Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 21:20, дипломная работа
Проблема имиджа в шоу-бизнесе недостаточно исследована специалистами по имиджу и PR- специалистами, поэтому по ней имеется не так много литературы и публикаций в прессе. В данной дипломной работе будут изучены теоретические положения, идеи, направления и авторские позиции отечественных и зарубежных специалистов в области имиджелогии и связей с общественностью, а также журналистов в сфере шоу-бизнеса.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет журналистики
Кафедра общественных связей и рекламы
ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА ПОПУЛЯРНОГО ИСПОЛНИТЕЛЯ
(НА ПРИМЕРЕ ЭЛВИСА ПРЕСЛИ)
Дипломная работа
Студентки 5 курса дневного
отделения направления
«Связи с общественностью»
Мельниковой
Анастасии Викторовны
Научный руководитель:
Медведников
Сергей Анатольевич
Санкт— Петербург
2009
Введение
Исследование проблемы имиджа социального субъекта в наше время приобретает большую практическую и теоретическую значимость в связи с изменениями, которые происходят во всех отраслях общества. Понятие имиджа является важным для многих сфер практики в особенности в шоу-бизнесе. Сегодня в имиджелогии теория сильно отстает от практики. Необходимо не только теоретическое обоснование природы, характеристики имиджа поп-исполнителей, а создание эффективной модели формирования имиджа в вышеуказанной сфере. Во многих исследованиях под шоу-бизнесом подразумевается не только исполнение музыкальных номеров, но и многие другие близкие к ней по функциональному назначению виды деятельности: киноиндустрия, зрелищные спортивные состязания, развлекательные телепередачи, конкурсы красоты и даже музыкальное радиовещание.
Итак, данная дипломная работа посвящена особенностям построения имиджа исполнителей и выявлению эффективной модели трансформации имиджа в шоу - бизнесе. Выбранная тема представляет собой актуальную проблему для индустрии развлечений.
Развитие рыночной экономики повлекло за собой увеличение категорий субъектов, заинтересованных в правильном и действенном формировании собственного имиджа.
Звезды эстрады и кино осознали, что с помощью удачно сформированного имиджа можно достичь ошеломляющей популярности. Существует множество методик и технологий по созданию привлекательного образа. Имиджмейкер продумывает стратегию, составляет из различных компонентов именно ту формулу, которая будет верна для данного объекта. Имидж должен формироваться целенаправленно и продуманно, так как он выполняет конкретные функции.
Правильно сформированный имидж становится символом и помогает добиться успеха, вызывая у окружающих позитивные чувства. Такое неосознанное одобрение возникает потому, что человек соответствует представлениям людей об идеальном образе.
Имидж должен включать в себя множество характеристик определенного субъекта, именно через них демонстрируя индивидуальность. В структуре имиджа выделяется одна или несколько черт, составляющих его основу. Это может быть «красота», «надежность», «добродетельность», «общая позитивность образа» и т. д., если эти черты не соответствуют сложившимся в той или иной культуре и эпохе стандартам они должны быть скорректированы и лишь после этого публично предъявлены обществу.
Наука создания имиджа требует комплексного подхода. Специалисты, работающие в области шоу-бизнеса, будь то имиджмейкер, PR— специалист или продюсер, должны обладать определенным набором профессиональных знаний в области психологии, дизайна, журналистики и даже физиологии человека. Звезды создаются конкретными людьми или даже командой творчески мыслящих специалистов.
«Звезда — это напряженный процесс создания образа и постоянного поддержания внимания к нему. Следовательно, в целом, создание звезды — это долговременный и дорогой процесс, которым, занимаются специалисты» 1.
Сегодня только те исполнители, которые имеют свой неповторимый имидж, способны достаточно долго оставаться популярными. Поэтому для звезд шоу-бизнеса необходимо продумывать каждый шаг имиджевой кампании. И в связи с этим является актуальной тема дипломной работы «Формирование имиджа популярного исполнителя (На примере творчества Элвиса Пресли).
В данной работе будут затронуты следующие вопросы: Понятие и природа имиджа; разграничение понятий «имидж», «бренд», «репутация»; формирование имиджа в шоу-бизнесе; формирование имиджа Элвиса Пресли: периодизация, основные этапы творчества и карьеры; модель трансформации имиджа при переходе в иную возрастную категорию; приемы перехода от одного периода к другому, исследование возможностей применения модели на примере российской популярной группы.
Своевременность работы заключается в том, что она, возможно, поможет разобраться в сути одного из самых сложных и интересных видов бизнеса.
Проблема имиджа в шоу-бизнесе недостаточно исследована специалистами по имиджу и PR- специалистами, поэтому по ней имеется не так много литературы и публикаций в прессе. В данной дипломной работе будут изучены теоретические положения, идеи, направления и авторские позиции отечественных и зарубежных специалистов в области имиджелогии и связей с общественностью, а также журналистов в сфере шоу-бизнеса. В работе присутствуют Интернет ссылки – это статьи из профильных электронных порталов и средств массовой информации.
Изучение содержания основных работ позволяет четко увидеть определенные тенденции, характеризующие развитие шоу-бизнеса, а также определить основные технологии формирования имиджа звезд шоу-бизнеса. В написании дипломной работы помогли труды таких авторов, как Перелыгина Е.Б., Почепцов Г.Г., Браун Л., Шепель В.М. и многих других. В дипломной работе мы рассмотрим модель эффективного формирования имиджа посредством изучения создания имиджа Элвиса Пресли. Выбор данного исполнителя обусловлен тем, что Элвис Пресли был один из самых популярных исполнителей в истории шоу-бизнеса. Это редкий пример, когда исполнитель был популярным на протяжении всей его творческой деятельности, что говорит о целенаправленной работе по формированию имиджа певца и его трансформации в течение трех десятков лет.
Главной целью дипломной работы является ознакомление и анализ сферы индустрии развлечений в целом и построение наиболее оптимального алгоритма управления имиджем в шоу- бизнесе. Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
Таким образом, объектом исследования являются методы трансформации образа исполнителя в шоу - бизнес.
Предметом исследования является имидж в шоу-бизнесе как основа продвижения популярного исполнителя.
Научная новизна дипломной работы заключается в оригинальности подхода к рассмотрению методов формирования имиджа звезд шоу-бизнеса. В работе будет предложена модель эффективного формирования имиджа в шоу-бизнесе, включая его трансформацию при переходе исполнителя в иную возрастную категорию.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, объединяющих семь параграфов, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Сложность темы исследования и необычность подхода рассмотрения проблемы имиджа в шоу-бизнесе приводит к необходимости использования ряда методов, в первую очередь анализа специализированной литературы по проблеме исследования, сравнительно-исторического анализа и анализа публикаций.
В общественном сознании все более закрепляется представление об имидже как об определенной ценности, от которой зависит успешность деятельности любой организации, группы людей или индивида. Это понятие активно используется в средствах массовой информации, в системе маркетинга, рекламы и связей с общественностью. Имидж относят к таким социальным реальностям, как человек, группа людей или организация (например, имидж артиста, членов правительства, страны) и результатам их деятельности. Понятие имиджа имеет ряд близких по значению слов: мнение, рейтинг, репутация, образ, отношение, известность, слава, популярность, престиж, авторитет и т.п.
По поводу возникновения имиджа существует, как минимум, два мнения. Одно заключается в том, что он существует как данность у всех объектов и с ним можно и нужно работать, а другое — в том, что имидж возникает только в случае искусственного формирования образа, функционального и управляемого.
Обнаружена интерпретация термина имидж в одном из последних изданий Словаря иностранных слов (1998): «Имидж — целенаправленно формируемый (средствами массовой информации, литературой и др.) образ какого-либо лица, предмета, явления, призванный оказать на кого-либо эмоциональное и психологическое воздействие в целью рекламы, популяризации и т.п.».2
Среди специализированных справочных изданий термин имидж определяется в словаре «Психология. Словарь» (1990), где представлена относительно обширная статья, с таким определением имиджа: «сложившееся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого - либо или чего- либо» 3
Бытует
и множество определений «
В современном английском языке слово image имеет множество значений и оттенков. Среди них следует выделить не только традиционно отмечаемые — «образ; изображение»5, но и такие значения, как «олицетворение», «представление» (о чем- либо), «репутация», «престиж».
В русском языке есть два синонима, обозначающих одно и то же понятие — образ и имидж. Однако слово «имидж» не является точным синонимом слова «образ». Правильнее определить имидж как разновидность образа, а именно такой образ, прообразом которого является не любое явление, а субъект. Таким субъектом могут быть, в первую очередь, человек, затем организация, коллектив, группа и, наконец, любой предмет, если ему в процессе создания и восприятия его образа приписываются личностные, человеческие качества. В этом случае можно говорить об имидже города, имидже сигарет или иного товара, имидже газеты, журнала, фестиваля и т.д.
Понятиями, родственными понятию «имидж», являются «мнение», «репутация», «авторитет». В литературе можно встретить даже отождествление имиджа с этими явлениями. Так, например, А. Ю. Панасюк полагает, что имидж есть по существу то же, что и мнение, и усматривает различие между соответствующими терминами лишь в грамматических правилах употребления соответствующих слов в русском языке: «Имидж» правильнее употреблять в словосочетаниях «имидж человека (политика, адвоката»), «мнение» — в словосочетаниях «мнение о человеке (политике, адвокате)»6.
Нередко имидж рассматривают в общем контексте с репутацией, в частности, в разработках так называемого репутационного менеджмента7, однако это не дает оснований для отождествления имиджа и репутации.
Некоторые авторы говорят об имиджах во множественном числе. Например, И. А. Федоров определяет имиджи как «систему социального программирования духовной жизни и поведения субъектов (индивидов и групп), общение цивилизационными и ментальными стереотипами и символами группового поведения, опосредованное мощью мотивации успеха, эталоном желаемого впечатления, миметическими способностями субъекта и ситуацией»8. Тем самым подчеркивается изменчивость, гибкость, ситуативность имиджа.
В ряде определений получила отражение знаковая, информационно— символическая природа имиджа. Имидж – это не маска, не приукрашивание своего профессионального облика. Стрежнем является возможность передать (через определенные имидж— сигналы) информацию о себе, о своих истинных (личностных и профессиональных) устоях, идеалах, планах, деяниях» 9.
Такие специалисты, как А.П. Федоркина и Р.П. Ромашкина характеризуют имидж как социально— психологическое явление, отражающее влияние на него не только сознательного, но и бессознательного компонентов психики различных социальных групп, мотивации их поведения, а также формирование образов, которые затребованы сегодня народными массами10. В этом определении ощутим акцент на таком прагматическом результате построения имиджа, как передача информации о субъекте в виде его имиджа адресату, в качестве которого выступает социальная группа.
В.М. Шепель выводит понятие имиджа из визуального образа, напоминая о том, что имидж (image) в переводе с английского — образ. Это визуальная привлекательность личности. «Счастлив тот, кто обладает от Бога привлекательным имиджем. Но, как правило, многие обретают симпатию людей благодаря искусству самопрезентации»11.