Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 19:01, курс лекций
Менеджмент качества является специализированным видом управленческой деятельности. К таким специализированным видам управленческой деятельности относятся: управление качеством, управление финансами, управление персоналом, управление проектами, управление инновациями, управление маркетингом и др. Для достижения каждой поставленной цели определяется политика предприятия в данной сфере, разрабатывается комплекс мер воздействия на исполнителей и через них на средства производства.
В модели премии по качеству есть ряд принципиальных элементов, которых нет в стандартах серии ISO 9000. К ним относятся социально-экономические и морально-психологические аспекты, состояние которых оценивается, например, по критерию «Удовлетворенность персонала работой в коллективе». Построение и сертификация системы качества по требованиям стандартов ISO серии 9000 обусловлено чаще всего требованием рынка, обязательным условием контракта и направлено на выполнение минимальных условий обеспечения качества, требуемых потребителем и современным обществом. Получение премии по качеству означает признание предприятия лучшим (национальный конкурс), или лучшим из лучших (европейский и международный конкурс). Это в значительной степени отражается на конкурентоспособности и престиже предприятия. Сам конкурс направлен на обмен наиболее передовым и современным опытом по обеспечению и управлению качеством. Конкурсы по качеству способствуют обобщению и распространению передовых форм управления качеством, что в свою очередь содействует развитию систем качества.
Сертификация на соответствие требованиям стандартов серии ISO 9000 |
Премии по качеству по «системе оценок» |
Объект оценки | |
Система качества предприятия |
Деятельность и результаты деятельности |
Цель оценки | |
Обеспечение минимальных установленных требований к качеству. |
Выявление «лучших из лучших». Обмен передовым опытом. |
Содержание системы оценки. | |
Описание элементов системы качества. Система требований к элементам системы качества и руководящие указания к построению системы. |
Описание критериев оценки деятельности и результатов. Система оценки использованного потенциала и полученных результатов.. |
Оценка результата | |
Соответствует/ не соответствует. |
Многобалльная оценочная шкала . |
Результат оценки | |
Подтверждение выполнения определенных стандартом требований. |
Комплексная количественная характеристика развития организации по определенным направлениям. |
Табл. 7 Сравнительная таблица характеристик процесса оценки по критериям премии по качеству и сертификации на соответствие требованиям стандартов серии ISO 9000.
Всеобщее управление качеством - это подход к управлению организацией, объединяющий основные существующие методы управления и технические средства в научно обоснованную систему, целью которой является постоянное улучшение производственной деятельности и результатов этой деятельности. Принятая аббревиатура концепции «всеобщее управление качеством» - TQM (Total Quality Management). Концепция TQM охватывает все структуры предприятия, все виды производственной деятельности и направлена на использование материальных (технических) и человеческих ресурсов в интересах наиболее эффективного достижения полного удовлетворения потребностей потребителей, общества и сотрудников предприятия. Концепция TQM может быть использована в организации любого профиля деятельности, и, как показывает международный опыт, это ведет к улучшению качества результатов трудовой деятельности и улучшению финансовых показателей. На основании концепции TQM может быть построена система качества.
Стандарт ISO 8402 дает следующее определение:
Всеобщее управление качеством - подход к управлению организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов (персонала во всех подразделениях и на всех уровнях организационной структуры) и направленный как на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя, так и достижение выгоды для членов организации и общества.
Цель TQM: достижение долгосрочного успеха путем максимального удовлетворения запросов потребителей, общества и сотрудников.
Задачи TQM: постоянное улучшение качества путем регулярного анализа результатов и корректировки деятельности, полное отсутствие дефектов и непроизводственных затрат, выполнение всего намеченного точно в срок.
Тактика TQM: предупреждение причин дефектов, вовлечение всех сотрудников в деятельность по улучшению качества; активное стратегическое управление, непрерывное совершенствование качества продукции и процессов, использование научных подходов в решении задач, регулярная самооценка.
Методические средства TQM: средства для сбора данных; средства представления данных; методы статистической обработки данных; теория общего менеджмента; теория мотиваций и психология межличностных отношений; экономические расчеты.
Сформулированные цели TQM являются направлениями развития, а не конечным результатом. Это связано с тем, что с одной стороны, потребности потребителей, общества и сотрудников постоянно изменяются, их необходимо постоянно отслеживать, прогнозировать и удовлетворять с некоторым опережением во времени. С другой стороны, постоянно изменяющиеся технические условия и технологии предполагают постоянное изменение методов контроля и обеспечения качества, организационных механизмов и управленческих методик. Такой подход обозначается специальным термином «quality improvement» (постоянное улучшение качества).
Основное различие между традиционными формами управления и TQM заключается в следующем:
Отличия основных принципов традиционного управления и системы «всеобщее управление качеством» приведены в таблице.
Традиционные принципы управления |
Принципы системы TQM |
Удовлетворение потребностей заказчика |
Удовлетворение потребностей потребителя, общества и сотрудников организации |
Планирование, обеспечение и контроль улучшения качества продукции. |
Планирование, обеспечение и контроль улучшения качества всех процессов и системы. |
Разработка преимущественно корректирующих воздействий |
Разработка преимущественно пре |
Обучение управлению качеством проходят только сотрудники отдела контроля качества |
Весь персонал проходит обучение управлению качеством |
Обеспечением качества занят отдел контроля качества |
Управлением качеством заняты все сотрудники |
В области качества решаются только «горящие» вопросы и задачи сегодняшнего дня. |
В области качества регулярно выявляются и решаются хронические проблемы. |
Каждый автономно выполняет поставленную задачу. |
Координация и взаимодействие деятельности
всех сотрудников в области |
Табл. 8 Отличия традиционной системы управления и системы «TQM».
Как видно из Табл. 8, предприятие с традиционными подходами к управлению ориентируется на изменяющиеся потребности заказчика, и в соответствии с ними меняет характеристики продукции. Методической базой традиционного подхода к управлению являются: системы маркетинговых исследований и маркетинговой информации, определение объемов рынка и выбор целевых сегментов, разработка нового товара, распространение товара и последующее техническое обслуживание.
Предприятие, использующее в управлении концепцию TQM, ориентируется на изменяющиеся потребности потребителя, общества, сотрудников и организации в целом. В соответствии с выявленными потребностями, предприятие изменяет характеристики продукции, процессов, методики, структуру. Дополнительной методической базой системы TQM является:
Традиционная форма управления предусматривает постоянное плановое изучение рынка и регулярное усовершенствование продукции.
Система TQM помимо постоянного планового изучения рынка, предусматривает так же постоянное плановое изучение возможности повышения качества производства, производительности труда, удовлетворенности сотрудников и общества. С этой целью формируются проекты по усовершенствованию, создаются специальные проектно-ориентированные организационные структуры, изучаются и реализуются возможности по усовершенствованию. В результате проводятся регулярное усовершенствование процессов и методик с ведением соответствующей документации. Жестких регламентаций концепция TQM не предусматривает. Реализация концепции TQM возможна широким набором средств. Для выживания в условиях современного рынка регулярное совершенствование всего производства так же необходимо, как и регулярное совершенствование выпускаемой продукции.
Цикл всеобщего управления качеством аналогичен циклу управления качеством продукции.
Управление качеством
Всеобщее управление качеством начинается с изучения потребностей потребителя, общества, сотрудников и организации в целом, внутренних резервов организации и калькуляции предстоящих затрат. Далее цикл всеобщего управления качеством проходит стадию планового совершенствования существующих процессов и разработки новых процессов. Цикл всеобщего управления качеством завершается самооценкой предприятия по конкретным критериям, и вновь выходит на этап изучения изменившихся потребностей потребителя, общества, сотрудников и организации в целом. На Рис. 23 показан цикл всеобщего управления качеством.
Рис. 23 Цикл управления в системе TQM.
Рассмотрим подробно каждый этап всеобщего управления качеством.
Деятельность по улучшению качества необходимо планировать наряду с другими видами деятельности и включать в общий план, связывая с общей стратегией. Планирование деятельности по улучшению качества осуществляется высшим руководством организации. На уровне руководства среднего уровня осуществляется определение краткосрочной стратегии и выработка конкретного плана действий.
На предприятии должна быть разработана и организована система информационных каналов, обеспечивающих поступление и фиксацию внутренней и внешней информации.
Внешние каналы:
Внутренние каналы:
Используя информацию, поступающую по внешним и внутренним каналам, руководство проводит анализ требований потребителей, общества, сотрудников организации и организации в целом. В результате, определяются направления совершенствования и ключевые процессы. Для каждого процесса, который должен быть улучшен, определяются методы воздействий, и проводится соответствующее обучение персонала. Процесс систематического улучшения качества организован как составная часть работы каждого сотрудника. После определения цели и метода корректирующих воздействий производится экономический анализ эффективности, и создаются команды по совершенствованию процесса.