Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 12:36, курсовая работа
Цель курсовой работы – разработать рекомендации по использованию краткосрочного финансового планирования (бюджетирования) на предприятии.
Достижение поставленной цели определило необходимость решения следующих задач:
- определить роль финансовых планов в работе организации;
- рассмотреть разработку финансового плана на предприятии;
- изучить составление бюджетов и смет;
- дать организационно-экономическую характеристику предприятия;
- провести экспресс-анализ финансового состояния предприятия;
- проанализировать систему финансового планирования на предприятии;
- разработать рекомендации по использованию краткосрочного финансового планирования (бюджетирования) на предприятии.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 СИСТЕМА ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ 5
1.1 Роль финансовых планов в работе организации 5
1.2 Разработка финансового плана на предприятии 11
1.3 Составление бюджетов и смет 15
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В СХПК «ЛУГОВОЕ» 25
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 25
2.2 Экспресс-анализ финансового состояния предприятия 45
2.3 Анализ системы финансового планирования на предприятии 54
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ КРАТКОСРОЧНОГО ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ (БЮДЖЕТИРОВАНИЯ) НА ПРЕДПРИЯТИИ 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71
Главный бюджет представляет собой скоординированный по всем подразделениям или функциям деятельности план работы для организации в целом.
В результате его составления создаются:
- план прибылей и убытков;
- прогноз денежных потоков;
- прогнозный бухгалтерский баланс (отчет о финансовом положении).
Главный бюджет организации состоит из операционного и финансового бюджетов.
В операционном бюджете хозяйственная деятельность организации отражается через систему специальных технико-экономических показателей, характеризующих отдельные стороны и стадии производственно-хозяйственной деятельности.
Конечной целью операционного бюджета является составление сводного плана прибылей и убытков. При его формировании используются бюджеты:
- продаж;
- производства;
- закупки и использования материальных запасов;
- трудовых затрат;
- общепроизводственных расходов;
- административно-управленческих расходов;
- коммерческих расходов.
Разработка операционного бюджета начинается, как правило, с составления плана продаж. Это связано с тем, что от величины и стоимости реализации во многом зависят все остальные экономические показатели организации: объем производства, себестоимость, прибыль и др.
Бюджет продаж - это план по товарному ассортименту и объему продаж каждой номенклатурной позиции, который является отправной точкой для разработки всех последующих операционных бюджетов.
Данный бюджет является основой для составления всех остальных бюджетов. Так, на его базе составляется бюджет денежных средств, так как он напрямую зависит от наличных поступлении за реализованную продукцию. Смета расходов организации также зависит от полученных доходов и объемов производства. Поэтому бюджет продаж должен быть тщательно продуман и подготовлен, так как в случае его неточною составления все другие сметы и финансовые результаты деятельности организации будут заведомо содержать неверную и ненадежную информацию.
Для подготовки этого бюджета используются различные способы опенки спроса на производимую организацией продукцию, например, экспертные оценки специалистов отдела сбыта, статические прогнозы па основе спроса за прошлые сопоставимые периоды; эконометрические модели и методики, на основе которых определяются способы прогнозирования объемов продаж. Потенциально возможный объем продаж в организации может определяться на основе полученных на следующий бюджетный период заказов или на основе прогнозов объемов продаж службы маркетинга.
Таким образом, бюджет продаж формируется как «сверху вниз» на базе стратегического планирования (например, исходя из емкости рынка, доли на рынке), так и «снизу вверх», принимая во внимание отдельных клиентов или продукцию. Во многих случаях объем продаж ограничивается имеющимися производственными мощностями.
После
установления планируемого объема продаж
разрабатывается
Планирование объемов производства включает определение товарного выпуска и валового выпуска.
Объем
производства и объем валового выпуска
определяются по следующим формулам:
Q = Qпр +
ОгпК – ОгпН, (1.1)
где Q – объем производства;
Qпр – объем продаж;
ОгпК – остатки на конец периода;
ОгпН – остатки на начало периода.
ВВ =
ТВ + НЗПК - НЗПН, (1.2)
где ВВ - валовой выпуск;
ТВ - товарный выпуск;
НЗПК - незавершенное производство на конец периода;
НЗПН
- незавершенное производство на начало
периода.
На основе плановой величины валового выпуска рассчитывается потребность в основных материалах и трудовых затратах. Такой расчет составляется на основе норм затрат основных материалов и труда на производство единицы изделия.
Для составления бюджета закупок необходимо дополнительно рассчитать потребность организации во вспомогательных материалах. Расчет осуществляется на основе анализа внутренней производственной статистики прошлых периодов с целью определения ставки начисления, характеризующей соотношение расхода вспомогательного материала с показателем объема деятельности или отдельной статьи прямых затрат в физическом выражении.
Потребность во вспомогательных материалах для хранения, отгрузки и сбыта продукции может рассчитываться на основе калькуляции ставок начисления. В качестве базы начисления используют показатели физического объема реализации.
Затем
калькулируется общая потребность
в материалах путем суммирования
плановых величин расхода материалов
на основные и вспомогательные цели и
составляется проект бюджета закупок
с учетом начального остатка запасов материалов
на складе и целевого конечного остатка
запасов материалов:
Бюджет
закупок материалов =
Потребность в
материалах + Конечные
запасы – Запасы материалов
на начало периода.
Для получения бюджета закупок в стоимостном выражении нужно количество закупаемых материалов умножить на планируемые цены закупки.
Следующим этапом является определение себестоимости списания материалов в хозяйственную деятельность и составление бюджета прямых материальных затрат и бюджета прямых затрат.
Расчет плановой себестоимости осуществляется на основе принятых в организации методов списания материалов в производство: по средневзвешенной себестоимости; ФИФО, по себестоимости единицы материалов.
На основе полученной величины себестоимости списания в производство и потребности в основных материалах калькулируется бюджет прямых материальных затрат.
Бюджет прямых затрат составляется путем объединения бюджетов прямых материальных затрат и прямых затрат труда.
В данном бюджете представлены затраты труда в часах, необходимые для производства запланированного объема продукции, и планируемые расчетные расходы на оплату производственного труда.
Помимо составления бюджета прямых затрат, необходимо составить бюджет общепроизводственных расходов. Основными методами планирования общепроизводственных расходов являются:
- калькулирование на основе расчета плановой ставки начисления (вспомогательные материалы);
- технологическое нормирование (затраты на отопление и освещение производственных помещений, рассчитываемые исходя из норм освещенности и площади производственных помещений);
- сметное планирование (например, фонд оплаты труда общепроизводственных рабочих);
- расчетные методы (например, амортизация производственных помещений) [9, с. 304].
Бюджеты прямых затрат и общепроизводственных расходов формируют бюджет производственных затрат.
Составление бюджета переменных коммерческих расходов производится на основе определения плановой ставки начисления по отдельным показателям объема продаж. В качестве баз начисления обычно выбираются показатели тех сторон сбытовой деятельности, которые определяют возникновение данной статьи коммерческих расходов.
Затем составляется бюджет постоянных расходов, основой составления которого является сметное планирование в разрезе подразделений организации, контролирующих соответствующие расходы.
На основе запланированных величин расходов определяется себестоимость продажи продукции, что в совокупности с рассчитанной себестоимостью производства позволяет определить конечные финансовые результаты и составить проект отчета о прибылях и убытках.
Операционный бюджет (план) прибылей и убытков в наиболее общем виде включает в себя следующие показатели:
1. Выручка от продаж.
2. Себестоимость продаж.
3. Валовая прибыль (п. 1 – п. 2).
4. Коммерческие расходы.
5. Управленческие расходы.
6. Прибыль (убыток) от продаж (п. 2 – п. 4 – п. 5).
Важной составной частью главного (сводного) бюджета организации является финансовый бюджет (план). В наиболее общем виде он представляет собой баланс доходов и расходов организации. В нем количественные оценки доходов и расходов, приводимые в операционном бюджете, трансформируются в денежные. Его основной целью является отражение предполагаемых источников поступления финансовых средств и направлений их использования.
С помощью финансового бюджета (плана) можно получить информацию о таких показателях, как:
- объем продаж и общая прибыль;
- себестоимость продаж;
- процентное отношение доходов и расходов;
- общий объем инвестиций;
- использование собственных и заемных средств;
- срок окупаемости вложений и др.
В состав финансового бюджета входят бюджеты инвестиций и денежных средств, а также прогнозный бухгалтерский баланс (отчет о финансовом положении).
В бюджете инвестиций (капитальных затрат) определяются источники инвестиционных ресурсов и направления предполагаемых капитальных вложений. При составлении проекта бюджета инвестиций организации исходят из планов по обновлению парка оборудования и возможному капитальному строительству. Расходы по подобным инвестиционным проектам определяются на основе смет с учетом реального выполнения графика основания средств на начало бюджетного периода.
После
составления инвестиционного
- осуществляет ли организация торговлю или нет;
- на основе данных прошлых периодов были ли безнадежные долги, которые следует учитывать в бюджете при прогнозировании поступления выручки за проданную продукцию;
Информация о работе Финансого-хозяйственная деятельность предприятия