Изучение рынка потребительского кредитования города Благовещенска

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 04:05, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время для российской бизнес-среды является актуальным вопрос не только успешного ведения бизнеса, но и необходимость его оценки и прогнозирования. Для этого проводятся маркетинговые исследования.

Содержание

Введение 3
Теоретические аспекты проведения маркетингового исследования 5
Маркетинговые исследования: основные понятия и методологические подходы 5
Этапы проведения маркетингового исследования 7
Отчет о проведенном маркетинговом исследовании 13
Программа маркетингового исследования 13
Анализ вторичной информации 14
Анализ первичной информации 27
Практические рекомендации по развитию банковского потребительского кредитования 37
Практические выводы по ситуации на рынке потребительского кредитования в России 37
Практические рекомендации по развитию рынка потребительского кредитования в Благовещенске 39
Заключение 41
Список использованных источников 43

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ БАНКИ.doc

— 282.50 Кб (Скачать)

    Благовещенский филиал обслуживает частных и корпоративных клиентов. Физическим лицам филиал предлагает открыть вклады, взять потребительский, авто- или ипотечный кредит, стать владельцем кредитной карты, сделать денежный перевод или воспользоваться сейфовой ячейкой.

    9. Связь-банк – Связь-Банк, созданный в 1991 году, является универсальным финансовым институтом и оказывает широкий спектр банковских услуг высокого качества. 

    Связь-Банк располагает широкой региональной сетью, что позволяет ему успешно взаимодействовать с сетевыми клиентами. Деятельность филиалов регулируется региональными центрами. Присутствие Банка в регионах постоянно расширяется.

    Клиентам - частным лицам Связь-Банк предлагает регулярно обновляемую линейку современных банковских продуктов. Связь-Банк является участником системы страхования вкладов. 

    Благодаря партнерству Банка с ФГУП "Почта России" частные клиенты могут получить разнообразные банковские услуги не только в офисах Банка, но и через почтовые отделения во многих регионах России. 

    10. Далькомбанк - Благовещенский филиал ОАО «Далькомбанк» был зарегистрирован 3 января 2001 года, банк привлекает клиентов качеством и разнообразием предлагаемых банковских продуктов: кредитные линии с разными режимами функционирования, факторинг, лизинг, ипотечное и потребительское кредитование для физических лиц. Каждый кредитный продукт адаптирован к платежному обороту конкретного клиента, перспективам его развития, финансовым возможностям.

    В городе представлено 10-12 основных игроков рынка потребительского кредитования. Также в ряде торговых точек города Благовещенска представлены финансовые кредитные организации, не имеющие отделений и представительств. В сферу деятельности данных кредитных организаций в основном входит кредитование физических лиц при покупке товаров длительного пользования (бытовая техника, мебель и т.д.) К таким организациям относятся:

    • Банк «Русский Стандарт»
    • «Кредитный остров»
    • «Хоум Кредит»

    Проанализируем  основные показатели потребительского кредитования по основным банкам, присутствующим на рынке (сумма кредита, срок кредитования, процентная ставка по кредиту), которые представлены в таблице 3:

Таблица 3

Основные  показатели потребительского кредитования

Наименование  банка Сумма кредита Срок кредитования % ставка
Дальневосточный банк Сбербанка России до 9000000 руб. до 5(11) лет 13,5-19% годовых
ВТБ 24 до 1100000 руб. до 7 лет 14-29 % годовых
Росбанк до 500000 руб. до 5 лет. 17-22 % годовых
Восточный экспресс банк до 1500000 руб. до 5 лет 19,8-24 % годовых
Банк  Москвы до 1000000 руб. до 5 лет 14,5-23% годовых
Райффайзен  банк до 750000 руб. до 4 лет 17-19,5 % годовых
Азиатско-Тихоокенский Банк (АТБ) до 700000 руб. до 7 лет 0,07-0,12 % годовых  в день
УРСА  банк до 1000000 руб. до 6 лет 17-48 % годовых
Далькомбанк до 1000000 руб. до 5 лет 12-23 % годовых
Промсвязьбанк до 9000000 руб. до 7 лет 12-21 % годовых
ПромСервисбанк до 3000000 руб. до 3 лет 15,5-28 % годовых
Связь-банк до 1000000 руб. до 5 лет 14-20,5 % годовых
 

     Из  таблицы 3 видно, что наиболее выгодными являются кредиты Дальневосточного банка Сбербанка России и ВТБ 24 (Эти два банка полностью раскрывают процентные ставки по кредитам, так называемая эффективная процентная ставка, тогда как остальные участники рынка не спешат делать этого). В соответствии с указанием Банка России от 13.05.2008 № 2008-У все банки, участвующие в кредитовании должны информировать потенциальных заемщиков о полной стоимости кредита (эффективная процентная ставка), то есть о дополнительных сборах и комиссиях, не включенных в основную процентную ставку. Другие банки не спешат раскрывать эффективную процентную ставку, так как иногда эта ставка превышает 50 % годовых. Предположим, что ставка по кредиту равна 15 % годовых, а после того как заемщик подписывает договор кредита, выясняется, что помимо основных долга и процентов по кредиту придется выплачивать еще и дополнительные проценты в качестве разнообразных комиссий и сборов. В итоге ставка возрастает в 2-3 раза. Отсюда, как следствие, - большой не возврат по потребительским кредитам, и как следствие все банки вынуждены повышать процентную ставку по кредитам, что бы было возможно списать невозвратимые кредиты. Кстати, именно банки не раскрывающие эффективную процентную ставку имеют самый большой процент по не возвратом кредитов.

     Так же не маловажную роль на рынке потребительского кредитования играет роль сумма кредита и срок кредита. Средний максимальный размер кредита равен одному миллиону рублей, а средний срок кредитования равен 5 лет, но некоторые банки готовы выдавать кредиты размеров до 9 миллионов рублей (ПромСвязьБанк и Дальневосточный банк Сбербанка России) и на срок более 5 лет (ВТБ 24, ПромСвязьБанк, АТБ), то есть потенциальный заемщик может взять большой кредит на более долгий срок, что является преимуществом данных кредитных организаций перед основными конкурентами.

     Значительную  роль в выборе заемщиком банка  для получения кредита также  является время рассмотрения кредитной  заявки и пакет необходимых документов. Так, например, в АТБ, Росбанк, Восточный  Экспресс Банк, УРСА Банк необходимо предоставить паспорт гражданина РФ и любой второй документ. В другие банки, такие как Сбербанк, Райффайзен банк и ВТБ 24 необходимо помимо паспорта предоставить справку о доходах и другие документы по требованию банков. И если в одних банках кредит можно получить буквально за час-два (АТБ, Росбанк, Восточный Экспресс Банк, УРСА Банк), то в других банках необходимо будет ожидать решение о выдаче кредита в течении 3-7 рабочих дней (Сбербанк, Райффайзен Банк, ВТБ 24). Поэтому потенциальные заемщики иногда выбирают банки, где на оформление кредита необходимо только два документа и час-два свободного времени, не смотря на более высокую процентную ставку. (Речь идет о потребительском кредите размером не более 50000 рублей).

     2.3. Анализ первичной информации

     Для сбора и анализа первичной информации мной был выбран метод опроса потребителей при помощи анкетирования. Для проведения анкетирования необходимо определить размер генеральной совокупности и сформировать случайную выборку. Для определения генеральной совокупности обратимся к данным РосСтата по возростно-половой структуре населения города Благовещенска, с которыми можно ознакомиться в приложении 3.

     Определим размер генеральной совокупности: В  качестве генеральной совокупности возьмем экономически активное населения города Благовещенска мужчин и женщин в возрасте от 20 до 59 лет (в среднем по рынку потребительского кредитования возраст заемщика составляет от 21 до 60 лет).

     Из  приложения 5 видно, что размер генеральной совокупности составляет 137388 человек (46,03 % мужчин и 53,92 % женщин).

     На  первом этапе полевого исследования, с целью выявления факторов, влияющих на выбор банка и размера кредита, была разработана анкета (приложение 4) и проведено анкетирование, являющиеся одним из основных методов получения достоверной информации о потребителях. При определении объема выборки учитывалось два условия: первое, она должна быть «стратегически значимой, чтобы получить, по возможности достоверную информацию, во вторых она должна быть достаточно «экономной», чтобы не увеличивать срок проведения маркетингового исследования.

     Для определения объема выборки был  использован метод невероятностной  выборки. Это метод был выбран потому что, при большом размере  генеральной совокупности целесообразно  использовать именно метод невероятностной выборки. Основная цель невероятностного отбора состоит в получении совокупности, репрезентирующей изучаемую совокупность. В нашем исследовании была применена невероятностная квотная выборка – то есть была создана микромодель генеральной совокупности по возрастному признаку.

     Объем выборочной совокупности мы определяем с помощью эмпирической формулы  расчета выборки:

     n = (t22*N)/ (t222N),        (1)

     где: n – количество выборки, σ2 - дисперсия изучаемого признака, Δ – предельная (заданная) ошибка выборки, t – коэффициент доверия (равен 2), N – размер генеральной совокупности.

     Для расчета дисперсии изучаемого признака был определен средний размер взятого кредита, для чего проводился эксперемент – пилотажное исследование, включавшее в себя наблюдение и устный опрос 30 клиентов банка Восточный Экспресс Банк. В результате были получены следующие данные (таблица 4). 

Таблица 4

Определение среднего размера взятого кредита  среди клиентов Восточного Экспресс Банка

Изучаемый признак Ответы  клиентов банка
Размер взятого кредита, тыс. руб. №1

30

№2

45

№3

45

№4

45

№5

125

№6

45

№7

60

№8

30

№9

45

№10

30

№11

100

№12

50

№13

45

№14

45

№15

50

№16

60

№17

45

№18

30

№19

150

№20

45

№21

60

№22

45

№23

30

№24

45

№25

30

№26

30

№27

45

№28

150

№29

45

№30

60

     Из  таблицы 4 мы можем посчитать, что средний размер взятого кредита среди опрошенных равен 55,33 тыс. рублей. Теперь рассчитаем  дисперсию, при этом предельная ошибка выборки равна 8,5 %. Дисперсия рассчитываем по формуле:

     σ2 = Σ(Xi – X)2/ n          (2)

        σ2 = 30 796,67 тыс. рублей/ 30 = 1026,56 тыс. рублей.

     Δ = (средний размер взятого кредита*заданная ошибка выборки)/ 100 %

     Δ2 = (55,33 тыс.рублей * 8,5%)/ 100 % = (4,70305)2 = 22,1187 тыс. рублей

          Рассчитаем размер выборки, используя формулу и полученные данные:

n = (22*1026,56*137388)/ (22*1026,56 + 22,1187*137388) = 564148101,12/ (4*1026,24 + 22,1187*137388) = 564148101,12/3042950,1956 =  185,395 = 186 человек.

     В таблице 5 представлена половозрастная структура выборочной совокупности:

Таблица 5

Половозрастная  структура выборочной совокупности

Возраст (лет) Выборочная  совокупность
оба пола мужчины женщины % мужчины % женщины
20-24 15 7 8 46,67 53,33
25-29 23 11 12 47,83 52,17
30-34 27 14 13 51,85 48,15
35-39 31 14 17 45,16 54,84
40-44 37 16 21 43,24 56,76
45-49 34 15 19 44,12 55,88
50-54 15 9 6 60,00 40,00
55-59 4 3 1 75,00 25,00
Итого 186 89 97 47,85 52,15

Информация о работе Изучение рынка потребительского кредитования города Благовещенска