Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 16:28, курсовая работа
Достижение этой цели потребовало постановки и решения следующего комплекса задач:
раскрытие основных тенденций и выявление противоречий развития туристической отрасли в современных условиях рыночной экономики;
раскрытие особенностей туристских фирм как объектов стратегического управления;
обоснование роли стратегического управления турфирмы в условиях нестабильности и неопределенности действия факторов внешней среды;
анализ подходов к созданию системы стратегического управления развитием турфирмы в условиях рынка туристских услуг;
определение целей, критериев и принципов стратегического управления развития туристической фирмы;
определение этапов, раскрытие содержания и последовательности формирования и реализации стратегии развития туристической фирмы.
Введение
Управление персоналом……………………………………………….............6
Что такое управление персоналом? Его методы и функции………6
Линейные и кадровые аспекты управления ………………………..8
Эволюция концепций управления человеческими ресурсами ..…11
Организационно – управленческий анализ деятельности
компании «Привал»………………………………………………...……………..15
Предварительное описание управленческой ситуации…………………………………………………………..….15
Общая характеристика организации…………………..….15
Характеристика внешней среды……………………..……16
Анализ системы стратегического планирования…………….……20
Анализ миссии организации………………………..……..20
Анализ системы целей деятельности организации, построение дерева целей…………………………………..21
Анализ внешней среды. Управленческое обследование внутренних функциональных зон организации………….24
Анализ стратегии (стратегий)……………………….…….27
Анализ организации реализации стратегии…………………...…..35
Анализ организационной структуры……………………..35
Анализ организационно – регламентирующих
документов………………………………………………………...39
Анализ системы мотивации работников предприятия……………42
Оценка системы и процедур контроля на предприятии…………..45
Анализ руководства на предприятии………………………………46
Управление эффективностью системы менеджмента организации…….49
Принятие управленческого решения………………………………49
Анализ эффективности системы управления и предложения по её совершенствованию………………………………………………
Заключение
Список использованной литературы
В маленьких организациях линейные менеджеры могут выполнять все обязанности, связанные с персоналом, без какой либо помощи. Но с ростом организации они нуждаются в помощи, специальных знаниях и советах менеджеров по персоналу, занимающихся человеческими ресурсами. Линейный менеджер и штат отдела кадров очень связаны между собой. Поэтому в этом случае менеджер по персоналу выполняет три следующие функции:
1. Линейная функция - направление действия людей отдела и работников сферы обслуживания (типа заводского кафетерия). Другими словами, они имеют линейные полномочия внутри отдела персонала. Линейные менеджеры знают, что директор по персоналу имеет доступ к высшему руководству по всем вопросам, связанным с персоналом. В результате "предложение" директора по персоналу очень часто рассматривается как приказ сверху. Эти полномочия часто имеют большой вес при преодолении трудностей, с которыми начальники сталкиваются при решении проблем, связанных с персоналом.
2. Координационная функция - координирование действий персонала, которое часто называется функциональным контролем .
3. Кадровые (сервисные) функции - обслуживание линейных менеджеров. Эти функции являются "хлебом насущным" менеджера по персоналу и заключаются, например, в помощи при найме, обучении, оценке, вознаграждении, обсуждении, продвижении и увольнении работников. Это также контроль выполнения различных программ льгот (страхование здоровья и от несчастных случаев, увольнение, отпуска и т. д.), помощь линейным менеджерам в их попытках следовать законам о равной занятости и профессиональной безопасности. Менеджер по персоналу также играет важную роль в осуществлении процедур, связанных с жалобами и трудовыми отношениями. Объединив все эти функции, мы сможем представить большой отдел по человеческим ресурсам. В него входят менеджеры по льготам и компенсациям, наблюдатели за занятостью и вербовкой, специалисты по обучению и исполнители по отношениям со служащими, наблюдатели за безопасностью и ответственных за производство.
Сотрудничество
линейного менеджера и
Определение же кадрового менеджмента, сформулированного Институтом кадрового менеджмента (IPM) имеет вид: "кадровый менеджмент - это сфера ответственности всех тех, кто имеет отношение к руководству людьми, а также профессиональных специалистов по кадрам. Это часть менеджмента, занимающаяся людьми в трудовой деятельности и взаимоотношениями людей на предприятии. Управление кадрами направлено на обеспечение эффективности работы и справедливости, и ни одна из этих целей не может быть успешно достигнута без учета другой. Управление кадрами пытается объединить и мужчин, и женщин, составляющих коллектив предприятия, в эффективно работающую организацию. Обеспечивая каждому наилучшие возможности для успешной работы, как персонально, так и в качестве члена рабочего коллектива. Оно старается обеспечить справедливые правила и условия для сотрудников и их удовлетворение работой".
Если
организация достаточно прогрессивна,
чтобы осознать важность воздействия
вопросов работы с кадрами на стратегию
корпорации, то специалист по работе с
кадрами может оказывать
Специалисты
по кадрам ни в коей мере не стремятся
выполнять функции линейных менеджеров
при управлении персоналом.
Насколько
важно, каким персонал был в прошлом,
настолько же важно как персонал
будет прогрессировать в
При этом можно выделить четыре концепции кадровой функции в организациях, которые развивались в рамках трёх парадигм (и, соответственно, систем). Эти концепции таковы:
Таблица 1. Система управления человеком в организации
Парадигма | Система №1 - Экономическая | Система №2 - Организационная | Система №3 - Гуманистическая | ||
Административная | Социальная | ||||
Роль человека | фактор производства | ресурс организации | главный субъект организации | ||
Место человека | элемент процесса труда | элемент формальной структуры | элемент социальной организации | член организации - семьи | |
Функция менеджмента | использование трудовых ресурсов | управление персоналом | управление человеческими ресурсами | управление человеческим существом | |
Содержание управления | организация труда и зарплаты | частичное управление "жизненным циклом" человека | комплексное управление человеческими ресурсами | самоуправление | |
Подразделение | отдел ОТИЗ | кадровая служба | служба управления человеческими ресурсами | вся организация | |
Главный рычаг | зарплата | полномочия и ответственность | мотивация | организационная культура | |
Стимулирование | оплата рабочего времени | принцип "заслуг" | качество трудовой жизни | ||
Теоретическая основа | экономическая теория Тейлоризма | бюрократическая теория организаций | постбюрократическая теория организаций | социальная психология и философия японского менеджмента | |
Обучение | первичная подготовка | подготовка и повышение квалификации | развитие управляющий | обучение на рабочем месте | |
Современные примеры применения | массовое производство, рутинная технология | средние и крупные фирмы обычных отраслей | средние
и крупные фирмы |
малое предпринимательство, фундаментальная наука |
Кардинальная смена парадигм (см. Табл. 1) от экономической (Система №1) к организационной (Система №2) произошла на Западе в начале нынешнего века. В советской России в явном виде это случилось лишь в конце 60-х гг., хотя неявно бюрократическая разновидность организационной парадигмы (при категорическом отрицании собственно "теорий бюрократии") присутствовала и достаточно успешно применялась в административно-командной системе в течении века в 30-60-е гг. До сих пор бюрократическое организационное мышление, по-видимому, доминирует в обыденном сознании российских менеджеров, хотя на практике происходит его эрозия как в негативном (из-за ослабления государственных структур), так и в позитивном (из-за развития демократии и предпринимательства) планах. Последнее свидетельствует о постепенном проникновении в наше российское сознание социальных концепций организации в рамках Системы №2, а теперь уже и новой гуманистической парадигмы (Система №3), что в наших условиях является, с одной стороны, спонтанной и причудливой реакцией на освобождение оттоков тоталитаризма, а с другой - возвращением к российской гуманистической традиции коллективизма, христианства, сострадания. На Западе же умеренное распространение Системы №3 выглядит эволюционным продолжением теорий постбюрократических организаций, которое получило новый импульс развития на рубеже 90-х гг. в связи с пристальным изучением японского опыта управления.
Что же такое гуманистическая парадигма? В основе гуманистической парадигмы заложена предпосылка о том, что человек - это главный субъект организации и особый объект управления, который не может рассматриваться как "ресурс". Эта философия официально провозглашается (хотя не всегда и не во всем реализуется) лидерами японского менеджмента. В этом случае человек, в принципе, рассматривается как член "организации - семьи", а функция менеджмента состоит в "управлении человеческим существом". Согласно этому подходу, не человек существует для организации, а организация для человека, сообразно желаниям и способностям которого строятся ее стратегии, структуры, системы и внутриорганизационные отношения. В центре координации совместных усилий находится самоуправление членов организации, в котором в той или иной степени участвуют все, приобретение квалификации ведется прежде всего по средством опыта (обучения на рабочем месте), главным рычагом воздействия на людей является "жесткая" организационная культура. В это понятие вкладывается, по меткому определению одного из европейских экспертов, как бы "запрограммированный коллективный разум" членов организации и в их отношении понимания ее миссии и целей, доминирующих ценностей (что хорошо, что плохо), согласия по поводу отношения к трудовым обязанностям, принятым в коллективе стереотипам поведения, сложившимся шаблонам отношений между начальниками и подчиненными, коллегами, всеми людьми в организации и в отношении других подобных социальных аспектов организации.
Суть
и состояние организационной
культуры как раз и отличает одну
организацию от другой. Именно этот
аспект, тесно примыкающий к
Концепции,
характерные для Системы №3, могут
иметь серьезное значение для российской
управленческой мысли и отчасти для управленческой
практики не только своей прагматической
ценностью, но и обозначением некоторого
ориентира в проводимых реформах и будущем
развитии. Они хорошо согласовываются
с философскими взглядами россиян на жизнь,
хотя и противоречат все еще распространенным
административно-командным стереотипам
представлений об эффективном руководстве
предприятиями и организациями.
Основным источником дохода для компании «Привал» является продажа высококачественное снаряжение для профессиональных альпинистов. Кроме того, компания «Привал» продает кофе и кофейные аксессуары. Поставки кофейных бобов осуществляются дважды в неделю, что позволяет гарантировать их свежесть. Новые распродажи начинаются в начале каждого месяца. Продажа альпинистского снаряжения — это долговременный проект, в основе которого лежат каталоги и прямые контакты с покупателями. Снаряжение испытывается опытными сотрудниками, которые эксплуатируют его и дают рекомендации покупателям. Закупки снаряжения осуществляются у хорошо известных компаний. Для повышения качества обслуживания компания планирует сократить звено обратной связи с заказчиками.