Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 20:26, курсовая работа
В экономике любого государства банковская система занимает особое место. Не участвуя в производстве прямо, своей деятельностью банки создают возможность эффективной работы современной рыночной экономики. Роль банковской системы в государстве можно сравнить с той ролью, которую выполняет кровеносная система в живом организме.
Для банка, как и для любого предприятия, немаловажную роль играют маркетинг и, следовательно, прогнозирование и планирование, как его составные части. Особый интерес данные факторы вызывают потому, что особенности деятельности в финансово-кредитной сфере накладывают на них свой отпечаток. Соответственно вне планирования и маркетинга рассматривать прогнозирование невозможно.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Содержание и специфика банковского маркетинга……………………….…....4
2. Исследование рынка и его инструменты……………………………………..…7
2.1. Анализ рынка…………………………………………………………………7
2.2. Наблюдение за рынком………………………………………………...…….8
2.3. Прогнозирование рынка…………………………………………………...…9
3. Маркетинговые стратегии банка:…………………………………………….…10
3.1.Матрицы "товары-рынки" И.Ансоффа……………………………………..11
3.2. Матрицы Бостонской группы…………………………………………..…..12
3.3. Стратегическая модель М.Портера…………………………………….…..14
4. Банковское планирование…………………………………………………….....16
4.1.Необходимость планирования..………………………………………….....17
4.2.Виды планирования……………………………………………………….....18
4.3.Стратегическое планирование………………………………………….…..21
4.4.Процесс стратегического планирования…………………………………...26
4.5.Оценка системы стратегического планирования……………………...…..30
5. Оперативное планирование……………………………………………………..34
5.1.Требования к оперативному плану…………………………………..……..34
5.2.Процесс оперативного планирования………………………………………38
5.3.Содержание оперативного плана подразделения банка…………………..41
Заключение…………………………………
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное
государственное бюджетное
учреждение высшего профессионального образования
«Комсомольский-на-Амуре государственный
технический
университет»
Институт новых информационных технологий
Инженерно-экономический факультет
КУРСОВАЯ РАБОТА
по
дисциплине «Маркетинг»
Банковский
маркетинг
Студент
группы 8МО5а-1
Преподаватель
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Содержание и специфика банковского маркетинга……………………….…....4
2. Исследование рынка и его инструменты……………………………………..…7
2.1. Анализ рынка…………………………………………………………………
2.2. Наблюдение за рынком………………………………………………...…….
2.3. Прогнозирование рынка…………………………………………………...…9
3. Маркетинговые стратегии банка:…………………………………………….…10
3.1.Матрицы "товары-рынки" И.Ансоффа……………………………………..11
3.2. Матрицы Бостонской группы…………………………………………..…..12
3.3. Стратегическая модель М.Портера…………………………………….…..14
4. Банковское
планирование………………………………………………
4.1.Необходимость планирования..…………………………………………
4.2.Виды планирования………………………………………………
4.3.Стратегическое планирование………………………………………….…
4.4.Процесс стратегического планирования…………………………………...26
4.5.Оценка системы стратегического планирования……………………...…..30
5. Оперативное
планирование………………………………………………
5.1.Требования к оперативному плану…………………………………..……..34
5.2.Процесс оперативного планирования………………………………………38
5.3.Содержание оперативного плана подразделения банка…………………..41
Заключение……………………………………………………
Введение
В
экономике любого государства банковская
система занимает особое место. Не участвуя
в производстве прямо, своей деятельностью
банки создают возможность
Для банка, как и для любого предприятия, немаловажную роль играют маркетинг и, следовательно, прогнозирование и планирование, как его составные части. Особый интерес данные факторы вызывают потому, что особенности деятельности в финансово-кредитной сфере накладывают на них свой отпечаток. Соответственно вне планирования и маркетинга рассматривать прогнозирование невозможно.
На сегодня значимость банковской системы в нашей стране возрастает, приобретая очень важное значение во многих сферах жизни. В связи с этим, тема данной курсовой работы «Банковский маркетинг» очень актуальна.
1 Содержание и специфика банковского маркетинга
Маркетинг (от англ.market - рынок) - это комплексная система организации производства и сбыта товаров, ориентированная на удовлетворение потребностей конкретных потребителей и получение прибыли на основе изучения и прогнозирования рынка.
Применение маркетинга фирмой характеризуется наличием в ее деятельности следующих трех черт, являющихся сущностными признаками маркетинга:
-
ориентация фирмы на
-
применение множества
- целенаправленная координация всех видов деятельности в сфере сбыта (маркетинговое управление).
Если рассматривать маркетинг только с точки зрения инструментария рыночной политики (т.е. маркетинг-микс), то его банки применяли уже давно. Они осуществляли разработку товара (например, определяли размер кредита, срок кредитования, условия выдачи и погашения), устанавливали цену (процентную ставку, комиссионное вознаграждение), определяли систему сбыта (например, через собственную филиальную сеть или банки-партнеры) и, наконец, прилагали усилия по реализации (в основном, посредством персональной продажи).1
В противоположность этому, ориентация на потребности клиентов (маркетинговая философия) оформилась только в последнее время. До конца 50-х годов банковские рынки сбыта были по существу рынками продавца, чему в немалой степени способствовало государственное регулирование банковской конкуренции. Отмечавшийся рост благосостояния широких масс населения в 60-е и 70-е годы привел к преобразованию в развитых странах Запада рынка продавца в рынок покупателя, в результате чего банкам пришлось перестроить свое мышление как раз с позиций маркетинговой философии.
Маркетинговое управление также следует рассматривать с позиции преобразования банковских рынков сбыта в рынки покупателя. Предпринимательские решения на все усложняющихся и требующих крупных инвестиций банковских рынках не могли больше приниматься только на основе личного опыта и интуиции руководителя, они должны были быть переведены на научную, плановую основу. В банковскую практику все больше стало внедряться стратегическое планирование маркетинга.
Может
возникнуть вопрос: имеет ли смысл
особое выделение банковского
Специфика банковского маркетинга связана с особенностями банковского продукта - банковской услуги. Что это за особенности?
Во-первых, как и другие услуги, банковские услуги в основе своей абстрактны, не имеют материальной субстанции.
Во-вторых, оказание банковских услуг связано с использованием денег в различных формах и качествах (деньги предприятий, деньги коммерческих банков, деньги центрального банка в форме наличности, бухгалтерских записей или платежно-расчетных документов).
В-третьих, абстрактные банковские услуги приобретают зримые черты посредством договорных отношений.
В-четвертых, купля-продажа большинства банковских услуг обладают протяженностью во времени. Как правило, сделка не ограничивается однократным актом. Банковский клиент при осуществлении вклада, получении кредита, абонировании сейфа вступает в более или менее продолжительную связь с банком.2
Как
отражаются эти особенности на рыночной
политике банка? Абстрактность и
договорной характер услуг вызывают
необходимость разъяснения
Тесная связь с деньгами и протяженность акта купли-продажи во времени ставят деятельность банка в зависимость от доверия клиентов. В самом деле, например, при открытии счета клиент доверяет банку свои деньги и вступает в сделку, течение которой для него изначально неконтролируемо.
Необходимость разъяснения содержания банковской услуги и зависимость банковской деятельности от доверия клиентов, а также отмеченные выше особенности банковской конкуренции накладывают существенный отпечаток на инструментарий банковского маркетинга.
Наиболее крупными элементами (подсистемами) системы банковского маркетинга являются: 1) исследование рынка; 2) разработка и реализация на этой основе рыночной (конкурентной) стратегии. Каждый из этих элементов реализуется в совокупности маркетинговых инструментов.
2 Исследование рынка и его инструменты
Предпосылкой для успешного применения сбытового инструментария является маркетинговое исследование банковского рынка.
Основными источниками информации для него являются: статистические данные, данные клиентов - предприятий и частных лиц, данные из средств массовой информации, деловых отчетов и рекламных материалов конкурентов.
Основными инструментами маркетингового исследования являются:
1) анализ рынка; 2) наблюдение за рынком; 3) прогнозирование рынка.3
2.1 Анализ рынка
Анализ рынка представляет собой выяснение рыночной ситуации и возможностей сбыта на текущий момент. Его основные задачи - определить конкурентную позицию банка на рынке и произвести сегментацию рынка.
Конкурентная позиция - это положение, которое тот или иной банк занимает на своих рынках сбыта в соответствии с результатами своей деятельности, а также в соответствии со своими преимуществами и недостатками по сравнению с другими кредитными институтами.
Зачастую
важнейшей характеристикой
Однако этого недостаточно для характеристики конкурентной позиции. Важно еще знать, насколько эта позиция устойчива.
Это можно определить с помощью анализа конкурентоспособности банка - его способности обеспечивать лучшее предложение по сравнению с конкурентами, его конкурентных преимуществ. Только обладание конкурентными преимуществами позволяет завоевать прочную конкурентную позицию на рынке.
2.2 Наблюдение за рынком
Наблюдение за рынком представляет собой систематическое отслеживание рыночной ситуации в целях выявления конъюнктурных изменений, рыночных тенденций и т.д.
Наблюдение за динамикой имущественного положения потребителей банковских услуг позволяет выяснить, каковы размеры и периодичность возникающих в ходе кругооборота излишков и недостатков денежных средств, и сделать выводы о том, нужно ли данной целевой группе в первую очередь предлагать возможности вложения свободного капитала или возможности привлечения заемных средств.4
2.3 Прогнозирование рынка