Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:35, курсовая работа
Основная цель состоит в разработке и обосновании подходов к реформированию региональной системы управления культурой.
ВВЕДЕНИЕ
4
Глава 1. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ
1.1 Основные подходы к осуществлению социальной политики в условиях социально-экономических реформ
7
1.2 Развитие законодательства в области культуры
11
1.3 Характерные особенности разработки региональной политики в области культуры
16
Глава 2 АНАЛИЗ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Состав социокультурной сферы области
19
2.2 Реализация организационной и нормативно-законодательной деятельности в области культуры
21
2.3 Реализация программно-целевого подхода на региональном уровне
28
Глава 3. ПОДХОДЫ К РЕФОРМИРОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРОЙ
35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
43
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
47
С учетом складывающейся ситуации в социально-культурной сфере управление культуры стремится сохранить престиж областных организаций культуры и искусства, обеспечить хотя бы минимально их экономическую устойчивость, приложить усилия по дальнейшему поиску форм и методов работы в совершенствовании обслуживания населения области, сохранении нравственного потенциала и воспитании гражданской позиции населения.
Проведение целого комплекса организационных мер позволяет сохранить сеть учреждений культуры и искусства, провести прием в учебные заведения на уровне прошлых лет, на высоком организационном и художественном уровне проводить творческие отчеты, музыкальные конкурсы, художественные выставки, ремонтно-реставрационные работы на памятниках истории и культуры.
Культурная деятельность на территории области осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, международными договорами РФ, актами федеральных органов исполнительной власти, на которые в установленном порядке возложено регулирование деятельности в отрасли культуры, искусства и видеопроката, решениями областной Думы, постановлениями и распоряжениями администрации области.
Являясь структурным подразделением администрации области, управление культуры активно взаимодействует с областной Думой, его комитетом по социальной политике и инициирует подготовку и рассмотрение правовых актов по проблемам культуры и искусства.
В последние несколько лет формированию нормативно-правовой базы было уделено особое внимание.
Серьезная работа предшествовала подготовке и принятию закона "О библиотечном деле в Оренбургской области". Распоряжением администрации области была создана рабочая группа по подготовке проекта закона из ученых, библиотечных работников, юристов.
Закон "О библиотечном деле в Оренбургской области" был принят областной Думой во втором чтении 21 июня 1999г, № 67-З.
Он явился правовой базой организации, сохранения и развития библиотечного дела в Оренбургской области. Закон установил принципы деятельности библиотек, гарантировал право граждан на свободный доступ к информации, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, научную и образовательную деятельность.
Закон регулирует вопросы организации библиотечного дела, взаимоотношений между органами государственной власти и органов местного самоуправления, гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями в области библиотечного дела в соответствии с Основами законодательства РФ о культуре, федеральными законами "О библиотечном деле", "Об обязательном экземпляре документов" и нормами международного права.
Закон "О библиотечном деле в Оренбургской области" дополнил и расширил действия Федерального Закона на территории области в следующих моментах:
1. Он распространяется на все библиотеки области независимо от их ведомственной принадлежности и формы финансирования;
2. В Законе четко закреплены полномочия исполнительной и представительной власти, органов местного самоуправления;
3. Законодательно определен статус центральной библиотеки области - областной универсальной научной библиотеки имени А.С.Пушкина, расширены ее полномочия. Она стала координирующим и методическим центром всего библиотечного дела области;
4. Определено, что книжный фонд области является культурным наследием.
В проект закона также были заложены социальные льготы для работников библиотек, почтовые льготы по пересылке литературы по межбиблиотечному абонементу. К сожалению, эти статьи не были поддержаны областной Думой и из закона изъяты.
Принятие Закона повлекло за собой дальнейшую наработку нормативной базы. Работники областных библиотек оказались самой низкооплачиваемой категорией работников культуры. В связи с этим удалось добиться принятия постановления администрации области от 07.07.2000г № 421 "О социальной защите работников областных библиотек управления культуры", которым устанавливается ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет, премирование в размере 25%, материальная помощь.
В соответствии с Законом области и постановлением администрации в четырех районах области и г. Оренбурге также решен вопрос о доплатах библиотечным работникам.
Постановлением администрации области от 09.02.2000г № 70 "Об обязательном бесплатном областном экземпляре изданий" определен порядок формирования комплекта местных документов и краеведческих фондов, использования их в информационно-библиографическ
Областной универсальной научной библиотекой имени А.С.Пушкина в соответствии с новым законодательством был наработан пакет документов и направлен во все централизованные библиотечные системы области. Пакет включает: примерный Устав ЦБС (центральной библиотечной системы) района, правила пользования ЦБС, правила внутреннего трудового распорядка, примерную должностную инструкцию директора, номенклатуру дел ЦБС.
Библиотеки области пересматривают свою роль, учатся анализировать и прогнозировать ситуацию, ищут нестандартные, творческие и перспективные формы работы, выполняют образовательные, информационные и досуговые функции, проводят адресные мероприятия ко всем знаменательным и памятным датам в общественной жизни страны и области. Проводимая работа способствует повышению роли и авторитета библиотек среди населения, активному использованию библиотечных информационных ресурсов, число читателей в библиотеках области постоянно растет.
В области на государственной охране находится 417 памятников истории и культуры, из которых 12 имеют статус федерального значения. Памятники истории и культуры в Оренбургской области представляют собой уникальные, ничем не заменимые и невозобновимые свидетельства исторического развития народа, личности, государства и служат основами духовной, моральной, интеллектуальной жизни. Они являются неотъемлемым достоянием народов Российской Федерации и мирового сообщества.
На федеральном уровне отношения в связи с охраной государством памятников истории и культуры регулируются Законом РСФСР от 1978г "Об охране и использовании памятников истории и культуры". Этот Закон морально устарел и не отвечает требованиям сегодняшнего дня. В связи с этим управлением культуры было разработано и внесено на рассмотрение областной Думы "Временное положение "Об охране, реставрации и использовании памятников истории и культуры Оренбургской области". Постановление областной Думой принято 24 июня 2000г, № 754 и будет действовать до принятия аналогичного федерального закона.
Во Временном положении отмечено, что охрана памятников истории и культуры области находится в совместном ведении Российской Федерации и области. Положением утвержден порядок использования памятников, обязанности арендатора, пользователя и собственника, вопросы государственного учета, управления, реставрации, консервации, ремонта памятников, порядок сдачи в аренду, финансирования мероприятий по охране памятников, государственной поддержки деятельности, направленной на сохранение памятников. Для решения этих задач создана Инспекция охраны историко-культурного наследия Оренбургской области. В настоящее время инспекцией подготовлен проект постановления областной Думы "О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры". Перечень памятников включает 87 объектов культурного наследия.
2.3 Реализация программно-целевого подхода на региональном уровне
Сущность и значимость программно-целевого подхода в реализации социальной политики на региональном уровне велика. Понимание этого привело к принятию областной Думой Закона Оренбургской области от 27.12.2001г №43-З "Об областных целевых программах". Сейчас в области действует 52 программы, из них 23 - социальной направленности. В бюджете области они выделены отдельной строкой, за их реализацией осуществляется строгий контроль. Второй год реализуется "Программа первоочередных мер по социальной политике в Оренбургской области".
В данной главе будут рассмотрены 2 программы: "Программа сохранения и развития культуры и искусства области", "Программа развития киновидеообслуживания области".
"Программа сохранения и развития культуры и искусства Оренбургской области на 2001-2002гг" была утверждена постановлением областной Думы от 29.03.2001г № 417.
Цель программы - сохранение и развитие культурного наследия области, системы государственных и общественных организаций, обеспечивающих культурную жизнь региона, создание культурной среды в районах и городах области.
Отдельным пунктом постановления областной Думы было рекомендовано органам местного самоуправления разработать и утвердить местные программы. В 24 районах и городах области такие программы были приняты.Данные по финансированию программы представлены в таблице 2.3.
Таблица 2.3
Финансирование программы в Оренбургской области
на период 2001-2002гг (тыс.руб.)
Источники финансирования | 2001г | 2002г | ||
по плану | на практике | по плану | на практике | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
всего | 3191,5 | 825,5 | 6381,8 | 2098,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
федеральный бюджет | 1358,0 | 73 | 1775,4 | 3,94 |
Продолжение таблицы 2.3
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
областной бюджет | 940 | 651,3 | 940 | 940 |
местный бюджет | 834,3 | 52,6 | 3174,6 | 70,6
|
внебюджетные источники | 72,2 | 42,6 | 491,8 | 138,8 |