Финансого-хозяйственная деятельность предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 12:36, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – разработать рекомендации по использованию краткосрочного финансового планирования (бюджетирования) на предприятии.
Достижение поставленной цели определило необходимость решения следующих задач:
- определить роль финансовых планов в работе организации;
- рассмотреть разработку финансового плана на предприятии;
- изучить составление бюджетов и смет;
- дать организационно-экономическую характеристику предприятия;
- провести экспресс-анализ финансового состояния предприятия;
- проанализировать систему финансового планирования на предприятии;
- разработать рекомендации по использованию краткосрочного финансового планирования (бюджетирования) на предприятии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СИСТЕМА ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ 5
1.1 Роль финансовых планов в работе организации 5
1.2 Разработка финансового плана на предприятии 11
1.3 Составление бюджетов и смет 15
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В СХПК «ЛУГОВОЕ» 25
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 25
2.2 Экспресс-анализ финансового состояния предприятия 45
2.3 Анализ системы финансового планирования на предприятии 54
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ КРАТКОСРОЧНОГО ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ (БЮДЖЕТИРОВАНИЯ) НА ПРЕДПРИЯТИИ 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71

Работа содержит 1 файл

697 Курсовая работа вся.doc

— 723.00 Кб (Скачать)

     По  данным таблицы видно, что на протяжении всего анализируемого периода СХПК «Луговое» имеет нормальную устойчивость финансового состояния, гарантирующую его платежеспособность. Это означает,  что у предприятия  недостаточно собственных средств для формирования запасов и затрат, однако с помощью долгосрочных заемных средств кооператив покрывает свои запасы и затраты.

     Анализ  финансовой устойчивости по относительным  показателям представлен в таблице 2.16. 

Таблица 2.16 – Показатели финансовой устойчивости СХПК «Луговое» в 2009г.

Показатель Нормативное ограничение Начало года Конец года Абсолютное  отклонение, +,–
Коэффициент финансовой автономии (независимости), U1 U1≥0,5 0,85 0,90 0,05
Коэффициент финансовой                       зависимости, U2 U2<0,5 0,15 0,10 -0,05
Коэффициент соотношения заемных и собственных  средств (леверидж), U3 U3≤1 0,18 0,11 -0,07
Коэффициент финансирования                 (платежеспособности), U4 U4≥1 5,59 9,12 3,53
Коэффициент маневренности               собственного капитала, U5 0,2<U5<0,5 0,32 0,37 0,05
Коэффициент финансовой                       устойчивости, U6 U6≥0,7 0,94 0,97 0,03
Коэффициент обеспеченности             оборотных активов собственными средствами, U7 U7>0,1 0,64 0,77 0,13
Коэффициент обеспеченности           запасов собственными                         оборотными средствами, U8 0,6<U8<0,8 0,97 0,95 -0,02
Коэффициент соотношения мобильных и иммобилизованных средств, U9   0,73 0,77 0,04

    Проанализировав значения вышеуказанных коэффициентов  финансовой устойчивости, которые находятся в пределах рекомендованных значений (за исключением коэффициента обеспеченности запасов собственными оборотными средствами), можно сделать вывод об устойчивом финансовом состоянии СХПК «Луговое».

    Коэффициент автономии характеризует, в какой степени активы предприятия сформированы за счет собственного капитала. Данные таблицы 2.16 показывают фактическое превышение нормативного значения коэффициента автономии на начало и конец периода, что характеризуется положительно. Положительная динамика значения коэффициента указывает на увеличение финансовой независимости, расширение возможности привлечения средств со стороны.

     Коэффициент финансовой зависимости – доля заемного капитала в общей валюте баланса. Он указывает на зависимость предприятия от внешних займов: сколько заемных средств привлекло предприятие на 1 руб. вложенных в активы собственных средств. Снижение коэффициента финансовой зависимости с 0,15 до 0,10 связано с увеличением финансовой независимости предприятия (коэффициент автономии повысился с 0,85 до 0,90).

     Коэффициент финансового левериджа – отношение  заемного капитала к собственному. Характеризует, в какой степени  предприятие зависит от внешних источников финансирования, т.е. сколько оно привлекло заемных средств   на 1 руб. Данные таблицы 1.10 свидетельствуют о достаточно низкой величине данного показателя, также динамика этого коэффициента демонстрирует снижение его значения (с 0,18 до 0,11), что можно оценить как благоприятную тенденцию.

     Коэффициент финансирования – отношение собственного капитала к заемному. Показывает, сколько заемных средств покрывается собственным капиталом. Коэффициент финансирования по данным таблицы 1.10 на конец отчетного периода увеличился с 5,59 до 9,12.

     Коэффициент маневренности собственного капитала показывает, какая часть собственного капитала используется для финансирования текущей деятельности, т.е. вложена в оборотные средства, в наиболее маневренную часть активов. Коэффициент маневренности собственного капитала на начало и конец года (0,32 и 0,37) соответствуют рекомендованному значению (0,2-0,5), и его динамика свидетельствует о наличии возможностей финансового маневра, причем к концу периода тенденции изменения этого показателя улучшились. 

     Коэффициент финансовой устойчивости – отношение собственного и долгосрочного заемного капитала к общей валюте баланса. Отраженное в таблице 1.10 его изменение с 0,94 до 0,97 характеризуется положительно: чем выше этот коэффициент, тем выше финансовая устойчивость предприятия.

     Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными средствами показывает долю оборотных активов, финансируемых за счет собственных средств предприятия. Значение коэффициента на начало и на конец 2009 г. соответствует рекомендованному значению (0,64>0,1 и 0,77>0,1). Это означает, что на начало года 64% оборотных средств образовано за счет собственных средств, а на конец года – 77%.  

    Коэффициент обеспеченности запасов собственными оборотными средствами характеризует степень обеспеченности запасов собственным капиталом. Значение этого коэффициента на начало и на конец периода в СХПК «Луговое» не соответствует своему нормативному значению.

    Коэффициент соотношения мобильных и иммобилизованных средств показывает, сколько внеоборотных средств приходится на 1 руб. оборотных активов. В СХПК «Луговое» наблюдается положительная динамика этого показателя (0,73 на начало и 0,77 на конец 2009 г.), что является благоприятной тенденцией. Чем выше значение показателя, тем больше средств предприятие вкладывает в оборотные активы.

           В таблице 2.17 рассмотрим экономические результаты деятельности в СХПК «Луговое» за 2007-2009 гг. по данным формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках».  

Таблица 2.17 – Диагностика экономических результатов в СХПК «Луговое» за 2007-2009 гг.

Показатели  2007 г. 2008 г. 2009 г. Отклонение 2009 г. от 2007 г.
Абсолютное, +,– Относительное, %
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб.              38402 61555 57677 +19275 150,2
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. 33222 43558 50224 +17002 151,2
Валовая прибыль, тыс. руб. 5180 17997 7453 +2273 143,9
Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. 5180 17997 7453 +2273 143,9
Проценты  к получению,                тыс. руб. - 1442 +1442 -
Проценты  к уплате, тыс. руб. - 1996 +1996 -
Прочие  доходы, тыс. руб. 6067 15499 14313 +8246 в 2,36 р.
Прочие  расходы, тыс. руб. 3405 3328 873 -2532 25,6
Прибыль (убыток) до                    налогообложения, тыс. руб. 7842 30168 20339 +12497 в 2,59 р.
Иные  платежи из прибыли,         тыс. руб. 144 40 745 +601 в 5,17 р.
Чистая  прибыль, тыс. руб. 7698 30128 19594 +11896 в 2,55 р.

     Анализ  финансовых результатов, приведенный  в таблице 2.17, показал, что на предприятии  за анализируемый период наблюдается  положительная динамика его развития.

       Так, выручка от реализации продукции увеличилась в целом на 19275 тыс. руб. или 50,2%. На предприятии происходит также рост прибыли от продаж: в 2009 г. была получена прибыль в размере 7453 тыс. руб., что на 2273 тыс. руб. или 43,9% больше, чем в 2007 г. 

     Прочие  доходы предприятия за исследуемый  период возросли на 8246 тыс. руб. или  в 2,36 раза и в 2009 г. составили 14313 тыс. руб., а прочие расходы, наоборот, снизились на 2532 тыс. руб. или 74,4% (873 тыс. руб. в 2009 г.). Это повлияло на сумму прибыли до налогообложения: в 2009 г. она увеличилась в 2,59 раза и составила 20339 тыс. руб. Иные платежи из прибыли составили 745 тыс. руб., что в 5,17 раза больше, чем в 2007 г. В итоге в 2009 г. была получена чистая прибыль в размере 19594 тыс. руб., что выше показателя 2007 г. в 2,55 раза, но ниже уровня 2008 г. на 35%.  

     Используя данные таблицы 2.17 можно дать оценку влияния факторов на относительное изменение суммы прибыли до налогообложения. Для этого абсолютное изменение каждого показателя следует разделить на величину прибыли предыдущего периода. Если изменение показателя способствует увеличению прибыли, то фактор имеет положительное значение, и наоборот.

     Влияние увеличения суммы прибыли от продаж на величину прибыли до налогообложения: 2273 / 7842 х 100% = +28,98%.

     Влияние увеличения процентов к получению на величину прибыли до налогообложения: 1442 / 7842 х 100% = +18,39%.

     Влияние увеличения процентов к уплате на величину прибыли до налогообложения: 1996 / 7842 х 100% = -25,45%.

     Влияние увеличения прочих доходов на величину прибыли до налогообложения: 8246 / 7842 х 100% = +105,15%.

     Влияние сокращения прочих расходов на величину прибыли до налогообложения: -2532 / 7842 х 100% = +32,29%.

     Результаты  факторного анализа показали, что  наибольшее влияние на прирост прибыли до налогообложения оказало увеличение прочих доходов (+105,15%). Сокращение прочих расходов предприятия, увеличение прибыли от продажи продукции и увеличение процентов к получению также способствовало увеличению прибыли до налогообложения (+32,29%, +28,98% и 18,39%соответственно). Отрицательное влияние на величину прибыли до налогообложения оказало увеличение процентов к уплате (-25,45%). Следовательно, резервы роста прибыли предприятия - это сокращение расходов и увеличение доходов. 

           2.3 Анализ системы финансового планирования на предприятии 

     На  сегодняшний день в СХПК «Луговое» осуществляется текущее планирование. На предприятии ежегодно составляется годовой план производственно-финансовый деятельности предприятия. В годовом плане сохраняются проектировки, рассчитанные на ряд лет: специализация, состав и размеры отраслей, мелиорация земель, освоение севооборотов, расширение площади под садами и виноградниками, рост поголовья скота, строительство зданий и сооружений, размеры инвестиций.

     Годовой план разрабатывают по большому числу  показателей, детализируют сроки выполнения заданий, доводят их до исполнителей. При формировании годового плана широко используются различные методы планирования. При отсутствии нормативов прибегают к вспомогательным расчетным формам, прилагаемым к плану. С помощью этих форм рассчитывают себестоимость продукции по статьям затрат, потребность в семенах, кормах, включая страховые и переходящие фонды, минеральных удобрениях, определяют число работников и фонд заработной платы, сумму амортизационных отчислений, другие показатели, необходимые при составлении плана.

     Сначала проводят большую подготовительную работу. Тщательно анализируют результаты деятельности за прошлые годы по предприятию, бригадам, фермам, хозрасчетным подразделениям. Сравнивают их с показателями передовых хозяйств, опытных станций. Это позволяет выявить недостатки, проанализировать их причины и найти резервы.

     Также на предприятии составляются годовые  производственные планы для внутрихозяйственных подразделений. Их разрабатывают по формам, рекомендуемым Министерством сельского хозяйства РФ. Формы планов отделений, ферм, бригад, порядок и методика их составления в значительной степени сходны   с формами, методикой и порядком составления годового плана хозяйства.

     Качество  разработки производственной программы  оказывает непосредственное влияние на развитие хозрасчетных отношений на предприятии.

     Программа по растениеводству включает посевные площади по культурам, нормативную урожайность и выход валовой продукции в натуральном и денежном выражении, потребность в семенах, прямые затраты на 1 ц основной и побочной продукции, прочие прямые затраты, мероприятия по улучшению качества земель, потребность в удобрениях, топливе и смазочных материалах.

     Программа по животноводству содержит план осеменения животных и получения приплода, оборот стада, среднегодовое поголовье и продуктивность животных, выход основной, сопряженной и побочной продукции, помесячный план получения продукции, прямые затраты на одну голову и единицу продукции.

Информация о работе Финансого-хозяйственная деятельность предприятия