Управление рисками на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 11:49, дипломная работа

Описание работы

актуальность исследования в сфере управления рисками на предприятии обусловлена необходимостью разработки комплексного, всестороннего подхода к риск-менеджменту, который координируется в рамках всей организации. Способность эффективно влиять на риски дает возможность успешно функционировать предприятию, иметь финансовую устойчивость, высокую конкурентоспособность и стабильную прибыльность.

Исходя из выше изложенного, целью написания данной дипломной работы является анализ системы управления рисками на предприятии, функционирующем в условиях рынка.

Поставленная цель исследования предопределила постановку и решение ряда взаимосвязанных задач:

1) анализ и оценка существующего понятия о рисках;

2) проанализировать теоретические аспекты оценки рисков и способы управления рисками;

3) изучить методологические подходы в теории управления рисками на предприятии;

4) проанализировать имеющиеся риски и методику управления рисками на предприятии ОАО «ххххххххххххххххххх» (ОАО «хххх»);

5) разработать комплекс мероприятий по управлению рисками на предприятии ОАО « хххххххххх».

Объектом исследования данной работы является производственно-хозяйственная деятельность ОАО « ххххххххххххххх».

Предметом исследования является процесс управления рисками на предприятии ОАО «ххххххххххх».

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. Анализ системы управления рисками на предприятии.......7

1.1. Риск как экономическая категория. Классификация рисков...................7

1.2. Системный подход к управлению рисками на предприятии.................15

1.3. Процесс управления рисками на предприятии…………………………20

ГЛАВА 2. Организационно-методологическая основа и инструменты

регулирования системы управления рисками на предприятии…………...24

2.1. Характеристика методов и методики анализа рисков………………...24

2.2. Механизм реализации процесса управления рисками…………………31

2.3. Инструменты риск-менеджмента, как основное средство для снижения степени риска………………………………………………………………….35

ГЛАВА 3 Анализ и оценка функционирования системы управления

рисками на примере ОАО «хххх»………………………………………..46

3.1. Характеристика ОАО «хххх»………46

3.2. Оценка риска предприятия на основе показателей финансовой

отчетности……………………………………………………………………..52

3.3. Анализ рисков предприятия и методов, используемых для

минимизации риска…………………………………………………………..58

3.4. Совершенствование системы управления риском используемой

на предприятии ОАО «хххх»……………………………………………...63

Заключение…………………………………………………………………...83

Список использованной литературы……………………………………..86

Приложения………………………………………………………………….90

Работа содержит 15 файлов

SWOT ММТП прил3.doc

— 51.00 Кб (Открыть, Скачать)

блан. к дип.doc

— 29.00 Кб (Открыть, Скачать)

Введение к ДИП.doc

— 43.50 Кб (Открыть, Скачать)

ГЛАВА 1.doc

— 125.50 Кб (Открыть, Скачать)

ГЛАВА 2.doc

— 127.50 Кб (Открыть, Скачать)

ГЛАВА 3.doc

— 195.00 Кб (Скачать)

- предварительный  отбор рисков, остающихся на уровне предприятия, с учетом выбранной стратегии фирмы и требований процедур управления ими;

- формирование  плана превентивных мероприятий;

- выбор  методов управления рисками.

              В итоге в ПЦМ вошли следующие риски:

- те, которые  попали под действие плана  превентивных мероприятий;

- те, которые  не попали под действие плана превентивных мероприятий.

И для  тех и для других рисков менеджер может определить конкретные методы управления ими. Реализация плана превентивных мероприятий и использование методов управления рисками в общем случае приводят к изменению вероятности наступления убытка и его возможного размера. Поэтому по всем рискам фирмы должны быть заново пересчитаны значения этих двух основных характеристик. Результатом этапа окончательного формирования программы целевых мероприятий по управлению рисками является разработанная программа управления рисками, включающая план превентивных мероприятий как обязательный блок программы. Программа должна содержать: план проведения превентивных мероприятий, перечень рисков, подпадающих под план превентивных мероприятий, перечень рисков, не подпадающих под план превентивных мероприятий, конкретные методы управления по всем рискам, по всем рискам значения следующих характеристик: вероятность наступления убытка и его возможный размер, однородность и количество аналогичных рисков, пересчитанные с учетом внедрения ПУР значения максимально возможного, наиболее вероятного и ожидаемого убытков.

              Оценка эффективности программы управления рисками.

Эффективность разработки ПЦМ может быть оценена  способом, основанном на сопоставлении с финансовыми возможностями предприятия значений максимально возможного, наиболее вероятного и ожидаемого убытков до и после внедрения ПЦМ. Сопоставление можно проводить на основе расчета коэффициента финансовых возможностей фирмы по покрытию убытка. Этот коэффициент рассчитывается для максимально возможного, наиболее вероятного и ожидаемого убытков для двух вариантов — до внедрения программы управления рисками и после нее.

              Коэффициенты финансовых возможностей предприятия по покрытию различных видов убытков фирмы до внедрения ПЦМ рассчитываются по формулам:

                                  КНВеУ  =(НВеУ*ФВ)/ФВ,                                     (6)

                                КМВоУ = (МВоУ*ФВ)/ФВ,                                    (7)

                                  КОУ = (ОУ*ФВ)/ФВ,                                              (8)

где НВеУ, МВоУ и ОУ - соответственно наиболее вероятный, максимально возможный и ожидаемый убыток; [38]

      ФВ - финансовые возможности фирмы по покрытию убытков.

Коэффициенты финансовых возможностей предприятия по покрытию различных видов убытков фирмы после внедрения ПЦМ рассчитываются по формулам:

          К(НВеУ)ПЦМ = (НВеУПЦМ + РПЦМ * ФВ)/ФВ,                           (9)

           К(МВоУ)ПЦМ = (МВоУПЦМ + РПЦМ * ФВ)/ФВ,                       (10)

           К(ОУ)ПЦМ = (ОУПЦМ + РПЦМ * ФВ)/ФВ,                                   (11)

где НВеУПЦМ, МВоУПЦМ  и ОУПЦМ - соответственно наиболее вероятный, максимально возможный и ожидаемый убыток после внедрения ПЦМ; РПЦМ - расходы по разработке и внедрению ПЦМ.

Заметим, что в числителе формул (6), (7) и (8) при определении эффективности ПЦМ дополнительно учитываются расходы по ее разработке и внедрению. В процентном соотношении экономическая эффективность при введение антирискового отдела в структуру предприятия  составила 31 %(в год) - экономии  предполагаемых затратных средств (покрытие не предвиденных расходов в случае: упущенной финансовой выгоды, отсутствие маркетинговых исследований в деятельности всей отрасли, например предвидение действий конкурентов, поломок и простоя техники, влияние человеческого фактора, таких как травмы, больничные листы и т.п.), и 9%(в год) -  окупаемость вложенных средств на создание и функционирование самого отдела по управлению рисками на ОАО « ».

              Если значение коэффициента отрицательное или равно нулю, то это означает, что у предприятия есть финансовые возможности по покрытию соответствующего вида убытка [13] . Если же значение коэффициента больше нуля, то это говорит о том, что предприятие испытывает трудности по его покрытию. Сравнение и анализ полученных значений коэффициентов для ситуации до и после внедрения ПЦМ дают возможность косвенно оценить эффективность и целесообразность разработки и внедрения ПЦМ. Чем больше эти коэффициенты различаются между собой, тем выше эффективность внедрения ПЦМ.

              Одним из способов снижения рисков неисполнения хозяйственных договоров ОАО « » является использование страховых инструментов. Примером страхования такого рода рисков является заключение договоров страхования на случай невозможности в связи с оговоренными причинами поставить груз по ранее заключенным контрактам, а также отказа покупателя от приема груза. В этих случаях страхователю возмещают убытки, связанные с необходимостью поиска новых клиентов, осуществлением возврата груза и оплаты неустоек т. п. Риски вхождения в договорные отношения с неплатежеспособными партнерами также выражаются в заключении договоров на закупку ресурсов с поставщиками, которые не в состоянии выполнить свои обязательства из-за плохого финансового состояния. Данные риски также включают в себя оказание услуг неплатежеспособным покупателям. В этом случае возникает риск того, что понесенные затраты либо окупятся несвоевременно, либо предприятию нужно будет пересматривать сроки реализации уже имеющегося груза на складах и идти на прочие дополнительные затраты. Кроме того, может измениться и объем оказания работ/услуг.

             Чтобы избежать подобных потерь, предприятию необходимо проверять платежеспособность  договорных поставщиков груза и покупателей отправленной продукции. Кроме того, для снижения рисков в данной ситуации предприятие может создавать резервы на случай непредвиденных затрат, прогнозировать отраслевую (для поставщиков) динамику цен, вовлекать поставщиков в деятельность предприятия путем заключения договоров участия в прибылях или путем приобретения акций, создавать резервные запасы исходных материалов и пр. Кроме того, страхование может использоваться для снижения рисков возникновения непредвиденных расходов. Существует целый ряд видов страхования на случай перерыва в хозяйственной деятельности. Предприятия и организации, могут, например, заключить договор страхования на случай перерывов в своей деятельности в связи с поломками оборудования/техники [52] . Такое страхование проводится в дополнение к страхованию оборудования и прочих установок из-за воздействия воды, сырости, злоумышленных действий третьих лиц и других непредвиденных обстоятельств. Отдельно стоит рассматривать страхование временной прибыли и страхование от потери дохода в результате изменения конъюнктуры рынка, курса обмена валюты. По таким договорам страховая компания несет ответственность в случае возникновения у страхователя убытков, если он не смог из-за страхового случая обеспечить отгрузку продукции или оказать услуги в тот период, когда спрос на них был максимальным. Потеря прибыли может произойти в результате замены на предприятии устаревшего оборудования, внедрения новой техники, выплаты штрафных санкций и арбитражных судебных издержек.

              Перед ОАО « » стоит риск потери части своего имущества в связи с недостаточно совершенным законодательством, т.е. отсутствия четких правовых норм касающихся деятельности морских портов. Данный риск также можно переложить на страховую компанию.

              На ОАО « » имеется резервный капитал , что говорит о предусмотрительности предприятия /общая доля резервного капитала составляет 15% от размера уставного капитала/, что для данного предприятия является минимальным значением т.к. нормальное значение 20-25%. Именно эта сумма в процентном соотношении будет отвечать потребностям предприятия в дополнительных резервных средствах.

           Основными формами этого направления нейтрализации финансовых рисков являются:

- формирование  резервного фонда предприятия.  Он создается в соответствии с требованиями законодательства и устава предприятия;

- формирование  целевых резервных фондов. Примером  такого формирования могут служить фонд страхования ценового риска; страхование рисков связанных с отсутствием объема работ\услуг ; фонд погашения дебиторской задолженности, фонд погашения валютных рисков, фонд оплаты природоохранных мероприятий и т.п.;

- формирование  системы страховых запасов материальных и финансовых ресурсов по отдельным элементам оборотных активов предприятия. Размер потребности в страховых запасах по отдельным элементам оборотных активов устанавливается в процессе их нормирования [52] ;

- нераспределенный  остаток прибыли, полученной в отчетном периоде.

Определение структуры резерва на покрытие непредвиденных расходов может производиться на базе определения непредвиденных расходов по видам затрат,  например,  на заработную плату, модернизацию производства, субконтракты. Такая дифференциация позволяет определить степень риска, связанного с каждой категорией затрат, которые затем можно распространить на отдельные этапы производства.

Резерв  не должен использоваться для компенсации  затрат,  понесенных в следствии  неудовлетворительной работы. Текущие расходы резерва должны отслеживаться и оцениваться, чтобы обеспечить наличие остатка на покрытие будущих рисков. При осуществлении нового производственного проекта может быть использован способ определения структуры резерва непредвиденных расходов путем его деления на общий резерв, который должен покрывать изменения в смете, доставки к общей сумме контракта и другие аналогичные элементы и специальный резерв, включающий в себя  надбавки  на  покрытие  роста цен, увеличение расходов по отдельным позициям,  а также на оплату исков по контрактам.

После выполнения  работы,  для которых  выделен резерв на покрытие непредвиденных расходов, можно сравнить плановое и фактическое распределение  непредвиденных расходов, и на этой основе определить тенденции использования непредвиденных расходов до завершения проекта. При этом неиспользованная часть  выделенного резерва на покрытие непредвиденных расходов может быть возвращена в резерв

проекта.

              Для эффективного управления дебиторской задолженностью, ликвидностью и заемной политикой для данного предприятия рекомендуется использовать такой способ снижения риска хозяйственной деятельности как лимитирование [31] . Лимитирование может применяться  при оказании услуг/работ в кредит, предоставлении займов, определении сумм вложения капитала и т.п. Система финансовых нормативов, обеспечивающих лимитирование концентрации рисков, должна включать:

- предельный  размер (удельный вес) заемных  средств, используемых в хозяйственной деятельности;

- минимальный  размер (удельный вес) активов  в высоколиквидной форме;

- максимальный  размер товарного (коммерческого)  или потребительского кредита, предоставляемого одному клиенту;

- максимальный  период отвлечения средств в  дебиторскую задолженность.

На исследуемом предприятии применяются некоторые виды такого способа снижения риска как диверсификация. Однако возможности этого способа минимизации риска в ОАО « » не исчерпаны. Так целесообразным будет применение диверсификации финансовой деятельности при одновременном увеличении масштабов последней. В частности увеличение краткосрочных финансовых вложений приведет к росту ликвидности, а их диверсификация к снижению риска. ОАО « » необходимо учитывать риск неоптимального распределения ресурсов, экономические колебания и изменения курса валют и действия конкурентов. Для данного предприятия эти риски имеют особенное значение, т. к. в производственно-портовскоя отрасль характеризуется наличием острой конкурентной борьбы как между отечественными, так и западными компаниями.

              Управлять данными рисками   можно с помощью    маркетинговых

исследований. Так целесообразно провести исследование для определения точного количества оказания работ/услуг, изучения возможных действий конкурентов и предпочтений клиентов. Результаты данных исследований могут быть использованы производственным и коммерческим отделами для определения приоритетов при распределении ресурсов в зависимости от их наличия, прогноза выгод клиентов и с учетом действий конкурентов в производственной и маркетинговой политике. Кроме вышеперечисленных рекомендаций по снижению рисков ОАО « » могут быть использованы методы минимизации рисков, связанные с включением дополнительных пунктов в контракты с контрагентами, таких как [46] :

Докл.ПРИЛ 4.doc

— 30.00 Кб (Открыть, Скачать)

докл1.doc

— 103.50 Кб (Открыть, Скачать)

Заключение.doc

— 30.50 Кб (Открыть, Скачать)

ПОСЛЕДНИЙ ЛИСТ.doc

— 21.00 Кб (Открыть, Скачать)

Прилож к 3 гл..doc

— 296.00 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение ГЛ2.doc

— 46.00 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение к ГЛ1.doc

— 58.00 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение к ГЛ2.doc

— 438.50 Кб (Открыть, Скачать)

Спис. лит.doc

— 40.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Управление рисками на предприятии