Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:35, курсовая работа
Основная цель состоит в разработке и обосновании подходов к реформированию региональной системы управления культурой.
ВВЕДЕНИЕ
4
Глава 1. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ
1.1 Основные подходы к осуществлению социальной политики в условиях социально-экономических реформ
7
1.2 Развитие законодательства в области культуры
11
1.3 Характерные особенности разработки региональной политики в области культуры
16
Глава 2 АНАЛИЗ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Состав социокультурной сферы области
19
2.2 Реализация организационной и нормативно-законодательной деятельности в области культуры
21
2.3 Реализация программно-целевого подхода на региональном уровне
28
Глава 3. ПОДХОДЫ К РЕФОРМИРОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРОЙ
35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
43
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
47
6
ВВЕДЕНИЕ
В общественной жизни накопилось много социально-экономических проблем, которые настолько обострились, что должны быть разрешены в ближайшее время. Противоречивая и не всегда эффективная позиция центра, сталкиваясь с отсутствием достаточной инновационной активности местных органов государственного управления, усиливает напряженность общественных отношений.
Теоретические и практические исследования, проводимые в сфере культуры, однозначно свидетельствуют о том, что постепенно меняются функции и роль государственных органов управления. На смену старой административно-командной приходит новая система управленческих отношений.
Проведенный анализ исследований, научных работ последних лет по данной тематике показывает, что наибольшее внимание уделяется таким вопросам, как: формирование новой региональной культурной политики [19.С.2-15; 20.С.75-82; 30.С.76; 37.С.67-90; 41.С.4-6], перестройка управления в сфере культуры [16.С.18-28; 23.С.3-13; 24.С.5-12; 27.С.26-39; 29.С.86-112; 31.С.29-36; 33.С.43-47; 39.С.42-95], современные экономические методы управления в социально-культурной сфере [22.С.58-63; 26.С.32-36; 32.С.3-11; 34.С.62-82; 36.284С; 38.С.3-11; 39.С.42-95; 40.С.15-23; 42.С.2-12; 43.С.23-54].
Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что происходящие в России преобразования способствуют переносу центра тяжести управленческой деятельности в регионы. Вместе с тем, неразработанность проблем региональных организационно-управленческих отношений существенно тормозит развитие управленческой практики, зачастую ведет к неверным оценкам ситуации, выбору неэффективных решений.
Основная цель состоит в разработке и обосновании подходов к реформированию региональной системы управления культурой.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
1. Проанализировать сложившуюся практику формирования государственной культурной политики.
2. Изучить состояние и проблемы регионального управления в сфере культуры, подходы к формированию новой региональной политики.
3. Определить роль, место, функции управления культуры администрации области в условиях новых социально-экономических отношений.
4. Обосновать необходимость изменений организационно-управленческих отношений в региональной системе управления культурой.
5. Разработать некоторые подходы к реформированию организационно-управленческих отношений региональной системы управления в сфере культуры.
В первой главе рассмотрены основные подходы к осуществлению социальной политики в России, задачи и функции Министерства культуры РФ по осуществлению государственной культурной политики, способы финансирования культуры. Подробно рассмотрены вопросы формирования законодательной базы в сфере культуры, дан анализ наиболее значимых для отрасли правовых документов.
Во второй главе рассмотрены характерные особенности разработки региональной политики, как в целом, так и в области культуры, дан анализ социокультурной ситуации в Оренбургской области.
Во второй главе даны подходы к реализации организационной и нормативно-законодательной деятельности, программно-целевого подхода на региональном уровне. Рассмотрены две областные программы - развития культуры и искусства и развития кинематографии. Дан анализ финансирования отрасли, сделаны выводы о путях дальнейшего развития культуры в области.
В третьей главе предлагается собственное видение совершенствования форм государственной поддержки культуры и искусства, дальнейшего развития законодательной базы, финансирования отрасли.
В заключении подведены теоретические и практические итоги проделанной работы, дана оценка проанализированной практики, ее положительных и отрицательных сторон, степень реализованности поставленных во введении цели и задач, сделаны выводы о направлениях реформирования регионального управления в области культуры.