Управление культурой в регионе, городе

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:35, курсовая работа

Описание работы

Основная цель состоит в разработке и обосновании подходов к реформированию региональной системы управления культурой.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
4

Глава 1. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ


1.1 Основные подходы к осуществлению социальной политики в условиях социально-экономических реформ


7

1.2 Развитие законодательства в области культуры
11

1.3 Характерные особенности разработки региональной политики в области культуры


16

Глава 2 АНАЛИЗ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ


2.1 Состав социокультурной сферы области
19

2.2 Реализация организационной и нормативно-законодательной деятельности в области культуры


21

2.3 Реализация программно-целевого подхода на региональном уровне
28

Глава 3. ПОДХОДЫ К РЕФОРМИРОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРОЙ


35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
43

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
47

Работа содержит 7 файлов

1 глава.doc

— 77.00 Кб (Открыть, Скачать)

2 глава.doc

— 137.50 Кб (Скачать)

   

   

С учетом складывающейся ситуации в социально-культурной сфере управление культуры стремится сохранить престиж областных организаций культуры и искусства, обеспечить хотя бы минимально их экономическую устойчивость, приложить усилия по дальнейшему поиску форм и методов работы в совершенствовании обслуживания населения области, сохранении нравственного потенциала и воспи­тании гражданской позиции населения.

Проведение целого комплекса организационных мер позволяет сохранить сеть учреждений культуры и искусства, провести прием в учебные заведения на уровне прошлых лет, на высоком организаци­онном и художественном уровне проводить творческие отчеты, музы­кальные конкурсы, художественные выставки, ремонтно-реставраци­онные работы на памятниках истории и культуры.

Культурная деятельность на территории области осуществляет­ся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федераль­ными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постанов­лениями и распоряжениями Правительства РФ, международными дого­ворами РФ, актами федеральных органов исполнительной власти, на которые в установленном порядке возложено регулирование деятель­ности в отрасли культуры, искусства и видеопроката, решениями областной Думы, постановлениями и распоряжениями администрации области.

Являясь структурным подразделением администрации области, управление культуры активно взаимодействует с областной Думой, его комитетом по социальной политике и инициирует подготовку и рассмотрение правовых актов по проблемам культуры и искусства.

В последние несколько лет формированию нормативно-правовой базы было уделено особое внимание.

Серьезная работа предшествовала подготовке и принятию зако­на "О библиотечном деле в Оренбургской области". Распоряжением ад­министрации области была создана рабочая группа по подготовке проекта закона из ученых, библиотечных работников, юристов.

Закон "О библиотечном деле в Оренбургской области" был принят областной Думой во втором чтении 21 июня 1999г, № 67-З.

Он явился правовой базой организации, сохранения и развития библиотечного дела в Оренбургской области. Закон установил принци­пы деятельности библиотек, гарантировал право граждан на свобод­ный доступ к информации, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, научную и образовательную деятельность.

Закон регулирует вопросы организации библиотечного дела, взаимоотношений между органами государственной власти и органов местного самоуправления, гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями в области библиотечного дела в соответствии с Основами законодательства РФ о культуре, федеральными законами "О библиотечном деле", "Об обязательном экземпляре документов" и нормами международного права.

Закон "О библиотечном деле в Оренбургской области" дополнил и расширил действия Федерального Закона на территории области в следующих моментах:

1. Он распространяется на все библиотеки области независимо от их ведомственной принадлежности и формы финансирования;

2. В Законе четко закреплены полномочия исполнительной и представительной власти, органов местного самоуправления;

3. Законодательно определен статус центральной библиотеки области - областной универсальной научной библиотеки имени А.С.Пушкина, расширены ее полномочия. Она стала координирующим и методическим центром всего библиотечного дела области;

4. Определено, что книжный фонд области является культурным наследием.

В проект закона также были заложены социальные льготы для работников библиотек, почтовые льготы по пересылке литературы по межбиблиотечному абонементу. К сожалению, эти статьи не были поддержаны областной Думой и из закона изъяты.

Принятие Закона повлекло за собой дальнейшую наработку нор­мативной базы. Работники областных библиотек оказались самой низкооплачиваемой категорией работников культуры. В связи с этим удалось добиться принятия пос­тановления администрации области от 07.07.2000г № 421 "О социаль­ной защите работников областных библиотек управления культуры", которым устанавливается ежемесячная надбавка к должностному ок­ладу за выслугу лет, премирование в размере 25%, материальная помощь.

В соответствии с Законом области и постановлением админист­рации в четырех районах области и г. Оренбурге также решен вопрос о доплатах библиотечным работникам.

Постановлением администрации области от 09.02.2000г № 70 "Об обязательном бесплатном областном экземпляре изданий" опре­делен порядок формирования комплекта местных документов и крае­ведческих фондов, использования их в информационно-библиографи­ческом обслуживании, определен порядок их доставки в областную научную библиотеку.

Областной универсальной научной библиотекой имени А.С.Пуш­кина в соответствии с новым законодательством был наработан па­кет документов и направлен во все централизованные библиотечные системы области. Пакет включает: примерный Устав ЦБС (централь­ной библиотечной системы) района, правила пользования ЦБС, пра­вила внутреннего трудового распорядка, примерную должностную инструкцию директора, номенклатуру дел ЦБС.

Библиотеки области пересматривают свою роль, учатся анали­зировать и прогнозировать ситуацию, ищут нестандартные, творчес­кие и перспективные формы работы, выполняют образовательные, ин­формационные и досуговые функции,  проводят адресные мероприятия ко  всем  знаменательным  и  памятным датам в общественной жизни страны и области.  Проводимая работа способствует повышению роли и авторитета библиотек среди населения,  активному использованию библиотечных информационных ресурсов,  число читателей в библио­теках области постоянно растет.

В области на государственной охране находится 417 памят­ников истории и культуры, из которых 12 имеют статус федераль­ного значения. Памятники истории и культуры в Оренбургской об­ласти представляют собой уникальные, ничем не заменимые и нево­зобновимые свидетельства исторического развития народа, личнос­ти, государства и служат основами духовной, моральной, интеллек­туальной жизни. Они являются неотъемлемым достоянием народов Российской Федерации и мирового сообщества.

На федеральном уровне отношения в связи с охраной государс­твом памятников истории и культуры регулируются Законом РСФСР от 1978г "Об охране и использовании памятников истории и куль­туры". Этот Закон морально устарел и не отвечает требованиям се­годняшнего дня. В связи с этим управлением культуры было разра­ботано и внесено на рассмотрение областной Думы "Временное поло­жение "Об охране, реставрации и использовании памятников истории и культуры Оренбургской области". Постановление областной Думой принято 24 июня 2000г, № 754 и будет действовать до принятия аналогичного федерального закона.

Во Временном положении отмечено, что охрана памятников ис­тории и культуры области находится в совместном ведении Российс­кой Федерации и области. Положением утвержден порядок использо­вания памятников, обязанности арендатора, пользователя и собс­твенника, вопросы государственного учета, управления, реставра­ции, консервации, ремонта памятников, порядок сдачи в аренду, финансирования мероприятий по охране памятников, государственной поддержки деятельности, направленной на сохранение памятников. Для решения этих задач создана Инспекция охраны историко-куль­турного наследия Оренбургской области. В настоящее время инспекци­ей подготовлен проект постановления областной Думы "О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры". Пере­чень памятников включает 87 объектов культурного наследия.

 

2.3 Реализация программно-целевого подхода на региональном уровне

 

Сущность и значимость программно-целевого подхода в реали­зации социальной политики на региональном уровне велика. Понима­ние этого привело к принятию областной Думой Закона Оренбургской области от 27.12.2001г №43-З "Об областных целевых программах". Сейчас в области действует 52 программы, из них 23 - социальной направленности. В бюджете области они выделены отдельной стро­кой, за их реализацией осуществляется строгий контроль. Второй год реализуется "Программа первоочередных мер по социальной по­литике в Оренбургской области".

В данной главе будут рассмотрены 2 программы: "Программа сохранения  и  развития культуры и искусства области", "Программа развития киновидеообслуживания области".

"Программа сохранения и развития культуры и искусства Оренбургской области на 2001-2002гг" была утверждена постановлением областной Думы от 29.03.2001г № 417.

Цель программы - сохранение и развитие культурного наследия области, системы государственных и общественных организаций, обеспечивающих культурную жизнь региона, создание культурной среды в районах и городах области.

Отдельным пунктом постановления областной Думы было реко­мендовано органам местного самоуправления разработать и утвер­дить местные программы. В 24 районах и городах области такие программы были приняты.Данные по финансированию программы представлены в таблице 2.3.

 

Таблица 2.3

Финансирование программы в Оренбургской области

на период 2001-2002гг (тыс.руб.)

 

 

Источники финансирования

2001г

2002г

по плану

на практике

по плану

на практике

1

2

3

4

5

всего

3191,5     

825,5

6381,8    

2098,0

в том числе:

 

 

 

 

федеральный бюджет

1358,0   

73

1775,4

3,94



Продолжение таблицы 2.3

 

1

2

3

4

5

областной бюджет

940

651,3 

940        

940

местный бюджет

834,3  

52,6 

3174,6

    70,6

 

внебюджетные источники

72,2   

42,6 

491,8

138,8

3 глава.doc

— 50.50 Кб (Открыть, Скачать)

введение.doc

— 28.50 Кб (Открыть, Скачать)

заключение.doc

— 32.50 Кб (Открыть, Скачать)

содержание.doc

— 32.50 Кб (Открыть, Скачать)

список используемых источников.doc

— 36.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Управление культурой в регионе, городе