Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 11:49, дипломная работа
актуальность исследования в сфере управления рисками на предприятии обусловлена необходимостью разработки комплексного, всестороннего подхода к риск-менеджменту, который координируется в рамках всей организации. Способность эффективно влиять на риски дает возможность успешно функционировать предприятию, иметь финансовую устойчивость, высокую конкурентоспособность и стабильную прибыльность.
Исходя из выше изложенного, целью написания данной дипломной работы является анализ системы управления рисками на предприятии, функционирующем в условиях рынка.
Поставленная цель исследования предопределила постановку и решение ряда взаимосвязанных задач:
1) анализ и оценка существующего понятия о рисках;
2) проанализировать теоретические аспекты оценки рисков и способы управления рисками;
3) изучить методологические подходы в теории управления рисками на предприятии;
4) проанализировать имеющиеся риски и методику управления рисками на предприятии ОАО «ххххххххххххххххххх» (ОАО «хххх»);
5) разработать комплекс мероприятий по управлению рисками на предприятии ОАО « хххххххххх».
Объектом исследования данной работы является производственно-хозяйственная деятельность ОАО « ххххххххххххххх».
Предметом исследования является процесс управления рисками на предприятии ОАО «ххххххххххх».
Введение………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Анализ системы управления рисками на предприятии.......7
1.1. Риск как экономическая категория. Классификация рисков...................7
1.2. Системный подход к управлению рисками на предприятии.................15
1.3. Процесс управления рисками на предприятии…………………………20
ГЛАВА 2. Организационно-методологическая основа и инструменты
регулирования системы управления рисками на предприятии…………...24
2.1. Характеристика методов и методики анализа рисков………………...24
2.2. Механизм реализации процесса управления рисками…………………31
2.3. Инструменты риск-менеджмента, как основное средство для снижения степени риска………………………………………………………………….35
ГЛАВА 3 Анализ и оценка функционирования системы управления
рисками на примере ОАО «хххх»………………………………………..46
3.1. Характеристика ОАО «хххх»………46
3.2. Оценка риска предприятия на основе показателей финансовой
отчетности……………………………………………………………………..52
3.3. Анализ рисков предприятия и методов, используемых для
минимизации риска…………………………………………………………..58
3.4. Совершенствование системы управления риском используемой
на предприятии ОАО «хххх»……………………………………………...63
Заключение…………………………………………………………………...83
Список использованной литературы……………………………………..86
Приложения………………………………………………………………….90
Приложение 1
Таблица. Классификация рисков по определённым признакам
№ | Классификационные признаки | Виды рисков |
1. | Связь с предпринимательской деятельностью | Предпринимательские
Не предпринимательские |
2. | Принадлежность к стране функционирования хозяйственного субъекта | Внутренние
Внешние |
3. | Уровень возникновения | Фирменный (микроуровень)
Отраслевой Межотраслевой Региональный Государственные Глобальный (мировой) |
4. | Сфера происхождения | Социально-политические
Административно- Производственные Коммерческие Финансовые Природно-экологические Демографические Геополитические |
5. | Причины возникновения | Неопределенности
будущего
Недостатка информации Субъективного воздействия |
6. | Степень обоснованности принятия риска | Обоснованные
Частично обоснованные Авантюрные |
7. | Степень системности | Системные
Несистемные (уникальные) |
8. | Соответствие допустимым пределам | Допустимые
Критические Катастрофические |
9. | Реализация рисков | Реализованные
Нереализованные |
10. | Адекватность времени принятия решения реагирования на реализацию рисков | Предупредительные
Текущие Запоздалые |
11. | Группа, анализирующая риск и принимающая решение о поведении в случае его реализации | Индивидуального
решения
Коллективного решения |
12 | Масштаб влияния | Одноособные
Многособные |
13. | Возможность прогнозирования | Прогнозируемые
Частично непрогнозируемые |
14. | Степень влияния на деятельность | Отрицательные
Нулевые Положительные |
(продолжение
прил.1)
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
SWOT – анализ ОАО « »
Оценка сильных и слабых сторон предприятия
Сильные стороны | Слабые стороны |
Система распределения предприятия | |
- опытные
руководители (менеджеры
высшего звена), квалифицированный профессионально грамотный персонал на всех уровнях производства, имеющий навыки и опыт работы в данной сфере деятельности; - наличие
договорных и постоянных - наличие
складских площадей, что позволяет
рационально распределять груз
и своевременно выполнять - организация обучения персонала (УКП) см. орг. структуру; - накопление опыта работы по различным формам платежей; -эффективное
управление финансами -накопление
опыта работы в структурно- -наличие
базы данных о клиентах и
информационно-посреднечиских - круглосуточная работа предприятия |
-отношение управленческого
персонала к производственно- -недостаточный собственный опыт работы в сфере рекламы работ/услуг; - наличие складских площадей, которые используются менее чем на 100%; -отсутствие
системы и системности в - сезонность
работы (максимальная загрузка |
Собственная деятельность предприятия | |
-Возможность
выполнения работ/услуг в -перспективное
планирование объемов -регулирование экологических загрязнений; -получение
добавленной стоимости при -наличие собственного инжиниринга |
-отсутствует
возможность влиять на -моральное
и физическое устаревание |
Собственная технология предприятия | |
-возможность
модифицировать -стандартизация и сертификация работ/услуг; -собственное
ноу-хау (в структуре -оригинальные инженерные решения. |
-постоянные
инженерные изыскания;
-при
обновлении отраслевых -отсутствие
международных сертификатов на
некоторые технологические |
Собственные финансовые средства предприятия | |
-финансовая
независимость;
-финансовое положение предприятия не требует антикризисного управления; -унифицированная система управления валютными запасами и вложениями. |
-недостаточность
оборотных активов для |
Организация управления | |
-мобильная
реакция на объективность изменения формы
управления предприятием;
- создание
квалифицированных групп |
-высшее руководство
распределяет ресурсы и кадры;
-отказ в принятии решений менеджерам среднего и низового звеньев |
Имидж предприятия | |
-высокий
уровень обслуживания и -точные сроки выполнения договорных обязательств; - точное
определение сегмента |
-выполнение
сроков и принятых -отсутствие широкого спектра информационной рекламы, что ведет к потере потенциальных клиентов. |
Оценка возможностей и угроз при SWOT - анализе
Возможности | Угрозы |
Общество | |
-расширение рынков потенциальных клиентов, желающих сотрудничать; | -изменение политической
ситуации;
-незастрахованность бизнеса |
Тенденции развития рынка | |
-внедрение
новой техники и технологий;
-расширение услуг сервиса. |
-принятие новых стандартов. |
Конкуренты | |
-демпинговые
цены нового поколения;
-ухудшение позиций некоторых конкурентов из-за неудовлетворительного менеджмента и качества выполненных работ/услуг. |
-оказание нового
вида работ/услуг;
-снижение цены конкурентами; - снижение сроков выполнения работ/услуг. |
Распределение | |
-растущая
потребность в оказании данных
работ/услуг;
-подъем экономики, увеличение спроса; |
-высокая коррумпированность
чиновников ответственных за
принятие решений при -риск при оценке платежеспособности потребителей. |
Потребители | |
-выход
на новые сегменты рынка;
-выполнение
работ/услуг на уровне |
- принятие решений
о централизованных |
Технология | |
-производственная
модификация;
-расширение НИОКР |
-преодоление
морального устаревания -отсутствие инвестиций. |
Снабжение | |
-обеспечение
запасов: груза, комплектующих
и запчастей к технике;
-ремонт
и обслуживание всех |
-зависимость
ритмичности и стабильности в
оказании работ/услуг от |
(продолжение приложения
4)
ПРИЛОЖЕНИЕ
7
ОТДЕЛ УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ
Рисунок
– организация управления риском
на ОАО « »
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Таблица
– Карта организации труда
на рабочем месте для
1 Перечень операций, выполняемых на рабочем месте | ||||||||||||||
Наименование
Операции |
Код
процедуры |
Количество
операции |
Трудоемкость разовая | Трудоемкость
годовая |
Код
документов | |||||||||
1.Ознакомление
и анализ документации 2.Разрабатывает календарный план работы по решению проблем (еженедельно) 3.Организация
ежедневных совещаний с 4.Оформление актов, уведомлений, приказов, договоров, справок, реестров, протоколов, заявлений, обращений и других документов |
||||||||||||||
2 Распорядок работы | 3 Требования к работающему | |||||||||||||
Часы | Недели | 1
Должен знать:
2 Должен уметь: 2.1 Ставить
цели и формулировать задачи
в условиях риска, не упуская
перспективу развития 2.2Формировать команду по выводу из кризиса 2.3Организовать и контролировать работу исполнителей 2.4 Работать на компьютере с различными программами | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||||
1 2 3 4 5 6 7 |
Определение
проблемы в условиях риска Анализ ситуации,
работа на ЭВМ Проведение
совещания с командой с разработкой
вариантов решения Оценка альтернативных
вариантов по различным критериям Составление
программ решения с дальнейшей детализацией
плана Доведение решений
до конкретных исполнителей Контроль за выполнением плана | |||||||||||||
Примечание: на рабочем месте антирискового менеджера не должны находится посторонние предметы не относящиеся к процессу труда | Шифр
подсистемы |
Наименование
рабочего места Антириск-менеджер |
Шифр
рабочего
места | |||||||||||
Шифр
Подразделения |
||||||||||||||
Составил | Количество рабочих мест | |||||||||||||
1 |
(продолжение
ПРИЛОЖЕНИЯ 5)