Формирование имиджа поп-исполнителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 21:20, дипломная работа

Описание работы

Проблема имиджа в шоу-бизнесе недостаточно исследована специалистами по имиджу и PR- специалистами, поэтому по ней имеется не так много литературы и публикаций в прессе. В данной дипломной работе будут изучены теоретические положения, идеи, направления и авторские позиции отечественных и зарубежных специалистов в области имиджелогии и связей с общественностью, а также журналистов в сфере шоу-бизнеса.

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ nastya.doc

— 2.32 Мб (Скачать)

     По  данным словаря, репутация (от латинского reputatio – счет, счисление) – сформировавшееся общественное мнение о качествах, достоинствах и недостатках того или иного объекта22.

     Воронежский исследователь А. Богоявленский высказал позицию, при которой имидж относят к сфере внешнего восприятия, репутацию — к сфере разума и внутреннего анализа.  Исследователь дает определение термину репутация, выделяя репутацию, как более сложные, нежели «имидж», понятие. Репутация включает в себя имидж и состоит из имиджевой и содержательной части, базирующихся на личной истории (мифе), которая в свою очередь основана на стереотипах и архетипах аудитории. 23

     Чтобы сформировалась репутация, недостаточно воспринять характеристики объекта и трансформировать их в образ этого объекта, необходимо, чтобы к этому образу возникло определенное отношение (оценка, мнение).  Получается, что репутация  –  это мнение об образе, оценочное суждение.

     Профессор В. Тулупов в первой главе книги  «Связи с общественностью: базовые  понятия» замечает: «Репутация — это база для создания имиджа, которой можно и следует управлять» 24. Впрочем, она гораздо меньше поддается управлению, чем сам имидж.

     Репутация возникает при долговременном опыте  контакта с объектом, то есть, является результатом определенного временного процесса.

     Логично согласиться и с тем, что репутационный менеджмент — это длительная, в течение многих лет выстраиваемая стратегия коммуникации (формирования репутации) — новое направление в управлении и пиар— деятельности.

     Доброе  имя дороже денег не только потому, что открывает перед носителем определенные двери, но и потому, что помогает эти самые деньги зарабатывать.

     Имидж — это набор созданных любой организацией, группой людей или индивидом образов и сообщений, которые они транслирует во внешний мир доступными способами. Бренд — устойчивый набор ожиданий и эмоций по отношению к продукту компании или к ней самой. А репутация — устойчивое оценочное мнение о компании, которое складывается по прошествии времени у ее публики в соответствии с критериями, актуальными для каждой из них.

     Таким образом, ключевое различие между этими  тремя понятиями состоит в  степени влияния компании на результат ее усилий. Если имидж в значительной мере создает сама компания или индивид, а становлению бренда помогают потребители, то репутация подвержена минимальному контролю со стороны объекта, поскольку формируется у аудитории под влиянием всех открытых действий объекта и его конкурентов, в том числе и не относящихся к выпускаемому им продукту.

 

1.3. Формирование имиджа в шоу— бизнесе

     В поп-музыке под имиджем понимается сценический образ исполнителя, воплощенный в неповторимой творческой индивидуальности.

     Имидж служит для того, чтобы четко идентифицировать исполнителя или группу в сознании потребителей, дистанцировать ее от коллег и соперников, формировать эмоциональную связь с аудиторией. Кроме того, имидж нужен для формирования устойчивого позитивного отношения.

     В современном шоу-бизнесе позитивный имидж является залогом личного и профессионального успеха популярного исполнителя. Не для кого не секрет, что хорошо сформированный и умело используемый имидж становится решающим в конкурентной борьбе во многих областях социальной жизни: политике, шоу-бизнесе, торговле и производстве.

     При построении эстрадного имиджа необходимо решить следующие задачи: обратить на себя внимание, произвести положительное впечатление на целевую аудиторию, стать для нее понятным, заслужить доверие и авторитет, запомниться, побудить к нужным действиям.

     Для создания благоприятного имиджа исполнителя  или группы важны каналы, через которые происходит формирование отношения и собственно идентификация группы.

     Название  – отражает основное послание группы, смысл ее творчества, призвано вызвать  в сознании аудитории эмоциональный  отклик. Название должно быть запоминающимся, но при этом не слишком примитивным. Более того, оно должно соответствовать творчеству группы и не входить в диссонанс с его содержанием. Это важно для выстраивания единого смыслового восприятия группы. «В названии могут содержаться следующие послания:

    • стиль музыки (Metallica, Лада Дэнс)
    • состав коллектива (US 5, Take Six, Чай вдвоем)
    • имидж группы (Pussycat Dolls, Panic! At the disco, Army of Lovers)
    • аудитория— адресат (Beatfreakz, Cafe del Mar, Apocalyptica)

     Название  может быть аллегорией или символом и создавать особую образную атмосферу»25.

     Чтобы повысить ценность исполнителя и  его популярность, нужно предложить поклонникам не просто название, не просто дизайн, а комплексный стиль, который мог бы проникнуть в их жизнь.

     Стиль — совокупность используемых приемов внешнего оформления. Стиль используется при оформлении музыкальных дисков, сайта, концертных площадок, символики, внешнего облика. Значимость стиля в том, что он формирует визуальное дополнение музыкальных продуктов, позволяя задействовать не только аудиальный, но и визуальный канал обработки информации. Чем более полно информация представлена, тем шире и глубже проникновение в сознание аудитории. Дополняя имидж музыканта, грамотное визуальное представление проекта позволит аудитории отличить "своего" артиста, с которым она сможет идентифицироваться.

     Стоит учитывать и особенности эмоционального восприятия определенных цветовых сочетаний. Ощущения, возникающие от разных сочетаний  цвета, могут вызывать разные чувства  — раздражение, радость, грусть — и восприниматься как агрессивные, дорогие, дешевые, что часто используется в рекламе. В шоу— бизнесе, который «продает» ощущения, подобные детали могут быть определяющими при продвижении проектов. С помощью цветокоррекции можно создать образ исполнителя, вызывающий желаемую реакцию аудитории, в соответствии с его имиджем и общим позиционированием.

     Фирменный стиль, таким образом, играет роль визитной карточки, по которой слушатели, в  том числе потенциальные, будут  отличать артиста от его конкурентов.

     Естественно при построении  эстрадного имиджа,  популярный исполнителя должен воплощать в себе качества, предъявляемые к нему потенциальной зрительской аудиторией и обладать признаками харизмы. Харизматический имидж — это образ, притягивающий к себе окружающих людей благодаря огромной внутренней энергии.

     Характеристики  имиджа, образующие в различных сочетаниях харизму: близость, экспрессивность,  сексапильность или эротичность,  доминантность агрессивность,  архетипичность, эталонность26.

     В современном шоу— бизнесе исполнитель, чтобы завоевать популярность, стремится к близости с целевой аудиторией. Для этого образ должен быть ярким, динамичным, пылким, т.к. зритель хочет видеть шоу, заряжаться позитивной энергетикой. Одним из часто используемых способов привлечения внимания является создание сексуального либо эротического образа. Это способствует притяжению и стимулированию возбуждения, тем самым завоеванию желаемого внимания. Поп— исполнитель влечет за собой публику, следовательно, он должен обладать качеством лидера, уметь подчинять себе толпу, иногда вызывая не только влечение, но и страх или гнев.

     При построении имиджа чаще всего используется тактика усиления имеющихся преимуществ  с одновременным сглаживанием недостатков, делая упор на самоощущения исполнителя. Эффективный имидж должен обладать одной или несколькими из следующих характеристик: яркостью, понятностью, позитивностью, влиятельностью, узнаваемостью и органичностью. На основнии ряда исследований, попробуем рассмотреть эти характеристики подробнее:

     1) Яркость имиджа отражает его внешнюю броскость. Она может быть достигнута с помощью необычной внешности, оригинального поведения, физической красоты, выразительной речи, ярких костюмов и т.д. (Клеопатра, Маша Распутина, Филипп Киркоров).

     2) Понятность имиджа отражает простоту и доступность. Она не вызывает напряжения и ощущения опасности, способствует появлению у окружающих людей чувства сходства и близости (Владимир Высоцкий, Наталья Гундарева, Валентина Толкунова).

     3) Позитивность образа связана с нравственными идеалами и нормами имиджевой аудитории и опирается на такие позитивные чувства как любовь, доверие, интерес, симпатия, уважение. Позитивность имиджа строится с учетом общечеловеческих ценностей (семьянин, любящий сын или отец, покровитель талантов и т.д.)

     4) Влиятельность имиджа ассоциируется с силой и значительностью, возбуждает сильные чувства, побуждает к конкретным действиям окружающих людей, приводит к изменениям поведения и поступков людей, а также окружающем мире.

     5) Популярность — следующая важная характеристика личностного имиджа эстрадного исполнителя. Она определяется двумя моментами: а) степенью привлечения внимания; б) степенью узнаваемости образа. Популярность достигается с помощью усиления личной привлекательности, увеличения частоты появления перед имиджевой аудиторией, позиционированием собственных преимуществ и отличительных особенностей, использованием запоминающихся деталей одежды или внешности, а также эпатированием, т.е. стимулированием сильных эмоций.

     6) Органичность имиджа отражает степень его соответствия своему прототипу. У зрительской аудитории возникает чувство симпатии и доверия, напротив как искусственный имидж, навязанный исполнителю, делает его лицо противоречивым, неестественным и отталкивающим27.

     Принципы  построения имиджа эстрадного исполнителя заключаются в его ориентации на потребности зрительской аудитории, стертости лишней информации, фрагментарности, яркости вводимой информации и использовании нетрадиционных коммуникаций, разнообразии символизма.

     По  словам Георгия Почепцова в книге  «Имиджелогия» символика поп-звезд, должна строиться на нарушении законов повседневности, исходя из самого слова «звезда» 28.

     Рассмотрим  некоторые параметры, предложенные ислледователем Г.Г. Почепцовым, согласно которым происходит строительство мира поп-звезды, пути осуществления его символизаций.

  1. Ориентация на потребности зрителя, на то, что он ожидает и хочет увидеть
  2. Стертость лишней информации. Звезды стараются избегать рассказов о своей личной жизни, о заработках
  3. Яркость вводимой информации
  4. Использование нетрадиционной коммуникации: слухов, скандалов.
  5. Усиленное внимание к внешности и внешней стороне события
  6. Успех артиста в сильной степени зависит от того, что он не забирается в другие области
  7. Отбор разнообразного символизма с точки зрения привлечения максимальной аудитории

     Автор также замечает, что в целом создание звезды — это долговременный и дорогой процесс, которым занимаются специалисты.

     Имиджи  различаются по своей структуре. Структура предполагает наличие  определенных свойств (качеств), степень  их выраженности, их соподчинение по важности. Согласно концепции, приведенной в учебном пособии по арт-менеджменту Тюменского Государственного института искусства и культуры29 структуру имиджа можно определить следующим образом:

    —  внешний облик (портретные характеристики):

     — физические данные (рост, фигура);

     — костюм (одежда, обувь, аксессуары);

     — прическа;

     — манеры поведения и речи;

     — жесты;

     — взгляд и мимика; особенности голоса;

     — запах.

     Имиджевая символика заключена в:

     — имени;

     — личных символах (цвет, числа, марка, логотип и т.д.);

     — личной атрибутике (повторяющиеся детали и признаки внешнего вида);

     — символах социального статуса (положение в обществе, профессия, марка автомобиля и т.д.).

     Социально— ролевые характеристики проявляются в:

     — репутации (общественное мнение о человеке, основанное на истории его жизни, личных заслугах);

     — амплуа (розыгрываемая социальная роль);

     — легенде (история жизни человека, представленная в имидже);

     — миссии (социально важные цели, полезность для общества).

     Индивидуально— личностные свойства потенциальной звезды заключаются в ее профессиональных качествах, доминирующей индивидуальной характеристике, стиле взаимоотношений с людьми, пропагандируемых идеях, базовых ценностях.

     Особенностью  построения эстрадного имиджа является увеличение зрелищности посредством эксцентричных поведенческих характеристик и внешней атрибутики (прическа, макияж, костюм)30.

     В.М. Шепель, например, считает, что создание имиджа — это последовательное исполнение шести мини— технологий. К ним относятся:

     1. подтверждение стартовых условий освоения технологии;

Информация о работе Формирование имиджа поп-исполнителя