Управление культурой в регионе, городе

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:35, курсовая работа

Описание работы

Основная цель состоит в разработке и обосновании подходов к реформированию региональной системы управления культурой.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
4

Глава 1. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ


1.1 Основные подходы к осуществлению социальной политики в условиях социально-экономических реформ


7

1.2 Развитие законодательства в области культуры
11

1.3 Характерные особенности разработки региональной политики в области культуры


16

Глава 2 АНАЛИЗ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ


2.1 Состав социокультурной сферы области
19

2.2 Реализация организационной и нормативно-законодательной деятельности в области культуры


21

2.3 Реализация программно-целевого подхода на региональном уровне
28

Глава 3. ПОДХОДЫ К РЕФОРМИРОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРОЙ


35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
43

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
47

Работа содержит 7 файлов

1 глава.doc

— 77.00 Кб (Скачать)


18

 

Глава 1 Основы государственной политики в области культуры

 

1.1 Основные подходы к осуществлению социальной политики в условиях социально-экономических реформ

 

Социально-экономические преобразования, проводимые в Рос­сии, привели к глубоким переменам во всех сферах общественной жизни - в экономике, политике, социальной и культурной структурах общества.

Парламентские слушания "Об упорядочении социальной политики государства в условиях выхода из кризиса и становления рыночной экономики", состоявшиеся в г. Москве, в Совете Федерации Феде­рального Собрания Российской Федерации 20 апреля 1998г , послужили дальнейшему развитию законодательства и наметили кон­туры основных преобразований в социальной жизни общества.

В парламентских слушаниях участвовали представители 61 субъекта РФ, 30 членов экспертного Совета по социальной политике Совета Федерации, видные ученые, социологи, руководители минис­терств и ведомств, научно-исследовательских институтов, профсо­юзные деятели (всего более 400 человек).

Как отмечается в резолюции, стратегической целью реформ в социальной сфере является согласование социальных обязательств государства и реальных возможностей для их финансирования на ос­нове повышения эффективности использования ресурсов, направляе­мых на социальные цели, и расширения источников финансирования.

Намечается осуществить ре­формы во всех отраслях социальной сферы - труде и трудовых отно­шениях, политике доходов, занятости и развитии кадрового потен­циала, социальном страховании и пенсионном обеспечении, социаль­ной защите ветеранов, инвалидов и других социально-уязвимых групп населения, здравоохранении, образовании и других социаль­но-культурных отраслях.

Важное место в принятой на парламентских слушаниях резолю­ции отведено культурной политике, ее роли и месту в современном обществе.

Культурная политика представляет собой отрефлексированный и ответственный выбор целей и приоритетов, создание механизмов их осуществления и целенаправленное выделение ресурсов. В общих чертах первой целью культурной политики является сохранение и передача будущим поколениям культурного наследия, поддержка ху­дожественного творчества и распространение всех форм культуры среди максимально широкой аудитории. Для понимания необходимости развития культуры в столь сложный для страны переходный период следует четко осознавать, что может дать обществу энергичная и предприимчивая культурная политика [23.С.3-13].

Необходимо отметить, что в течение нескольких последних де­сятилетий происходит постоянное переосмысление роли и места культуры в жизни, как всего мирового сообщества, так и отдельного человека.

Так, принятая в 1948г Генеральной Ассамблеей ООН "Всеоб­щая декларация прав человека" провозгласила в числе важнейших прав право каждого человека "свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством", а также право каждого человека "на защиту его моральных и материальных интересов, яв­ляющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является" [статья 27].

Спустя сорок лет мировое сообщество пришло к выводу об ог­раниченности осуществлявшихся после окончания второй мировой войны стратегий развития, основывающихся на количественном и ма­териальном росте. Всемирная конференция по политике в области культуры (Мехико,1982г) выработала формулу "Культура является основополагающим элементом жизни каждого человека и каждого об­щества". На ее основе ООН приняла решение о проведении в 1998-2007гг Десятилетия всемирного развития культуры, цель которого заключается в том, чтобы осмыслить пути обеспечения культурным ценностям "их центрального места в экономическом и техническом развитии" посредством:

1. учета культурного аспекта во всех социально-экономичес­ких и технических проектах развития;

2. возрождения и обогащения культурной самобытности наро­дов, отражающей их взгляд на мир и представление о самих себе;

3. расширения участия всех людей  в культурной жизни;

4. развития международного культурного сотрудничества.

В свете указанных обобщений мирового сообщества националь­ное развитие и реформирование государственности Российской Феде­рации реально и основательно настолько, насколько эти историчес­кие цели будут увязаны с фундаментальной ролью культуры в жизни человека и общества, ибо именно культура определяет образ жизни людей, восприятие ими себя и других, их действия, убеждения и систему ценностей [26.С.32-36].

Функции современного государства предполагают необходимость государственной политики в области культуры (культурной полити­ки). Средства выработки и реализации такой политики - разработка и принятие государственных программ, создание специализированных исполнительных органов (министерств, госкомитетов и т.п.),госу­дарственных организаций, учреждений, предприятий культуры.

В Российской Федерации такие функции исполняет Министерство культуры. В соответствии с Положением, утвержденным Постановлени­ем Правительства РФ от 06.06.97г. N 679, Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную поли­тику в области культуры, искусства, охраны и использования исто­рико-культурного наследия (далее именуется сфера культуры), а также осуществляющим государственное регулирование и координацию деятельности иных федеральных органов исполнительной власти в этой сфере в случаях, установленных федеральными законами, ука­зами Президента Российской Федерации и постановлениями Прави­тельства Российской Федерации.

Существование полноценного и самостоятельного Министерства культуры представляется целесообразным в контексте национальных традиций государственного управления. Это обеспечивает отрасли лучшее финансирование, а также - определенное равенство с други­ми отраслями в государственном механизме и дает свободу инициа­тивы [33.С.3-13]. Существование Министерства необходимо, поскольку го­сударственный сектор в культуре сохраняет свою важность, сущест­вует значительное число учреждений культуры, находящихся под го­сударственным управлением, а финансирование из внебюджетных ис­точников только формируется.

В этой ситуации одним из приоритетных направлений деятель­ности органов государственного управления становится социальное регулирование. Оно необходимо, прежде всего, потому, что именно государство по Конституции приняло на себя роль гаранта в обес­печении принципа доступности для своих граждан источников удов­летворения культурных потребностей.

Право человека свободно участвовать в культурной жизни само по себе недостаточно - культурную деятельность необходимо еще и стимулировать. Мировое сообщество осознало, что "культурное раз­витие должно в возрастающей мере стать заботой и долгом совре­менного государства и всех других институтов, принимающих решения о стратегиях, программах, проектах общественного развития" [25.С.3-19].

Существуют два способа государственного финансирования культуры - прямое выделение бюджетных ассигнований и косвенное финансирование посредством выделения кредитов, предоставления налоговых льгот и т.д. В соответствии со ст.45 Закона РФ "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", государство гарантирует создание условий для сохранения и развития культуры посредством прямого финансирования.

В целях создания системы гарантированного государственного финансирования в законе закреплена минимальная доля (норматив) бюджетных ассигнований, направляемых на нужды культуры. Предус­мотрено, что на эти цели ежегодно направляется не менее 2% средств республиканского бюджета и не менее 6% средств местных бюджетов.

Однако данная норма не выполняется уже на стадии формирова­ния бюджетов [38.С.3-11]. Данные о средствах(в процентах), выделяемых фе­деральным бюджетом на культуру по отношению к самому бюджету, представлены в таблице 1.1.

Таблица 1.1

 

Средства, выделяемые федеральным бюджетом на культуру по отношению к самому бюджету за период 1999 -2004гг (%)

 

      год

     2000г

   2001г

      2002г

   2003г

  2004г

средства, %

      0,82

     0,93

0,87

    0,62

   0,71

 

 

Ситуация еще более усугубляется тем обстоятельством, что даже эти средства выделяются не полностью. Практика исполнения бюджета последних лет показала, что бюджет перестал быть законом, в соответствии с которым осуществляется реальное финансирование.

Кризисное состояние культуры в Российской Федерации очевид­но, хотя глубина духовной деградации и трудности ее преодоления, видимо, еще осознаны далеко не полностью. Достаточно оснований полагать, что не оценен в должной мере и громадный культурный потенциал России, который, вопреки всему, сохранился, а в неко­торых отношениях и возрос.

 

1.2      Развитие законодательства в области культуры

 

Мировая практика и отечественный опыт свидетельствуют об исключительной роли правового регулирования культурной жизни в любой стране и, в особенности в переломные моменты общественного развития. Суть права в области культуры - это гарантии свободы культуры и культурной деятельности личности посредством гармони­зации отношений различных субъектов культурной жизни личности, объединений граждан и государства.

В современном мире правосознание в этой области учитывает необходимость участия государства в культуре посредством приня­тия на себя обязанностей гаранта ее свободы, материальной под­держки, защиты национального и культурного достояния, регулиро­вания отношений собственности, обеспечения культурно-националь­ной автономии нацменьшинств, протекционизма в отношении особо одаренных граждан, новаций в области культуры, доступности куль­турной деятельности для социально-ослабленных групп населения (детей, пенсионеров, инвалидов) [37. С.67-90].

Развитие рыночной экономики, строительство новой российской государственности  потребовали уделить особое внимание формирова­нию правового пространства деятельности в  сфере  культуры.  Тем более,  что  до  1997г мы имели лишь один специальный закон, регулирующий отношения в сфере культуры.  Это Закон "Об охране и использовании  памятников  истории и культуры",  принятый в 1978г.

В 1997г были приняты "Основы законодательства Российс­кой Федерации о культуре", в которых впервые в развернутом виде определены права и свободы человека, народов и этнических общ­ностей в области культуры. Установлены обязанности государства в области культуры, уточнено разделение компетенции между феде­ральными органами государственной власти, органами государствен­ной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, оп­ределены принципы государственного финансирования культуры и ре­гулирования экономической деятельности в этой сфере, основы участия в международных культурных обменах.

Принятие "Основ законодательства" стимулировало интенсивную нормотворческую деятельность в сфере культуры. С 1997г начи­нается наработка законодательной базы.

Закон РФ от 29.12.97г N 79-ФЗ О библиотечном деле" явился правовой базой сохранения и развития библиотечного дела в Рос­сийской Федерации. Он установил принципы деятельности библиотек, гарантирующие права человека, общественных объединений, народов и этнических общностей на свободный доступ к информации, свобод­ное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и ми­ровой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность. Закон регулирует общие вопросы организации библио­течного дела, взаимоотношений между государством, гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями в области библиотеч­ного дела в соответствии с принципами и нормами международного права.

Действие настоящего Федерального закона распространяется на библиотеки, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов, а в части регулирования вопросов сохранения и использования библиотечных фондов как части культурного наследия народов Российской Федерации - на все библиотеки независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Учитывая большой вклад государственных библиотек в развитие отечественного просвещения, науки и культуры и необходимость дальнейшего повышения их роли в жизни общества, Указом Президен­та РФ в 1998г был установлен общероссийский день библиотек, который отмечается 27 мая. Это единственный профессиональный праздник работников культуры.

Закон РФ от 26.05.99г N 54-ФЗ "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" определяет особеннос­ти правового положения музейного фонда РФ, а также особенности создания и правовое положение музеев в РФ.

В развитие этого закона Постановлением Правительства РФ 12 февраля 2001г N 179 были утверждены Положение о музейном фонде Российской Федерации, Положение о государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации, Положение о лицензировании деятельности музеев в Российской Федерации.

Указ Президента РФ от 01.07.99г N 1010 "О мерах по усиле­нию государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации" определил стратегические направления развития даль­нейшей правовой базы культурной сферы. Программе "Развитие и сохранение культуры и искусства в РФ (2001-2003гг)" присвоен статус президентской, учреждено 100 грантов Президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения, повы­шены стипендии для выдающихся деятелей культуры и искусства, рассмотрены вопросы о передаче собственности, образован Совет при Президенте РФ по культуре и искусству.

2 глава.doc

— 137.50 Кб (Открыть, Скачать)

3 глава.doc

— 50.50 Кб (Открыть, Скачать)

введение.doc

— 28.50 Кб (Открыть, Скачать)

заключение.doc

— 32.50 Кб (Открыть, Скачать)

содержание.doc

— 32.50 Кб (Открыть, Скачать)

список используемых источников.doc

— 36.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Управление культурой в регионе, городе