Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 17:49, курсовая работа
Широкая информатизация всех сфер жизнедеятельности общества принципиально
изменяет роль информации и информационных технологий в социальном и
экономическом развитии страны. От масштабов и качества использования
информационных технологий в профессиональной деятельности специалистов
зависят уровень экономического и социального развития общества, его
интеграция в мировую экономическую систему.
ВВЕДЕНИЕ..........................................2
1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В МАРКЕТИНГЕ И ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ ИХ
АВТОМАТИЗАЦИИ.....................................3
1.1. ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ АВТОМАТИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В
УПРАВЛЕНИИ ЭКОНОМИКОЙ И МАРКЕТИНГОМ........................................3
1.2. ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ АВТОМАТИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В
УПРАВЛЕНИИ ЭКОНОМИКОЙ И МАРКЕТИНГОМ........................................5
1.3. ЗАДАЧИ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ МАРКЕТИНГА...........12
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ МАРКЕТИНГА........15
2.1. ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ АВТОМАТИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В
УПРАВЛЕНИИ ЭКОНОМИКОЙ И МАРКЕТИНГОМ........................................15
2.2. СТАДИИ РАЗРАБОТКИ И СОДЕРЖАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭТАПОВ
ПРОЕКТИРОВАНИЯ АИС
МАРКЕТИНГА................................................17
2.3. РОЛЬ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ В СОЗДАНИИ АИС (АИТ) И ПОСТАНОВКЕ ЗАДАЧ
МАРКЕТИНГА..........18
2.4. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ПОСТАНОВОК ЗАДАЧ МАРКЕТИНГА........................21
3. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ автоматизированных информационных систем,
рабочих мест и технологий решения задач маркетинга..........................23
3.1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ (фирме)......23
3.2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (ИО). ТРЕБОВАНИЯ К
ИО......................................................25
3.3. ВНЕМАШИННОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ...........................29
4. ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИС МАРКЕТИНГОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ........................................29
4.1. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ....................29
4.2. ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ............32
5. ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ В ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ
(ЭИС).............................................33
5.1. ВИДЫ УГРОЗ БЕЗОПАСНОСТИ ЭИС....................................33
5.2. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ В ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ
СИСТЕМАХ.................................................36
5.3. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЗАЩИТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В АИТ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ......40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...................................
проектирования технологических процессов. Что касается телекоммуникаций и
связи, то нужда в подобных услугах уже сегодня становится чрезвычайно острой.
Наконец, на процессы информатизации оказывают влияние внутренние причины:
ускоренное развитие самой информационной отрасли; превращение деятельности по
разработке и
внедрению программных
становление, благодаря доступности западных источников техники и программного
обеспечения как товара, внутреннего компьютерного рынка.
Таким образом, актуальность вопросов информатизации всех сфер
производственно-экономической деятельности не вызывает сомнений. Потребность
в разработке и применении эффективных и адекватных реальной действительности
компьютерных программ и технологий возрастает. Внесение порядка в хаос и
свобода рынка – пока не до конца осознанная необходимость субъектов
предпринимательской деятельности. На сегодняшний день компьютеризация,
использование новых информационных технологий оказываются незаменимыми,
поскольку дают возможность оптимизировать и рационализировать управленческую
функцию в маркетинге за счет применения новых средств сбора, передачи и
преобразования информации, увеличения ее аналитических и прогнозных
возможностей, что необходимо для оперативного принятия решений.
Реформа методов управления экономическими объектами повлекла за собой
перестройку организации процесса автоматизации управленческой деятельности, а
также распространение новых форм технико-институциональной реализации этой
деятельности. Вычислительные центры коллективного пользования (ВЦКП) ушли в
прошлое, а их место заняли локальные, корпоративные, глобальные сети
персональных ЭВМ. Сегодня руководители и исполнители маркетинговых служб на
своих рабочих местах могут практически мгновенно получить исчерпывающую
информацию о производимых товарах и услугах, ценах на них, спросе на товары и
т.п. для анализа конкретной производственной или рыночной ситуации. Такие
преобразования в организации управленческого труда стали возможны благодаря
существенным качественным изменениям в его технологии. Автоматизация потоков
информации, применение экономико-математических методов обработки данных,
внедрение в практику работы баз данных и баз знаний – все это приняло
совершенно новые, конкретные способы формирования, подготовки управленческих
решений и их реализации по сравнению с “доперестроечным” периодом. Произошло
смещение акцентов и в формулировании критериев эффективности
автоматизированных систем управления. Если раньше в административно-командной
системе основной упор делался на экономичность решений, то сегодня речь идет
чаще о быстроте принятия решений, степени адекватности аналитических данных и
возможности использования прогнозных моделей. Такая постановка вопросов
привносит в практику предпринимательства научно-исследовательский аспект,
поэтому возникает естественная необходимость ставить управленческие задачи на
научно обоснованном, а не на чисто практическом уровне.
Однако на сегодняшний день в нашей стране недостаточно теоретических работ в
сфере информатизации предпринимательской деятельности, а практически
реализованных систем автоматизации маркетинга еще меньше. Это является
следствием нашего отставания от мирового уровня в развитии техники,
инструментального и программного обеспечения, тем более в сфере рыночной
информационной инфраструктуры. Поэтому возникает необходимость в
систематизации знаний, касающихся данной научно-практической области, а также
в развитии методического аспекта процесса создания и практики использования
новых информационных технологий в маркетинговой деятельности.
1.2. АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И
Производственные и хозяйственные предприятия, организации, фирмы, корпорации,
банки представляют собой сложные системы. Под системой понимается
совокупность связанных между собой и с внешней средой элементов,
функционирование которых направлено на реализацию конкретной цели или полезного
результата. В соответствии с этим определением практически каждый экономический
объект или его часть можно рассматривать как систему, стремящуюся в своем
функционировании к достижению поставленной цели.
В условиях функционирования рынка покупателей маркетинг организации может
рассматриваться как сложная система, реализующая комплекс мероприятий по
удовлетворению спроса потребителей на продукцию и услуги посредством обмена.
Для системы характерны следующие основные свойства:
· сложность;
· делимость;
· целостность;
· многообразие элементов и различия их природы;
· структурированность.
Сложность системы зависит от множества входящих в нее элементов, их
структурного взаимодействия, а также от сложности внутренних и внешних связей и
динамичности. Служба маркетинга предприятия или организации является примером
такого элемента, реализующего сложные внутренние и внешние связи. Деятельность
этой службы обеспечивает изучение рынка, выявление условий осуществления сделок
по купле-продаже товаров и услуг, находит наилучшие способы достижения цели
организации и удовлетворения спроса потребителей.
Делимость системы означает, что она состоит из ряда подсистем, выделенных
по определенному признаку, отвечающему конкретным целям и задачам. Это свойство
особенно важно при анализе: особенностей работы экономических объектов,
организации их управленческой деятельности; формирования и движения
документопотоков; функционирования центров переработки информации и т.п.
Целостность системы означает, что функционирование множества клиентов
подчинено единой цели, чем достигается желаемая и определяемая в процессе
моделирования результативность деятельности конкретного экономического объекта.
Многообразие элементов системы и различия их природы связаны с
функциональной специфичностью и автономностью элементов. Например, в
материальной системе объекта могут быть выделены такие элементы как сырье,
основные и вспомогательные материалы, топливо, полуфабрикаты, готовая
продукция, трудовые и денежные ресурсы. Для системы маркетинга элементами
являются товары, услуги, цены, трудовые и материальные ресурсы и т.п.
Структурированность системы определяет наличие установленных связей и
отношений между элементами внутри системы, распределение элементов по
горизонтали и уровням иерархии. Это не только обусловливает сложившуюся
организацию производственно-хозяйственной деятельности, но и создает условия
для формирования движения материальных, денежных и информационных потоков.
Важнейшая функция – управление, без которой немыслима целенаправленная
деятельность любой
социально-экономической
системы (предприятия, фирмы, организации). Систему, реализующую функции
управления, называют системой управления. Так, система управления
маркетингом реализует цель, которая может быть сформулирована как установление
перспективных направлений, претворение в жизнь и контроль за проведением
мероприятий, предусматривающих установление, укрепление и поддержание выгодных
обменов с покупателями ради достижения организацией поставленных целей.
Управление связано с обменом, информацией между компонентами системы, а также
с окружающей средой. Процесс управления предполагает получение сведений о
состоянии системы в каждый момент времени, о достижении (или не достижении)
заданной цели с тем, чтобы воздействовать на систему и обеспечить выполнение
управленческих решений.
Таким образом, любой системе управления экономическим объектом соответствует
своя информационная система, называемая экономической информационной
системой.
Экономическая информационная система (ЭИС) – совокупность внутренних и
внешних потоков прямой и обратной информационной связи экономического объекта,
методов, средств, специалистов, участвующих в процессе обработки информации и
выработке управленческих решений.
ЭИС маркетинга является системой информационного обслуживания работников,
занятых в его службах, и выполняет технологические функции по накоплению,
хранению, передаче и обработке информации. Она складывается, формируется и
действует в регламенте, определенном методами и управленческой структурой,
принятой на конкретном экономическом объекте (предприятии, организации),
реализует цели и задачи, стоящие перед ним. Поэтому особенности структуры и
принципы функционирования экономической информационной системы на современной
технической базе рассматриваются в дальнейшем применительно к экономическому
объекту в целом с учетом того, что решение задач маркетинга реализуется в
рамках типовой технологической модели обработки информации.
Управление как совокупность целенаправленных действий реализуется в
соответствии с целью функционирования экономического объекта и принципами
принятия решений в конкретных ситуациях. Однако поведение реальных социально-
экономических систем, как правило, определяется не одной, а несколькими
целями, которые упорядочиваются (в зависимости от их важности) и учитываются
в соответствии с заданным приоритетом.
Управляющие воздействия формируются на основе накопленной и функционирующей в
системе управления информации, а также сведений, поступающих по каналам
прямой и обратной связи из внешней среды. Таким образом, важнейшие функции
любой системы управления – получение информации, выполнение процедур по ее
обработке с помощью заданных алгоритмов и программ, формирование на основе
полученных сведений управленческих решений, определяющих дальнейшее поведение
системы.
Поскольку информация фиксируется и передается на материальных носителях,