Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:35, курсовая работа
Основная цель состоит в разработке и обосновании подходов к реформированию региональной системы управления культурой.
ВВЕДЕНИЕ
4
Глава 1. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ
1.1 Основные подходы к осуществлению социальной политики в условиях социально-экономических реформ
7
1.2 Развитие законодательства в области культуры
11
1.3 Характерные особенности разработки региональной политики в области культуры
16
Глава 2 АНАЛИЗ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Состав социокультурной сферы области
19
2.2 Реализация организационной и нормативно-законодательной деятельности в области культуры
21
2.3 Реализация программно-целевого подхода на региональном уровне
28
Глава 3. ПОДХОДЫ К РЕФОРМИРОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРОЙ
35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
43
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
47
42
Глава 3 Подходы к реформированию организационно-управленческих отношений в системе управления культурой
Не секрет, что в настоящее время учреждениям культуры гарантировано только минимальное финансирование из государственного бюджета. Других реальных экономических гарантий не существует. Однако в условиях экономического кризиса, острого дефицита и расстроенной системы государственных финансов, государственный бюджет не способен обеспечить нужды культуры. Вся тяжесть создавшегося положения ложится на субъекты Федерации, органы местного самоуправления, которые остались практически один на один со своими социальными, финансовыми и экономическими проблемами. Поэтому учреждениям культуры в современных экономических условиях приходится рассчитывать на себя, искать возможность дополнительного ресурсообеспечения.
Определенная часть учреждений культуры, такие как крупные музеи, библиотеки, картинные галереи, выставочные комплексы достаточно успешно решают вопросы по привлечению дополнительных средств для сохранения и развития своих фондов и материально-технической базы. Однако, большая часть учреждений культуры - сельские клубы и библиотеки, музеи небольших городов, действуя поодиночке, практически не имеют возможности выхода на международную арену, привлечения спонсорских средств, оказания платных услуг.
В этой ситуации социальное регулирование становится одним из приоритетных направлений деятельности органов государственного управления. Именно здесь должна проявляться организующая, регулирующая и координирующая функция регионального органа управления, способного увидеть, проанализировать сложившуюся в регионе ситуацию, предложить оптимальные пути решения, спрогнозировать возможные результаты, учесть негативные последствия предлагаемых действий.
Происходящие в России преобразования способствуют тому, что центр тяжести управленческой деятельности в сфере культуры переносится в регионы.
Управление культуры администрации Оренбургской области постоянно ищет и апробирует как новые, научно обоснованные подходы к разработке и реализации региональной культурной политики в целом, так и собственные методы, и стиль работы.
Проблема развития региональной культуры не может быть решена без поиска новых, эффективных форм взаимодействия органов власти и творческой интеллигенции, без расширения и поиска новых источников финансирования развития культуры, без расширения круга лиц, заинтересованных и могущих решать эту проблему.
Проанализировав результаты деятельности в сфере культуры за несколько последних лет, пришли к выводу, что недостаточно внимания уделяется решению таких задач, как:
1. выявление и акцентирование узловых проблем в целях сосредоточения основных ресурсов ( финансовых, материально-технических, информационных, кадровых...) именно на этих проблемах;
2. осуществление целенаправленной и планомерной деятельности по привлечению дополнительных источников финансирования.
Одним из подходов к решению первой выделенной нами задачи является реализация метода проектов. Под проектом мы понимаем "логическую совокупность мероприятий, которая имеет начало и окончание и осуществляется с целью достижения поставленных целей в рамках установленного бюджета, графика и качественных показателей" [49. 284С].
Социальные проекты пользуются все большей популярностью и предоставляют реальную возможность решить определенные проблемы.
При разработке проекта в первую очередь четко определяется проблема, которую собираются решить, и обосновывается необходимость проекта. При определении проблемы учитываются такие ее составляющие как реальность, конкретность, решаемость, а также оцениваются социальные факторы (социальная значимость, уникальность, общественный резонанс) и финансово-экономические факторы ( экономическая эффективность проекта; встречное финансирование).
В проекте должны быть четко сформулированы цели и задачи, разработана стратегия и определены методы достижения поставленных целей, определены ожидаемые результаты и показатели, по которым оценивается эффективность реализации проекта. Необходимой частью проекта является рабочий план его реализации и предложения по дальнейшему развитию проекта. Бюджет проекта должен включать подробную смету и детальные комментарии по каждой статье расходов, а также информацию по всем источникам финансирования.
Предъявляемые требования к разработке любого социального проекта, в том числе - в сфере культуры, требуют от его разработчиков наличия определенных знаний и умений, таких как:
1. владение информацией по разрабатываемой проблеме и возможность постоянно обновлять имеющуюся информацию;
2. владение информацией о потенциальных спонсорах, благотворительных и иных фондах, грантодателях как в своем регионе, так и за рубежом;
3. владение хотя бы основами юридических и экономических знаний, необходимых для заключения договоров, оформления деловых бумаг или наличие возможности привлечь для работы необходимого специалиста;
4. умение привлечь финансовые и иные ресурсы как бюджетные, так и внебюджетные, т.е. иметь навыки деятельности в области фандрайзинга [17. С.34-56].
Всем перечисленным требованиям удовлетворяет областное управление культуры, оно и берет на себя функции разработчика и координатора проектов в основном - не локального характера.
Основные трудности, с которыми сталкиваются специалисты управления культуры - это привлечение дополнительных финансовых и иных ресурсов. Проанализировав многочисленные и в большинстве своем - неудачные попытки привлечь предпринимателей, ряд благотворительных фондов к финансированию отдельных мероприятий, приходим к выводу о том, что умение привлечь деньги - это, своего рода, искусство. Главная причина неудач кроется в отсутствии профессионального подхода, незнании форм, методов фандрайзинга. Это объясняется тем, что подобная деятельность у нас зачастую носит эпизодический характер и поэтому не приводит к накоплению опыта и его систематизации. Сделав для себя вывод о том, что к поиску дополнительных источников финансирования необходим профессиональный подход, специалисты областного управления культуры ознакомились с основами фандрайзинга, изучили имеющуюся литературу, опыт коллег из близлежащих городов и областей.
Результаты такой работы можно наглядно проследить на примере деятельности по сохранению и пропаганде творческого наследия выдающего поэта Т. Г. Шевченко (1814–1861гг), которому десять лет пришлось провести в Оренбургском крае в положении изгнанника. Т.Г.Шевченко написал цикл повестей на русском языке, в которых есть немало «оренбургских» страниц.
В последние годы средства из федерального бюджета на эти цели не выделяются и все заинтересованные организации и учреждения во главе с областным управлением культуры изыскивают возможные пути привлечения дополнительных финансовых средств.
Модернизация организационно-управленческих отношений входит составной частью в комплекс системных мер по развитию сферы культуры области, сочетающих в себе принципы и приоритеты культурной политики, основные направления модернизации сфер деятельности, финансовые ресурсы преобразований. Одновременно усиливаются такие функции областного управления культуры, как:
1. информационные (создание информационных банков данных о состоянии, перспективах развития культурно-досуговой деятельности в области, маркетинг услуг в сфере свободного времени);
2. функция финансирования текущей деятельности организаций культуры областного подчинения и поддержки социокультурных локальных программ, привлечения дополнительных финансовых и иных ресурсов;
3. функция реорганизации сети культурно-досуговых учреждений, поддержки и распространения передового опыта деятельности, формирования банка инновационных идей.
На наш взгляд, организационно-управленческие отношения должны строиться с учетом следующих основных положений:
1. Необходимо четкое распределение полномочий и ответственности между федеральным, областным и муниципальным уровнями управления в сфере культуры.
2. Отношения областного управления культуры с муниципальными органами управления, отдельными субъектами культурной политики, должны строиться на принципах социального партнерства.
3. Должны развиваться и укрепляться "горизонтальные" связи, межрайонный, межобластной и международный культурный обмен. Наряду с этим необходимо сохранение культурной инфраструктуры в селах и малых городах.
4. Учитывая, что управлению культуры приходиться постоянно организовывать проведение культурных акций и крупных мероприятий, праздников, ярмарок, представляется необходимым создание специального отдела в управлении культуры для решения этих задач.
Анализируя сложившуюся в сфере культуры ситуацию, приходим к выводу, что в условиях неустойчивости социальной среды имеет место резкое ослабление управляемости системы. Остро встает проблема переосмысления принципов управления и поиска новых приоритетов, а как результат - формирования новых организационно-управленческих отношений в сфере культуры.
Обобщая изложенное, можно сделать следующие выводы. В последние годы на территории всех субъектов Российской Федерации активно ведется работа по формированию качественно новых региональных систем в области культуры, пересмотру приоритетов и принципов региональной культурной политики.
Анализ социокультурной ситуации в области (а от типичен для всей России) дает основание говорить о том, что в новых условиях отдельные категории населения оказываются не в состоянии самостоятельно обеспечить удовлетворение своих культурных потребностей и реализовать свой культурный потенциал. В итоге состояние духовности, нравов, исторической памяти все больше приближается к кризисному. Прежде всего, страдает система духовной защиты населения, что приводит к увеличению числа асоциальных явлений. Возникает реальная угроза не только моральному, но и физическому здоровью нации.
Система управления не выполняет возложенные на нее функции, в определенном смысле сегодня можно говорить о некотором размывании ответственности органов государственной власти за состояние дел в сфере культуры.
По Конституции управление отраслями социальной сферы находится в ведении субъектов Федерации. Но поскольку 79 из 89 субъектов РФ получают бюджетные субвенции, то размеры финансирования отраслей социальной сферы в значительной мере зависят от решений, принимаемых Министерством финансов. Между тем полномочия и ответственность между разными органами государственной власти распределены нечетко. Ни Министерство финансов, ни Правительство в целом не несет ответственности за изменения в объеме и качестве социальных услуг населению. А местные органы власти снимают с себя ответственность за ухудшение положения дел в сфере культуры, ссылаясь на то, что большая часть налогов забирается в федеральный бюджет, а субвенции из него сокращаются [32. С.3-11].
Аналогичная ситуация воспроизводится во взаимоотношениях между областными органами власти и администрациями городов и районов.
По нашему мнению, важнейшей целью культурной политики должно стать установление связи между культурой и развитием вообще и распространение подхода к культуре как к одному из важнейших измерений развития. Задача культурной политики - организовать спокойный и конструктивный диалог в процессе перехода к новой системе ценностных установок и идей. Целью культурной политики является создание богатого гражданского общества, основанного на существовании разнообразных общественных и частных, институциализированных и неинституциализированных инициатив и проектов [23.С.3-13]. Важнейшей ролью сильного Министерства должна стать организация взаимодействия всех участников культурной жизни и регулирование рынка культурной продукции и услуг.
Для того, чтобы культура не на словах, а на деле стала приоритетной сферой, ее финансирование должно осуществляться полностью, в предусмотренном законодательством объеме.
В качестве стратега культурного развития Министерство культуры должно изменить свои отношения с внешним миром и методы работы, для чего необходима административная реформа. Во-первых, должна быть обеспечена прозрачность принятия решений, критериев финансирования, организационных структур.
Мы полагаем, что необходимо также увеличить число людей, принимающих участие в принятии решений, создавая различные комитеты и комиссии экспертов, сотрудничающих с Министерством. Необходимо перейти от методов "пожалования" финансовой помощи к выделению ее на основе голосования, основанного на ясных критериях и системе оценки результатов.
Необходимо развитие законотворческой деятельности , принятие федеральных законов:"О минимальных социальных гарантиях", "Об адресной социальной помощи", "О театре", "О творческих работниках и творческих союзах", "О порядке реорганизации и приватизации учреждений культуры", "О меценатстве", порядок налогообложения объектов культуры.
Отсутствие единого подхода к установлению налогов в области культуры, разночтения в законах создают значительные трудности в работе государственных и муниципальных учреждений культуры. Для обеспечения единого подхода к налогообложению следовало бы освободить все некоммерческие учреждения культуры от всех видов и платежей в бюджет, дать им возможность направлять полученные доходы на расширение и совершенствование культурной деятельности [38.С.3-11].
Сегодня расходы спонсоров на поддержку культуры могут быть учтены лишь в затратах на рекламу. Установленные нормативы для исчисления предельных размеров таких расходов не обеспечивают развитие спонсорства и не позволяют потенциальным инвесторам активно использовать свои средства для поддержки культуры и формирования ими своего имиджа.