Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:35, курсовая работа
Основная цель состоит в разработке и обосновании подходов к реформированию региональной системы управления культурой.
ВВЕДЕНИЕ
4
Глава 1. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ
1.1 Основные подходы к осуществлению социальной политики в условиях социально-экономических реформ
7
1.2 Развитие законодательства в области культуры
11
1.3 Характерные особенности разработки региональной политики в области культуры
16
Глава 2 АНАЛИЗ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Состав социокультурной сферы области
19
2.2 Реализация организационной и нормативно-законодательной деятельности в области культуры
21
2.3 Реализация программно-целевого подхода на региональном уровне
28
Глава 3. ПОДХОДЫ К РЕФОРМИРОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРОЙ
35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
43
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
47
46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ проблем, связанных с формированием региональной культурной политики, реформированием региональных систем управления культурой показывает, что они имеют статус комплексного социокультурного явления. Решение поставленных задач имело своей целью на основе опыта решения управленческих, научных и технических проблем в сфере культуры отдельно взятой области предложить и обосновать некоторые подходы к реформированию региональной системы управления культурой.
Результаты проведенного исследования позволяют сформулировать следующие выводы:
1. Практика формирования государственной культурной политики базируется на тезисе, что всякая политика - это реализация неких концептуальных положений, воплощенных в целях соответствующего вида деятельности. В сфере культуры цели также вытекают из концептуальных представлений о том, что такое культура, какое место она занимает в жизни народа и государства, каким законам подчиняется ее функционирование и развитие.
Вполне закономерно, что приоритеты в сфере культуры, опираясь на концепцию культурной политики и ее целевые установки, тесно связаны с текущей злобой дня и определяются конкретными политическими, социально-экономическими и культурными реалиями своего времени.
Неотложных решений требует проблема обеспечения минимальных государственных гарантий реализации конституционного права граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Нельзя ограничиваться провозглашением такого права в Конституции. Необходимо конкретизировать соответствующие обязательства государства и четко определить финансово-экономические механизмы обеспечения этих гарантий.
Государство должно стать стратегом культурного развития, не вмешиваясь в нее непосредственно и не принимая решения за тех, кто является носителем культурной деятельности. Задача стратега - организовывать, предвидеть, координировать, при этом, не заменяя собой деятелей культуры. Соответственно государство должно взять на себя функции:
- охраны культурного наследия, управления государственными учреждениями культуры, содействия художественному творчеству;
- координации независимых инициатив в области творчества, образования и распространения культуры;
- регулирования рынка культуры, поддерживая художественное качество культурной продукции, плюрализм, содействуя национальным компаниям в их конкурентной борьбе с многонациональными корпорациями. С этой целью государство должно добиться доверия, создать себе авторитет у работников индустрии культуры, художников (особенно молодых), своих разнообразных партнеров по культурной деятельности на региональном и местном уровнях.
2. Идет постепенное возрождение идеологии регионализма, становление государственной региональной политики, основной смысл которой заключается в переломе идеологии иждивенчества и зависимости от Центра (федеральных органов власти), формирование опережающих технологий социально-культурного и научно-технического развития в регионах России. Необходимость этого процесса обусловливается развалом командно-административной системы управления; несогласованностью государственных и региональных структур управления в проведении рыночных реформ по вертикали и горизонтали и рядом других.
В работе обоснована необходимость формирования региональной культурной политики и новой системы управления культурой, которая вытекает из ситуации, сложившейся в экономической, кадровой и социальной политике.
3. В работе сделан закономерный вывод, что происходящие в России преобразования способствуют перемещению центра тяжести управленческой деятельности в сфере культуры в регионы. Одновременно, проблема развития региональной культуры не может быть решена без поиска новых, эффективных форм взаимодействия органов власти и творческой интеллигенции, без расширения и поиска новых форм и методов хозяйствования, источников финансирования, без расширения круга лиц, заинтересованных и имеющих возможность решать проблемы культуры. С изменением приоритетов региональной культурной политики претерпевают изменения функции органов управления культурой, на первый план выходят такие как информационная, аналитическая, прогностическая, транслирующая, организующая, координирующая.
4. Изучение и обобщение результатов деятельности областного и муниципальных органов управления культурой позволяют сделать вывод о том, что реформирование организационно-управленческих отношений является составной частью комплекса системных мер по развитию сферы культуры области. Необходимость исследования организационно-управленческих вопросов функционирования сферы культуры определяется прежде всего ее внутренними противоречиями, связанными со сложностью перехода к гражданскому обществу с рыночной экономикой. Реальным фактом становится множественность независимых агентов культурной деятельности, с одной стороны, с другой - возникновение и развитие новых эффективных организационных форм идет крайне медленно.
5. Результаты работы позволили сформулировать и обосновать ключевые положения реформирования организационно-управленческих отношений региональной системы управления:
- четкое распределение полномочий и ответственности между федеральным, областным и муниципальным уровнями управления в сфере культуры;
- построение отношений областного управления культуры с муниципальными органами управления, отдельными субъектами культурной политики, на принципах социального партнерства;
- развитие и укрепление "горизонтальных" связей, расширение межрайонного, межобластного и международного культурного обмена;
- сохранение культурной инфраструктуры в селах и малых городах;
- расширение социологических и маркетинговых исследований, фандрайзинга.
Проведенный анализ и обобщение теоретических исследований, обобщение практического опыта работы как управления культуры Оренбургской области, позволило нам подойти к разработке региональной модели управления сферой культуры, рассматривая ее в структурном, функциональном, управленческом аспектах.