Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:35, курсовая работа
Основная цель состоит в разработке и обосновании подходов к реформированию региональной системы управления культурой.
ВВЕДЕНИЕ
4
Глава 1. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ
1.1 Основные подходы к осуществлению социальной политики в условиях социально-экономических реформ
7
1.2 Развитие законодательства в области культуры
11
1.3 Характерные особенности разработки региональной политики в области культуры
16
Глава 2 АНАЛИЗ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Состав социокультурной сферы области
19
2.2 Реализация организационной и нормативно-законодательной деятельности в области культуры
21
2.3 Реализация программно-целевого подхода на региональном уровне
28
Глава 3. ПОДХОДЫ К РЕФОРМИРОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРОЙ
35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
43
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
47
34
Глава 2 Анализ социокультурной ситуации в Оренбургской области
2.1 Состав социокультурной сферы области
Под социокультурной сферой подразумевается совокупность учреждений, организаций, творческих групп и индивидов, создающих, воспроизводящих и тиражирующих материальные и нематериальные культурные элементы [19. С.2-15].
Состояние социокультурной сферы Оренбургской области можно охарактеризовать многими показателями. Данные представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Показатели социокультурной сферы
Оренбургской области на начало 2005г
Наличие объектов | Количество |
1 | 2 |
профессиональные коллективы (симфонический оркестр, камерный хор, государственные танцевальные ансамбли "Ивушка", "Цвета радуги", оркестр русских народных инструментов "Россияне", фольклорно-этнографический театр "Иван да Марья") | 6 |
муниципальные клубные учреждения | 548
|
библиотеки | 452
|
музеи | 10
|
театры и филармония | 4
|
кинотеатры | 15
|
киноустановки | 78 |
Продолжение таблицы 2.1
1 | 2 |
парки культуры и отдыха | 15 |
центр творчества молодежи | 2 |
центр самодеятельного творчества | 3 |
редакций газет | 51 |
телевизионных и радиовещательных компаний | 27 |
центр культуры и спорта | 1 |
В области сложился богатый творческий потенциал. Это творческие союзы – оренбургские отделения Союзов России - писателей, художников, архитекторов, театральных деятелей, журналистов, концертных деятелей. Общества - музыкальное, охраны памятников истории и культуры, книголюбов, Оренбургский союз дизайнеров и декораторов, Союз театральных деятелей РФ, Оренбургский Союз художников России.
Свыше 10 тысяч детей и подростков обучаются в 51 детской музыкальной, художественной, хореографической школе, школе искусств.
Кроме того, для социокультурной сферы области готовят специалистов профессорско-преподавательский состав учреждений высшего и среднего профессионального образования: ОГУ (факультеты культурологии, информационных ресурсов, культуры и искусств); Восточный институт экономики, гуманитарных наук, управления и права; Государственный институт искусств; Государственный педагогический университет (ОГПУ).
В области широко распространено народное самодеятельное творчество. Около четырех тысяч специалистов учреждений культуры и искусств привлекают к творчеству более 35 тысяч участников художественной самодеятельности, 88 самодеятельных коллективов имеют статус "народный коллектив".
За последние два года создан профессиональный симфонический оркестр, Центр культуры и спорта администрации области, открыт Российский центр кинематографии и стереокино на базе кинотеатра "Космос" в г.Оренбурге. Открыт после шестилетнего капитального ремонта Государственный областной театр музыкальной комедии. Продолжается ремонт памятников архитектуры – Государственного областного театра кукол, Библиотеки №14 им. А.С. Пушкина. Не смотря на сложное финансовое положение, стабильно работают все учреждения культуры и искусства.
2.2 Реализация организационной и нормативно-законодательной деятельности в области культуры
Проведение государственной политики в области культуры в регионе осуществляет управление культуры администрации Оренбургской области. Организационная структура управления культуры администрации области показана на рисунке 2.1
Рис 2.1 Организационная структура управления
культуры администрации области
В соответствии с Положением, утвержденным постановлением администрации области от 05.01.98г, управление культуры обеспечивает проведение государственной политики в области культуры, искусства и киновидеопроката, разрабатывает стратегию и оптимальные условия их развития, содействует демократизации процессов культурного строительства и в пределах своей компетенции несет ответственность за практическое осуществление указанной политики на территории области.
Штат управления культуры администрации области - 21 человек, из них 7 человек - обслуживающий персонал.
Основными задачами управления культуры администрации области являются:
1. координация развития сети учреждений культуры, искусства, киновидеопроката и киновидеопоказа на территории области;
2. разработка мероприятий по реализации своих полномочий, вытекающих из требований законов Российской Федерации, решений областной Думы, постановлений администрации области и "Основ законодательства РФ о культуре";
3. обеспечение прав и свобод человека в области культуры и искусства;
4. разработка на основе федеральной политики в области культуры, искусства и кино территориальных и иных программ сохранения и развития культуры, их реализация, финансовое и материально-техническое обеспечение;
5. обеспечение государственного контроля в области сохранности культурного достояния народов Российской Федерации, памятников истории и культуры, историко-культурных территорий, включенных в Свод памятников истории и культуры Российской Федерации;
6. осуществление политики демонополизации в сфере производства и распространения культурных ценностей, содействие созданию альтернативных организаций культуры, предприятий, ассоциаций, творческих союзов, гильдий, иных культурных объединений. Взаимодействие с творческими союзами;
7. закупка фильмов, лицензий на прокат фильмокопий, обеспечение проката фильмов в области.
Управление культуры в соответствии с возложенными на него задачами и в пределах своей компетенции осуществляет следующие функции:
1. анализирует, направляет и контролирует работу подведомственных учреждений культуры, искусства, киновидеопоказа, кинопроката, учебных заведений, разрабатывает и вносит администрации области предложения по совершенствованию и перспективному развитию отрасли. Оказывает методическую и иную помощь учреждениям культуры и искусства в районах и городах области;
2. координирует деятельность местных органов управления культуры по реализации федеральной культурной политики;
3. осуществляет комплексный анализ и прогнозирование тенденций развития культуры, искусства, киновидеопроката и киновидеопоказа, обоснование целей и приоритетов развития отдельных видов культурной деятельности на всей территории области;
4. содействует возрождению и развитию традиционных народных промыслов и ремесел;
5. разрабатывает и реализует программы кадрового обеспечения учреждений культуры и искусства,
6. контролирует в пределах своей компетенции соблюдение действующего законодательства, выполнение актов областной Думы и главы администрации области в подведомственных учреждениях и предприятиях;
7. осуществляет информационно-аналитическую деятельность, систематически информирует население по вопросам научных и специальных знаний в своей отрасли;
В соответствии с Положением об управлении культуры администрации области наработано и утверждено администрацией области Положение о коллегии управления культуры, её состав.
Коллегия управления культуры является совещательным органом, осуществляющим предварительное коллективное рассмотрение вопросов развития культуры и искусства в области и иных актов и выработки по ним рекомендаций в пределах полномочий, закрепленных за управлением культуры администрации области законодательством.
Деятельность управления культуры администрации области по осуществлению культурной политики на территории региона (функций управления, координации деятельности учреждений культуры, искусства, кино) можно разбить на 3 уровня:
1 уровень - взаимодействие с Министерством культуры России, Госкомитетом России по кино.
2 уровень - взаимодействие с областной Думой, администрацией области, комитетами, управлениями, отделами администрации области.
3 уровень - взаимодействие с муниципальными органами власти по координации действий в осуществлении государственной культурной политики.
Основой государственных гарантий развития культуры, ее стабильного функционирования, как это установлено ст.45 Закона РФ "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", является бюджетное финансирование. Доля расходов на культуру в общих расходах государства закреплена в объеме не менее 2% средств федерального бюджета и не менее 6% средств местных бюджетов. Данные по доле расходов на культуру в областном бюджете представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Доля расходов на культуру в областном бюджете
на период 2000-2004гг (%)
год | 2000г | 2001г | 2002г | 2003г | 2004г |
средства, % | 2 | 2,4 | 1,9 | 2,1 | 1,2 |