Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 15:03, курсовая работа
Целью данного курсового проекта является разработка предложений по повышению эффективности деятельности на основе внедрения в OOO «ВаГа» производство нового сорта хлеба с кориандром на современном этапе хозяйствования.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Дать чёткое определение понятиям инновации, инновационного процесса, технологии и обозначить их роль в развитии производства и повышении эффективности хозяйственной деятельности и, как следствие, увеличении прибыли.
2. Определить роль и значение инноваций в повышении эффективности деятельности в современных OOO «ВаГа» условиях;
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие инновации, её виды и значение, инновационная деятельность, технология, жизненный цикл технологии…………………………5
Глава 2. Организационно-экономическая характеристика предприятия OOO «ВаГа»……………………………………………………………………13
Глава 3. Управление по внедрению (реализации) инновации в OOO «ВаГа»
3.1. Механизм управления внедрением инновации………………...20
3.2. Эффективность от реализации инновации на предприятии…..26
Заключение………………………………………………………………………….34
Список использованной литературы……………………………………………...36
1. Удельный расход сырья и энергии на единицу продукции;
2. Количество полезного вещества, извлекаемого из единицы сырья;
3. Качество и экологическая чистота готовой продукции;
4. Уровень производительности труда;
5. Себестоимость продукции;
6. Безотходность технологий и другие.
Инновации организационного, управленческого, правового, социального, экологического характера относят к нетехнологическим инновациям.
Классификация нововведений по критерию значимости в развитии производительных сил общества предполагает их деление на следующие группы:
Во-первых, базовые нововведения – это такие нововведения, которые реализуют крупнейшие изобретения и становятся основой революционных переворотов в технике, формирования новых ее направлений, качественных изменений технологической системы, создания новых отраслей. Такие инновации требуют длительного периода времени и крупных затрат для освоения, но зато обеспечивают значительный по уровню и масштабу народнохозяйственный эффект.
Во-вторых, крупные и принципиальные нововведения – инновации, возникшие на базе аналогичного ранга изобретений, научных и технических рекомендаций, в результате которых происходит смена поколений техники в рамках данного направления или появление новой технологии при сохранении исходного фундаментального научного принципа. Созданная в результате преимущественно прикладных исследований и разработок новая техника и технология обладает более высокими технико-экономическими показателями, позволяющими удовлетворить новые потребности. Реализация данных инноваций происходит в более короткий срок и с меньшими затратами, но и скачок в техническом уровне и эффективности гораздо меньше.
В-третьих, средние и комбинаторные нововведения представляют собой использование различных сочетаний конструктивного соединения элементов. Реализуя среднего уровня изобретения и ноу-хау, данные инновации позволяют создать базу для освоения новых моделей и модификации данного поколения техники, усовершенствовать существующую технологию, улучшить основные технико-экономические показатели выпускаемой продукции.
В-четвертых, мелкие и комбинаторные нововведения – нововведения, возникающие на основе мелких изобретений, рационализаторских предложений, производственного опыта. Они необходимы для поддержания технико-экономического уровня основных или улучшения второстепенных технико-экономических параметров техники и технологии, улучшения параметров выпускаемой продукции, что способствует более эффективному производству этой продукции, либо повышению эффективности ее использования.
В целях повышения эффективности функционирования предприятия инновационная деятельность должна обеспечивать:
1) наиболее полное и своевременное удовлетворение потребностей;
2) конкурентоспособность предприятия по показателям качества продукции и эффективности производства, достижение баланса между ста-бильностью (управление традиционной технологией) и усилиями по внедрению новой технологии. Сохраняя традиционную продуктивную технологию, необходимо часть ресурсов одновременно направлять на внедрение новой технологии, диверсифицируя тем самым набор технических средств;
3) эффективность в широком спектре радикальности нововведений и гибко приспосабливаться как к эволюционным, постоянно реализуемым нововведениям, так и радикальным, периодически осуществляемым нововведениям. При этом следует обеспечивать сочетание непрерывного управления эволюционными технологическими нововведениями и программным управлением радикальными нововведениями;
4) организацию взаимодействия внутренних и внешних элементов системы развития, главными факторами которого являются система информации о рынке нововведений, отбор проектов из числа альтернатив и взаимная заинтересованность.
Под псевдоинновацией понимается модернизация или рационализация средств труда, направленная на частичное улучшение устаревших машин. Рационализаторские предложения в деятельности предприятия также являются разновидностью инноваций. Более важными и значительными вехами инновационного процесса являются открытия и изобретения, относящиеся к понятию интеллектуальной собственности.
Выделяют две стадии инновационного процесса – фундаментальные и прикладные исследования. Только крупные и эффективные корпорации могут финансировать полный цикл инновационного процесса. Фундаментальные исследования направлены на получение новых научных знаний и финансируются, как правило, за счет государственного бюджета. Прикладные исследования необходимы для изучения возможностей практического приме-нения открытых ранее явлений и процессов. Они включают следующие этапы:
научно-исследовательскую работу (НИР);
опытно-конструкторскую работу (ОКР);
технологическую подготовку производства (ТПП);
организационно-экономическую подготовку (ОЭП).
Инновационная деятельность включает стратегический анализ ретроспективы и перспективы инноваций, разработку инновационной политики, составление плана инноваций, материальное стимулирование творчества персонала.
Существует система показателей эффективности инновационной деятельности. Все показатели можно разделить на несколько групп:
1. Экономический эффект. Включает с себя: прибыль от лицензионной деятельности; прибыль от внедрения изобретений, патентов, ноу-хау; прирост объёма продаж; использование (загрузка) производственных мощностей; капитальные вложения (удельные); срок окупаемости инноваций; срок капитального строительства; производительность труда; фондоотдача; материалоёмкость; трудоёмкость.
2. Научно-технический эффект. К этому показателю можно отнести: количество зарегистрированных свидетельств; количество получаемых патентов; число публикаций в различных изданиях; качественный уровень и новизна статей; число ссылок на публикации различными учёными; индекс цитирования; удовлетворение потребностей в новой информации и возможность многократного её использования; возможность реализации новшества (технический и коммерческий риск); количество исследовательской продукции (прирост информации); число приглашённых учёных на международные конференции; миграция учёных (приток-отток); получение грантов на научные исследования из зарубежных источников.
3. Социальный эффект. Включает в себя: прирост дохода работников инновационной организации; безопасность работников (от производственных травм); социальные и духовные потребности работников; обеспеченность жильём; количество рабочих мест; квалификация работников; изменение уровня здоровья работников и населения; условия труда и отдыха работников; надежность снабжения населения товарами и услугами; продолжительность жизни работников; экономия свободного времени населения.
4. Экологический эффект. Сюда входят: выбросы в атмосферу, почву и воду вредных компонентов, отходы производства; эргономичность производства (уровень шума, вибрация и т.д.); штрафы за нарушение экологического законодательства и других нормативных документов; экологичность выпускаемых товаров; использование земли; использование водных ресурсов; использование воздушных ресурсов.
В современных условиях повышения эффективности производства можно достичь преимущественно за счет развития инновационных процессов, получающих конечное выражение в новых технологиях, новых видах конкурентоспособной продукции. Поиск и использование инноваций непосредственно на предприятиях является актуальной проблемой. Развитие новых технических и организационно-технологических решений, совершенствование основных принципов управления применительно к специфике отечественного рынка создают условия для обновления процессов воспроизводства на предприятиях и дают дополнительный импульс для экономического роста. По своей природе инновации включают в себя не только технические или технологические разработки, но и любые изменения в лучшую сторону во всех сферах научно-производственной деятельности. Постоянное обновление техники и технологий делает инновационный процесс основным условием производства конкурентоспособной продукции, завоевания и сохранения позиций предприятий на рынке и повышения производительности, а также эффективности предприятия.
Глава 2. Организационно-экономическая характеристика предприятия OOO «ВаГа».
Закрытое акционерное общество OOO «ВаГа», занимающееся выпечкой хлебобулочных и кондитерских изделий широкого ассортимента, расположено по адресу г.Балаково,ул.
OOO «ВаГа» действует на основании Устава предприятия и законодательства РФ, постановлений правительства и других нормативных государственных актов. Предприятие является коммерческим, производственным, имеющим линейно-функциональную структуру.
Управление структурными подразделениями осуществляется в зависимости от направления их деятельности и имеет различные черты: от бюрократическо-
Наглядно структура управления представлена в приложении 1, а организационно-
В настоящее время OOO «ВаГа» вырабатывает свыше 80 наименований хлеба (из муки в/с 1 сорта, ржано-пшеничной муки), булочных (из дрожжевого теста, из слоёного теста), бараночных, кондитерских высокорецептурных изделий (торты, пирожные, рулеты) и кондитерских мучных изделий (печенье, пряники).
Вся вырабатываемая продукция OOO «ВаГа» соответствует ГОСТу и является товаром первой необходимости, употребляемым как взрослыми, так и детьми, как людьми с низким, так и людьми с высоким доходом. ООО «ВаГа» производит такую продукцию, которая востребована в любое время года, всеми слоями населения, независимо от пола и возраста.
Продукция позиционируется как высококачественный продукт из натурального сырья. Хлебобулочные и кондитерские изделия – продукция, которую покупают в сильной зависимости от оценки её вкусовых качеств.
Потребности в использовании разнообразные – от удовлетворения чувства голода за счёт сытной, полезной и вкусной продукции (хлебобулочные изделия) до привязанности к данному виду продукции, как непременному атрибуту сладостей к чаю (кондитерские изделия).
Номенклатура продукции достаточно широкая. Предприятие выпекает до 30 тонн хлеба (это традиционные виды – хлеб высшего и первого сортов, ржаные сорта, батоны и булки) и 4 тонн кондитерских изделий в день. OOO «ВаГа» выпускает большой ассортимент продукции, который представлен в таблице 1.
Таблица 1.
Объём и ассортимент продукции, производимой в ЗАО «Сокур-63».
Наименование продукции | 2007г. т. | 2008г. т. | 2009г. т. | В среднем за 3 года | Откло-нение 2009г. от 2007г. | |
т. | % | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Хлеб (в ассортименте) | 5205 | 5209 | 5211 | 5208 | 47,5 | 6 |
Батоны (в ассортименте) | 3121 | 3129 | 3144 | 3131 | 28,6 | 23 |
Булки (в ассортименте) | 227 | 232 | 240 | 233 | 2,1 | 13 |
Плетёнка | 23 | 24 | 27 | 25 | 0,2 | 4 |
Сдоба (в ассортименте) | 12 | 13 | 14 | 13 | 0,1 | 1 |
Слойка (в ассортименте) | 243 | 254 | 267 | 255 | 2,3 | 24 |
Витушка | 36 | 37 | 38 | 37 | 0,3 | 2 |
Плюшки (в ассортименте) | 16 | 17 | 18 | 17 | 0,1 | 2 |
Ватрушка | 62 | 62 | 63 | 62 | 0,5 | 1 |
Сушка (в ассортименте) | 170 | 172 | 175 | 172 | 1,5 | 5 |
Квас сухой домашний | 103 | 106 | 109 | 106 | 0,9 | 6 |
Печенье (в ассортименте) | 197 | 199 | 201 | 199 | 1,8 | 4 |
Корж | 11 | 12 | 13 | 12 | 0,1 | 2 |
Кекс (в ассортименте) | 75 | 76 | 78 | 76 | 0,7 | 3 |
Пончики | 16 | 17 | 19 | 17 | 0,1 | 3 |
Окончание таблицы 1.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Пряники (в ассортименте) | 1197 | 1209 | 1217 | 1208 | 11 | 20 |
Круассаны (в ассортименте) | 15 | 15 | 16 | 15 | 0,1 | 1 |
Бисквит | 3 | 3 | 3 | 3 | 0,03 | 0 |
Пирожные (в ассортименте) | 31 | 32 | 33 | 32 | 0,3 | 2 |
Торты (в ассортименте) | 95 | 96 | 97 | 96 | 0,8 | 2 |
Рулет (в ассортименте) | 9 | 9 | 10 | 9 | 0,08 | 1 |
Сухари (в ассортименте) | 25 | 26 | 27 | 26 | 0,2 | 2 |
Каравай (в ассортименте) | 0,8 | 0,9 | 0,9 | 0,9 | 0,01 | 0,1 |
Тесто (в ассортименте) | 12 | 11 | 11 | 11 | 0,1 | -1 |
Всего: | 10904,8 | 10960,9 | 11031,9 | 10963,9 | 100 | 126,1 |