и процессы. Контроль качества продукции включает:
Затраты на проектирование продукции
связаны с созданием и
К затратам на дефекты в процессе производства относятся все внутренние расходы предприятия, вызванные несоответствиями процессов или продукции, находящейся в процессе производства. К ним относится стоимость брака и переделок; затраты на контроль и испытания переделанной продукции; затраты на утилизацию или вторичную переработку отбракованной продукции. К этой группе затрат относятся издержки, вызванные простоями производства вследствие низкого качества, а так же издержки, в результате поломок и аварий.
К затратам на дефекты, выявленные вне производства относятся внешние расходы предприятия, вызванные несоответствием поставленной продукции. К ним относятся- затраты на исправление дефектов , обнаруженных после поставки, повторный контроль и испытания; потери из-за снижения цены, вследствие несоответствия поставленной продукции; затраты на рассмотрение, анализ и удовлетворение рекламаций; затраты на гарантийные ремонты; стоимость возвращенной продукции; компенсации по судебным искам, вызванным ущербом, причиненным потребителю или обществу в процессе эксплуатации продукции.
Как было отмечено выше, затраты на качество состоят, из затрат на капиталовложения в управление качеством (затраты на предупредительные мероприятия и на оценку качества) и затрат на компенсацию ущерба, вызванного дефектами (потери). Потери, вызванные дефектами колебаться от 40 до 2 % от суммы реализованной продукции. В масштабах крупного предприятия уменьшение потерь даже на 0,1% по отношению к товарообороту дает значительный экономический эффект.
Цель управления затратами на качество- минимизация затрат на качество за счет уменьшения затрат на компенсацию ущерба, вызванного дефектами (потерь).
Построение и сертификация системы управления качеством согласно требований стандартов ISO серии 9000 позволяет уменьшить затраты на качество примерно на 25-30%. За счет этого ведущие западные фирмы с высочайшим исходным уровнем организации производства такие, как SCANIA, VOLVO, PRIPS (Швеция), смогли повысить прибыль на 10-20 % .
Затраты, относящиеся к
.
Рис. 27 Уровень затрат на качество до и после построения системы качества (данные ассоциации Сэндхолма /Швеция/).
Чем выше уровень капиталовложений в управление качеством, и в частности, чем выше в капиталовложениях доля затрат на предупреждающие действия, тем меньше убытки от брака. С уменьшением капиталовложений в управление качеством, убытки от дефектов увеличиваются. На Рис. 27 представлены данные шведской ассоциации Сэндхолма, занимающейся вопросами консалтинга и обучения качеству. Как видно из Рис. 27, увеличение затрат на предупреждающие действия позволяют сократить суммарные затраты на качество на 25%. В масштабах крупного предприятия это выражается в значительном экономическом эффекте.
Рис. 28 Функциональная зависимость между составляющими затрат на качество.
Изменяя затрат на предупреждающие действия, можно изменять затраты на оценку качества (см. Рис. 28). Затраты на оценку качества и предупреждающие действия составляет сумму капиталовложений в управление качеством. Сумма капиталовложений в управление качеством и коэффициент эффективности капиталовложений регулируют уровень убытков от дефектов. Следовательно минимизация затрат на качество достигается путем управления убытками от дефектов за счет изменения капиталовложений в управление качеством.
Сертификация - действие, выполняемое независимой третьей стороной, которое показывает, что существует соответствующее доверие, что надлежащим образом маркированный продукт, метод или надлежащим образом маркированная услуга соответствует определенному стандарту или другому нормативному документу. Результатом сертификации является свидетельство о соответствии - сертификат, имеющий установленную форму.
Сертификат на систему качества - это документ, который выдается предприятию органом по сертификации систем качества, и свидетельствует о соответствии системы качества требованиям нормативного документа (стандарта) и подтверждает способность предприятия обеспечивать и поддерживать качество результатов своей деятельности на соответствующем уровне.
Различают сертификацию обязательную и добровольную (рыночную). Сертификация системы качества относится к категории добровольной сертификации. Вместе с тем, в случаях, когда требуется выполнение повышенных требований к надежности продукции, как и в других особых случаях, сертификация системы качества входит в схему сертификации продукции обязательным элементом. Рассмотрим отличия между добровольной и обязательной сертификацией.
Обязательная сертификация проводится на соответствие требованиям нормативной документации в отношении безопасности для жизни, здоровья, имущества граждан; защиты окружающей среды; совместимости и взаимозаменяемости продукции, соответствия требованиям охраны труда, а также метрологическим нормам и правилам, которые обеспечивают достоверность и единство измерений. Обязательная сертификация проводится в регулируемой законом сфере.
Регулируемая законом сфера - это сфера, в которой движение материальной и нематериальной продукции регулируется национальными законами и постановлениями.
Перечень товаров подлежащих обязательной сертификации включает товары для детей, продукты питания, товары бытовой химии, парфюмерию, косметику, удобрения и минеральные добавки, приборы бытового назначения и др. На начало 1999 года в Украине обязательной сертификации подлежит 32 группы продукций. Обязательной сертификации подлежит продукция отечественного и импортного производства. Выпуск и реализация продукции, которая подлежит обязательной сертификации, без соответствующего сертификата о соответствии облагается штрафными санкциями.
Добровольная (рыночная) сертификация проводится на соответствие всем необходимым потребительским требованиям. Добровольная сертификация проводится в нерегулируемой законом сфере.
Нерегулируемая законом сфера - это свободная экономическая сфера, в которой обращение материальной и нематериальной продукции осуществляется не только на основании национальных законов и постановлений, но и частноправовых договоров и добровольных соглашений, не выходящих за рамки существующего законодательства.
Проведением добровольной сертификации может заниматься как государственная, так и частная организация, аккредитованная в качестве органа по сертификации. Ценность сертификата при добровольной сертификации выше, чем сертификата на соответствие обязательным требованиям, т. к. он свидетельствует о соответствии более высоким требованиям, чем обязательные требования законодательств. Доверие к такому сертификату обеспечивается уровнем компетенции и репутацией органа по сертификации, выдавшего сертификат. Добровольная сертификация проводиться, как правило, на основании заявления производителя, поставщика или продавца продукции. Добровольная сертификация проводится с целями рекламы продукции, освоения новых рынков сбыта, формирования, и поддержания имиджа фирмы, а также в случае, если это оговорено в условиях контракта на поставку продукции. В промышленно развитых странах принято, чтобы качество товара оценивала независимая негосударственная структура.
Основные отличия между
Рис. 29 Основные отличия обязательной и добровольной сертификации.
В передовых странах, сертификация систем качества предприятий в различных отраслях промышленности стала элементом культуры производственно-хозяйственной деятельности и одним из серьезных факторов конкурентоспособности. Начавшись в 80-х годах, как оценка крупными фирмами своих субподрядчиков (то, что называют сертификацией "второй стороной"), сертификация систем качества перешла на единую нормативную базу с принятием международных стандартов ISO серии 9000, что в числе других причин способствовало бурному развитию процесса сертификации. Согласно исследованиям центра Grant Thornton Public Relations, еще в 1995 году 29% компаний среднего бизнеса в США имели системы качества. Более половины всех промышленных компаний в США (с объемами реализации от 10 до 500 млн. долларов) готовились сертифицировать свои системы качества на соответствие международным стандартам ISO - 9000 в течение двух лет. Среди причин, обуславливающих потребность в сертификации, были указаны:
В Европе процесс сертификации систем качества развивается чрезвычайно активно.
Рис. 30 Сравнительный анализ изменения количества предприятий, сертифицировавших свои системы качества в Германии, Венгрии, на Украине в период с 1987 по 1996 год (результаты по Венгрии и Германии предоставлены TUV RHEINLAND).
Как показано на Рис. 30, процесс сертификации систем качества на Украине только начинается. Среди первых предприятий на Украине, построивших и сертифицировавших систему качества были: ЗАО «Новокраматорский машиностроительный завод» (Краматорск); ПО «Зоря» (Николаев) и др.
Активный рост в мире количества предприятий, сертифицировавших свои системы качества, и перспективность для Украины внедрения этого опыта обусловлены следующими причинами:
Сертификацию систем качества проводят органы по сертификации систем качества, аккредитованные в системе сертификации. Сертификация системы качества может быть проведена государственным или негосударственным органом по сертификации. Рыночная ценность сертификата на систему качества определяется уровнем доверия торговых партнеров (существующих и перспективных) к органу по сертификации. Для предприятия, которое поставило задачу выхода на мировой рынок, или расширения торговой деятельности на мировом рынке, сертификат на систему качества, выданный независимой, международно-признанной организацией по сертификации имеет очень высокую рыночную ценность.
На Украине сертификация системы
качества может быть проведена в
государственной системе
На Рис. 31 представлена организационная структура системы сертификации УкрСЕПРО.
Возглавляет и координирует работу в системе УкрСЕПРО Госстандарт Украины.
Рис. 31 Организационная структура системы сертификации УкрСЕПРО.