Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 11:49, дипломная работа
актуальность исследования в сфере управления рисками на предприятии обусловлена необходимостью разработки комплексного, всестороннего подхода к риск-менеджменту, который координируется в рамках всей организации. Способность эффективно влиять на риски дает возможность успешно функционировать предприятию, иметь финансовую устойчивость, высокую конкурентоспособность и стабильную прибыльность.
Исходя из выше изложенного, целью написания данной дипломной работы является анализ системы управления рисками на предприятии, функционирующем в условиях рынка.
Поставленная цель исследования предопределила постановку и решение ряда взаимосвязанных задач:
1) анализ и оценка существующего понятия о рисках;
2) проанализировать теоретические аспекты оценки рисков и способы управления рисками;
3) изучить методологические подходы в теории управления рисками на предприятии;
4) проанализировать имеющиеся риски и методику управления рисками на предприятии ОАО «ххххххххххххххххххх» (ОАО «хххх»);
5) разработать комплекс мероприятий по управлению рисками на предприятии ОАО « хххххххххх».
Объектом исследования данной работы является производственно-хозяйственная деятельность ОАО « ххххххххххххххх».
Предметом исследования является процесс управления рисками на предприятии ОАО «ххххххххххх».
Введение………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Анализ системы управления рисками на предприятии.......7
1.1. Риск как экономическая категория. Классификация рисков...................7
1.2. Системный подход к управлению рисками на предприятии.................15
1.3. Процесс управления рисками на предприятии…………………………20
ГЛАВА 2. Организационно-методологическая основа и инструменты
регулирования системы управления рисками на предприятии…………...24
2.1. Характеристика методов и методики анализа рисков………………...24
2.2. Механизм реализации процесса управления рисками…………………31
2.3. Инструменты риск-менеджмента, как основное средство для снижения степени риска………………………………………………………………….35
ГЛАВА 3 Анализ и оценка функционирования системы управления
рисками на примере ОАО «хххх»………………………………………..46
3.1. Характеристика ОАО «хххх»………46
3.2. Оценка риска предприятия на основе показателей финансовой
отчетности……………………………………………………………………..52
3.3. Анализ рисков предприятия и методов, используемых для
минимизации риска…………………………………………………………..58
3.4. Совершенствование системы управления риском используемой
на предприятии ОАО «хххх»……………………………………………...63
Заключение…………………………………………………………………...83
Список использованной литературы……………………………………..86
Приложения………………………………………………………………….90
ГЛАВА 3 Анализ и оценка функционирования системы управления рисками на примере ОАО « »
3.1. Характеристика ОАО « »
Открытое акционерное общество « » - крупнейшая стивидорная компания, стабильно работающая и сохраняющая положительную динамику роста грузопереработки.
Мурманский
морской торговый порт возник в 1915 году.
Автором проекта и
1994 году
на его базе образовано
ОАО «ММТП» учреждено в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» от 01 июля 1992 г. № 721. Учредителем Общества является Госкомимущество России.
ОАО
«ММТП» является правопреемником
Общество несет ответственность по своим обязательствам только в пределах своего имущества [3] .
Общество не отвечает по
Акционеры не отвечают по обязательствам ОАО " " и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционеры не полностью оплатившие свои акции, несут солидарную ответственность по обязательствам общества в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций. Если несостоятельность общества вызвана действиями (бездействием) его акционеров, или других лиц, которые имеют право давать обязательные для ОАО " " указания, либо иным образом имеют возможность определять его действия, то на указанных акционеров, или других лиц, в случае недостаточности имущества общества, может быть возложена субсидарная ответственность по его обязательствам [4] .
Открытое акционерное общество « » действует на основании Устава, утвержденного Общим собранием акционеров от 16.05.97 г. протокол № 3.
ОАО « зарегистрировано как юридическое лицо и состоит на учете в налоговых органах г. Мурманска.
На сегодняшний день Мурманский морской торговый порт имеет в своем распоряжении 18 причалов общей протяженностью более трех километров и разделен на три грузовых района.
Первый район составили универсальные причалы со 2 по 11 с прилегающими складскими площадями, крытыми хранилищами, подъездными путями и коммуникациями.
Второй район – глубоководные причалы, позволяющие обрабатывать суда грузоподъемностью до 120 000 тонн.
Мурманский порт – единственный на северо-западе России, позволяющий производить грузовые операции с судами такой грузоподъемности.
Третий район – это специализированный комплекс по перегрузке апатитового концентрата: выгрузка из железнодорожных вагонов, хранение и погрузка на суда. Помимо специализированных комплексов порт оснащен современной высокопроизводительной техникой: портальными кранами, автопогрузчиками для перевозки тяжеловесов, портовыми тягачами, современными грузозахватными приспособлениями, позволяющими наиболее эффективно работать с любыми грузами в любой упаковке [2] .
Ежегодный грузооборот – более 12 миллионов тонн. Это уголь, глинозем, апатитовый концентрат, металлы, генгрузы и др. В структуре грузов преобладают навалочные: от 82 до 92%. Доля экспортных грузов – от 60 до 79%. Остальные импортные и каботажные [2] .
Основными грузопотоками на экспорт являются:
- уголь в Европу (Испания, Италия, страны Бенилюкса и др.);
- апатитовый концентрат в Европу (Норвегия, Польша, страны Бенилюкса и др.);
- минеральные
удобрения в латино-
- черные металлы в латино-американские страны, Африку и Европу;
- цветные металлы в Европу (Норвегия, Нидерланды);
- железнорудные окатыши в Турцию, Норвегию, Исландию.
Основными импортными грузами являются:
- глинозем
из стран Африки, Латинской Америки,
Европы для Красноярского,
- зерно из европейских стран;
- анодная
масса из Норвегии для
Значение Мурманского морского торгового порта определяется его географическим положением, условиями местности, климатическими и гидрологическими условиями.
Географически Мурманск расположен сравнительно близко как к промышленно развитым районам России, так и к обширным районам российского Севера. В то же время он находится в непосредственной близости от развитых стран Запада. Поэтому через осуществляются как экспортно-импортные перевозки, так и важнейшие для страны перевозки по Северному морскому пути. и принимает суда в любое время года без дополнительных затрат на ледовую проводку. В этом смысле порт Мурманск является универсальным портом.
Перевозка грузов через порты стран Балтии и Финляндии (Коккола, Котка) связана с пересечением государственных границ и, следовательно, с необходимостью таможенных процедур. Таким образом, Мурманск имеет преимущества и перед этими портами. Мурманский порт является незамерзающим портом и принимает суда в любое время без дополнительных затрат на ледовую проводку. Естественная защищенность Мурманского торгового порта от воздействий стихии, в частности, от ветровых волнений, исключает потребность в специальных дорогостоящих волнозащитных сооружений. Наличие прямого прохода в океан, не подверженного не каким ограничениям со стороны иностранных государств позволяет судам беспрепятственно заходить в Мурманский порт. Из всего сказанного выше следует, что порт Мурманск несколько уступает другим портам европейской части России по критерию удаленности от важнейших промышленных центров, что обусловливает дополнительный пробег грузов по железной дороге и соответственно дополнительные затраты.
Вместе с тем Мурманск существенно превосходит другие порты по следующим важным критериям:
- возможности
приема под обработку
- предоставлении флоту свободного выхода в океан;
- круглогодичном
обслуживании судов без
В отличие от других северных портов (Амдерма, Тикси, Певек и др.) Мурманск находится в индустриальном районе с развитой социально-экономической инфраструктурой, связан железной дорогой с крупнейшими промышленными регионами страны. Он является базой Мурманского морского пароходства, выполняющего арктические перевозки.
За годы экономического кризиса, общего падения производства в стране ежегодные объемы переработки грузов в Мурманском порту сократились на 25-30%. Впервые послекризисные годы увеличились морские перевозки традиционных для российского экспорта массовых грузов. Поэтому объемы грузопереработки в Мурманском порту возросли.
Основными видами деятельности ОАО "Мурманский морской торговый порт" являются следующие:
-погрузка,
разгрузка и обслуживание
-транспортно-экспедиторские
и складские операции с
-перевалка на морской транспорт грузов с других видов транспорта и обратно;
-обслуживание пассажиров морских судов;
-перевозка
грузов, пассажиров, почты и багажа
на судах в каботаже и
-буксировочные и бункерные операции;
-строительство, реконструкция, ремонт зданий, сооружений, оборудования и других объектов производственного и непроизводственного назначения;
-оказание
услуг по водоснабжению,
-оказание
агентских услуг Российским и
иностранным юридическим и
-внешнеэкономическая деятельность;
-торгово-закупочная,
посредническая деятельность в
соответствии с
-предоставление услуг связи;
-проведение
контроля за радиационной
-погрузочно-разгрузочные
операции из любого вида
ОАО «ММТП» находится в г. Мурманске Портовый проезд 19.
ОАО «ММТП» является коммерческой организацией занимающейся оказанием услуг/работ по обеспечению доставки грузов международной торговли РФ. Цель организации – получение прибыли.
Высшим органом управления организацией является общее собрание акционеров [4] .
Организационно-
По данным таблицы основные показатели значительно увеличились в 2004 году. Так выручка от реализации выросла по сравнению с прошедшим периодом на 19%. Однако наблюдается увеличение затрат на рубль реализованных услуг на 0,09руб. Произошло это из-за увеличения себестоимости продукции и коммерческих расходов при условии, что цены на продукцию оставались на уровне 2002 года. Производительность труда увеличилась на 26%, что позволяет сделать вывод об увеличении уровня автоматизации труда.
3.2.Оценка риска предприятия на основе показателей финансовой отчетности
Оценка риска является важнейшей составляющей общей системы управления риском. Она представляет собой процесс определения количественным или качественным способом величины (степени) риска.
Количественная оценка риска позволяет получить наиболее точные решения. Однако осуществление количественной оценки встречает и наибольшие трудности, связанные с тем, что для количественной оценки рисков нужна соответствующая исходная информация. В России рынок
информационных услуг развит пока очень слабо и, зачастую, трудно
получить фактические данные, которые надо собирать и обрабатывать.
Из-за этих трудностей, связанными с недостатком информации, времени, а иногда и с невозможностью проведения данного расчета из-за отсутствия необходимых данных, относительная оценка риска на основе анализа финансового состояния предприятия представляет сегодня особый интерес. Это один из самых доступных методов оценки риска как для предпринимателя-владельца фирмы, так и для его партнеров.
Оценку финансового положения предприятия следует осуществлять, основываясь на главных документах финансовой отчетности, таких, как бухгалтерский баланс и счет прибылей и убытков. Оценку риска на основе анализа финансового состояния фирмы будем проводить на примере ОАО « », в два этапа: исследование результативных критериев деятельности предприятия и анализ на основе специальных коэффициентов. Все рассматриваемые данные, представленные в анализе, являются результатом функционирования данного предприятия в течение 2003-2004 годов.