Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:35, курсовая работа
Основная цель состоит в разработке и обосновании подходов к реформированию региональной системы управления культурой.
ВВЕДЕНИЕ
4
Глава 1. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ
1.1 Основные подходы к осуществлению социальной политики в условиях социально-экономических реформ
7
1.2 Развитие законодательства в области культуры
11
1.3 Характерные особенности разработки региональной политики в области культуры
16
Глава 2 АНАЛИЗ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Состав социокультурной сферы области
19
2.2 Реализация организационной и нормативно-законодательной деятельности в области культуры
21
2.3 Реализация программно-целевого подхода на региональном уровне
28
Глава 3. ПОДХОДЫ К РЕФОРМИРОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРОЙ
35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
43
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
47
18
Глава 1 Основы государственной политики в области культуры
1.1 Основные подходы к осуществлению социальной политики в условиях социально-экономических реформ
Социально-экономические преобразования, проводимые в России, привели к глубоким переменам во всех сферах общественной жизни - в экономике, политике, социальной и культурной структурах общества.
Парламентские слушания "Об упорядочении социальной политики государства в условиях выхода из кризиса и становления рыночной экономики", состоявшиеся в г. Москве, в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 20 апреля 1998г , послужили дальнейшему развитию законодательства и наметили контуры основных преобразований в социальной жизни общества.
В парламентских слушаниях участвовали представители 61 субъекта РФ, 30 членов экспертного Совета по социальной политике Совета Федерации, видные ученые, социологи, руководители министерств и ведомств, научно-исследовательских институтов, профсоюзные деятели (всего более 400 человек).
Как отмечается в резолюции, стратегической целью реформ в социальной сфере является согласование социальных обязательств государства и реальных возможностей для их финансирования на основе повышения эффективности использования ресурсов, направляемых на социальные цели, и расширения источников финансирования.
Намечается осуществить реформы во всех отраслях социальной сферы - труде и трудовых отношениях, политике доходов, занятости и развитии кадрового потенциала, социальном страховании и пенсионном обеспечении, социальной защите ветеранов, инвалидов и других социально-уязвимых групп населения, здравоохранении, образовании и других социально-культурных отраслях.
Важное место в принятой на парламентских слушаниях резолюции отведено культурной политике, ее роли и месту в современном обществе.
Культурная политика представляет собой отрефлексированный и ответственный выбор целей и приоритетов, создание механизмов их осуществления и целенаправленное выделение ресурсов. В общих чертах первой целью культурной политики является сохранение и передача будущим поколениям культурного наследия, поддержка художественного творчества и распространение всех форм культуры среди максимально широкой аудитории. Для понимания необходимости развития культуры в столь сложный для страны переходный период следует четко осознавать, что может дать обществу энергичная и предприимчивая культурная политика [23.С.3-13].
Необходимо отметить, что в течение нескольких последних десятилетий происходит постоянное переосмысление роли и места культуры в жизни, как всего мирового сообщества, так и отдельного человека.
Так, принятая в 1948г Генеральной Ассамблеей ООН "Всеобщая декларация прав человека" провозгласила в числе важнейших прав право каждого человека "свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством", а также право каждого человека "на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является" [статья 27].
Спустя сорок лет мировое сообщество пришло к выводу об ограниченности осуществлявшихся после окончания второй мировой войны стратегий развития, основывающихся на количественном и материальном росте. Всемирная конференция по политике в области культуры (Мехико,1982г) выработала формулу "Культура является основополагающим элементом жизни каждого человека и каждого общества". На ее основе ООН приняла решение о проведении в 1998-2007гг Десятилетия всемирного развития культуры, цель которого заключается в том, чтобы осмыслить пути обеспечения культурным ценностям "их центрального места в экономическом и техническом развитии" посредством:
1. учета культурного аспекта во всех социально-экономических и технических проектах развития;
2. возрождения и обогащения культурной самобытности народов, отражающей их взгляд на мир и представление о самих себе;
3. расширения участия всех людей в культурной жизни;
4. развития международного культурного сотрудничества.
В свете указанных обобщений мирового сообщества национальное развитие и реформирование государственности Российской Федерации реально и основательно настолько, насколько эти исторические цели будут увязаны с фундаментальной ролью культуры в жизни человека и общества, ибо именно культура определяет образ жизни людей, восприятие ими себя и других, их действия, убеждения и систему ценностей [26.С.32-36].
Функции современного государства предполагают необходимость государственной политики в области культуры (культурной политики). Средства выработки и реализации такой политики - разработка и принятие государственных программ, создание специализированных исполнительных органов (министерств, госкомитетов и т.п.),государственных организаций, учреждений, предприятий культуры.
В Российской Федерации такие функции исполняет Министерство культуры. В соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.06.97г. N 679, Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в области культуры, искусства, охраны и использования историко-культурного наследия (далее именуется сфера культуры), а также осуществляющим государственное регулирование и координацию деятельности иных федеральных органов исполнительной власти в этой сфере в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Существование полноценного и самостоятельного Министерства культуры представляется целесообразным в контексте национальных традиций государственного управления. Это обеспечивает отрасли лучшее финансирование, а также - определенное равенство с другими отраслями в государственном механизме и дает свободу инициативы [33.С.3-13]. Существование Министерства необходимо, поскольку государственный сектор в культуре сохраняет свою важность, существует значительное число учреждений культуры, находящихся под государственным управлением, а финансирование из внебюджетных источников только формируется.
В этой ситуации одним из приоритетных направлений деятельности органов государственного управления становится социальное регулирование. Оно необходимо, прежде всего, потому, что именно государство по Конституции приняло на себя роль гаранта в обеспечении принципа доступности для своих граждан источников удовлетворения культурных потребностей.
Право человека свободно участвовать в культурной жизни само по себе недостаточно - культурную деятельность необходимо еще и стимулировать. Мировое сообщество осознало, что "культурное развитие должно в возрастающей мере стать заботой и долгом современного государства и всех других институтов, принимающих решения о стратегиях, программах, проектах общественного развития" [25.С.3-19].
Существуют два способа государственного финансирования культуры - прямое выделение бюджетных ассигнований и косвенное финансирование посредством выделения кредитов, предоставления налоговых льгот и т.д. В соответствии со ст.45 Закона РФ "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", государство гарантирует создание условий для сохранения и развития культуры посредством прямого финансирования.
В целях создания системы гарантированного государственного финансирования в законе закреплена минимальная доля (норматив) бюджетных ассигнований, направляемых на нужды культуры. Предусмотрено, что на эти цели ежегодно направляется не менее 2% средств республиканского бюджета и не менее 6% средств местных бюджетов.
Однако данная норма не выполняется уже на стадии формирования бюджетов [38.С.3-11]. Данные о средствах(в процентах), выделяемых федеральным бюджетом на культуру по отношению к самому бюджету, представлены в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Средства, выделяемые федеральным бюджетом на культуру по отношению к самому бюджету за период 1999 -2004гг (%)
год | 2000г | 2001г | 2002г | 2003г | 2004г |
средства, % | 0,82 | 0,93 | 0,87 | 0,62 | 0,71 |
Ситуация еще более усугубляется тем обстоятельством, что даже эти средства выделяются не полностью. Практика исполнения бюджета последних лет показала, что бюджет перестал быть законом, в соответствии с которым осуществляется реальное финансирование.
Кризисное состояние культуры в Российской Федерации очевидно, хотя глубина духовной деградации и трудности ее преодоления, видимо, еще осознаны далеко не полностью. Достаточно оснований полагать, что не оценен в должной мере и громадный культурный потенциал России, который, вопреки всему, сохранился, а в некоторых отношениях и возрос.
1.2 Развитие законодательства в области культуры
Мировая практика и отечественный опыт свидетельствуют об исключительной роли правового регулирования культурной жизни в любой стране и, в особенности в переломные моменты общественного развития. Суть права в области культуры - это гарантии свободы культуры и культурной деятельности личности посредством гармонизации отношений различных субъектов культурной жизни личности, объединений граждан и государства.
В современном мире правосознание в этой области учитывает необходимость участия государства в культуре посредством принятия на себя обязанностей гаранта ее свободы, материальной поддержки, защиты национального и культурного достояния, регулирования отношений собственности, обеспечения культурно-национальной автономии нацменьшинств, протекционизма в отношении особо одаренных граждан, новаций в области культуры, доступности культурной деятельности для социально-ослабленных групп населения (детей, пенсионеров, инвалидов) [37. С.67-90].
Развитие рыночной экономики, строительство новой российской государственности потребовали уделить особое внимание формированию правового пространства деятельности в сфере культуры. Тем более, что до 1997г мы имели лишь один специальный закон, регулирующий отношения в сфере культуры. Это Закон "Об охране и использовании памятников истории и культуры", принятый в 1978г.
В 1997г были приняты "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", в которых впервые в развернутом виде определены права и свободы человека, народов и этнических общностей в области культуры. Установлены обязанности государства в области культуры, уточнено разделение компетенции между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, определены принципы государственного финансирования культуры и регулирования экономической деятельности в этой сфере, основы участия в международных культурных обменах.
Принятие "Основ законодательства" стимулировало интенсивную нормотворческую деятельность в сфере культуры. С 1997г начинается наработка законодательной базы.
Закон РФ от 29.12.97г N 79-ФЗ О библиотечном деле" явился правовой базой сохранения и развития библиотечного дела в Российской Федерации. Он установил принципы деятельности библиотек, гарантирующие права человека, общественных объединений, народов и этнических общностей на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность. Закон регулирует общие вопросы организации библиотечного дела, взаимоотношений между государством, гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями в области библиотечного дела в соответствии с принципами и нормами международного права.
Действие настоящего Федерального закона распространяется на библиотеки, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов, а в части регулирования вопросов сохранения и использования библиотечных фондов как части культурного наследия народов Российской Федерации - на все библиотеки независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Учитывая большой вклад государственных библиотек в развитие отечественного просвещения, науки и культуры и необходимость дальнейшего повышения их роли в жизни общества, Указом Президента РФ в 1998г был установлен общероссийский день библиотек, который отмечается 27 мая. Это единственный профессиональный праздник работников культуры.
Закон РФ от 26.05.99г N 54-ФЗ "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" определяет особенности правового положения музейного фонда РФ, а также особенности создания и правовое положение музеев в РФ.
В развитие этого закона Постановлением Правительства РФ 12 февраля 2001г N 179 были утверждены Положение о музейном фонде Российской Федерации, Положение о государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации, Положение о лицензировании деятельности музеев в Российской Федерации.
Указ Президента РФ от 01.07.99г N 1010 "О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации" определил стратегические направления развития дальнейшей правовой базы культурной сферы. Программе "Развитие и сохранение культуры и искусства в РФ (2001-2003гг)" присвоен статус президентской, учреждено 100 грантов Президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения, повышены стипендии для выдающихся деятелей культуры и искусства, рассмотрены вопросы о передаче собственности, образован Совет при Президенте РФ по культуре и искусству.