Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 04:05, курсовая работа
В настоящее время для российской бизнес-среды является актуальным вопрос не только успешного ведения бизнеса, но и необходимость его оценки и прогнозирования. Для этого проводятся маркетинговые исследования.
Введение 3
Теоретические аспекты проведения маркетингового исследования 5
Маркетинговые исследования: основные понятия и методологические подходы 5
Этапы проведения маркетингового исследования 7
Отчет о проведенном маркетинговом исследовании 13
Программа маркетингового исследования 13
Анализ вторичной информации 14
Анализ первичной информации 27
Практические рекомендации по развитию банковского потребительского кредитования 37
Практические выводы по ситуации на рынке потребительского кредитования в России 37
Практические рекомендации по развитию рынка потребительского кредитования в Благовещенске 39
Заключение 41
Список использованных источников 43
Анализ социально-демографических данных, полученных в результате анкетирования, показал, что базовая выборка содержит 186 респондентов, среди которых 52,15 % женщин и 47,85 % мужчин. По уровню дохода они распределились следующим образом (рисунок 5).
Рисунок 5 - Распределение респондентов по уровню доходов
Самой многочисленной группой по доходам оказалась группа респондентов с доходом 10000-15000 рублей в месяц – их доля 53% общего объема выборки, группа с доходом 5000-10000 рублей составила 18%, с доходом меньше 5000 рублей – 10%, группы с доходами 15000-20000 рублей и более 20000 рублей составили 11% и 8% от общего объема выборки соответственно.
По возрастному признаку респонденты распределились следующим образом: самой многочисленными группами оказались респонденты в возрасте 40-44 и 45-49 – 19,89% и 18,28% соответственно. Группа в возрасте 35-39 составила 16,67%, в возрасте 30-34 – 14,52%, 25-29 – 12,37% , возрастные группы 20-24 и 50-54 составили по 8,06% каждая. Самой малочисленной оказалась группа респондентов в возрасте 55-59 – 2,15% общего объема выборки.
Более наглядно распределения респондентов по возрастному признаку представлено на рисунке 6.
Рисунок 6 - Распределение респондентов по возрастному признаку.
Среди опрошенных 46,77% указали, что находятся в браке, а 53,23% оказались не замужем/ не женатыми. По роду занятий мы можем выделить пять групп: служащие – 52,69%, работники бюджетной сферы – 21,51%, рабочие – 9,14%, домохозяйки – 10,22%, предприниматели – 6,45%.
По намерению взять кредит респондентов можно распределить на следующие группы.
Из таблицы 5 видно, что большая часть респондентов точно не будут брать банковский кредит в ближайший год. Это обуславливается прежде всего тем, что население не может позволить себе жить в кредит – слишком высокая процентная ставка.
При ответе на вопрос о взятых за последние три года банковских кредитах респонденты распределились следующим образом: 43,01% опрошенных пользовались банковскими кредитами за последние три года, 54,84% банковским кредитом не пользовались, 2,15% затруднились при ответе на данный вопрос.
Таблица 6
Распределение респондентов по намерению взять банковский кредит в ближайший год
Вариант ответа | % ответивших |
|
18,28 |
|
20,97 |
|
53,23 |
|
7,53 |
Респонденты,
пользовавшиеся банковским кредитом отметили
банк в котором им был выдан кредит. Данные
представлены на рисунке 7.
Рисунок
7 - Доля рынка на рынке потребительского
кредитования
Среди возможных обстоятельств, при которых покупка в кредит является оправданной, мнение респондентов разделились так (таблица 7).
Более трети респондентов не смогли выявить обстоятельства, при которых покупка в кредит являлась бы для них оправданной.
Таблица 7
Обстоятельства, оправдывающие покупку в кредит
Вариант ответа | % ответивших |
Если в магазине на те товары, которые мне нужны, объявлена распродажа | 18,82 |
Если уровень процентов по кредиту выше уровня процентов по вкладу | 13,98 |
Если человеку нужно оплатить услуги образования, которое позволит получить более высокооплачиваемую работу | 22,04 |
Если человеку действительно нужен отпуск, а других денежных ресурсов в данный момент нет | 8,06 |
Не могу сказать даже приблизительно | 37,10 |
Нет ответа | 0,00 |
При
выборе банка, для получения кредита,
потенциальные клиенты обращают
свое внимание на следующие критерии:
Известность банка и его
Немного перефразировав поставленный вопрос, были получили следующие данные: Главным фактором при выборе кредитной организации является процентная ставка по кредиту – это отметили 54,9% респондентов. Для 14,3% опрошенных главным фактором при выборе кредитного учреждения является подробная консультация специалиста. 9,2% отметили, что льготы на пользование услугами банка после оформления кредита являются для них основным фактором. Качество обслуживания отметили 6,2% респондентов, розыгрыши призов и подарки при получении кредитов является основным фактором для 5,3% опрошенных. Тогда как рекламу, как решающий фактор отметили 7% опрошенных. Так же стоит отметить, что совет родственников или друзей оказывается решающим фактором для 3,1% респондентов.
Теперь рассмотрим важность различных факторов, которыми руководствуются потенциальные клиенты при выборе кредитной организации. Для выявления оценочных критериев респондентам предлагалось оценить значимость различных фактором, обращающих на себя внимание при выборе кредитной организации. За базовые факторы были взяты: процентная ставка, наличие дополнительных услуг, время рассмотрения кредитной заявки, прозрачность процентной ставки, время работы и близость расположения.
Легко убедится, что все респонденты на первое место среди предъявляемых факторов поставили ставку по кредиту, время рассмотрения кредитной заявки (67,74% и 54,84%). Для 54,3% опрошенных наиболее важным является прозрачность процентной ставки. Близость расположения кредитной организации является наиболее важным фактором лишь для 15,59% респондентов.
Таким образом, среди самых значимых из выделенных факторов на первом месте оказались ставка по кредиту и время рассмотрения кредитной заявки. Факторами средней значимости стали прозрачность процентной ставки и время работы кредитной организации. Наименьшую значимость для потенциальных клиентов кредитных организации играет место расположение данных организаций. Более подробно с важностью вышеперечисленных факторов можно ознакомиться в таблице 8.
Таблица8
Важность различных факторов при выборе кредитного учреждения.
Факторы | Средний балл | Очень важно
(5) |
Важно
(4) |
Трудно сказать
(3) |
Не очень
важно
(2) |
Совершенно
не важно
(1) |
Ставка по кредиту | 4,68 | 126 | 60 | 0 | 0 | 0 |
Процент ответивших | 67,74 | 32,26 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | |
Продолжение таблицы 8 | ||||||
Время рассмотрения кредитной заявки | 4,16 | 102 | 38 | 25 | 15,00 | 6 |
Процент ответивших | 54,84 | 20,43 | 13,44 | 8,06 | 3,23 | |
Наличие дополнительных услуг | 3,62 | 79 | 30 | 31 | 20 | 26 |
Процент ответивших | 42,47 | 16,13 | 16,67 | 10,75 | 13,98 | |
Прозрачность процентной ставки | 4,17 | 101 | 39 | 28 | 12 | 6 |
Процент ответивших | 54,30 | 20,97 | 15,05 | 6,45 | 3,23 | |
Время работы | 3,87 | 79 | 60 | 11 | 15 | 21 |
Процент ответивших | 42,47 | 32,26 | 5,91 | 8,06 | 11,29 | |
Близкое расположение | 2,99 | 29 | 27 | 70 | 34 | 26 |
Процент ответивших | 15,59 | 14,52 | 37,63 | 18,28 | 13,98 |
После анализа первичной и вторичной информации можно сформировать следующие выводы:
1.
Спрос на рынке
2.
Предложение на рынке
3.
Большинство респондентов
4.
Основными потребителями
5.Основными факторами при выборе кредитной организации у потенциальных клиентов являются:
3. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ
БАНКОВСКОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ
3.1 Практические выводы по ситуации на рынке потребительского кредитования в России
Ни для кого не секрет, что потребительский кредит это одна из наиболее удобных для физических лиц форм кредитования. В последние годы потребительское кредитование в России развивалось поистине стремительными темпами, количество игроков на рынке росло в геометрической прогрессии и казалось бы, что ничто не сможет остановить этот рост, однако в недавнем времени ситуация начала меняться. Рост рынка заметно приостановился и некоторые аналитик даже прогнозируют в недалеком будущем отрицательную динамику развития.
В чем же причина же причина данной тенденции? Причин несколько, самой важной пожалуй является насыщение рынка, практически все платежеспособное население уже имеет потребительские кредиты и не может, или по каким-либо причинам не хочет брать новые. Не менее важной причиной является и недобросовестность многих банков при раскрытии эффективной процентной ставки по кредитам, т.е. в кредитном договоре содержатся скрытые платежи, не указываемые банком во время рекламных компаний и не раскрываемые сотрудниками банка при оформлении банковского договора, в результате чего лицу, взявшему потребительский кредит, приходится выплачивать значительно большую сумму чем ожидалось, что подрывает доверие к конкретному банку и системе потребительского кредитования в целом.
Однако не только граждане замедляют рост сегмента потребительского кредитования, во многом это зависит и от самих банков, многие из которых для увеличения объема потребительских кредитов снижают требования при выдаче кредита, что ведет к росту так называемых "безнадежных кредитов", которые по мнению аналитиков являются реальной угрозой для банков. Потенциальный кризис потребительского кредитования может принести ряду банков большие финансовые проблемы и замедлить рост всего сегмента. Поскольку в России нет эффективной системы взыскания долгов (независимые коллекторские агентства слишком малы и не проходили испытание кризисом), рост объема невозвратных кредитов может стать общей проблемой банковской системы.
Таким образом можно сказать, что перспективы развития потребительского кредитования в России довольно неоднозначны, с одной стороны он является наиболее удобной формой кредитования населения для приобретения товаров и услуг, однако в настоящий момент существуют достаточно весомые сдерживающие факторы, которые замедляют рост сегмента и даже могут вызвать общий кризис банковской системы за счет роста невозвращенных кредитов.
Мировой кризис ликвидности, изначально связанный с проблемами на американском ипотечном рынке. Российские банки, привыкшие занимать дешевые деньги за рубежом, столкнулись с острой нехваткой ресурсов. Поэтому целый ряд российских банков повысил ставки или отказался вовсе от длинных ипотечных и автокредитов. Однако рынок потребительского кредитования (кредиты на неотложные нужды, торговые экпресс-кредиты) мировой кризис пока что затронул в меньшей степени. Прежде всего сложности на международных рынках привели к ужесточению требований к заемщикам.
Информация о работе Изучение рынка потребительского кредитования города Благовещенска