Управление персоналом: содержание и формы

Автор: Илиза Галеева, 30 Сентября 2010 в 22:45, курсовая работа

Описание работы

Сфера управления персоналом и кадровый потенциал предприятия являются стратегическим фактором успеха предприятия и его конкурентоспособности. В период экономического кризиса, ухудшения социально-демографической ситуации в стране, повышения социальной напряженности решение проблем управления персоналом становиться все более актуальным.
Дефицит высококвалифицированных кадров, старение персонала, снижение трудовой мотивации, низкая заработная плата и затраты на персонал, снижение масштабов профессионального обучения персонала, ухудшение условий и охраны труда, массовые нарушения трудового законодательства – вот далеко не полный перечень острых кадровых проблем, типичных для большинства промышленных предприятий всех форм собственности.
Персонал образует наиболее сложную для управления социальную систему предприятия, обладающую уникальными возможностями самоорганизации и самореализации. Эта система при определенных условиях способна выбирать и ставить перед собой конкретные цели, сознательно меняя свое поведение. Она чрезвычайно чувствительна к способу управленческого воздействия. Если такое воздействие осуществляется с помощью грубых и устаревших методических процедур, то эффективность производства падает быстрее и круче, чем в случае с другими видами ресурсов. В то же время точные решения, верно выбранные методы воздействия могут дать значительное превышение ожидаемых результатов по отношению к производственным вложениям, при чем в длительной перспективе. Поэтому служба управления персоналом рассматривается в настоящее время в качестве ключевой в системе управления фирмой.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…….3
1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЛУЖБЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ…………………………………………………...…………………6
1.1. Существующие подходы к управлению персоналом……………………...6
1.2. Методология управления персоналом организации…...…………….........9
1.3. Служба управления персоналом. Задачи и функции службы управления персоналом.………………………………………………………............................15
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОАО «КамПРЗ» …………………………………………………………………………..18
2.1. Краткая характеристика предприятия…………………………………….18
2.2. Анализ документов организационного характера по управлению персоналом …………………………………………………………………………20
2.3. Кадровый состав службы управления персоналом на ОАО «КамПРЗ»....24
3.ПРОЕКТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СЛУЖБЫ ПО ПЕРСОНАЛУ ОАО «КамПРЗ»....................................................................................................................27
3.1. Предложения по совершенствованию службы …………………………...27
3.2. Оценка эффективности проекта совершенствования деятельности службы по персоналу…………………….. ……………………………………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….......39
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….....41

Работа содержит 1 файл

Аня!!!.doc

— 241.00 Кб (Скачать)

 

                    Директор  по персоналу

    

                      Психолого-аналитическая группа
 

    

    Отдел
     кадров
      Отдел подготовки и развития персонала   Отдел оплаты труда и заработной платы

    

    Бюро  по работе с персоналом   Группа заводских  традиций   Бюро технического обучения   Бюро профориентации и адаптации
 

    Рис. 3.1. Предлагаемая организационная структура  службы по персоналу

 

    

    3.2. Оценка эффективности проекта  совершенствования деятельности Службы по персоналу

    Предложенное  положение о службе по персоналу  дает социальную эффективность, так  как позволит облегчить организацию  и контроль работы внутри службы по персоналу. Преимущество предложенного  положения в том, что это не формальный типовой документ, а рабочий, так как в его разработке участвовали сами сотрудники.

    Предложение о создании отдела подготовки и развития персонала позволит более эффективно организовать процесс подготовки и  развития персонала, так как на данный момент наблюдается низкий уровень планирования потребности в обучении, его текущий характер, слабая связь с другими направлениями кадрового планирования (планирование численности и дополнительной потребности в персонале, планирование трудовой карьеры); на предприятии четко не определяются цели обучения и критерии оценки эффективности обучения, что не позволяет дать объективную оценку эффективности обучения.

    Ценность  знаний сотрудников для предприятия  состоит в возможности их применения, а точнее, в результатах, которых можно добиться с их помощью. Иными словами, чтобы оценить результат обучения, нужно установить взаимосвязь между изменением уровня знаний сотрудника и динамикой результативности его работы.

      Для оценки эффективности инвестиций  в обучение сотрудников предлагаем использовать методику Джека Филипса. Суть этой методики сводиться к построению причинно-следственной  связи между проведенным обучением и результатом деятельности. При этом выполнение ряда последовательных шагов, предусмотренных методикой Филипса, позволяет исключить влияние внешних факторов на динамику показателя «результативность работы сотрудников». Затем этот показатель сопоставляется с объемом вложенных средств.

    Этапы процесса оценки эффективности инвестиций в развитие персонала (на основе методики Джека Филипса).

    Планирование. Составляются план оценки инвестиций в развитие персонала, который содержит:

  1. Описание  показателей, динамика которых будет  характеризовать результаты проведенного обучения. Выбранные показатели должны быть объективными, и экономический эффект их изменения (рост доходов, снижение затрат) может быть, оценен.
  1. Методологию сбора данных (анкетирование, наблюдение за персоналом, анализ управленческой отчетности и т.д.).
  2. Источники сбора данных (отчетность предприятия, участники тренинга, руководители, рабочие группы и т.д.).
  3. Сроки проведения оценки.
  4. Список лиц, ответственных за сбор и обработку данных, необходимых для оценки.

    Сбор  данных производится в соответствии с определенной на первом этапе методологией до, во время и после обучения. Это нужно для объективной оценки динамики выбранных показателей.

    Выявление эффекта от проведенного обучения. Для исключения влияния внешних факторов, не связанных с проведенным обучением, используются следующие подходы:

    - трендовый анализ предшествующих периодов. Определяется тенденция изменения показателя до проведения обучения и сопоставляется с полученными в итоге фактическими данными. Разница между трендом и фактическим результатом приписывается влиянию тренинга;

    - экспертная оценка влияния полученных знаний на динамику показателей. В качестве экспертов могут выступать менеджеры предприятия, сторонние наблюдатели или другие участники тренинга.

    Преобразование  полученных данных в денежный эквивалент.  Как правило, преобразовываются показатели, характеризующие производительность, качество, временные затраты. Например, после обучения сотрудников бухгалтерии, их квалификация повысилась. Нам нужно оценить прирост квалификации с финансовой точки зрения. Для этого мы можем оценить стоимость ошибки бухгалтера, общую сумму штрафов и пеней, начисленных за некорректное ведение бухгалтерского и налогового учета и потом сравнить их показатели до и после обучения.

    Расчет  суммарных затрат на обучение. Учитываются не только затраты на разработку программы обучения, раздаточные материалы, оплату услуг преподавателя, аренду помещения, но и заработная плата сотрудников, административные расходы и т.д.

    Расчет  значения показателя «возврат на инвестиции» (RIO). Расчет показателя производится по формуле:

    RIO = (Прирост доходов – Затраты на обучение) / Затраты на обучение.

    Экономическое обоснование данного предложения  рассматривается с точки зрения повышения показателя «возврата  инвестиций на развитие персонала», то есть рост доходов за счет развития персонала.

    Экономическая эффективность предложения о присоединении ООТиЗ к службе по персоналу достигается за счет комплексного решения вопроса о снижении текучести  и стабилизации трудового коллектива.

       Оценку экономической эффективности  произведем с использованием следующих показателей.

  1. Чистая текущая стоимость – представляет собой разницу между приведенными к настоящей стоимости суммой чистого денежного потока за период эксплуатации проекта, и суммой инвестиционных затрат на его реализацию.

                                       ЧТС = ЧДП – ИЗ,

    В нашем проекте, ЧДП за счет показателя «возврат на инвестиции на развитие персонала», инвестиционные затраты  заработная плата сотрудников принятых при  создании отдела подготовки и развития персонала.

    Расчет  значения «возврат на инвестиции на развитие персонала», млн. руб.:

    ROI2006 = (2,44-1,7) / 1,7 = 0,435

    ROI2007 = (2,59 –1,72) / 1,72 = 0,506

    ROI2008 = (2,74-1,74) / 1,74 = 0,575

    ROI2009 = (2,89-1,76) / 1,76 = 0,642

    ROI2010 = (3,04-1,78) / 1,78 = 0,708

    Чистый  денежный поток ЧДП = 0,435+0,506+0,575+0,642+0,708 = 2,866 млн. руб.

    Затраты на оплату труда десяти вновь принятых сотрудников  за пять лет составит 2,75 млн. руб.

                                   ЧТС = 2,866-2,75 = 0,166 млн. руб.

    Показатель  чистой текущей стоимости проекта  имеет положительное значение, следовательно, целесообразна ее реализация, так как проект позволит увеличить капитал предприятия и его рыночную стоимость.

  1. Индекс доходности ИД:

                                              ИД = ЧДП / ИЗ

                                     ИД = 2,866 / 2,75 = 1,042

    Показатель  больше единицы свидетельствует  о том, что проект принесет дополнительный доход на инвестированные средства.

  1. Индекс рентабельности ИРи:

                                            ИРи = ЧПи / ИЗ,

    Где ЧПи - среднегодовая сумма чистой инвестиционной прибыли за период эксплуатации проекта.

                                      ИРи = 0,083 / 2,75 = 0,03

  1. Период окупаемости ПО:

                                         ПО = ИЗ / ЧДП г,

    Где ЧДП г - среднегодовая сумма чистого денежного потока за период эксплуатации проекта.

                         ПО = 2,75 / 1,433 = 1,919 года

    Период  окупаемости 2 года.

    Таким образом, полученные показатели позволяют  сделать вывод, о целесообразности реализации данного проекта, так  как его результаты позволят увеличить  капитал предприятия и его рыночную стоимость.

    Внедрение проекта на предприятии планируется  начать во второй половине текущего года.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В первой главе курсовой работы представлены теоретико-методологические аспекты  службы управления персоналом. Мной рассмотрены существующие подходы к изучению системы управления персоналом. Более подробно рассмотрена многоуровневая модель управления персоналом, представленная С.П. Дыриным. Изучена и представлена методология управления персоналом, с выделением наиболее значимых и применимых в современных условиях методов. Затем  с различных точек зрения рассмотрены задачи и функции службы управления персоналом. Раскрыты вопросы кадрового, нормативно-методического и документационного обеспечения службы управления персоналом.

    Во  второй главе проведен анализ деятельности Службы по персоналу ОАО «КамПРЗ». Представлена краткая характеристика предприятия, проанализированы документы  организационного характера системы  управления персоналом. Выявлены недостатки в положении о службе по персоналу и должностных инструкциях. В положении об отделе функции службы по персоналу носят общий характер, нет четкого разделения по бюро, по группам, что на наш взгляд, является существенным недостатком, так как затрудняет организацию и контроль работы подразделения. Должностные инструкции также носят общий характер по заводу, т.к. они разработаны для конкретной должности, например, для инженера 3 категории, для инженера 2 категории и т.д.  независимо от того технолог это, кадровик или экономист – это тоже на наш взгляд является большим недостатком, так как, ознакомившись с такой должностной инструкцией, работник, не может четко определить свои обязанности, права и ответственность, касающиеся именно той работы, которую он выполняет.  

    Проведен  анализ кадрового состава службы по персоналу. Служба состоит из отдела кадров и психолого-аналитической  группы. Отдел кадров в свою очередь  состоит из: бюро по работе с персоналом, группы заводских традиций и группы технического обучения и адаптации. Анализируя данные количественных и качественных характеристик работников службы, сделаны следующие выводы: коллектив службы достаточно, молодой - 75% работников в возрасте 25 – 30 лет; достаточно высокий уровень образования, - 55% работников имеют высшее образование; образование в основном соответствует профилю службы.

    Мной  был проведен анализ организационной  структуры службы по персоналу, для  исследования рациональности применяемой  организационной структуры, который  показал следующие результаты: 70% сотрудников отметили примитивность структуры службы и необходимость ее усовершенствования; распределение обязанностей оценивают нерационально - 82% респондентов; на вопрос по должностным инструкциям - 35% отмечают расхождение с должностной инструкцией, а 59% отвечают, что работают в соответствии с указаниями руководителя.

    Анализ  деятельности службы управления персоналом показал, что в группе технического обучения и адаптации явное несоответствие выполняемых функций и структурных  единиц для их исполнения. Провела расчет необходимой численности персонала через трудоемкость – методом Розенкранца. В результате расчетов получилось, что ту работу, которую в данный момент выполняют четыре человека, должны выполнять 12 человек. Четыре человека не могут качественно и своевременно выполнить ту работу, которую должно выполнять втрое больше специалистов.

    Для оценки качества управления персоналом предприятия провели анализ количественного  и качественного состава персонала  завода и текучести кадров.

    В проекте совершенствования службы по персоналу ОАО «КамПРЗ» представлены предложения по совершенствованию службы.

    В ходе анализа было выявлено не соответствие выполняемых, группой технического обучения и адаптации функций  и структурных единиц для их исполнения. Рассчитано необходимое количество сотрудников  технического обучения и адаптации, которое составило 12 человек.  На основании этого сделала вывод о преобразовании группы технического обучения и адаптации в отдел, состоящий из двух бюро.

    В связи с преобразованием группы технического обучения и адаптации в отдел подготовки и развития персонала предлагаем новую организационную структуру службы по персоналу.

Информация о работе Управление персоналом: содержание и формы