Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:35, курсовая работа
Основная цель состоит в разработке и обосновании подходов к реформированию региональной системы управления культурой.
ВВЕДЕНИЕ
4
Глава 1. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ
1.1 Основные подходы к осуществлению социальной политики в условиях социально-экономических реформ
7
1.2 Развитие законодательства в области культуры
11
1.3 Характерные особенности разработки региональной политики в области культуры
16
Глава 2 АНАЛИЗ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Состав социокультурной сферы области
19
2.2 Реализация организационной и нормативно-законодательной деятельности в области культуры
21
2.3 Реализация программно-целевого подхода на региональном уровне
28
Глава 3. ПОДХОДЫ К РЕФОРМИРОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРОЙ
35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
43
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
47
В ходе ее реализации программные мероприятия были существенно расширены и дополнены.
Важным событием в культурной жизни области явились творческие отчеты коллективов художественной самодеятельности городов и районов области, посвященные 270-летию образования г.Оренбурга. Отчеты в течение полутора лет, каждое воскресенье, проходили в Оренбургской государственной филармонии, на главной сцене области при огромном скоплении зрителей. В отчетах участвовало более 3 тысяч исполнителей, их посмотрело более 38 тысяч зрителей.
Проведены такие крупные культурные акции, связанные с сохранением духовного потенциала края, как: "60-летие со времени образования г. Новотроицка ", "300-летие Российского флота", "100-летие российского кино", "100-летие первого кинопоказа в г.Оренбурге", "65 лет со дня основания областной универсальной научной библиотеки имени А.С.Пушкина", "70-летие Оренбургского государственного областного театра кукол", Дни литературы в Оренбуржье.
Высоких результатов достигли профессиональные творческие коллективы, работающие при управлении культуры. Самодеятельные коллективы области участвовали в ряде творческих мероприятий российского масштаба, выезжали за рубеж для участия в чемпионатах, конкурсах, фестивалях.
Последовательно осуществлялись меры по дальнейшему увековечению памяти выдающегося русского писателя, лексикографа, этнографа В. И. Даля и великого украинского поэта Т. Г. Шевченко, которому десять лет пришлось провести в Оренбургском крае в положении изгнанника.
Значительно возросла потребность населения в библиотечных ресурсах. Ими пользуются более 700 тыс. человек. Четче обозначилась информационная, просветительская и культурно-досуговая деятельность библиотек.
Вместе с тем задачи, поставленные Программой, во многом остаются актуальными сегодня. Сложилась критическая ситуация в финансировании ремонтно-реставрационных работ на зданиях-памятниках. Не поддерживается и не развивается материально-техническая база народных художественных промыслов и ремесел. В ряде районов деятельность клубных учреждений также во многом сдерживается слабой материально-технической базой. Из 615 стационарных сельских клубных учреждений 5 не имеют зданий, 116 требуют капитального ремонта, 150 не отапливаются в зимнее время.
Крайне слабое финансирование привело к некоторому сокращению объемов работы учреждений культуры - прежде всего требующих значительных финансовых затрат на постановочную, гастрольную, выставочную деятельность. Много проблем и в кинообслуживании населения. Не хватает средств на содержание кинозрелищных предприятий, их переоснащение.
Острейшей проблемой стало фактическое отсутствие комплектования библиотечных фондов и, в первую очередь, центральной библиотеки области - областной научной универсальной библиотеки имени А.С.Пушкина. Сведено на нет участие библиотек области в федеральной программе компьютеризации библиотечного дела.
"Программа сохранения и развития культуры и искусства Оренбургской области на 2005-2006гг", утвержденная постановлением областной Думы от 16.06.2005г N 137 позволит на минимальном уровне и в пределах выделенных на отрасль "культура" бюджетных ассигнований решать эти и другие проблемы. Структура Программы была определена в соответствии со структурой Федеральной целевой программы "Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации (2001-2002гг.)" и состоит из разделов:
1. "Поддержка и развитие профессионального художественного творчества";
2. "Сохранение культурного наследия"(Недвижимые памятники истории и культуры. Музейный фонд. Безопасность музейных и библиотечных фондов);
3. "Стимулирование народного творчества и развитие культурно-досуговой деятельности";
4. "Модернизация библиотечного дела и сохранение библиотечных фондов";
5. "Поддержка молодых дарований и развитие художественного и культурологического образования";
6. "Сохранение и развитие материально-технической базы киносети и кинопроката, пополнение фильмофондов и повышение уровня кинообслуживания населения области".
Цели и задачи программы:
1. формирование средствами культуры и искусства нравственных и духовных ценностей, воспитание у населения чувства национальной гордости,;
2. сохранение и развитие культурных традиций области; поддержка молодых дарований в сфере литературы и искусства, народных мастеров;
3. осуществление сотрудничества государственных структур с общественными творческими организациями;
4. развитие межрегиональных и международных культурных обменов. Данные по объемам и источникам финансирования программы представлены в таблице 2.4.
Таблица 2.4
Объемы и источники финансирования программы
на период 2001-2002гг (тыс.руб.)
Источники финансирования | 2001г | 2002г | ||
по плану | на практике | по плану | на практике | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
всего | 3265,0 | 2112,4 | 3255,0 | 3070,7 |
Продолжение таблицы 2.4
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
в том числе: |
|
|
|
|
внебюджетные источники | 163,0 | 45,3 | 165,0
| 146,7 |
местный бюджет | 125,0 | 10,0 | 111,0 | 111,0 |
Федеральный бюджет | 1447,0 | 1354,3 | 1420,0 | 1246,0 |
областной бюджет | 1530,0 | 702,8 | 1735,0 | 1567,5 |
Правительством Российской Федерации принято постановление от 18.12.2000г № 1561 "О концепции развития кинематографии Российской Федерации до 2008г". Главный смысл Концепции состоит в том, чтобы, начиная с 2001г обеспечить последовательный переход к системе, сочетающей государственную поддержку с инвестициями предпринимателей, различными формами банковского кредитования. Все это не внушает оптимизма, но вторым пунктом вышеназванного постановления рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Федерации разработать региональные программы развития кинематографии до 2008г.
Кинематография в области за последние годы претерпела существенные структурные и качественные изменения и в настоящий момент переживает финансово-экономический кризис. Существенно сократились киноустановки (с 124 до 78). Закрываются и перепрофилируются кинотеатры - в настоящее время во всей области их осталось 15. Не хватает средств на содержание кинозрелищных предприятий, их переоснащение. Значительно сократился фильмофонд, количество фильмокопий, что привело к значительному сокращению кинопоказа. За последние годы количество зрителей сократилось в 5 раз. Резко снизились денежные поступления, их хватает на покрытие 15-20% расходов.
В связи с этим наработана "Программа сохранения и развития киновидеообслуживания населения Оренбургской области на 2001-2008гг", которая рассмотрена и утверждена областной Думой в сентябре 2001г.
Цели и задачи программы:
1. ориентирование на создание условий для обеспечения полноценной деятельности организаций киносети и киновидеопроката;
2. определение путей и средств для увеличения посещаемости кинотеатров и киноустановок;
3. развитие центра российской кинематографии и стереокино, созданного на базе кинотеатра "Победа" г.Оренбурга.
На эти цели в областном бюджете заложено 9014 тыс.руб. (на 2001-2008гг).