Управление культурой в регионе, городе

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:35, курсовая работа

Описание работы

Основная цель состоит в разработке и обосновании подходов к реформированию региональной системы управления культурой.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
4

Глава 1. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ


1.1 Основные подходы к осуществлению социальной политики в условиях социально-экономических реформ


7

1.2 Развитие законодательства в области культуры
11

1.3 Характерные особенности разработки региональной политики в области культуры


16

Глава 2 АНАЛИЗ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ


2.1 Состав социокультурной сферы области
19

2.2 Реализация организационной и нормативно-законодательной деятельности в области культуры


21

2.3 Реализация программно-целевого подхода на региональном уровне
28

Глава 3. ПОДХОДЫ К РЕФОРМИРОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРОЙ


35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
43

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
47

Работа содержит 7 файлов

1 глава.doc

— 77.00 Кб (Открыть, Скачать)

2 глава.doc

— 137.50 Кб (Открыть, Скачать)

3 глава.doc

— 50.50 Кб (Скачать)


42

 

Глава 3 Подходы к реформированию организационно-управленческих отношений в системе управления культурой

 

    Не секрет, что в настоящее время учреждениям культуры га­рантировано только минимальное финансирование из государственно­го бюджета. Других реальных экономических гарантий не существу­ет. Однако в условиях экономического кризиса, острого дефицита и расстроенной системы государственных финансов, государственный бюджет не способен обеспечить нужды культуры. Вся тяжесть соз­давшегося положения ложится на субъекты Федерации, органы мест­ного самоуправления, которые остались практически один на один со своими социальными, финансовыми и экономическими проблемами. Поэтому учреждениям культуры в современных экономических услови­ях приходится рассчитывать на себя, искать возможность дополни­тельного ресурсообеспечения.

Определенная часть учреждений культуры, такие как крупные музеи, библиотеки, картинные галереи, выставочные комплексы дос­таточно успешно решают вопросы по привлечению дополнительных средств для сохранения и развития своих фондов и материаль­но-технической базы. Однако, большая часть учреждений культуры - сельские клубы и библиотеки, музеи небольших городов, действуя поодиночке, практически не имеют возможности выхода на международную арену,  привлечения спонсорских средств, оказания платных услуг.

В этой ситуации социальное регулирование становится одним из приоритетных направлений деятельности органов государственно­го управления. Именно здесь должна проявляться организующая, ре­гулирующая и координирующая функция регионального органа управ­ления, способного увидеть, проанализировать сложившуюся в регио­не ситуацию, предложить оптимальные пути решения, спрогнозиро­вать возможные результаты, учесть негативные последствия предла­гаемых действий.

Происходящие в России преобразования способствуют тому, что центр тяжести управленческой деятельности в сфере культуры пере­носится в регионы.

Управление культуры администрации Оренбургской области посто­янно ищет и апробирует как новые, научно обоснованные подходы к разработке и реализации региональной культурной политики в це­лом, так и собственные методы, и стиль работы.

Проблема развития региональной культуры не может быть реше­на без поиска новых, эффективных форм взаимодействия органов власти и творческой интеллигенции, без расширения и поиска новых источников финансирования развития культуры, без расширения кру­га лиц, заинтересованных и могущих решать эту проблему.

Проанализировав результаты деятельности в сфере культуры за несколько последних лет, пришли к выводу, что недостаточно вни­мания уделяется решению таких задач, как:

1. выявление и акцентирование узловых проблем в целях сосре­доточения основных ресурсов ( финансовых, материально-техничес­ких, информационных, кадровых...) именно на этих проблемах;

2. осуществление целенаправленной и планомерной деятельности по привлечению дополнительных источников финансирования.

Одним из подходов к решению первой выделенной нами задачи является реализация метода проектов. Под проектом мы понимаем "логическую совокупность мероприятий, которая имеет начало и окончание и осуществляется с целью достижения поставленных целей в рамках установленного бюджета, графика и качественных показа­телей" [49. 284С].

Социальные проекты пользуются все большей популярностью и предоставляют реальную возможность решить определенные проблемы.

При разработке проекта в первую очередь четко определяется проблема, которую собираются решить, и обосновывается необходи­мость проекта. При определении проблемы учитываются такие ее составляющие как реальность, конкретность, решаемость, а также оцениваются социальные факторы (социальная значимость, уникальность, общественный резонанс) и финансово-экономические факторы ( экономическая эффективность проекта; встречное финансирование).

В проекте должны быть четко сформулированы цели и задачи, разработана стратегия и определены методы достижения поставлен­ных целей, определены ожидаемые результаты и показатели, по ко­торым оценивается эффективность реализации проекта. Необходимой частью проекта является рабочий план его реализации и предложе­ния по дальнейшему развитию проекта. Бюджет проекта должен вклю­чать подробную смету и детальные комментарии по каждой статье расходов, а также информацию по всем источникам финансирования.

Предъявляемые требования к разработке любого социального проекта, в том числе - в сфере культуры, требуют от его разра­ботчиков наличия определенных знаний и умений, таких как:

1. владение информацией по разрабатываемой проблеме и воз­можность постоянно обновлять имеющуюся информацию;

2. владение информацией о потенциальных спонсорах, благотво­рительных и иных фондах, грантодателях как в своем регионе, так и за рубежом;

3. владение хотя бы основами юридических и экономических знаний, необходимых для заключения договоров, оформления деловых бумаг или наличие возможности привлечь для работы необхо­димого специалиста;

4. умение привлечь финансовые и иные ресурсы как бюджетные, так и внебюджетные, т.е. иметь навыки деятельности в области фандрайзинга [17. С.34-56].

Всем перечисленным требованиям удовлетворяет областное уп­равление культуры, оно и берет на себя функции разработчика и координатора проектов в основном - не локального характера.

Основные трудности, с которыми сталкиваются специалисты уп­равления культуры - это привлечение дополнительных финансовых и иных ресурсов. Проанализировав многочисленные и в большинстве своем - неудачные попытки привлечь предпринимателей, ряд благот­ворительных фондов к финансированию отдельных мероприятий, при­ходим к выводу о том, что умение привлечь деньги - это, своего рода, искусство. Главная причина неудач кроется в отсутствии профессионального подхода, незнании форм, методов фандрайзинга. Это объясняется тем, что подобная деятельность у нас зачастую носит эпизодический характер и поэтому не приводит к накоплению опыта и его систематизации. Сделав для себя вывод о том, что к поиску дополнительных источников финансирования необходим про­фессиональный подход, специалисты областного управления культуры ознакомились с основами фандрайзинга, изучили имеющуюся литера­туру, опыт коллег из близлежащих городов и областей.

Результаты такой работы можно наглядно проследить на приме­ре деятельности по сохранению и пропаганде творческого наследия выдающего поэта Т. Г. Шевченко (1814–1861гг), которому десять лет пришлось провести в Оренбургском крае в положении изгнанника. Т.Г.Шевченко написал цикл повестей на русском языке, в которых есть немало «оренбургских» страниц.

В последние годы средства из федерального бюджета на эти цели не выделяются и все заинтересованные организации и учрежде­ния во главе с областным управлением культуры изыскивают возмож­ные пути привлечения дополнительных финансовых средств.

Модернизация организационно-управленческих отношений входит составной частью в комплекс системных мер по развитию сферы культуры области, сочетающих в себе принципы и приоритеты куль­турной политики, основные направления модернизации сфер деятель­ности, финансовые ресурсы преобразований. Одновременно уси­ливаются такие функции областного управления культуры, как:

1. информационные (создание информационных банков данных о состоянии, перспективах развития культурно-досуговой деятельнос­ти в области, маркетинг услуг в сфере свободного времени);

2. функция финансирования текущей деятельности организаций культуры областного подчинения и поддержки социокультурных ло­кальных программ, привлечения дополнительных финансовых и иных ресурсов;

3. функция реорганизации сети культурно-досуговых учрежде­ний, поддержки и распространения передового опыта деятельности, формирования банка инновационных идей.

На наш взгляд, организационно-управленческие отно­шения должны строиться с учетом следующих основных положений:

1. Необходимо четкое распределение полномочий и ответствен­ности между федеральным, областным и муниципальным уровнями уп­равления в сфере культуры.

2. Отношения областного управления культуры с муниципальными органами управления, отдельными субъектами культурной политики, должны строиться на принципах социального партнерства.

3. Должны развиваться и укрепляться "горизонтальные" связи, межрайонный, межобластной и международный культурный обмен. На­ряду с этим необходимо сохранение культурной инфраструктуры в селах и малых городах.

4. Учитывая, что управлению культуры приходиться постоянно организовывать проведение культурных акций и крупных мероприятий,  праздников,  ярмарок,  представляется необходимым создание специального отдела в управлении культуры для решения этих за­дач.

Анализируя сложившуюся в сфере культуры ситуацию, приходим к выводу, что в условиях неустойчивости социальной среды имеет место резкое ослабление управляемости системы. Остро встает проблема переосмысления принципов управления и поиска новых при­оритетов, а как результат - формирования новых организацион­но-управленческих отношений в сфере культуры.

Обобщая изложенное, можно сделать следующие выводы. В последние годы на территории всех субъектов Российской Федерации активно ведется работа по формированию качественно но­вых региональных систем в области культуры, пересмотру приорите­тов и принципов региональной культурной политики.

Анализ социокультурной ситуации в области (а от типичен для всей России) дает основание говорить о том, что в новых условиях отдельные категории населения оказываются не в состоянии самос­тоятельно обеспечить удовлетворение своих культурных потребнос­тей и реализовать свой культурный потенциал. В итоге состояние духовности, нравов, исторической памяти все больше приближается к кризисному. Прежде всего, страдает система духовной защиты на­селения, что приводит к увеличению числа асоциальных явлений. Возникает реальная угроза не только моральному, но и физическому здоровью нации.

Система управления не выполняет возложенные на нее функции, в определенном смысле сегодня можно говорить о некотором размы­вании ответственности органов государственной власти за состоя­ние дел в сфере культуры.

По Конституции управление отраслями социальной сферы нахо­дится в ведении субъектов Федерации. Но поскольку 79 из 89 субъ­ектов РФ получают бюджетные субвенции, то размеры финансирования отраслей социальной сферы в значительной мере зависят от реше­ний, принимаемых Министерством финансов. Между тем полномочия и ответственность между разными органами государственной власти распределены нечетко. Ни Министерство финансов, ни Правительство в целом не несет ответственности за изменения в объеме и качест­ве социальных услуг населению. А местные органы власти снимают с себя ответственность за ухудшение положения дел в сфере культу­ры, ссылаясь на то, что большая часть налогов забирается в феде­ральный бюджет, а субвенции из него сокращаются [32. С.3-11].

Аналогичная ситуация воспроизводится во взаимоотношениях между областными органами власти и администрациями городов и ра­йонов.

         По нашему мнению, важнейшей целью культурной политики должно стать установле­ние связи между культурой и развитием вообще и распространение подхода к культуре как к одному из важнейших измерений разви­тия. Задача культурной политики - организовать спокойный и конс­труктивный диалог в процессе перехода к новой системе ценностных установок и идей. Целью культурной политики является создание богатого гражданского общества, основанного на существовании разнообразных общественных и частных, институциализированных и неинституциализированных инициатив и проектов [23.С.3-13]. Важнейшей ролью сильного Министерства должна стать организация взаимодейс­твия всех участников культурной жизни и регулирование рынка культурной продукции и услуг.

Для того, чтобы культура не на словах, а на деле стала при­оритетной сферой, ее финансирование должно осуществляться пол­ностью, в предусмотренном законодательством объеме.

В качестве стратега культурного развития Министерство куль­туры должно изменить свои отношения с внешним миром и методы ра­боты, для чего необходима административная реформа. Во-первых, должна быть обеспечена прозрачность принятия решений, критериев финансирования, организационных структур.

Мы полагаем, что необходимо также увеличить число людей, принимающих участие в принятии решений, создавая различные комитеты и комиссии экс­пертов, сотрудничающих с Министерством. Необходимо перейти от методов "пожалования" финансовой помощи к выделению ее на основе голосования, основанного на ясных критериях и системе оценки ре­зультатов.

Необходимо развитие законотворческой деятельности , приня­тие федеральных законов:"О минимальных социальных гарантиях", "Об адресной социальной помощи", "О театре", "О творческих ра­ботниках и творческих союзах", "О порядке реорганизации и прива­тизации учреждений культуры", "О меценатстве", порядок налогооб­ложения объектов культуры.

Отсутствие единого подхода к установлению налогов в области культуры, разночтения в законах создают значительные трудности в работе государственных и муниципальных учреждений культуры. Для обеспечения единого подхода к налогообложению следовало бы осво­бодить все некоммерческие учреждения культуры от всех видов и платежей в бюджет, дать им возможность направлять полученные до­ходы на расширение и совершенствование культурной деятельнос­ти [38.С.3-11].

Сегодня расходы спонсоров на поддержку культуры могут быть учтены лишь в затратах на рекламу. Установленные нормативы для исчисления предельных размеров таких расходов не обеспечивают развитие спонсорства и не позволяют потенциальным инвесторам ак­тивно использовать свои средства для поддержки культуры и форми­рования ими своего имиджа.

введение.doc

— 28.50 Кб (Открыть, Скачать)

заключение.doc

— 32.50 Кб (Открыть, Скачать)

содержание.doc

— 32.50 Кб (Открыть, Скачать)

список используемых источников.doc

— 36.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Управление культурой в регионе, городе