Великие менеджеры

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 20:16, курсовая работа

Описание работы

Несмотря на огромное значение революционных преобразований, развитие менеджмента – это в основном эволюционный процесс. Он характеризуется непрерывностью и ориентацией на цели, стратегию и задачи организации. Меняются цели и стратегия – меняются конкретные задачи – меняются организация и методы управления. В отличие от всех предыдущих способов управления коллективными действиями, менеджмент включает в себя постоянное обновление.

Содержание

Введение 3
1.1. Этапы развития менеджмента 4
1.2. Научные школы менеджмента 13
1.3. Современный российский менеджмент 24
1.4. Сравнительный анализ японской и американской моделей менеджмента 33
1.5. Современная концепция менеджмента 38
2.1. Генри Форд — основные принципы организации производства 41
2.2. Лидо Энтони Яккока- личностные качества истинного менеджера 48
Заключение 59
Список использованной литературы 62

Работа содержит 1 файл

курсач менеджмент 2012.docx

— 118.26 Кб (Скачать)

 

Содержание

Введение 3

1.1. Этапы  развития менеджмента 4

1.2. Научные  школы менеджмента 13

1.3. Современный  российский менеджмент 24

1.4. Сравнительный  анализ японской и американской  моделей менеджмента 33

1.5. Современная  концепция менеджмента 38

2.1. Генри  Форд — основные принципы организации  производства 41

2.2. Лидо Энтони  Яккока- личностные качества истинного  менеджера 48

Заключение 59

Список использованной литературы 62

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Управление появилось  с людьми, с образованием человеческого  общества. Управление выделилось и  обособилось в самостоятельный  вид деятельности в процессе развития и кооперации труда, что обусловило необходимость организации, координации  и согласования деятельности людей  в общественном производстве.

В отдельную науку управление организацией (менеджмент) выделилось относительно недавно. Чтобы лучше  понять активно развивающееся новое  и сложное социальное явление  как, менеджмент, мы рассмотрим развитие теории и практики менеджмента в  разрезе исторических периодов.

Несмотря на огромное значение революционных преобразований, развитие менеджмента – это в основном эволюционный процесс. Он характеризуется  непрерывностью и ориентацией на цели, стратегию и задачи организации. Меняются цели и стратегия – меняются конкретные задачи – меняются организация  и методы управления. В отличие  от всех предыдущих способов управления коллективными действиями, менеджмент включает в себя постоянное обновление. Историческая периодизация менеджмента  подтверждает и показывает зависимость  его развития от внешних условий, и прежде всего от исторического  этапа развития общества. Этим обусловлена  необходимость рассмотрения эволюции теории и практики менеджмента.

 

 

 

1.1. Этапы развития менеджмента

Давая характеристику окружающего  мира, можно выделить три основных компонента: неживую природу, живую  природу и человеческое общество. Такое деление позволяет провести классификацию процессов управления:

• в неживой природе (технических  системах);

• в живой природе (биологических  системах, организмах);

• в человеческом обществе (социальных системах).

Управление техническими системами, т.е. машинами, механизмами, производственно-техническими процессами, как правило, называют управлением средствами труда (вещами). Эта область управления является предметом изучения технических наук.

Управление процессами, протекающими в живой природе, изучается естественными науками. Управление как воздействие на деятельность людей, объединенных в группы, коллективы, с их различными интересами, представляет собой управление людьми (работниками). Эта наиболее сложная область управления социальными системами является предметом изучения социальных (общественных) наук.

 Без управления ни  одна организация, ни одно предприятие  не может добиться успеха. Однако  управление как вид деятельности  и как наука в таком виде, в котором мы имеем его в  настоящее время, появилось не  сразу. Практика управления стара  как мир. Но сегодня никто  с достаточной степенью достоверности  не скажет, когда возникли первые элементы управления. По-видимому, потребность в нем возникла тогда, когда люди стали жить и охотиться группами.

Значительно позднее К. Маркс  укажет на то, что всякий непосредственно  общественный труд, осуществляемый в  сравнительно крупном масштабе, нуждается  в большей или меньшей степени  в управлении, которое устанавливает  согласованность между индивидуальными  работами и выполняет общие функции.

Как только доисторические люди стали жить организованными  группами, у них появилась необходимость  управления в трех сферах человеческой деятельности:

• оборонительной — защита от диких зверей и врагов;

• политической — установление и поддержание порядка в группе;

• экономической — производство и распределение ограниченных ресурсов: пищи, одежды, орудий труда, оружия и  др.

На первом этапе, когда  группы людей были невелики, управление во всех сферах осуществлялось одним  человеком — вождем этой группы. В дальнейшем, по мере разрастания  групп и усложнения выполняемых ими функций, появилась необходимость разделения труда и дифференциации функций. Но на это потребовались века.

Древний мир Египетские пирамиды, построенные в 3000—2000 гг. до н.э., являются ярким свидетельством не только культуры древних египтян, но и их управленческого искусства. Строительство огромных пирамид требовало прежде всего четкого планирования. Необходимо было решить где, какого размера и каким способом добывать камень, как его подвозить к месту строительства. Кроме того, необходимо было решить и все организационные вопросы: когда и с помощью какого транспорта подвозить камни к месту строительства. Камни вырубались зимой и весной, а перевозились в период разлива Нила. Таким образом решались вопросы сокращения затрат на строительство. На управление также возлагалось координирование действий десятков тысяч рабов, крестьян и чиновников.

Дошедшие до нашего времени  незначительные источники свидетельствуют  о довольно широком понимании  египтянами проблем управления государством, и в частности, сущности власти, значения стиля и методов руководства. В древнем памятнике письменности Египта — книге «Поучение Птаххотепа», датируемой 2000—1555 гг. до н.э., содержатся советы и рекомендации, не потерявшие своей актуальности и в настоящее время: «Если ты начальник, будь спокоен, когда слушаешь ты слова просителя; не отталкивай его прежде, чем он облегчит душу от того, что хотел сказать тебе».

Древние греки уделяли  особое внимание вопросам организации  и управления производственными  процессами, заботились о четкой специализации  рабочих. В своих выступлениях Платон говорил о том, что человек  не может одинаково хорошо работать и по камню, и по железу, и по дереву. Каменщик не должен затачивать сам  свой инструмент. Управление он считал наукой об общем развитии людей, которая  должна базироваться на всеобщих разумных законах. В управлении обществом  главная роль должна принадлежать политикам (царям), осуществляющим надзор за человеческим стадом. При этом он выделил два  вида надзора: титанический, основанный на силе, и политический, мягкий. Каждый член общества выполняет свои определенные функции, а правитель сплетает их в гармоническое целое.

У Сократа дается понимание  управления как особой сферы человеческой деятельности. Он говорил о том, что  главное в управлении — поставить  нужного человека на нужное место  и добиться выполнения поставленных перед ним задач. Современная  позиция, по существу, не изменилась. Как  отмечают авторы учебника «Основы менеджмента»: «Без людей нет организации. Без  нужных людей ни одна организация  не сможет достичь своих целей  и выжить».

 Линейная структура  управления государством получила  выражение в системе управления  Римской империей. Ее основной  проблемой был сбор налогов  со всех ее частей, значительно  удаленных друг от друга. Прямое  правление из Рима осуществить  было крайне трудно. Поэтому в  284 г. н.э. император Диоклетиан  разделил империю на 101 провинцию, все они сводились в 12 диоцезов, а те, в свою очередь, в четыре географических региона. Диоклетиан и три его помощника возглавляли эти регионы. Помощники имели определенную власть и права в решении гражданских дел, но военная власть была строго централизована. Изменение структуры управления позволило укрепить могущество Римской империи.

Насколько далеко продвинулась в Древнем Риме управленческая мысль  можно показать на примере применяемой  там системы управления фермой. Так, например, Катон Старший (234—149 гг. до н.э.) писал о необходимости планирования работ на ферме на целый год вперед. Он говорил об обязательном контроле за проделанной работой, о необходимости сравнения программы и результатов, о выяснении причин невыполнения плана, о рациональной организации работ.

Интересны идеи в области  управления, выдвинутые мыслителями  Древнего Востока. Из древнеиндийского трактата «Артхамастра» (IV— III вв. до н.э.) видно, что получили развитие такие науки, как философия, учение о хозяйстве и учение о государственном управлении. На санскрите искусство управления называется «дан-данити», в буквальном переводе «руководство по владению палкой» (на санскрите палка — данда).

Для организаций Древнего мира было характерно:

• относительно небольшое  количество руководителей, практическое отсутствие руководителей среднего звена;

• управленческая работа зачастую не выделялась и не отделялась от неуправленческой деятельности;

• должности руководителей  организаций занимали чаще всего  по праву рождения или силой;

• малое количество крупных  организаций.

Вместе с тем следует  отметить, что в древности крупные  организации имели формальные структуры  управления с четко выделенными  уровнями управления. Руководители этих организаций затрачивали определенное количество усилий для координации  их деятельности.

Организации налаживали связи  с другими организациями, что  способствовало достижению ими определенного  успеха.

Средневековье и  Новое время. В практике управления существуют

примеры организаций, возникших  в Средневековье и успешно  функционирующих и в настоящее  время благодаря созданию рациональной структуры управления. К их числу  относится Римско-католическая церковь, имеющая наиболее простую структуру  управления: папа, кардинал, архиепископ, епископ и приходской священник. Современные военные организации также имеют структуру, похожую на структуру управления католической церкви. Наличие эффективных структур управления позволяет этим организациям успешно развиваться и процветать, тогда как многие современные организации со слабыми структурами управления приходят в упадок или даже прекращают свое существование.

Теория управления в Древнем  мире была развита слабо. В основном управление осуществлялось на практике, большей частью методом проб и  ошибок. Производился также обмен  опытом и идеями среди правителей, церковных деятелей, военачальников.

Заметный вклад в развитие проблем управления государством и  правовых учений внес итальянский государственный  и политический деятель Никколо Макиавелли (1469—1527). В своих работах он касался вопросов изучения стиля работы руководителя, организации его труда, взаимоотношений руководителей и подчиненных.

В эпоху Петра I в России сложились исключительные условия  для укрепления централизованного  государства. Проводимые Петром I реформы  были направлены на достижение «общего  блага». Власть государя трактовалась как неограниченная и стоящая  выше закона. В «Артикуле воинском»  сказано: «Государь никому на свете  о своих делах ответу дать не должен, но силу и власть имеет свои государства  и земли... по своей воле благомнению управлять». Реформы Петра 1 касались государственного управления.

К сожалению, эволюция управленческой мысли в России этого периода  изучена недостаточно. Известен опыт управления заводами Сибири и Урала. В книге начальника главных заводов  Сибири и Ура­ла В.И. Геннина затрагиваются вопросы, которые не потеряли своей актуальности и в настоящее время: перспективное планирование, учет и отчетность, стиль руководства и качества руководителя и др. Генниным описана модель руководителя, в которой главное место отводится его организаторским способностям и личным качествам (честность, трудолюбие, здравый смысл, трезвый расчет, заботливость). Перечисленные качества важны и для современного руководителя.

В условиях капиталистического и феодального обществ потребность  в изучении проблем управления была ограничена. Основное внимание уделялось решению проблем управления государством.

Основой существования феодального  общества было ведение натурального хозяйства. Рабы и крепостные крестьяне  находились в полной личной зависимости  от воли и власти хозяина, что не стимулировало роста производительности труда.

Промышленная  революция и производственные отношения . Переворот в производственных отношениях связан с промышленной революцией, начавшейся в середине XVIII в. Первая половина XIX в. характеризуется зарождением капитализма сначала в Англии, а затем в США и Европе. В 80-е гг. XIX в. промышленная революция охватила Северную Америку, начался беспрецедентный экономический «бум». Произошел переход от сравнительно небольших ремесленных мастерских к крупному машинному производству, в котором было занято большое количество неквалифицированных и полуквалифицированных рабочих.

С промышленной революцией связано выделение трех уровней  управления: верхнего, среднего и нижнего. На производстве появился мастер.

В управленческой практике того времени широко процветает авторитарный стиль руководства, бесчеловечная  эксплуатация рабочих и неограниченный произвол по отношению к подчиненным. Власть мастера над рабочими была, по существу, неограниченной — от определения  производственных заданий до приема, перемещения и увольнения работников. Мастер устанавливал продолжительность  рабочего дня и величину нормы  выработки, контролировал все действия рабочих, штрафовал их и наказывал. Особенно в первый период развития фабричного производства управление характеризуется  жесткой дисциплиной и построением  организаций по военному типу. Задача индустриального управления состояла в том, чтобы добиться высокой  отдачи от труда рабочих. На этом этапе  развития управления только наметилась тенденция перехода от принципа надзора  за работниками к принципу организации  труда на научных основах.

Информация о работе Великие менеджеры