Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 20:16, курсовая работа
Несмотря на огромное значение революционных преобразований, развитие менеджмента – это в основном эволюционный процесс. Он характеризуется непрерывностью и ориентацией на цели, стратегию и задачи организации. Меняются цели и стратегия – меняются конкретные задачи – меняются организация и методы управления. В отличие от всех предыдущих способов управления коллективными действиями, менеджмент включает в себя постоянное обновление.
Введение 3
1.1. Этапы развития менеджмента 4
1.2. Научные школы менеджмента 13
1.3. Современный российский менеджмент 24
1.4. Сравнительный анализ японской и американской моделей менеджмента 33
1.5. Современная концепция менеджмента 38
2.1. Генри Форд — основные принципы организации производства 41
2.2. Лидо Энтони Яккока- личностные качества истинного менеджера 48
Заключение 59
Список использованной литературы 62
- отсутствие необходимых сложившихся норм деловой этики бизнеса, нарушение предпринимателями элементарных этических правил при осуществлении бизнес- операций, невыполнение данных ими обязательств, нарушение договоренностей, желание подчас решить свои проблемы за счет и в ущерб интересам другой стороны;
- отсутствие сформировавшихся правил делового этикета, культуры поведения;
- эффективность деятельности многих организаций и конкретные ее показатели - производительность труда, эффективность использования и экономия тех или иных ресурсов не являются пока объектами управления;
- отсутствие заинтересованности у многих организаций во внедрении систем управления качеством, недостаточное внимание к качеству вырабатываемых товаров и оказываемых услуг;
- отсутствие у менеджеров всех рангов глубоких знаний о рынке, экономике и о самом менеджменте как о науке управления. Малая часть менеджеров обладает этими знаниями, далеко не все стремятся получить их, чтобы использовать на практике. Большинство из них работает по принципу: главное - любой ценой заработать как можно больше денег сегодня. Это приводит к появлению огромного количества фирм-однодневок, ничего не дающих для общества, что отрицательно сказывается на построении рыночной экономики;
- значительная зависимость условий и оплаты труда наемных работников от взаимоотношений с руководителями, а не от их квалификации и результатов работы - "феодализм отношений". Имеет место бесправие наемных работников, их "рабское поведение" и произвол руководства, чиновников. Это связано с безработицей и низкой культурой менеджеров и наиболее сильно проявляется в малых городах;
- распространенность в отношениях подчиненных к руководителям раболепства, подхалимства, лести и угодничества, а потому необъективной оценки их деятельности и лояльности (там, где следовало бы предъявить к руководителям те или иные требования);
- неуважение к людям и игнорирование этики управления. Не секрет, что люди, работающие в государственных и частных организациях, считаются руководством "винтиками", которые в любой момент можно выбросить и заменить новыми. Работники всех уровней во многих организациях бесправны и беззащитны перед произволом руководства. Каждый из них может быть уволен без объяснения причин и выплаты заработанных денег. Сделки, а следовательно, и деньги нового работника могут быть присвоены руководством и поделены между ним и основным "костяком" сотрудников и т. д. Обман и хамство стали нормой поведения некоторых руководителей. Особенно это относится к так называемым "пульсирующим" фирмам, специфика которых заключается в постоянном наборе и увольнении через короткий промежуток времени новых сотрудников без оплаты их труда;
- низкий уровень механизации, автоматизации и компьютеризации управленческих процессов, хотя уровень информатизации и компьютеризации отечественных организаций в последние годы заметно повысился.
Вместе с тем имеется ряд факторов, оказывающих непосредственное положительное влияние на становление российского менеджмента:
- творческий подход российских менеджеров и специалистов к решению возникающих проблем;
- отрицание монокультурных моделей менеджмента;
- ориентация на гармонизацию во взаимоотношениях;
- общинный, коллективистский образ жизни и деятельности, группизм;
- стойкость, выносливость, работоспособность и энергичность россиян;
- стремление к новациям, поиску новых путей для достижения поставленной цели;
- способность быстро восстанавливать физические и духовные силы, адаптироваться в условиях быстро и кардинально меняющейся внешней среды;
- повышение общественной значимости и оценки менеджмента, профессионализация его, стремление к обучению и повышению профессиональной квалификации менеджеров;
- стремление субъектов хозяйствования всех форм собственности улучшить свои показатели за счет реформирования систем организации и управления, реализуя прежде всего два вида процессов:
Несмотря на перечисленные характеристики, российский менеджмент еще находится в стадии формирования и развития.4
Японская модель |
Американская модель |
1.Философия фирмы | |
Со сменой руководства философия фирмы не изменяется. Кадры остаются, так как действует «система пожизненного найма» |
Замена руководства фирмы сопровождается сменной управленческих работников и рабочих |
2. Цели фирмы | |
Обеспечение роста прибыли и благосостояния всех работников фирмы |
Рост прибыли фирмы и дивидендов индивидуальных вкладчиков |
3. Организационная структура управления | |
Фирма состоит из автономных в коммерческом плане отделений. Высока роль функциональных служб в штаб- квартирах. Использование проектных структур управления |
Корпорация состоит из автономных отделений. Использование матричных структур управления |
4. Наем и кадровая политика | |
Широко используется труд выпускников вузов и школ. Переподготовка и обучение внутри фирмы, без отрыва от производства. Продвижение по службе с учетом выслуги лет. Оплата труда в зависимости от возраста и стажа работы в фирме (так называемая уравнительная заработная плата) |
Наем работников на рынке труда через сеть университетов, школ бизнеса и др. Нацеленность на индивидуальную, личную карьеру. При наем работника в специальных «центрах оценки» проверяется его соответствие вакантной должности с помощью таких методов, как конкурс, оценка знаний, навыков сдача экзаменов на должность. Индивидуальная оценка и аттестация работников. Оплата труда в зависимости от индивидуальных результатов и заслуг работника |
5. Организация производства и труда | |
Основное внимание удаляется цеху- низовому звену производства. Используется система «точно вовремя»(«Канбан») без создания запасов и межоперационных заделов. Работа групп (Кружков) качества и осуществления жесткого контроля качества на всех стадиях производственного процесса всеми работниками фирмы. Обязанности между работниками строго не распределены. Работники выполняют различные виды работ в зависимости от ситуации; девиз-«действуй по обстановке» |
Основное внимание уделяется не производству, а адаптации с внешней средой. Работники выполняют работы на основе четкого исполнения должностных инструкций. Ставки заработной платы строго определены в зависимости от должности, выполняемой работы и квалификации. Заработная плата |
6. Стимулирование работников | |
При благоприятном финансовом положении премии выплачиваются два раза в год (каждый раз по два- три месячных оклада). Выплаты и льготы из социальных фондов: частичная или полная оплата жилья, расходы на медицинское страхование и обслуживание, отчисления в пенсионные фонды, доставка на работу транспортом фирмы, организация коллективного отдыха и др. |
Стимулирование работников значительно ниже, сем Японии, хотя доход президента крупной американской корпорации в среднем в три раза выше, чем президента японской фирмы |
7. Внутрифирменное планирование | |
Внутрифирменные отделения имеют планы на три года, включающие в себя инвестиционную политику и мероприятия по внедрению новой техники, а также перспективные планы на 10—15 лет. Планы разрабатываются по
принципу скользящего планирования
отделениями фирмы. В плане отделения
показывается объем производства, количество
продукции в натуральном |
Процесс планирования децентрализован. Отделениям планируются основные финансовые показатели, затраты на производство, сбыт и НИОКР, которые могут корректироваться в течение года. По каждому новому виду продукции используются «стратегические хозяйственные центры» (СХЦ) |
8. Финансовая политика | |
Часть прибыли отделения (до 40%) используется им самостоятельно. Прибыль направляется на рационализацию
производства, сокращение материальных
затрат и внедрение новых Широкое привлечение заемных средств. |
Администрация фирмы перераспределяет прибыль между отделениями. Расширение производства за счет покупки (поглощения, слияния) других корпораций. Самофинансирование корпораций. |
В таблице дано сравнение японской и американской моделей менеджмента, позволяющее выделить достоинства и недостатки каждой из них. 5
В последнее время американцы предпринимают много усилий, чтобы выяснить сущность японских методов управления и перенести положительный опыт Японии на свои предприятия. В 1950—60-е гг. положение было обратным, японские фирмы перенимали американские принципы организации производства, технологию производства, подходы к формированию организационных структур и др. Как уже отмечалось выше, «кружки качества» и система поставок «точно вовремя» зародились в США, но не получили там широкого распространения. Однако они принесли хорошие результаты на японских фирмах. В то же время другое американское нововведение — американские методы управления «человеческими ресурсами» — не нашло применения в Японии.
В последнее время американские корпорации начали внедрять у себя нововведения, приведшие японские фирмы к значительному успеху. Так, американская компания — «Дженерал Моторс» внедрила систему «точно вовремя», а другая компания — «Дженерал Электрик» — «кружки качества». Однако не все методы управления, используемые в Японии, приживаются на американской земле. Это относится к системе долгосрочного или «пожизненного найма» работников, образованию за счет отчислений от прибылей фирмы фондов для удовлетворения нужд работников и др.
Сопоставление японской и американской моделей менеджмента показывает, что нельзя переносить одну модель менеджмента в экономику другой страны без учета ее специфических условий и, прежде всего, психологических и социально-культурных факторов.6
Развитие теории и практики управления во всем мире позволило сформулировать современную концепцию менеджмента, приведенную ниже:
1. Успех организации
2. Организация рассматривается
как открытая система, на
3. Процесс управления
организацией — это
4. Применение к процессу
управления организацией
5. Ориентация на человека
и его возможности, поэтому
основное внимание уделяется
демократизации управления, проблемам
руководства и лидерства,
Представляется, что эти основополагающие положения менеджмента будут не только сохранены в XXI в., но и получат свое дальнейшее развитие. Кроме того, менеджмент будет развиваться по следующим основным направлениям:
• рациональное сочетание рынка и государственного регулирования;
• широкое использование стратегического планирования и управления в деятельности организаций;
• постоянная корректировка целей организации как реакция на изменения внешней среды;
• достижение стратегических
и оперативных целей
• разработка новых методов
и приемов управления, позволяющих
организации более гибко
• резкое повышение уровня квалификации и искусства менеджеров в управлении организацией;
• использование в практике
управления оптимальных решении, выбранных
на основе тщательного анализа
• совершенствование структур управления за счет большей децентрализации функций;
• постоянная забота о повышении квалификации работников организации;
• максимальное использование инноваций, экономико-математических методов, ЭВМ;
• развитие информационных
систем, широкое использование
• привлечение сотрудников к управлению организацией.7
Идеи Тейлора в области организации производства продолжил Генри Форд (1863—1947). Он автор двух книг: «Моя жизнь, мои достижения» и «Сегодня и завтра». Первая книга была переведена на русский язык в 1924 г., вторая — в 1928 г.
Форд родился в семье мичиганского фермера, эмигранта из Ирландии. Два важнейших события детства произвели на него серьезное впечатление. В 12 лет он впервые увидел на дороге движущийся локомобиль, и в этом же году ему подарили часы. С детства он был «прирожденным техником». Увиденный локомобиль определил его дальнейшую судьбу.
В 15 лет Форд оставил занятия в школе и определился учеником в механическую мастерскую в Детройте. В этом возрасте он уже мог не только починить любые часы, но даже изготовить вполне приличные часы. В молодые годы он имел более 300 часов. Одно время он хотел даже изготовлять часы, но пришел к мысли, что не все люди их будут покупать. А ему хотелось наладить производство какой-нибудь продукции ддя массового потребителя. И он обратился к средствам передвижения.
В 1891 г. он разработал конструкцию
газолиновой тележки и
На базе этой газолиновой тележки впоследствии был создан автомобиль «Форд»> модель «Т», который имел уже четыре цилиндра, автоматическое пусковое устройство и был проще своего предшественника при том, что стал удобнее и практичнее в использовании.
С 1893 г. Форд уже работает в должности главного инженера Эдисоновской компании Детройта, специализирующейся на освещении города. В 1899 г. он становится главным инженером Детройтской автомобильной компании и работает в ней по 1902 г. Деятельность в этой компании принесла ему известность изобретателя скоростных моделей автомобилей.
В 1903 г., Форд создает «Форд синьер компани», контрольный пакет акций которой (51%) он приобретает в 1916 г. В 1919 г. его сын приобретает остальные — 41% акций. Весь пакет акций оказался в руках семьи Форда. Благодаря созданию автомобиля модели «Т» Форд сломал все прежние концепции, существовавшие в автомобильной промышленности. Эта модель пользовалась огромной популярностью среди покупателей — в 1908—1927 гг. было продано свыше 15 млн автомобилей этой модели. Это были дешевые и практичные автомобили, способные преодолеть и ухабистые проселки, и грязь, и снег, и песок, и даже каменную лестницу. В народе этот автомобиль называли «жестяной машинкой». Сам Г. Форд тоже ездил на такой.
Создавая автомобильное производство, Форд писал, что цель его состояла в том, «чтобы производить с минимальной затратой материала и человеческой силы и продавать с минимальной прибылью». Он отмечал, что «алчность есть род близорукости». Вместе с тем он имел громадную прибыль за счет увеличения объема продаж. «Запомни: тот, кто слишком гонится за прибылью, никогда не гребет деньги лопатой! Вот мне лично просто нравится выпускать автомобили, которые раскупаются, как горячие пирожки!» В основу организованного им производства были положены следующие принципы: