Курс лекций по "Управлению качеством"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 19:01, курс лекций

Описание работы

Менеджмент качества является специализированным видом управленческой деятельности. К таким специализированным видам управленческой деятельности относятся: управление качеством, управление финансами, управление персоналом, управление проектами, управление инновациями, управление маркетингом и др. Для достижения каждой поставленной цели определяется политика предприятия в данной сфере, разрабатывается комплекс мер воздействия на исполнителей и через них на средства производства.

Работа содержит 1 файл

Конспект лекций по курсу «управление качеством».doc

— 1.32 Мб (Скачать)

Реализация совершенствования.

Процесс планового совершенствования  проходит по следующей схеме:

Определение приоритетов  среди процессов, подлежащих корректировке. Приоритеты определяются на основании значимых параметров, на которые эти процессы влияют, например:

  • доля поставок, осуществленных в оговоренные сроки;
  • показатель "скорости ввода" в оборот новой продукции;
  • комплектность поставок;
  • показатель отказов;
  • качество программного обеспечения (операционная система, документация, процедуры);
  • показатель затрат времени заказчиком на решение проблем;
  • показатель затрат времени на ремонт и поддержание работоспособности;
  • показатель отклонений в качестве после ремонта;
  • показатель числа изделий, не имеющих претензий после ремонта.

 

Сбор и первичный  анализ данных.

Первичный анализ данных можно провести с помощью диаграммы, построенной по принципу Парето. Цель Парето-диаграммы - расположить по рангу причины событий в соответствии с частотой их появления, или последствиями (например, зависимость вида дефекта и количества бракованных изделий). Выявленные причины убытков и размеры убытка по каждой причине, позволяют определить эффективные корректирующие воздействия. Порядок составление Парето-диаграммы:

  • Сбор анализируемых данных.
  • Представление первичных данных  в табличной форме.
  • Представление в виде столбиковой диаграммы.
  • Проведение кумулятивной кривой.
Причинно-следственный анализ

Поиск причин может быть облегчен с помощью диаграммы Исикавы. Эта диаграмма систематизирует  причины, которые можно отнести  к симптомам. Она позволяет выявить и систематизировать различные факторы и условия (например исходные материалы, последовательность технологических операций, используемые станки и оборудование), оказывающие влияние на рассматриваемую проблему (на показатели качества, такие как прочность, твердость и т. д.). Причинно следственная диаграмма, как метод решения возникающих проблем используется в производственной сфере, для расширения рынка сбыта, для оценки конфликтов, возникающих между отдельными подразделениями предприятия, для контроля складских операций, для контроля долговых обязательств и т. д.

 

Планирование и реализация решений.

После определения зависимости  между причинными факторами (параметрами  процесса) и показателями качества причинные факторы подвергаются корректировке и устанавливаются критерии успешного внедрения.

 

Обратная проверка эффективности  и стандартизация.

На этом этапе решается, насколько  успешно реализовано решение  проблемы. Статистическая обработка  данных по исходному состоянию и  по состоянию после проведения мероприятий, направленных на устранение дефектов, сбор мнений покупателей показывает эффективность решения и раскрывает положительные и, отрицательные дополнительные  эффекты. После реализации мероприятий, направленных на устранение дефектов производится  оценка процедур решения проблемы, и принятие новых внутрифирменных стандартов.

Самооценка.

Самооценка проводится внутренними  силами организации. При проведении самооценки для любой фирмы важно  выбрать ту модель, с которой будет  проводиться сравнение. Многие фирмы используют для этого модели своих национальных или известных международных премий по качеству — премию США М. Болдриджа, японскую премию Деминга или Европейскую премию по качеству. Вместе с тем, все более широко практикуется использование упрощенных моделей, разрабатываемых фирмами самостоятельно. Согласно статистическим данным  99%  организаций, проводивших самооценку, намерены осуществлять ее и в будущем. Самооценка проводится со следующими целями:

  • Сравнение фактических и планируемых показателей для анализа причин, проведения корректирующих действий  и последующего планирования.
  • Определение сфер деятельности организации, нуждающихся в улучшении.
  • Расширение участия руководителей и сотрудников в ТQМ.
  • Определение состояния организации на текущий момент.
  • Улучшение координации взаимодействий  руководства с сотрудниками.
  • Сравнение результатов работы различных подразделений. Координация усилий по улучшению деятельности в области качества  в рамках различных подразделений.

 

Метод TQM предусматривает самооценку, как обязательную частью бизнес-деятельности, которая должна проводиться регулярно с ведением всей соответствующей документации. Результаты проведения самооценки должны быть доведены до  сведения руководства всех уровней. Каждый сотрудник должен иметь возможность познакомиться с ними. Результаты проведения самооценки наглядно отражают различные направления бизнеса организации и бизнес-единиц и поэтому используются как основа для оценки и планирования направлений бизнес-деятельности.

Интересный опыт разработки и применения моделей для проведения самооценки накоплен в шведской компании Vattenfall Group, состоящей из материнской компании и 80 филиалов. Сотрудники компании поставили перед собой задачу завоевать Шведскую премию по качеству, для чего нужно было обеспечить соответствующий высокий уровень деятельности в большинстве своих филиалов. В компании была разработана и введена своя премия по качеству трех степеней — золотая, серебряная и бронзовая. При этом положение о "золотой" премии соответствовало модели национальной премии качества, при оценке соискателей на "серебро" учитывались только 17 из 29 критериев, а для получения "бронзы" было достаточно проведения самооценки и представления разработанной по ее итогам документированной программы улучшений.

Основные стратегии TQM.3

В основе системы TQM лежат четыре стратегии:

  • Ведущая роль высшего руководства в управлении качеством.
  • Обучение качеству, привлечение к управлению, мотивация и изучение интересов сотрудников.
  • Ориентация на интересы покупателя и повышение производительности.
  • Разработка программ в целях постоянного улучшения качества и оценка результата.

Стратегия 1 - Ведущая роль высшего  руководства в управлении качеством.

Стратегия заключается в проведении курса на постоянное улучшение качества высшим руководством компании и, прежде всего ее первым руководителем. Работа в области качества инициируется, и находятся под контролем высшего руководства. Реализация стратегии включает следующие направления деятельности руководства:

  • Разработка политики в области качества на основе общей коммерческой политике фирмы, доведение ее до сведения каждого сотрудника. Политика в области качества должна охватывать всю деятельность компании и стать личной программой деятельности каждого сотрудника.
  • Определение количественно выраженных целей в области качества по каждому направлению и для всех подразделений. В системе постоянного улучшения качества каждая поставленная цель должна сопровождаться разработкой, документацией и реализацией планов ее достижения.
  • Назначение руководящих и ответственных лиц по каждому участку работы, влияющему на качество. Это - одно из направлений организационного развития компании.
  • Поддержание условий работы всего персонала на уровне, который обеспечивает сотрудникам потенциальную возможность для достижения поставленных целей в области качества. 

Стратегия 2 - Обучение качеству, привлечение  к управлению, мотивация и изучение интересов сотрудников.

Стратегия заключается в формировании мировоззрения всего коллектива в вопросах качества. Получение каждым сотрудником новых знаний и умений по многим направлениям, касающимся качества, является первостепенной задачей. Обучение качеству охватывает все направления и все подразделения. Обучение качеству начинается с семинаров для высшего руководства, затем семинары проводятся для руководителей среднего уровня. Так уровень за уровнем в процесс обучения качеству вовлекается весь коллектив.

Всеобщее обучение качеству включает следующие формы:

  • Проведение семинаров для высшего руководства компании. Целью таких семинаров является демонстрация возможности увеличения прибыли и эффективности предприятия путем улучшения качества, а также обоснование особой важности позиции и деятельности руководства в вопросах постоянного улучшения качества..
  • Проведение рабочих конференций для менеджеров и руководящих сотрудников среднего звена. Такие конференции необходимы для формирования знаний методов управления качеством для достижения наибольших общих результатов.
  • Повышение квалификации специалистов всех направлений с целью освоения ими современных технологических процессов и оборудования, изучения требований и нормативов.
  • Обучение элементам управления качеством всех сотрудников с целью формирования четкого представления роли и ответственности каждого в общем процессе улучшения качества.

 

Руководство отвечает за оценку планов морального и материального стимулирования. Методы материального стимулирования сотрудников (система надбавок, премирование, бонусы и др.) должны подвергаться ежегодному анализу после проведения анкетирования.  При анкетировании проводится опрос мнения руководства и рядовых сотрудников фирмы относительно эффективности механизма морального и материального стимулирования. Опрос является одной из форм установления взаимопонимания между рядовыми сотрудниками и руководством. Опрос служит также средством выявления руководством возникающих проблем для принятия своевременных мер по предотвращению их развития.

 

Опрос должен охватывать 11 аспектов, приведенных ниже:

1. Удовлетворенность фирмой в целом.

2. Общая удовлетворенность работой.

3. Удовлетворенность заработная  плата.

4. Возможности продвижения по  службе.

5. Эффективность системы управления.

6. Возможности участия в управлении.

7. Возможности профессионального  развития.

8. Уровень эффективности и качества производства.

9. Условия труда.

10. Забота о человеке.

11. Предложения по усовершенствованию  работы предприятия.

 

Для получения объективных результатов  опроса необходимо обеспечить его конфиденциальный и анонимный характер. Предусматривается обратная связь с мелкими подразделениями.

 

Корпорация IBM начиная с конца 50-х  годов, регулярно проводит опросы мнения работников. Корпорация добилась относительного прироста по ряду позиций  (см. Табл. 9), после анализа результатов опроса и последующего внедрения средств улучшения трудовой деятельности.

 

Выполнение рабочих заданий 

22 %

Общая удовлетворенность трудом

12 %

Использование навыков 

14 %

Повышение квалификации

13 %

Передача информации наверх

18 %

Передача информации вниз

16 %

Повышение содержательности труда 

10 %

Участие в других видах работ 

6 %

Показатель морального состояния 

9 %


 

Табл. 9 Относительный прирост по ряду показателей корпорации IBM, полученный анализа результатов опроса сотрудников и последующего внедрения средств улучшения трудовой деятельности.

Стратегия 3 – Рыночная ориентация бизнеса.

Стратегия заключается в отслеживании рыночных тенденций, анализе  и последующей  координации бизнеса.

Рыночная ориентация предполагает:

  • Постоянное изучение потребностей потребителей с целью наиболее правильного планирования бизнеса.
  • Постоянное наблюдение за конкурентами.
  • Отслеживание рыночных тенденций.
  • Анализ полученной информации  и последующая координация бизнеса.
  • Планирование и контроль всех аспектов качества в процессах от формирования идей до поставки продукции потребителю. Использование методов развертки параметров качества (см. Рис. 24) .

 



 

 

 

Рис. 24 Принцип метода развертки параметров качества (Схема Л. Сендхолма)

Стратегия 4 - Разработка программ в  целях постоянного улучшения  качества.

Стратегия заключается в постоянном проведении, регулярном анализе результатов деятельности,  и координации направлений совершенствования.

Разработка программы по улучшению  качества основана на следующих положениях:

  • Совет качества является высшим органом управления по вопросам установления приоритетов и координации деятельности по улучшению качества. Председателем совета качества является руководитель предприятия.
  • Разработка и реализация корректирующих воздействий направлена в первую очередь на разрешение проблем хронического характера. Проблемы хронического характера приводят к гораздо более тяжелым последствиям, чем проблемы, возникающие случайно. Должны быть разработаны специальные программы по выявлению и устранению проблем хронического характера.
  • Обязательным направлением деятельности предприятия является проведение общих учебных программ и дискуссий по вопросам совершенствования качества.
  • Регулярно проводятся определение суммы потерь от низкого качества и анализ явно и неявно выраженной стоимости низкого качества. Неявно выраженная стоимость низкого качества имеет тенденцию к постоянному увеличению.
  • Регулярно проводится обзор и оценка качества всех аспектов коммерческой деятельности.

 

Лекция 12 Экономика качества. 

Управление экономикой качества.

Деятельность, направленная  на обеспечение качества и функционирование системы качества связана с дополнительными затратами. Эффективная система качества может существенно повысить прибыль и рентабельность предприятия за счет усовершенствования операций, снижения потерь от брака, расширения рынка сбыта и более полного удовлетворения потребителей.

 

Управление экономикой качества включает:

  • Управление финансами (планирование, реализация и контроль финансовой деятельности), связанными с деятельностью предприятия в области качества.
  • Управление финансовой отчетностью и обработку экономических показателей.

Информация о работе Курс лекций по "Управлению качеством"