Изучение рынка потребительского кредитования города Благовещенска

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 04:05, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время для российской бизнес-среды является актуальным вопрос не только успешного ведения бизнеса, но и необходимость его оценки и прогнозирования. Для этого проводятся маркетинговые исследования.

Содержание

Введение 3
Теоретические аспекты проведения маркетингового исследования 5
Маркетинговые исследования: основные понятия и методологические подходы 5
Этапы проведения маркетингового исследования 7
Отчет о проведенном маркетинговом исследовании 13
Программа маркетингового исследования 13
Анализ вторичной информации 14
Анализ первичной информации 27
Практические рекомендации по развитию банковского потребительского кредитования 37
Практические выводы по ситуации на рынке потребительского кредитования в России 37
Практические рекомендации по развитию рынка потребительского кредитования в Благовещенске 39
Заключение 41
Список использованных источников 43

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ БАНКИ.doc

— 282.50 Кб (Скачать)

     Общенаучные и локально-научные методы исследования используются в неразрывной связи  со всеобщими методами: диалектическим и методом абстрагирования.

     Существует  довольно много классификаций методов  маркетинговых исследований. Интерес  вызывает классификация, представленная в работе Е. П. Голубкова /5, с.116/.

     Е. П. Голубков выделяет следующие классы методов маркетинговых исследований: методы анализа документов; методы опроса потребителей (социологических исследований); методы экспертных оценок; экспериментальные методы; экономико-математические методы.

     Е. П. Голубков указывает на принципиальное отличие методов социологических исследований от методов экспертных оценок. По его мнению, первые ориентированы на массовых респондентов различной компетентности и квалификации, а вторые - на ограниченное число специалистов-профессионалов.

     Общими  могут быть способы обработки собранных данных (методы математической статистики). Примечательно, что оба класса методов основаны на использовании коммуникаций в процессе сбора информации, однако при этом процедурные вопросы зачастую существенно разнятся.

     Возможности эмпирических методов представлены на рисунке 4.

     Общая процедура разработки плана исследования включает:

  1. Формирование предварительного плана исследования.
  2. Планирование выборки.
  3. Обоснование концепции измерения и создание рабочих документов.
  4. Формирование бюджета исследования.
 

     

     Рисунок 4 - Выбор метода исследования 

     План (программа) исследования – это основной документ подготовительного этапа,  который обобщает решения предыдущих уровней (поставленные задачи и методы их решения) и определяет последующие шаги исследователя.

     Техника исследования – совокупность специальных приемов, операций, используемых в рамках конкретного метода сбора, обработки или анализа информации. Ряд технических приемов, связанных с общей задачей составляют методику исследования. Например, методика разработки анкеты предусматривает различные приемы: вопросы для повышения заинтересованности респондентов в беседе, общую композицию вопросов и т.д.

     Отчет маркетингового исследования отражает результаты выполненного исследования, обобщение полученных данных, выводы по результатам.

     В главе 2 данной работы представлены результаты маркетингового исследования рынка потребительского кредитования города Благовещенска. 
       
2. ОТЧЕТ О ПРОВЕДЕННОМ МАРКЕТИНГОВОМ ИССЛЕДОВАНИИ 
 

     2.1. Программа маркетингового исследования

     Целью исследования было обозначено получение  и анализ первичной и вторичной  статистической и социологической  информации для выявления факторов, влияющих на выбор потенциальными клиентами  — физическими лицами коммерческого банка для получения потребительского кредита. Объектом исследования было определено экономически активное население города Благовещенска. В его составе предстояло выделить группу потенциальных клиентов банков. Предметом исследования являлось изучение отношения потенциальных клиентов коммерческого банка к банковской системе вообще и к коммерческим банкам в частности, к размерам и формам потребительских кредитов, к перечню оказываемых коммерческими банками услуг. В ходе исследования планировалось решение нескольких практических задач:

     1.Выявить и проанализировать:

     • структуру спроса и предложения на рынке потребительского кредитования города Благовещенска.

     •  сферы и направления кредитования населения и их размеры.

     2.Выявить тенденции потребительского кредитования на рынке

     3. Определить отношение клиентов коммерческих банков к его работе (информированность клиентов о перечне предлагаемых услуг; удовлетворенность полнотой и степенью реализации данного перечня; удовлетворенность процентной ставкой и динамикой ее повышения в условиях нарастающей инфляции; влияние места расположения отделений и филиалов банка и их количества на отношение клиентов).

     4.Выявить  информированность и уровень доверия к существовавшим ранее и вновь создаваемым в Благовещенске коммерческим банкам.

     5.Определить страту потенциальных клиентов коммерческих банков среди населения города путем составления их социального и демографического портрета.

     6.Выявить и ранжировать (по степени важности и привлекательности) потребности основных потенциальных клиентов в тех или иных банковских услугах и операциях.

     Исследование  носило комплексный характер; мы использовали совокупность методов сбора первичной и вторичной информации, которые, в конечном счете, охватили все основные виды сбора первичной социологической информации.

     В качестве методов сбора и анализа вторичной информации был применен традиционный анализ документов и анализ статистических данных. Традиционный анализ документов предусматривал анализ информации по проблеме данного исследования из СМИ и специализированной литературы. Также в результате традиционного анализа была получена информация о структуре предложения на рынке потребительского кредитования города Благовещенска. Анализ статистических данных предусматривал анализ информации Облстата. Эти методы анализа вторичной информации активно использовались на начальном этапе исследования и при разработке программы.

     Методом сбора и анализа первичной  информации был выбран количественный метод сбора информации в виде анкетного опроса.

     Количественные  исследования позволяет получить выраженную   количественною информацию по ограниченному кругу проблем, но от большого числа людей, что позволяет обрабатывать ее статистическими методами и распространять результаты на  всех потребителей. Анкетный опрос является одной из наиболее распространенных форм проведения количественного маркетингового исследования. Анкетный опрос позволяет получить информацию об объеме рынка, охарактеризовать основные группы потребителей, определить информированность о предложении на рынке и т.д.

     2.2. Анализ вторичной информации

    Для более эффективного анализа рынка  потребительского кредитования города Благовещенска нам необходимо дать описание данного рынка в целом, с указанием основных терминов, которые  будут использоваться нами далее.

    Потребительский кредит - это кредит с целью использования денежных средств в потребительских целях. Кредитором может быть либо торгово-сервисная организация, либо кредитная организация (банк). Заемщиком является физическое лицо (потребитель). Потребительские кредиты выдаются на срок от трех месяцев до пяти лет.

    Потребительские цели - те, что не связаны с предпринимательской деятельностью. Это могут быть кредиты на покупку товаров длительного пользования. Кроме того возможен потребительский кредит с целью оплаты различных услуг (медицинских, образовательных, туристических). Практикуется также предоставление денежного потребительского кредита, который заемщик использует по своему усмотрению.

    Потребительское кредитование занимает лидирующее положение среди других видов кредитования частных лиц. Банк не отслеживает, на какие именно цели клиент тратит полученные деньги. Именно поэтому потребительский кредит – отличный способ для решения насущных проблем.

    Предоставлять потребительские кредиты выгоднее банкам, чем торговым организациям. Для последних потребительский кредит не всегда является удобным: это неизбежно влечет за собой увеличение издержек предприятия. Так, придется организовывать службу взыскания задолженности, нужно будет дополнительно закупать необходимое программное обеспечение и прочее. Выходит, что торгово-сервисной организации придется заниматься непрофильной деятельностью. Именно поэтому предоставление кредитов было и остается прерогативой банков.

    Постоянная регистрация в регионе присутствия банка является обязательным условием для получения потребительского кредита. Тем не менее, есть банки, которые предоставляют потребительский кредит заемщикам с временной регистрацией. Вместе с тем вероятность получить отказ в этом случае будет выше.

    Виды  потребительского кредитования

    Выделяют  две больших группы потребительских  кредитов: целевые и нецелевые. Первые оформляются, как правило, в месте  покупки товара. Нецелевой кредит оформляется в банке.

    Потребительские кредиты бывают залоговые и беззалоговые. В зависимости от сроков рассмотрения кредитной заявки потребительские  кредиты подразделяются на «классические» потребительские кредиты (решение  принимается в срок от 2 до 14 дней) и экспресс - кредиты (решение принимается за короткий срок, от 15 минут до 1 часа). 

    Но  за столь короткое время качественно  проверить заемщика банки не смогут. Поэтому скорость оформления компенсируется более высокими процентными ставками. Здесь все зависит от желания заемщика: если нужен кредит наличными и сумма достаточно велика - есть смысл собрать весь комплект документов и подождать одобрения потребительского кредита в течение нескольких дней.

    Заемщик потребительского кредита

    Потребительский кредит может получить физическое лицо, соответствующее определенным банковским критериям. Эти требования могут  варьироваться в разных банках, но есть универсальное требование, применяемое везде: потребительский кредит может получить физическое лицо, имеющее постоянный источник дохода.

    Как уже отмечалось, заемщиком потребительского кредита может стать любое  физическое лицо, имеющее стабильный доход. Но как быть пенсионерам и студентам? Могут ли они рассчитывать на положительный ответ банка?

    Основным  источником доходов для большинства  заемщиков является заработная плата. Тем не менее, есть банки, идущие навстречу  неработающим пенсионерам. Кроме того, многие кредитные организации учитывают, что помимо зарплаты существуют и другие источники доходов: дивиденды от ценных бумаг, доходы от сдачи недвижимости в аренду и прочее.

    Необходимо  отметить, что иные источники доходов  банки в основном учитывают только при наличии постоянного источника доходов в виде заработной платы. Альтернативные источники доходов обязательно должны быть подтверждены документально (например, при сдаче недвижимости в аренду должна быть представлена налоговая декларация, подтверждающая уплату налога на доходы физического лица).

    Денежный  кредит может получить любой человек (физическое лицо), достигший 21 года (женщины  – с 18 лет), постоянно работающий не менее двух лет и не менее  полугода на последнем рабочем месте.

    Возраст заемщика потребительского кредита

    Как правило, банки выдают потребительский кредит с 21 года. Однако есть банки, которые предоставляют кредиты лицам, достигшим и 18 лет. Максимально допустимый возраст заемщика составляет от 55 до 70 лет. 
Важно различать понятия «максимально допустимый возраст заемщика на момент подачи заявления на кредит» и «максимально допустимый возраст заемщика на момент окончания срока действия кредитного договора». 

    Допустим, вы решили взять кредит на 2 года. На данный момент вам 59 лет. Предположим, что в одном банке действует ограничение возраста на момент подачи заявления на кредит до 60 лет. В этом случае вы можете рассчитывать на получение кредита. Но в другом банке установлено правило, в соответствии с которым на момент окончания срока действия кредитного договора возраст заемщика должен быть меньше 60 лет. На момент окончания срока действия кредитного договора вам исполнится 61 год, а это значит, что в этом банке вы не сможете рассчитывать на получение кредита.

    Условия оформления потребительского кредита

    При оформлении экспресс-кредита в магазине вам могут потребоваться дополнительные документы в том случае, если вы берете кредит на крупную сумму, либо у сотрудников службы безопасности возникли сомнения в достоверности представленных вами данных. Если вы оформляете целевой кредит на покупку товара в магазине, от вас потребуется только паспорт и второй документ на выбор (водительское удостоверение, ИНН, военный билет). 

Информация о работе Изучение рынка потребительского кредитования города Благовещенска