Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 21:20, дипломная работа
Проблема имиджа в шоу-бизнесе недостаточно исследована специалистами по имиджу и PR- специалистами, поэтому по ней имеется не так много литературы и публикаций в прессе. В данной дипломной работе будут изучены теоретические положения, идеи, направления и авторские позиции отечественных и зарубежных специалистов в области имиджелогии и связей с общественностью, а также журналистов в сфере шоу-бизнеса.
Анализ определений имиджа в современной научной литературе позволил выделить несколько основных подходов к пониманию сущности имиджа.
Перевод слова image как изображение, вероятно, послужил основанием для интуитивного понимания имиджа как наглядного, зрительно выраженного явления. Признавая важность зрительного образа объекта имиджа, следует учесть и то, что социальные и социально— психологические характеристики объекта имиджа не визуальны. Поэтому представляется недостаточным при определении имиджа опираться лишь на визуальные характеристики.
Другой взгляд на сущность имиджа состоит в акцентировании его символического характера. Очевидно, что констатации лишь символической природы имиджа для его определения недостаточно.
Отнесение имиджа к феномену влияния исторически является одним из первых подходов к его пониманию. В данном контексте имидж представлен как способ психологического воздействия на мотивацию поведения, как механизм управления массовым и индивидуальным сознанием. Несомненно, влиятельный характер имиджа следует учесть при определении его сущности, избегая, однако, сведения этой сущности к собственно влиянию или авторитету.
Следует отметить, что большинство исследователей определяют имидж через понятие психического образа, формирующегося в массовом сознании. Понятие «образ» используется в психологии для описания отражения объективного мира. Образ является одним из базовых понятий и в общей и в социальной психологии. Отражаемые явления и предметы входят в содержание образа. Образ не есть моментальный снимок действительности. Это — сложный, динамичный, развертывающийся во времени процесс, в ходе которого отражение становится все более и более адекватным отражаемому предмету. При этом отмечается активность образа: процесс построения и функционирования образа может быть рассмотрен как особый вид деятельности .
Появление в научном лексиконе термина «имидж» связано не столько с англоязычной экспансией, сколько с тем, что имидж — это не просто психический образ, а образ, обладающий определенными особенностями, которые обычно не афишируются . Как научные понятия, образ и имидж не тождественны. Не тождественность понятий «имиджа» и «образа» исходит из их представленности на разных уровнях научного знания. В психологии понятие «образ» является одной из базисных категорий, не сводимой и не выводимой из других понятий и обусловливающей, в числе других базисных категорий, построение специальных теорий. Такой конкретной теорией является теория имиджа. Понятие «образ», следовательно, является родовым понятием по отношению к имиджу и способствует раскрытию его сущности как психологического явления 12.
В
рамках данного подхода имидж
как образ характеризуется
Наиболее востребованным в современной имиджелогии является психосемиотический подход. Это можно объяснить тем, что природа имиджа сложна, и в ней присутствует как знаковость и символизм, так психологический и коммуникативный компоненты.
Остановимся и на понятии «стереотип», имеющем непосредственное отношение к имиджелогии. «Стереотип (от греч. stereos — твердый и typos — отпечаток) — относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта (группы, человека, события, явления), складывающийся в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта и нередко предвзятых представлений, принятых в обществе».13
Термин
«социальный стереотип» впервые
был введен в научный оборот американским
журналистом и социологом У. Липпманом.
Липпман понимал под
Таким образом, следует различать два вида образов— представлений, отражающих действительность в «сжатом», «приближенном» виде: стереотип и имидж.
Стереотипы часто служат психологической основой имиджа, позволяют выстроить коммуникацию в системе более эффективным образом.
Изучение теоретических источников по проблеме имиджа показал, что в современной науке на данный момент нет единого понимания феномена «индивидуальный имидж», его сводят к психическому или внешнему образу, к совокупности внешних и внутренних черт, к умению управлять впечатлением, мнением о себе.
Оценка результатов работ по созданию или преобразованию имиджа представляет собой проблему. Имидж принципиально трудно оценить по качеству, по каким— либо объективным критериям, между тем как практическая потребность в оценке имиджей очень высока. В своей книге об имидже, Е.Б. Перелыгина вслед за другими отечественными исследователями использует следующие группы критериев:
а) самоощущение клиента. Удачным считается тот имидж, который вызывает у самого клиента ожидаемый спектр ощущений — довольствие, сознание своей красоты и т.д.;
б) появление планируемых оценок со стороны окружающих, причем эти оценки не обязательно должны быть позитивными (например, если планировалось вызвать зависть, то появление зависти и служит критерием хорошего имиджа);
в) практическое достижение планируемой интеракции при субъективной уверенности, что она достигается при помощи имиджа. К примеру, клиент может считать свой имидж удачным, если ему удается достичь заранее поставленной цели например, подписать контракт, получить желаемый гонорар и т.д. 14
Проблемой имиджа и технологий его реализации занимается научно— прикладная отрасль человековедения под названием имиджелогия. Главное предназначение имиджелогии – научно обосновать, как создавать привлекательный имидж, как выстраивать модели достойного поведения, адекватные тем жизненным ситуациям, в которых оказывается субъект.
Важный раздел имиджелогии посвящён функциям имиджа. В. М. Шепель в своей книге «Имиджелогия. Как нравиться людям» обозначает две группы функций имиджа.
1. Ценностные функции имиджа:
2. Технологические функции имиджа:
Таким образом, имидж – это полиметрическое явление, функционал которого разнообразен. Главное его назначение – достичь эффекта личного притяжения15.
Профессиональная деятельность по созданию имиджа, обладающего заданными свойствами, а также преобразованию существующего имиджа с целью достижения поставленных целей называется имиджмейкингом.16
Имиджмейкинг
как связанное с имиджем
Имиджмейкинг
позволяет добиваться того, чтобы
имидж помогал публике
Лицо, профессионально занимающееся созданием и преобразованием имиджа, называется иминджмейкером.
Исходя из определений, данных выше об имидже, следует, что профессиональный имиджмейкер должен обладать знаниями во многих областях, особенно в областях психологии, таких как сфера восприятия, коммуникации, сфера психики, психотерапии, психоанализа; а также в области педагогики, дизайна, лингвистики, менеджмента, международных отношений.
В следующем параграфе мы рассмотрим понятия «имидж», «бренд», «репутация» и выявим их принципиальное различие.
Понятия имидж, бренд и репутация все чаще встречаются в специальной литературе. Их часто используют как синонимы, хотя именно от проведения различия между этими понятиями зависит успех коммуникационной стратегии.
Слова имидж, имиджмейкер вошли в широкий обиход сравнительно недавно. Понятие имидж (от английского слова image — «образ», «изображение», «отражение», «подобие», «метафора») формировалось и развивалось в течение многих веков.
Попробуем разобраться и начнем с того, что имидж, по данным политологического словаря, — это целенаправленно сформированный образ— представление, который ассоциативно наделяет объект дополнительными ценностями (социальными, политическими, психологическими) и благодаря этому способствуют более целенаправленному и эмоциональному его восприятию. Те ценности, которыми имидж дополняет объект, могут и не иметь основания в его реальных свойствах, но в то же время обладать определенной значимостью для воспринимающего имидж17.
В.Шепель, один из основоположников отечественной имиджеологии, считает имидж (субъекта) собирательным понятием. С его точки зрения, это облик, то есть та форма жизнепроявления, благодаря которой «на люди» выставляются сильнодействующие характеристики18.
В близком ключе истолковывает понятие имиджа Т.Гринберг: «это наглядное проявление того или иного фрагмента реальности, воплощающее рекламную идею в выразительной, запоминающейся, нередко символичной форме».19
И.Ладанов
связывает имидж с
Очень тесно с концепцией имиджа связано и такое понятие, как бренд. Разные источники предлагают разные определения этого феномена, выделяя отдельные аспекты.
Этимология термина: считается, что английское «brand» происходит от глагола «brand», означавшего на языке викингов «выжигать». С незапамятных времен у многих народов существовала практика клеймения домашнего скота, рабов, преступников. Тогда же зародилась традиция ставить на продуктах различного производства специальные отметки — товарные знаки, — которые несли информацию об изготовителе товара или корпорации, в которую входил изготовитель. Так, уже в далеком прошлом определились важные функции бренда:
а) идентификация владельца;
б) идентификация производителя;
в)
свидетельство стандарта
г) свидетельство происхождения товара;
д) «знак /клеймо/ на всю жизнь».
Это определение подтверждается формулировкой Американской ассоциацией маркетинга: «Бренд — это название, термин, знак, символ или дизайн, а также их комбинация, которые предназначены для идентификации товаров или услуг одного продавца или группы продавцов и для отличия их товаров или услуг от присутствующих на рынке конкурентов»21.
Таким образом, бренд — это категория, находящаяся в общественном сознании и реализуемая в экономических и социально-политических проявлениях через свою способность оказывать влияние на потребительское поведение. При этом бренд может формировать не только материальные потребности, но и ценностные ориентиры, стиль жизни, формы поведения людей.