Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:59, курсовая работа
Актуальность темы исследования:
Изучать поведение потребителей необходимо для успешной реализации продуктов и услуг. Наряду с рациональной составляющей немаловажен также иррациональный характер потребления, так как, учитывая его, можно воздействовать на потребителя, склоняя его к увеличению объема покупок. В качестве целевой аудитории выбран средний класс, потому что именно он в настоящее время является самой перспективной с точки зрения маркетинга частью общества.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретико-методологические основы к изучению иррационального поведения потребителей
1.1. Теория потребительского поведения как методологическая основа современного маркетинга………………………………………………………7
2.1. Сущность и типология иррационального потребительского поведения: теоретический анализ……………………………………………………………13
3.1. Средний класс современной России………………………………………18
Глава 2. Особенности иррационального потребительского поведения (на примере представителей среднего класса г. Москвы)
1.2. Жизненно-стилевые стратегии студентов в социальных практиках потребления (на примере представителей среднего класса г. Москвы)……25
2.2. Сверхпотребление…………………………………………………………30
3.2. Спонтанное потребительское поведение…………………………………34
Заключение…………………………………………………………………...…..37
Литература……………………………………………………………………….40
Приложения……………………………………………………………………...41
По результатам исследования наиболее часто выбираемыми мотивами импульсивного потребления являются:
Все респонденты признали, что поход в магазин не всегда вызван необходимостью. Самыми популярными причинами стали:
Процесс непреодолимого желания совершить покупку люди описывают следующим образом : «Иногда сидишь дома и прямо жизнь не в радость, хочется что-то купить. Выхожу и покупаю торт или еду в магазин с одеждой»46 или «Ну, значит, бывало, звонит мне (подставить нужное) и говорит, ля-ля-ля-ля, а не выпить бы нам в ближайшей перспективе. А дальше тишинка, перик, ром. И это надо заметить довольно неконтролируемый процесс»47. Частота подобных инцидентов приблизительно 1 в две недели.
Самими покупаемыми спонтанным образом товарами признаны:
« Всегда приятно купить трусы или футболочку. Хотя мама на меня ругается, потому что у меня их уже сто штук. Еще косметику и обувь, просто не могу пройти мимо!»48
Согласно
результатам проведенного исследования
для всех людей характерно иррациональное
потребление. Однако проявляется оно по-разному.
Для женщин характерна высокая степень
эмоциональности, отсюда частое импульсное
потребление (в некоторых примерах оно
доходит до 50% случаев). Для мужчин свойственно
стремление обладать передовыми вещами,
чтобы соответствовать определенной референтной
группе, к которой они себя причисляют.
Всем людям хочется подчеркнуть особенности
своей персоны с помощью вещей.
Заключение
Теория потребительского поведения как отдельная дисциплина со своими особенностями сформировалась ближе к концу XX века. Она является составной частью науки маркетинг и объединяет в себе различные ранее используемые подходы: экономический, социологический, социально-психологический. С точки зрения экономики потребительное поведение определяется как совокупность хозяйственных отношений людей, направленную на использование полезных свойств продукта, ограниченную ценой блага и уровнем собственного дохода. Социологи же рассматривают потребление как процесс, в который покупатель активно вовлекается ради попытки создания и поддержания своей идентичности, видя в нем не конечную цель, а лишь инструмент реализации более сложных социальных стратегий классовой и статусной дифференциации.
Изначально изучалось рациональная составляющая потребительского поведения, однако в последние десятилетия ученые признали роль иррационального характера потребления. Эта область начала разрабатываться такими учеными как Г. Саймон и Р. Франк (изучавшими степень оптимальности принятия решения), А. Тверски и Д. Канеманом (работавшими над вопросом непоследовательности решений), П.-Л. Рейно (занимавшимся ранжированием рациональности). X. Лейбенстайн представил ряд моделей, учитывающих влияние окружения на потребителя, в связи с чем выделил несколько видов спроса, в том числе и нерациональный, который выражается в эффекте присоединения к большинству, эффекте сноба и эффекте Веблена.
Несмотря на то, что поведения каждого человека индивидуально и зачастую он сам не в силах объяснить свои поступки и мотивы, можно выделить некоторые особенности его иррационального поведения:
Что подтверждает гипотезу о том, что людям свойственно иррациональное потребление. Они покупают товары не только потому, что испытывают в них реальную необходимость, а еще под влиянием большого количества внутренних и внешних факторов.
Средний класс со своими особенностями, приоритетами и характеристиками является опорой данного исследования. Представители средного класса молодые люди, ведущие активный образ жизни, интересующие происходящим в мире, участвующие в жизни общества. Они много работают и поэтому нуждаются в хорошем отдыхе. Не жалеют денег на удовлетворение своих потребностей.
Для
большинства современных
Иррациональное потребление – значимая практика в конструировании образа жизни современной студенческой молодежи. Потребляя, она не всегда исходит из рациональности покупки, что подтверждают результаты проведенного исследования. Мотивами являются желание убить время, занять себя чем-нибудь, развеяться, поднять настроение, укрыться от непогоды. Часто люди идут в магазин, увидев что-то в витрине или по рассказам друзей.
Полностью подтвердилась гипотеза о существовании сверхпотребления, выраженного в приобретении ненужных товаров и вызванного стремлением походить на выбранную референтную группу с более высоким уровнем дохода и желанием вести достойный образ жизни, а также подчеркнуть свою индивидуальность. Список вещей необходимых для хорошей жизни существенно увеличился за последнее время. Туда вошли многие вещи, считавшиеся ранее предметами роскоши или технические новинки.
В завершении анализа феномена иррационального потребления среднего класса можно сделать несколько основных выводов:
Литература
Приложения
Гайд
1. Приветствие и вступление
Приветствие модератора. Здравствуйте! Сегодня мы поговорим о том, как Вы совершаете покупки в своей повседневной жизни и что влияет на Ваш выбор.
Тема обсуждения – иррациональный характер поведения потребителей.
Цель исследования и данного интервью – узнать разные мнения; мнения и личная информация останется конфиденциальной. Обсуждение записывается на диктофон только для дальнейшего обобщенного анализа.
Основные правила - говорить искренне, не существует «правильных» и «неправильных» ответов.
Расскажите о себе – Имя, возраст, семейное положение, образование, чем вы занимаетесь, как вы проводите свободное время?
2. Стиль жизни
3. Система ценностей
4. Выявление
особенностей иррационального