Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 15:15, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является рассмотрение маркетинговой информации как фактора создания маркетинговой информационной системы на предприятии. Также раскрываются следующие вопросы:
•анализ видов и типов маркетинговой информации;
•рассмотрение маркетинговых исследований с позиции информационного обеспечения;
•изучение системы сбора и обработки информации;
•анализ системы обеспечения информационной безопасности на предприятии.
Введение……………………………………………………...……………………3
1. Концепция системы маркетинговой информации: основные положения. Структура и сущность маркетинговой информационной системы………………………………………………………………...…………..4
2. Система внешней и внутренней маркетинговой информации………….....13
3. Информационное обеспечение маркетинговых исследований…………....21
4. Система анализа и обработки маркетинговой информации…………….…26
5. Информационная безопасность……………………………………………...29
Заключение…………………………………………………...…………………..35
Практическая часть………………………………………………………...……36
Список используемой литературы…………………………………...…..……..42
Подготовка проведения сбора информации с помощью опроса предусматривает решение следующих задач: выбор способа связи с аудиторией, подготовка анкеты, проведение тестирования и доработка анкеты.
Различают три основных способа связи исследователя с объектом при проведении опроса: по телефону, по почте и личное интервью.
Наиболее часто при проведении опроса используется анкета. Анкета является гибким инструментом опроса, т.к. для получения необходимой информации могут использоваться вопросы, отличающиеся формой, формулировками, последовательностью. Так исследователи могут проводить как открытый, так и скрытый опрос.
Основным и важнейшим источником внутренней вторичной информации для большинства зарубежных фирм служит компьютер, в информационную базу которого включаются все значимые данные, отражающие различные функции управления деятельностью фирмы (организацию производства, закупку, продажу, управление кадрами, финансовую маркетинговую деятельность и др.).
Использование компьютерной технологии хранения и получения внутренней вторичной информации позволяет не только сократить трудовые затраты по ее сбору, но и обеспечить высокую оперативность ее получения.
Несмотря на заметное развитие процесса компьютеризации управленческой деятельности на отечественных предприятиях большая часть внутренней информации по-прежнему обрабатывается вручную, что значительно снижает оперативность ее сбора.
Отбор
внешних источников вторичной информации
требует от участвующих в нем работников
широкого кругозора, глубокого понимания
исследуемой проблемы и навыков в информационно-поисковой
работе с библиотечными каталогами. Сбор
вторичной информации из внешних источников
требует от занятых работников четкого
представления об искомой информации,
навыков ведения ее быстрого поиска при
обязательном выполнении условия его
тщательности.
4.
Анализ и обработка
маркетинговой информации.
Система
анализа маркетинговой
Основу системы анализа маркетинговой информации составляют банки методов и моделей.
Банк методов — это совокупность современных методик обработки информации, позволяющих производить арифметические операции, графическую обработку, статистическую обработку в рамках подборки данных и устанавливать степень их статистической надежности.
Банк методов должен позволять комбинировать различные методы, быть достаточно простым в использовании, чтобы не требовать наличия у пользователя специальных знаний.
Банк
моделей — набор экономико-
Основные математические модели, применяемые при маркетинговых исследованиях, приведены на рисунке 4.
Финальной стадией обработки и анализа информации является представление её результатов всем, кто нуждается в этих данных. Для этой цели составляется отчет о маркетинговом исследовании.
Впоследствии может возникнуть необходимость транспонировать язык отчета для пользователей, так как немногие менеджеры понимают маркетинговую терминологию.
Наиболее важный вопрос – оценка надежности исследования. Грубая оценка может быть сделана при знакомстве с методологией отчета.
Рисунок 4. Классификация численных методов обработки экспертной информации
Большинство отчетов грешат определенной тенденциозностью, поскольку исследователю трудно абстрагироваться от своих взглядов. Лучшие отчеты содержат строгие тезисы того, что исследуется, и результаты. Это позволяет уловить “окрашенность” результатов.
Финальный вопрос перед основной работой над отчетом, - каков используемый круг информации. Ответ можно получить, ознакомившись с маркетинговой документацией, использовавшейся при исследовании, чтобы точно понять, какие вопросы исследовались.
Только
после оценки по этим критериям следует
изучать основную часть отчета. Начинать
следует, естественно, с аннотации, а затем
переходить к осмыслению детальных результатов,
которые должны быть исследованы, прежде
всего, при знакомстве с первичными данными
анализа (таблицами) и далее – с их интерпретацией.
Менеджер должен сделать заключение о
своем согласии с выводами исследователя
из полученных результатов, отличить,
какая информация для него действительно
новая. И, наконец, целесообразно закончить
ознакомление с отчетом составлением
своей собственной аннотации.
5.
Информационная безопасность.
Промышленная и коммерческая информация
Принято различать два вида информации, относящейся к интеллектуальной собственности: промышленную (научно-техническую, технологическую) и коммерческую (деловую, финансово-кредитную).
Сфера применения промышленной информации чрезвычайно широка. К промышленной информации, которая нуждается в защите, могут быть отнесены открытия, изобретения, методы производства, технология, дизайн.
В частности, промышленную информацию составляют:
В отличие от промышленной информации сфера применения коммерческой информации не так широка. Коммерческая информация помогает ответить на два вопроса: как планировать получение дохода и как его получать. Ее предметом могут быть все свойственные данному предприятию или деловому человеку особенности, данные о стратегических планах компании, индивидуальные детали коммерческой деятельности, деловые связи, места закупки сырья и товаров, сведения о поставщиках, о предполагаемых прибылях, методика установления цен. Обладание подобной информацией позволяет фирмам успешно конкурировать друг с другом.
В качестве примера коммерческой информации можно назвать:
Сохранение в тайне этой информации от всех посторонних, кроме налоговых и финансовых служб, — непременное условие дня удержания достигнутых в конкурентной борьбе позиций.
Система защиты информация
Информация является одним из наиболее важных активов любой организации. Каждая компания должна иметь специальную программу защиты промышленной и коммерческой информации. К сожалению, многие фирмы слишком поздно начинали заниматься вопросами защиты информации и поэтому терпели убытки.
Для того чтобы программа обеспечивала эффективную информационную защиту, при ее разработке необходимо провести анализ и оценку интеллектуальной собственности компании. В процессе исследования определяются потенциальная ценность интеллектуальной собственности, ее уязвимость и вероятность возникновения угроз.
Определение потенциальной ценности информации позволяет выявить наиболее важные сведения, утечка которых способна нанести ущерб, значительно превышающий возможные затраты на их защиту. При этом важно установить:
Оценка
уязвимости информации дает возможность
выявить характерные
Важным фактором для определения потребности в мероприятиях, направленных на защиту информации, следует считать, и ее потенциальную ценность для конкурента. Она должна компенсировать риск, связанный с получением данной информации каким-либо способом.
Подсчитать потери, которые может понести компания в результате хищения или уничтожения ее интеллектуальной собственности, очень сложно. По мнению специалистов, невозможно точно определить вероятность реализации конкретной угрозы и размер связанного с ней ущерба. В зарубежных публикациях предлагается ряд методик оценки этих величин. Наиболее простая из них заключается в приписывании каждой угрозе некоторой вероятности Р, которая определяется исходя из имеющегося опыта и статистических данных. Аналогичным образом оценивается и величина предполагаемого ущерба У, наносимого при реализации каждой угрозы. Сумма произведений этих величин по всем возможным угрозам позволяет установить вероятные потери и на основе этого определить размер средств, которые целесообразно затратить на защиту информации.
Если в результате проведенного анализа руководство компании пришло к выводу, что та или иная информация нуждается в защите, то необходимо приступить к разработке программы. При этом преследуются две цели:
а) предотвращение или значительное усложнение утечки секретных сведений;
б) доведение до сведения всех сотрудников фирмы информации о важности данных сведений и санкциях за их разглашение.
Зарубежный опыт в области зашиты интеллектуальной собственности, а также отечественный опыт охраны государственных секретов показывают, что эффективной может быть лишь комплексная система защиты, сочетающая следующие меры:
1)
законодательные (
2)
морально-этические (
3) физические (создание препятствий для доступа к охраняемому оборудованию и информации);
4)
административные (организация соответствующего
режима секретности,
5)
технические (применение
6)
криптографические (шифровка
7) программные (применение специальных программ для защиты информации).
Следует отметить, что не все компоненты описанной системы защиты равноценны. Чаще всего основную ее часть составляют законодательные (правовые), административные (организационные) и физические меры защиты. Но и остальные меры нельзя игнорировать, так как каждая из них дополняет другую, и отсутствие одной из них может привести к нарушению сформированной системы защиты.
Возможные каналы утечки информации
В условиях рыночных отношений достичь успеха может лишь та фирма, которая сумеет обеспечить себе конкурентные преимущества. Добиться наивысшей по сравнению с конкурентами производительности труда и наименьших затрат, обеспечить свое превосходство по качеству продукции возможно за счет использования передовых технологий производства, новых знаний, воплощенных в станки, машины и организацию труда. Стоимость разработки таких технологий и получения соответствующих знаний очень высока.
Спрос на защиту коммерческой информации постоянно растет. Современный предприниматель должен быть осведомлен о том, что в деловом мире сложились традиционные приемы и методы получения информации о конкуренте. Некоторые из них легальны, другие нет.
Информация о работе Информационное обеспечение маркетинговой деятельности предприятия