Влияние внешей среды предприятия на основные направления ее развития

Автор: Татьяна Мокеева, 11 Июня 2010 в 17:28, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - изучение и учет факторов анализа внешней среды предприятия на примере ООО «Техномаркет», а так же пути совершенствования учета факторов во внешней среды в развитии ООО «Техномаркет» посредством SWOT- анализа и выбор стратегии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Теоретические аспекты влияния внешней среды на развитие предприятия……………………………………………………………………….5
Понятие и содержание внешней среды…………………………….5
Основные подходы и методы анализа внешней среды предприятия……………...………………………………………………………10
Место анализа внешней среды предприятия в его стратегическом управлении……………………………………………………………………….15
Анализ внешней среды в деятельности ООО «Техномаркет»…...……20
Общая характеристика деятельности ООО «Техномаркет»…….20
Анализ макроокружения и микроокружения…………………….21
Учет факторов внешней среды в развитии ООО «Техномаркет»…………………………………………………………………...27
Пути совершенствования учета факторов во внешней среды в развитии ООО «Техномаркет» посредством SWOT- анализа и выбор стратегии……..29
Заключение……………………………………………………………………….33
Список литературы………………………………………………………………35
Приложение А……………………………………………………………………37
Приложение Б……………………………………………………………………38
Приложение В……………………………………………………………………39
Приложение Г……………………………………………………………………41
Приложение Д……………………………………………………………………42

Работа содержит 1 файл

влияние внешей среды предприятия на основные направления ее развития.docx

— 99.53 Кб (Скачать)

     Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Теоретические аспекты влияния внешней среды на развитие предприятия……………………………………………………………………….5
    1. Понятие и содержание внешней среды…………………………….5
    2. Основные подходы и методы анализа внешней среды предприятия……………...………………………………………………………10
    3. Место анализа внешней среды предприятия в его стратегическом управлении……………………………………………………………………….15
  2. Анализ внешней среды в деятельности  ООО «Техномаркет»…...……20
    1. Общая характеристика деятельности ООО «Техномаркет»…….20
    2. Анализ макроокружения и микроокружения…………………….21
    3. Учет факторов внешней среды в развитии ООО «Техномаркет»…………………………………………………………………...27
  3. Пути совершенствования учета факторов во внешней среды в развитии ООО «Техномаркет» посредством SWOT- анализа и выбор стратегии……..29

Заключение……………………………………………………………………….33

Список  литературы………………………………………………………………35

Приложение  А……………………………………………………………………37

Приложение  Б……………………………………………………………………38

Приложение  В……………………………………………………………………39

Приложение  Г……………………………………………………………………41

Приложение  Д……………………………………………………………………42 
 
 
 
 
 

     Введение. 

     Любая организация находится и функционирует  в среде и чтобы выжить и  развиваться в современных условиях организация должна не только приспосабливаться  к внешней среде путем адаптации  своей внутренней структуры и  поведения на рынке, но и активно  формировать внешние условия  своей деятельности, постоянно выявляя  во внешней среде угрозы и потенциальные  возможности.

     Данная  тема является актуальной, как и  вся теория менеджмента. В новом  тысячелетии наша страна должна научиться  жить в условиях рыночной экономики, важнейшим условием этого является высококвалифицированные управленцы. Умение выделить и проанализировать элементы организации и внешние  факторы является залогом успеха фирмы.

     Цель данной курсовой работы - изучение и учет факторов анализа внешней среды предприятия на примере ООО «Техномаркет», а так же пути совершенствования учета факторов во внешней среды в развитии ООО «Техномаркет» посредством SWOT- анализа и выбор стратегии.

     В рамках данной цели были выявлены следующие  задачи:

  • рассмотреть понятие и содержание внешней среды;
  • выявить основные подходы и методы анализа внешней среды предприятия;
  • определить место анализа внешней среды предприятия в его стратегическом управлении;
  • рассмотреть общую характеристику деятельности ООО «Техномаркет»;
  • проанализировать макроокружение и микроокружение;
  • учесть факторы внешней среды в развитии ООО «Техномаркет»;
  • разработать пути совершенствования учета факторов во внешней среды в развитии ООО «Техномаркет» посредством SWOT-анализа и выбор стратегии.

     Объектом  проведенного исследования выступает деятельность ООО «Техномаркет».

     Предметом являются факторы внешней среды  организации.

     Теоретической и эмпирической базой проведенного исследования выступают источники литературы, таких как Акимова Т.А., Вачугов Д.Д., Веснин В.Р., Виноградова З.И., Дафт Р.Л. и др., а также статьи периодической печати таких журналов, как «Менеджмент в России и за рубежом» и ресурсы интернета.

    Данная  курсовая работа изложена на 43 листах печатного текста и состоит из: введение, трех глав, заключения, приложений и списка литературы, состоящей из 18 источников.

    Во введении обоснованна актуальность рассматриваемой темы, выделены цели, основные задачи, определены объект и предмет исследования.

    В первой главе рассмотрены теоретические аспекты влияния внешней среды на развитие предприятия, а именно: понятие и содержание внешней среды; основные подходы и методы анализа внешней среды предприятия; место анализа внешней среды предприятия в его стратегическом управлении.

    Во  второй главе проанализирована внешняя среда в деятельности ООО «Техномаркет», т.е. дадим характеристику деятельности ООО «Техномаркет», проанализируем макроокружение и микроокружение данной организации, определим стратегическую деятельность фирмы.

    В третьей главе разработаны пути совершенствования учета факторов внешней среды в развитии ООО «Техномаркет» посредствам SWOT- анализа. В заключении проанализируем выполнение поставленных во введении задач и сделаем общие выводы по каждой главе. 

     1.Теоретические  аспекты влияния внешней среды  на развитие предприятия.

    1.1.Понятие  и содержание внешней среды. 

     Внешняя среда организации представляет собой совокупность находящихся за ее пределами факторов (их число постоянно растет), с которыми та взаимодействует. Она сложна и иерархична, изменчива. Большинство современных управленческих теорий признает внешнюю среду главной организационной характеристикой [3, с.194].

     Внешние факторы влияния - условия, которые  организация не может изменить, но должна постоянно учитывать в  своей работе: потребители, правительство, экономические условия и т.д.

     Под внешней средой понимают все условия и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или могущие оказать воздействие на ее функционирование и поэтому требующие принятия управленческих решений.

       Однако набор этих факторов  и оценка их воздействия на  хозяйственную деятельность различны  у каждой фирмы. Обычно предприятие  в процессе управления само  определяет, какие факторы, и в  какой степени могут воздействовать  на результаты его деятельности  в настоящий период и в будущей  перспективе. Выводы проводимых  исследований или текущих событий  сопровождаются разработкой конкретных  средств и методов для принятия  соответствующих управленческих  решений. Причем, прежде всего,  выявляются и учитываются факторы  внешней среды, оказывающие воздействие  на состояние внутренней среды  фирмы.

     Одним из способов определения окружения  и облегчения учета ее влияния на организацию состоит в разделении внешних факторов на две основные группы: микросреду (среду прямого воздействия) и макросреду (среду косвенного воздействия) [10, с.130].

     Связь между средами подчеркивает М. Бейкер: «Акцент на макроэкономический анализ основан на вере в то, что практика маркетинг-менеджмента на уровне отдельной  фирмы в значительной степени  определяется внешними факторами, внутри которых фирма действует. Это  макроэкономические факторы, которые  управляют структурой отраслей и  рынков и природой конкуренции, то есть микросредой» [6, с.258] .

     Внешняя среда прямого воздействия (микросреда) для организации - это совокупность факторов, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое влияние операций организации [10, с.130].

     Среду прямого воздействия еще называют непосредственным деловым окружением организации или средой задач. К ней относятся: поставщики, законы и государственные органы, потребители и конкуренты.

     Поставщики  обеспечивают поступление необходимых  для функционирования организации  видов ресурсов, основными из которых  выступают сырье и материалы, энергия, оборудование и технологии, финансовые и информационные ресурсы, рабочая сила. Даже у небольшой  фирмы могут быть десятки поставщиков.

     Организации обязаны соблюдать не только федеральные  законы, но и требования органов  государственного регулирования, т.е. принудительного выполнения законов  в сферах компетентности этих органов, а также требований, зачастую также имеющие силу закона [15, с.133].

     Потребители - единственная подлинная цель бизнеса – создание потребителя.

     Потребитель, решая, какие товары и услуги для  них желательны и по какой цене, во многом определяют результаты деятельности организации       [12, с.96].

     Профиль покупателей может быть составлен по следующим характеристикам [11, с 154]: географическое месторасположение покупателя; демографические характеристики покупателя (возраст, образование, сфера деятельности); социально-психологические характеристики покупателя, отражающие его положение в обществе, стиль поведения, вкусы и привычки; отношение покупателя к продукту, отражающее то, почему он покупает данный продукт, является ли он сам пользователем продукта и как оценивает продукт.

     Изучение  конкурентов, с которыми организации  приходится бороться за ресурсы, полученные из внешней среды, занимает важное место  в стратегическом управлении. Данное изучение направлено на то, чтобы выявить  слабые и сильные стороны конкурентов  и на базе этого строить свою стратегию  конкурентной борьбы.

     Под конкурентной средой фирмы  понимают совокупностью субъектов и факторов рынка, влияющих на отношение между  производителем (продавцом) и потребителем продукции. Большинство исследований на всех уровнях управления выделяют ценовую и структурную (общую - условие производства) конкурентоспособность [18, с.81].

     Внешняя макросреда включает факторы, которые влияют на предприятие не прямо и немедленно, а оппосредственно, через сложную систему экономической конъектуры, движения технического прогресса, социокультурные факторы и т.д. [2, с.89]. Однако руководству необходимо учитывать их. Среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия. Поэтому при ее исследовании обычно опираются, прежде всего, на прогнозы.

     Рассмотрим  возможные направления воздействия на предприятие факторов: технология, состояние экономической среды, социокультурные факторы, законодательно-политические факторы и международные изменения.

     Технология - это совокупность средств, процессов, операций, с помощью которых входящие в производство элементы преобразуются  в выходящие.

     Технологические изменения включают в себя научные  и технические нововведения в  отдельной отрасли и в обществе в целом. Технология является одновременно внутренней переменной и внешним  фактором большого значения. В качестве внешнего фактора, она отражает уровень  научно-технического развития, который  воздействует на организацию, например, в областях автоматизации, информатизации и др.  Технологические нововведения влияют на эффективность, с которой  продукты можно изготавливать и  продавать, на скорость устаревания  продукта, на то, как можно собирать, хранить и распределять информацию, а также на то, какого рода услуги и новые продукты ожидают потребители  от организации.

     Экономические изменения отражают  общую экономическую  ситуацию в стране или регионе, в  котором работает компания. Экономические  факторы являются наиболее существенными, поскольку текущее и прогнозируемое состояние экономики может негативно  влиять на стратегические цели организации. Такие показатели, как темп инфляции, стабильность национальной валюты, международный  платежный баланс, налоговая ставка, покупательская способность населения, динамика ВНП, ВВП, уровень безработицы, процентные ставки, а также основные тенденции изменения структуры  отраслей и организационных форм хозяйствования, должны постоянно диагностироваться  и оцениваться. Каждый из них может  представлять либо угрозу, либо новую  возможность для организации.

     Деятельность  предприятия проходит в обществе. В процессе этой деятельности предприятие  устанавливает взаимоотношения  с различными элементами структуры  общества, что обуславливает влияние  на предприятие факторов социальной и культурной среды. К социокультурным  факторам макросреды относят демографические  характеристики, нормы, обычаи и жизненные  ценности страны, в которой оперирует  организация. Социо-культурные факторы влияют на формирование спроса населения, на трудовые отношения, уровень заработной платы, на условия труда и т.д.

Информация о работе Влияние внешей среды предприятия на основные направления ее развития