Курс лекций по "Управлению качеством"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 19:01, курс лекций

Описание работы

Менеджмент качества является специализированным видом управленческой деятельности. К таким специализированным видам управленческой деятельности относятся: управление качеством, управление финансами, управление персоналом, управление проектами, управление инновациями, управление маркетингом и др. Для достижения каждой поставленной цели определяется политика предприятия в данной сфере, разрабатывается комплекс мер воздействия на исполнителей и через них на средства производства.

Работа содержит 1 файл

Конспект лекций по курсу «управление качеством».doc

— 1.32 Мб (Скачать)
Затраты на оценку качества.

 Затраты на оценку качества  так же, как и затраты на  предупреждающие действия определяются руководством, и  зависят от выбранных методов управления качеством.  Кроме того, они зависят от специфики выполняемой деятельности. Модель системы обеспечения качества, построенная согласно с требованиями стандартов ISO серии 9000 предполагает контроль соблюдения требований стандарта. К затратам на оценку качества могут относятся затраты на функционирование службы контроля, службы метрологического обеспечения (затраты на внешние метрологические службы) и внутренних лабораторий, затраты на составление методик контроля и протоколов выполнения процедур контроля, затраты на поддержание испытательного и контрольного оборудования в рабочем состоянии (профилактическое обслуживание). Объектами контроля могут быть продукция и процессы. Контроль качества продукции включает:

  • входной контроль (продукции, поступившей от поставщика);
  • контроль в процессе производства;
  • контроль готовой продукции.

Затраты на проектирование продукции  связаны с созданием и испытаниями  опытного образца продукции, планированием эксперимента, эксплуатационными испытаниями.

Затраты на дефекты в процессе производства.

К затратам на дефекты в процессе производства относятся все внутренние расходы предприятия, вызванные  несоответствиями процессов или  продукции, находящейся в процессе производства. К ним относится стоимость брака и переделок; затраты на контроль и испытания переделанной продукции; затраты на утилизацию или вторичную переработку отбракованной продукции. К этой группе затрат относятся издержки, вызванные простоями производства вследствие низкого качества, а так  же издержки, в результате поломок и аварий. 

Затраты на дефекты, выявленные  вне  производства.

К затратам на дефекты, выявленные  вне производства относятся внешние  расходы предприятия, вызванные  несоответствием поставленной продукции. К ним относятся- затраты на исправление дефектов , обнаруженных после поставки,  повторный контроль и испытания; потери из-за снижения цены, вследствие несоответствия поставленной продукции; затраты на рассмотрение, анализ и удовлетворение рекламаций; затраты на гарантийные ремонты; стоимость возвращенной продукции; компенсации по судебным искам, вызванным ущербом, причиненным потребителю или обществу в процессе эксплуатации продукции.

 

Управление затратами на качество.

Как было отмечено выше, затраты на качество состоят, из затрат на капиталовложения в управление качеством (затраты на предупредительные мероприятия и на оценку качества) и затрат на компенсацию ущерба, вызванного дефектами (потери). Потери, вызванные дефектами колебаться от 40 до 2 % от суммы реализованной продукции. В масштабах крупного предприятия уменьшение потерь даже на 0,1%  по отношению к товарообороту дает значительный экономический эффект. 

 

Цель управления затратами  на качество- минимизация затрат на качество за счет уменьшения затрат на компенсацию ущерба, вызванного дефектами (потерь).

 

Построение и сертификация системы  управления качеством  согласно требований стандартов ISO серии 9000 позволяет уменьшить затраты на качество примерно на 25-30%. За счет этого ведущие западные фирмы с высочайшим исходным уровнем организации производства такие, как SCANIA, VOLVO, PRIPS (Швеция), смогли повысить прибыль на 10-20 % .

 

Затраты, относящиеся к капиталовложениям  в управление качествам устанавливаются  руководством предприятия и в принципе могут изменяться в диапазоне от затрат на  контроль произведенной продукции (стоимость оценки качества) до затрат на внедрение и функционирование выбранной системы качества. Уменьшение убытков от брака определяет эффективность капиталовложений. Реальный уровень убытков от брака устанавливается путем сбора и обработки фактических данных.

.

 Рис. 27 Уровень затрат на качество до и после построения системы качества (данные ассоциации Сэндхолма /Швеция/).



Чем выше уровень капиталовложений в управление качеством, и в частности, чем выше в капиталовложениях  доля затрат на предупреждающие действия, тем меньше убытки от брака. С уменьшением  капиталовложений в управление качеством, убытки от дефектов увеличиваются. На Рис. 27 представлены данные шведской ассоциации Сэндхолма, занимающейся вопросами консалтинга и обучения качеству. Как видно из Рис. 27, увеличение затрат на предупреждающие действия позволяют сократить суммарные затраты на качество на 25%. В масштабах крупного предприятия это выражается в значительном экономическом эффекте.

 

Рис. 28  Функциональная зависимость между составляющими затрат на качество.



Изменяя затрат на предупреждающие  действия, можно изменять затраты  на оценку качества (см. Рис. 28). Затраты на оценку качества и предупреждающие действия составляет сумму капиталовложений в управление качеством. Сумма капиталовложений в управление качеством и коэффициент эффективности капиталовложений регулируют уровень убытков от дефектов. Следовательно минимизация затрат на качество достигается путем управления убытками от дефектов за счет изменения капиталовложений в управление качеством.

 

Лекция 13. Сертификация системы  качества. 

Общие сведения о сертификации систем качества.

Сертификация - действие, выполняемое независимой третьей стороной, которое показывает, что существует соответствующее доверие, что надлежащим образом маркированный продукт, метод или надлежащим образом маркированная услуга соответствует определенному стандарту или другому нормативному документу. Результатом сертификации является свидетельство о соответствии -   сертификат, имеющий установленную форму.

 

Сертификат на систему качества - это документ, который выдается предприятию органом по сертификации систем качества, и свидетельствует  о соответствии системы качества требованиям нормативного документа (стандарта) и подтверждает способность предприятия обеспечивать и поддерживать качество результатов своей деятельности на соответствующем уровне.

 

Различают сертификацию обязательную и добровольную (рыночную). Сертификация системы качества относится к категории добровольной сертификации. Вместе с тем, в случаях, когда требуется выполнение повышенных требований к надежности продукции, как и в других особых случаях, сертификация системы качества входит в схему сертификации продукции обязательным элементом. Рассмотрим отличия между добровольной и обязательной сертификацией.

 

Обязательная  сертификация проводится на соответствие требованиям нормативной документации в отношении безопасности для жизни, здоровья, имущества граждан; защиты окружающей среды; совместимости и взаимозаменяемости продукции, соответствия требованиям охраны труда, а также метрологическим нормам и правилам, которые обеспечивают достоверность и единство измерений. Обязательная сертификация проводится в регулируемой законом сфере.

Регулируемая законом сфера - это сфера, в которой движение материальной и нематериальной продукции регулируется национальными законами и постановлениями.

Перечень товаров подлежащих обязательной сертификации включает товары для детей, продукты питания, товары бытовой химии, парфюмерию, косметику, удобрения и минеральные добавки, приборы бытового назначения и др. На начало 1999 года в Украине обязательной сертификации подлежит 32 группы продукций. Обязательной сертификации подлежит продукция отечественного и импортного производства. Выпуск и реализация продукции, которая подлежит обязательной сертификации, без соответствующего сертификата о соответствии облагается штрафными санкциями.

 

Добровольная (рыночная) сертификация проводится на соответствие всем необходимым потребительским требованиям. Добровольная сертификация проводится в нерегулируемой законом сфере.

Нерегулируемая законом  сфера - это свободная экономическая сфера, в которой обращение материальной и нематериальной продукции осуществляется не только на основании национальных законов и постановлений, но и  частноправовых договоров и добровольных соглашений, не выходящих за рамки существующего законодательства.

Проведением добровольной сертификации может заниматься как государственная, так и частная организация, аккредитованная  в качестве органа по сертификации. Ценность сертификата при добровольной сертификации выше, чем сертификата на соответствие обязательным требованиям, т. к. он свидетельствует о соответствии более высоким требованиям, чем обязательные требования законодательств. Доверие к такому сертификату обеспечивается уровнем компетенции и репутацией органа по сертификации, выдавшего сертификат. Добровольная сертификация проводиться, как правило, на основании заявления производителя, поставщика или продавца продукции. Добровольная сертификация проводится с целями рекламы продукции, освоения новых рынков сбыта, формирования, и поддержания имиджа фирмы, а также в случае, если это оговорено в условиях контракта на поставку продукции. В промышленно развитых странах принято, чтобы качество товара оценивала независимая негосударственная структура.

 

Основные отличия между обязательной и добровольной сертификации показаны на Рис. 29.

 

Рис. 29 Основные отличия обязательной и добровольной сертификации.

Цели сертификации системы качества.

В передовых странах, сертификация систем качества предприятий в различных  отраслях промышленности стала элементом  культуры производственно-хозяйственной деятельности и одним из серьезных факторов конкурентоспособности. Начавшись в 80-х годах, как оценка крупными фирмами своих субподрядчиков (то, что называют сертификацией "второй стороной"), сертификация систем качества перешла на единую нормативную базу с принятием международных стандартов ISO серии 9000, что в числе других причин способствовало бурному развитию процесса сертификации. Согласно исследованиям центра Grant Thornton  Public Relations, еще в 1995 году 29% компаний среднего бизнеса в США имели системы качества. Более половины всех промышленных компаний в США (с объемами реализации от 10 до 500 млн. долларов) готовились сертифицировать свои системы качества на соответствие международным стандартам  ISO - 9000 в течение двух лет. Среди причин, обуславливающих потребность в сертификации, были указаны:

  • Освоение новых рынков и стремление получить преимущества на зарубежных рынках (более 50 %).
  • Требования большинства потребителей (41%).
  • Рекламная демонстрация своих обязательств по качеству (25%).
  • Обеспечение преимуществ над конкурентами, которые не прошли сертификацию (14%).

 

В Европе процесс сертификации систем качества развивается чрезвычайно  активно.

 

 

Рис. 30 Сравнительный анализ изменения количества предприятий, сертифицировавших свои системы качества в Германии, Венгрии, на Украине в период с 1987 по 1996 год (результаты по Венгрии и Германии предоставлены TUV RHEINLAND).

 

Как показано на Рис. 30, процесс сертификации систем качества на Украине только начинается. Среди первых предприятий на Украине, построивших и сертифицировавших систему качества были: ЗАО «Новокраматорский машиностроительный завод» (Краматорск); ПО «Зоря» (Николаев) и др.

 

Активный рост в мире количества предприятий, сертифицировавших свои системы качества, и перспективность для Украины внедрения этого опыта обусловлены следующими причинами:

  • Сертификат на систему качества, выданный признанным на международном уровне органом по сертификации, служит гарантией выхода продукции предприятия на ведущие рынки мира. Например, сертификация системы качества Новокраматорского машиностроительного завода германским обществом технического надзора TUV CERT обеспечила выход на внешний рынок и позволила увеличить объемы экспортных поставок до 50-60%.
  • Сертификат на систему качества часто бывает обязательным условием участия в тендере или конкурсе, которые могут завершаться контрактами.
  • Сертификат на систему качества часто бывает обязательным требованием заказчика. Например, такое требование было выдвинуто американскими автомобильными фирмами Дженерал Моторс, Форд и Крайслер  в отношении 13 000 фирм, поставляющих им свою продукцию. В Европе такие же требования выдвинула фирма Опель.
  • Некоторые модели сертификации продукции, выпускаемой серийно, предусматривают обязательную сертификацию системы качества. Такая потребность может возникнуть при обязательной государственной сертификации продукции с повышенными требованиями к ее надежности (безопасности). Другие причины обязательной сертификации системы качества: разрушение  изделий в ходе испытаний, период испытаний изделий соизмерим с периодом изменения их свойств, изделия не могут быть испытаны до их монтажа и начала их эксплуатации у потребителя. Сертификат на продукцию, выпускаемую серийно, имеет срок действия, установленный лицензионным соглашением с учетом срока действия сертификата на систему качества.

Органы по сертификации систем качества.

Сертификацию систем качества проводят органы по сертификации систем качества, аккредитованные в системе сертификации. Сертификация системы качества может быть проведена государственным  или негосударственным органом по сертификации. Рыночная ценность сертификата на систему качества определяется уровнем доверия торговых партнеров (существующих и перспективных) к органу по сертификации. Для предприятия, которое поставило задачу выхода на мировой рынок, или расширения торговой деятельности на мировом рынке, сертификат на систему качества, выданный независимой, международно-признанной организацией по сертификации имеет очень высокую рыночную ценность.

 

На Украине сертификация системы  качества может быть проведена в  государственной системе сертификации УкрСЕПРО, и в негосударственной  системе сертификации. Сертификация в негосударственной системе  может быть произведена отечественным органом по сертификации, или представительством зарубежного органа по сертификации. Среди представительств зарубежных органов по сертификации на Украине хорошо себя зарекомендовали: концерн TUV; Бюро Веритас (BVQI - Франция); Регистр Лойд (Англия); TNO (Голландия); SGS.

Государственная система сертификации УкрСЕПРО.

На Рис. 31 представлена организационная структура системы сертификации УкрСЕПРО.

Возглавляет и координирует работу в системе УкрСЕПРО Госстандарт Украины.

Функции Госстандарта в системе  УкрСЕПРО:
  • Разработка стратегии развития системы сертификации на Украине.
  • Организация и координация работ в системе УкрСЕПРО.
  • Взаимодействие с национальными и международными организациями по сертификации.
  • Принятие международных соглашений по сертификации.
  • Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров).
  • Аттестация экспертов-аудиторов.
  • Надзор за деятельностью органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров) и экспертов-аудиторов.
  • Проведение работ по сертификации продукции при отсутствии органов по сертификации данного вида продукции.
  • Утверждение перечня продукции, которая подлежит обязательной сертификации.
  • Рассмотрение апелляций.
  • Организация информационного обеспечения деятельности по сертификации в системе УкрСЕПРО

 

 



 

Рис. 31 Организационная структура системы сертификации УкрСЕПРО.

Информация о работе Курс лекций по "Управлению качеством"