Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2011 в 12:27, курсовая работа
Целью данной работы является изучение коммуникации в управлении, ее значения, видов и способов усовершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить виды, значения коммуникаций, коммуникационные процессы, их сети и стили;
рассмотреть управление коммуникациями в организациях, коммуникации между организацией и внешней средой и межуровневые коммуникации;
подробно рассмотреть современные способы совершенствования коммуникаций с применением вычислительной техники;
ознакомиться с особенностями коммуникаций на конкретном примере.
Введение 3
Глава 1. Коммуникация и коммуникационный процесс 6
1.1Коммуникация: понятие, виды 6
1.2 Структура коммуникаций 18
1.3 Анализ коммуникационных процессов в организации 23
1.4 Способы совершенствования коммуникаций в организации 24
Глава 2. Коммуникационные процессы на примере авиационной компании
«РусЛайн» 29
2.1 История создания компании 29
2.2 Структура внутрифирменных коммуникационных процессов 30
2.3 Система взаимоотношений, развитие отношений с обществом 31
Заключение 34
Список используемой литературы 38
***
КУРСОВАЯ РАБОТА
по
учебной дисциплине
«Основы менеджмента»
Выполнил: студент (ка) 4-го курса, группы ***
по специальности «Менеджмент организации»
***
(фамилия, имя, отчество)
Тема: «Виды
коммуникаций, их роль
в системе менеджмента
организации»
Проверил:
Защищён
«___» __________ 200
г.
Москва – 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Коммуникация и коммуникационный процесс 6
1.1Коммуникация:
понятие, виды
1.2 Структура коммуникаций
1.3 Анализ коммуникационных процессов в организации 23
1.4 Способы совершенствования коммуникаций в организации 24
Глава 2. Коммуникационные процессы на примере авиационной компании
«РусЛайн»
2.1 История создания
компании
2.2 Структура внутрифирменных коммуникационных процессов 30
2.3 Система взаимоотношений,
развитие отношений с обществом
31
Заключение
Список используемой
литературы
ВВЕДЕНИЕ
Данная курсовая работа посвящена изучению коммуникаций в управлении.
Всякая деятельность человека нуждается в управлении. Управление - это воздействие со стороны управляющего субъекта на людей или экономические объекты, с целью организовать их действия для получения определенных результатов. В понимании управления главную роль играет технология производства, которая лежит в основе организации производства, и, следовательно, управления производством. В этом случае управление определяется через понятие организация и, по существу, оно сводится к организации. Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.
Одним из самых важных факторов интеграции управления является коммуникация. Коммуникация - это процесс обмена информацией, включающий субъекты коммуникации (отправителя и получателя), способ коммуникации и объект коммуникации (передаваемую информацию).
Актуальность темы заключается в рассмотрении коммуникации как средства, с помощью которого модифицируется поведение, осуществляются изменения, информация приобретает эффективность, реализуются цели, т.е. осуществляется эффективное управление.
Целью данной работы является изучение коммуникации в управлении, ее значения, видов и способов усовершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Объектом исследования является менеджмент.
Предметом исследования выступает коммуникация в управлении.
Коммуникация стала темой исследований сравнительно недавно не потому, что древние народы были в неведении о ее важной роли, а потому что все «знали» о ее необходимости и принимали участие в распространении информации. Поэтому, в детальном изучении коммуникационного процесса, его условий, стадий и теоретических основ заключается научный интерес данной работы.
Исследуемая тема имеет большое практическое значение. По общему признанию, коммуникация и коммуникационные процессы имеют огромное влияние на успех деятельности предприятий и представляют одну из сложных проблем менеджмента. По существу это своего рода «кровеносная система» единого организма фирмы.
В ходе исследования различных аспектов поставленной темы использовались такие методы научного познания, как сравнительно-правовой, социологический, структурно-функциональный, теоретико-прогностический и др.
Американский ученый Мануэль Кастельс в своей работе «Информационная эпоха» акцентировал особое внимание на то, что без коммуникационных процессов невозможно управление, потому, что оно, с одной стороны, опирается на существующие и сложившиеся формы коммуникации, с другой стороны – формирует те формы коммуникации, которые облегчают как совместную деятельность, так и само управление1.
Автор книги «Менеджмент с точки зрения здравого смысла» Трейси акцентирует внимание на коммуникационном процессе как средстве, с помощью которого модифицируется поведение сотрудников фирмы2.
Американский ученый Роджерс Эверетт в книге «Коммуникации в организациях» рассматривает процесс коммуникации как средство, с помощью которого социальные и энергетические вклады вводятся в социальные системы3.
В работе « Теория и методы принятия решений» исследователь Ларичев О. И. выдвинул интересное предположение, что эффективность процесса зависит, прежде всего, от психологического настроя коллектива4.
Эффективные коммуникации являются необходимым условием достижения цели организации, выполнения основных функций управления. Например, для разработки миссии организации необходима информация
о
потенциальных потребителях
______________________________
1Кастельс, Мануэль. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. — М.: ГУ ВШЭ, 2000. — 608 с.
2Трейси, Диана. Менеджмент с точки зрения здравого смысла. – Пер. с англ., М.: Автор, 1993. – 155с.
3Роджерс, Эверетт. Коммуникации в организациях , под ред. Л.И. Евенко . - М.: Экономика, 1980. – 175 с.
4Ларичев, О. И. Теория и методы принятия решений, а также хроника событий в волшебных странах. – М.: Логос, 2003. – 392 с.
ГЛАВА 1. КОММУНИКАЦИЯ
И КОММУНИКАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС.
Коммуникация (лат. communicatio), буквально означающее «общее» или «разделяемое всеми»1. В практическом плане - это процесс обмена идеями и информацией между двумя и более людьми, ведущий к взаимному пониманию и достижению цели.
Цели коммуникаций:
-Обеспечение эффективного обмена информацией между субъектами и объектами управления.
-Совершенствование межличностных отношений в процессе обмена информацией.
-Создание информационных каналов для обмена информацией между отдельными сотрудниками и группами и координации их задач и действий.
-Регулирование и рационализация информационных потоков2 .
Существует две основные функции коммуникации: информационная и личностная. Первая осуществляет процесс движения информации, вторая - взаимодействие личностей. Эти две функции теснейшим образом связаны друг с другом. Взаимодействие личностей в значительной степени осуществляется благодаря движению информации, но полностью к информационным процессам не сводится, потому что коммуникация строится не только по факту передачи и получения информации, но и по личностным ее оценкам и индивидуальным интерпретациям.
______________________________
1 Почепцов, Г. Г. Теория коммуникации. – М.: SmartBook, 2009. – 652с. – стр 11.
2 Почепцов,
Г. Г. Коммуникативные технологии XX века.
– М.: Рефл-Бук, Ваклер, 2000. – 352 с.- стр.25
Коммуникации можно классифицировать по множеству различных показателей. По отношению к организации коммуникации бывают двух типов: внешние и внутренние. Они отражают целостность управляемой системы и одновременно ее открытость, приоритетность действий работников фирмы, стиль управления менеджера, ситуации взаимодействия фирмы с другими объектами.
Основную роль в организации играют коммуникации между уровнями и подразделениями. Информация перемещается с уровня на уровень в рамках вертикальных коммуникаций. Она может передаваться по нисходящей, т.е. с высших уровней на низшие. Таким путем подчиненным уровням управления сообщается о текущих задачах, рекомендуемых процедурах и т.д.1.
Помимо обмена по нисходящей, организация нуждается в коммуникациях по восходящей. Передача информации с низшего уровня на высший может существенно влиять на производительность.
Коммуникации могут быть одноканальные и многоканальные. Каждый человек имеет разнообразные интересы, которые и определяют множественность его коммуникаций. Но в определенной деятельности человека его интересы могут сводиться к одному типу связей. Это бывает при очень узкой специализации деятельности или очень ограниченных полномочиях. Это часто отражает и определенный стиль управления: управление по ограниченному составу проблем или суженной задаче. Одноканальные коммуникации часто выступают в виде явной и намеренно выделенной приоритетности проблемы в комплексе действий менеджера. Он как бы не обращает внимания на другие проблемы, все подчиняя одной из них. В этом случае и все его связи сводятся к одной, ограниченной данной проблемой.
Напротив, многоканальные коммуникации свидетельствуют о широте подхода к проблематике управления, разнообразии решаемых проблем.
______________________________
1Почепцов, Г. Г. Коммуникативные технологии XX века . – М.: Рефл-Бук, Ваклер, 2000. – 352 с.- стр.23
Кроме того, характеристики одноканальности и многоканальности коммуникаций определяются и системой информационного обеспечения управления1. Множество каналов поступления информации, разнообразие информации создают многоканальные коммуникации.
Информация о работе Виды коммуникаций, их роль в системе менеджмента организации