Управление трудовой мотивацией персонала предприятия на примере ООО «УниверсалОптТорг»

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 18:27, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: является управление трудовой мотивацией персонала предприятия на примере ООО «УниверсалОптТорг» по её совершенствованию.
Тогда из цели определено следующее итак:
1) Изучить теоретические аспекты трудовой мотивации персонала предприятия.
2) Проанализировать и дать оценку организации стимулирования труда и оплаты труда ООО «УниверсалОптТорг», как одного из главных показателей материального стимулирования работников.
3) Разработать мероприятия по совершенствованию системы управления трудовой мотивацией на предприятии.

Содержание

Введение 4
1 Теоретические аспекты трудовой мотивации персонала 7
1.1 Мотивация труда как элемент процесса управления персоналом на предприятии 7
1.2 Место и роль мотивации труда на предприятии 14
1.3 Методика анализа системы стимулирования труда 22
2 Система управления трудовой мотивацией персонала на ООО «УниверсалОптТорг» за 2008-2010 годы 28
2.1 Краткая характеристика предприятия 28
2.2 Использование персонала предприятия 34
2.3 Анализ существующей системы управления мотивацией труда 46
3 Совершенствование системы управления трудовой мотивацией персонала на примере ООО «УниверсалОптТорг» 58
3.1 Пути совершенствования материального стимулирования труда 58
3.2 Нематериальные возможности стимулирования трудовой мотивации персонала на предприятии 62
3.3 Экономическая эффективность мероприятий по стимулированию труда работников 67
Заключение 75
Список использованной литературы: 79
Приложение А 83
Приложение Б 84
Приложение В 86

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 1.19 Мб (Скачать)

Рисунок 1.2 - Подсистема оценки 

     Подсистема  внешней  мотивации  подлежит  большому  рассмотрению  в  литературе, поскольку с практической точки  зрения именно применение элементов  внешней мотивации для работников соответствует одной из главных функций управления – функции мотивации [39, C.29].

     Элементы  этой подсистемы детализируются, изучаются  на практике с точки зрения степени  влияния на результаты работы.

     Таким образом, система мотивации состоит  из трех основных подсистем: подсистемы внутренней  мотивации,  подсистемы  оценки  и  подсистемы  внешней  мотивации.  Каждая имеет свой набор элементов, в зависимости от специфики отрасли и предприятия, от его целей, ресурсов и принципов создания, может выделяться свой перечень таких элементов. 

     Основная  задача создания систем мотивации заключается  в том, чтобы выработать и закрепить  необходимое производственное поведение  сотрудников. Можно выделить два  направления решения этой задачи [38, C.70].

  1. Воздействие на существующие потребности сотрудников и их удовлетворение. Для этого необходимо выявить структуру потребностей сотрудников и на основании полученной информации построить систему стимулирования. Так как каждый человек индивидуален, то любые изменения в кадровом составе потребуют изменения («подстройки») системы стимулирования. Именно поэтому создаваемая система должна отвечать принципам гибкости и адаптивности.
  2. Создание тех потребностей, которые могут быть удовлетворены в рамках существующей системы. В этом случае доминирующую роль в мотивационном процессе будут играть философия организации, организационная культура и др. элементы внутренней среды предприятия, имеющие идеологическую, воспитательную направленность. Формируется система, среда, которая воздействует на мотивационную структуру человека, формирует мировоззрение, делает его членом коллектива, команды, формирует командный дух. Создается долгосрочная мотивационная основа для стратегического управления организацией. В современных условия, как никогда раньше, необходимо, чтобы весь персонал организации действовал как сплоченная команда с четким видением будущего, ясным представлением о своем значении и мотивацией на самостоятельные действия для достижения поставленных целей. Выполнение этих требований позволяет сократить разрыв между заявлениями высшего руководства, корпоративными планами и фактическими результатами.

     Создание  оптимальной системы мотивации  предполагает применение обоих направлений  с учетом конкретной ситуации, сложившейся  на предприятии. Так, для получения  результата в краткосрочном периоде акцент смещается в сторону первого направления, т. е. оперативного воздействия на существующие потребности с использованием различных методов мотивации. Решение проблем создания и удержания долгосрочного конкурентного преимущества потребует особого внимания ко второму направлению, а именно, созданию корпоративной философии, культуры как основополагающего мотивационного фактора, объединяющего и направляющего усилия всех для достижения корпоративных целей.

     Сформулируем  основные принципы проектирования системы мотивации (СМ) труда [36, C.109].

  1. Соответствие корпоративной стратегии (миссия, корпоративные цели, стратегия). СМ должна формировать и поддерживать то производственное поведение, которое способствует реализации заявленной стратегии.
  2. Гибкость при использовании различных методов мотивации и видов стимулирования, способность к изменениям.
  3. Принцип адаптивности предполагает приспособление системы к динамичной и непредсказуемой внешней среде.
  4. Комплексность. Проблема мотивации должна решаться всесторонне, с учетом многофакторности проблемы. Принцип комплексности предполагает, что методы мотивации должны развиваться по совокупности направлений, охватывая не только отдельных работников или малые группы, но и всех сотрудников предприятия как членов единого коллектива.
  5. Системность. Принцип системности предполагает взаимное согласование, увязку, устранение противоречий между различными направлениями, методами, элементами СМ. В результате должна быть создана такая СМ, которая способствует эффективному функционированию всей системы (организации).
  6. Ясность СМ предполагает, что сотрудникам понятны критерии оценки труда и система вознаграждения за полученные результаты. Четко оговорены и промежуточные результаты в тех случаях, когда конечный результат может быть получен в отдаленной перспективе.
  7. Эффективность СМ. В качестве основного результата функционирования системы мотивации можно выделить увеличение степени удовлетворенности, которая привела к активизации деятельности сотрудников в направлении достижения корпоративных целей.

     Система мотивации представляет собой совокупность методов мотивации.

     В теории выделяют четыре основных метода мотивации [35, C.49]:

  • вознаграждение - в виде систем материального и нематериального стимулирования;
  • принуждение - основано на страхе подвергнуться наказанию, например, в виде штрафа, перевода на нижеоплачиваемую работу и т. п.;
  • солидарность - развитие у работников ценностей и целей, совпадающих или близких к ценностям и целям организации с использованием убеждения, воспитания, обучения и создания благоприятной производственной атмосферы;
  • приспособление - воздействие на цели организации путем частичного их приспособления к целям менеджеров высшего и среднего управленческого звена.

     Состав  «мотивационной смеси» определяется конкретной ситуацией, в которой функционирует организация. К ситуационным переменным относятся: вид системы управления (административно-командная и т. д.), динамика внешней среды, стратегия предприятия на рынке, вид организационной культуры, тип производства (массовое, серийное и т. д.), вид выпускаемой продукции (сложная-простая), организационная структура, квалификация персонала и др. 
 

     1.2 Место и роль  мотивации труда  на предприятии

 

     Для понимания мотивации и создания ее модели воспользуемся системным и процессным подходами. Системный подход предполагает взгляд на мотивацию, как на открытую социотехническую систему. Процессный подход представляет мотивацию как непрерывный процесс рождения мотивов. В самом общем виде мотивацию трудовой деятельности представим в виде следующей модели (рисунок 1.3) [40, C.128].

Рисунок 1.3 – Мотивация трудовой деятельности 

     С личности процесс мотивации начинается и заканчивается. Личность является объектом и субъектом мотивации. Личность имеет различные врожденные и приобретенные потребности.

     Трудовая  среда (организация) призвана позволить  человеку удовлетворить свои потребности  путем эффективной работы по достижению целей организации.

     Эту задачу можно решить, лишь создав мощные мотивы трудовой деятельности человека.

     Труд и его оценка является конечным пунктом процесса мотивации и важнейшим элементом системы мотивации. Именно он дает оценку эффективности мотивации труда в организации. Личность работника с точки зрения мотивации характеризуется четырьмя основными элементами: психологической структурой, ценностной структурой, потребностями и интересами (рисунок 1.4) [34, C.92]. 

Рисунок 1.4 – Трудовая среда 

     Потребности - это забота личности о необходимых  средствах и условиях собственного существования и самосовершенствования, а также стремление к устойчивому сохранению равновесия со средой обитания. Основные виды потребностей представлены содержательными теориями мотивации. 
Ряд потребностей имеет непосредственное отношение к проблемам мотивации труда и обладает конкретно-трудовыми значениями. Среди них можно выделить:

     - потребности в самоуважении (добросовестная  трудовая деятельность независимо  от контроля и оплаты труда),

     - потребность в самоутверждении  (высокие количественные и качественные  показатели в труде ради одобрения и авторитета),

     - потребность в общежитии (установка  на трудовую деятельность как  условие и повод для человеческих  контактов) и др. [25, C.92].

     Кроме этих потребностей, которые условно  назовем содержательными потребностями, в процессе труда возникают потребности в справедливости и в удовлетворении ожиданий – процессные потребности.

     Характер  потребностей определяется психологической  и ценностной структурами личности.

     Составляющими психологической структуры являются: характер и темперамент личности, ее направленность, предрасположенность, способности, одаренность, производительность.

     Ценностная  структура личности – это совокупность различных ценностей, т.е. представлений  человека о главных и важных целях  жизни и своей трудовой деятельности, о средствах и методах достижения этих целей [24, C.83]. 
Если психологическая структура человека является врожденной, то ценностная структура формируется в процессе воспитания и образования. Большое влияние на структуру ценностей оказывает жизненный опыт, социальное положение, материальное обеспечение, национальность, вероисповедание, возраст и здоровье человека.

     Если  потребности говорят о том, что  необходимо человеку и в чем он испытывает нужду, то психологическая  структура говорит о его возможностях, а ценностная структура призвана ответить на вопрос есть ли необходимость в удовлетворении этих потребностей с точки зрения ценностей человека, в свою очередь интересы объясняют как, когда и где действовать чтобы удовлетворить человеку свои потребности.

     Интересы  бывают материальные и нематериальные. Материальные (экономические) интересы – это интересы к денежным и материально-вещественным средствам удовлетворения потребностей. Отсюда интерес работника к соответствующему уровню оплаты труда, размером премирования, льготами и компенсациями за неблагоприятные условия труда и т.д. Нематериальные интересы – это интересы к знаниям, науке, искусству, общению, культуре, общественно-политической деятельности и т.д. Любая из потребностей порождает многообразие различных интересов. Человек реализует интересы и удовлетворяет свои потребности во внешней среде в том числе и в трудовой.

     Задачей трудовой среды (рисунок 1.5) [21, C.112] в модели мотивации труда является создание мотивирующих условий для эффективной работы человека в организации. 

     

Рисунок 1.5 – Мотивы 

     Организационная культура охватывает большую часть  явлений духовной и материальной жизни коллектива. Основными элементами организационной культуры являются: миссия организации – ее общая  философия и политика, базовые  цели организации, доминирующие в ней моральные нормы и ценности, принятый кодекс поведения и укоренившиеся ритуалы. Организационная культура предполагает не только формирования делового кредо организации, но и доведение его до каждого работника, включение его в систему личной мотивации.

     Средства  труда представляют собой вещи с  помощью которых люди воздействуют на предметы труда и видоизменяют их. К средствам труда относятся  машины и оборудование, инструменты  и приспособления, здания и транспорт  и т.д. Техническое состояние этих средств, их степень их степень изношенности, использование передовых технологий влияют на производительность труда работников и на их мотивацию.

     Условия труда включают в себя:

     - санитарно-гигиенические факторы  (микроклимат, шум, освещение,  состояние воздуха, чистота и пр.)

     - эстетические факторы, способствующие  формированию положительных эмоций  работника (архитектурно-конструкторско-художественное  оформление интерьера, производственной  одежды, озеленение и т.п.),

     - социально-психологические факторы,  характеризующие взаимоотношения в трудовом коллективе и создающие у работника соответствующий психологический настрой,

Информация о работе Управление трудовой мотивацией персонала предприятия на примере ООО «УниверсалОптТорг»